Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 29.06.2017 N Ф09-3505/17 ПО ДЕЛУ N А07-926/2016

Требование: О признании незаконным решения органа Пенсионного фонда РФ.

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обстоятельства: Решением начислены обязательные страховые взносы, штрафы в связи с необоснованным применением плательщиком пониженных тарифов для начисления страховых взносов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2017 г. N Ф09-3505/17

Дело N А07-926/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Кравцовой Е.А., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу автономной некоммерческой организации "Профессиональный спортивный волейбольный клуб "Урал" (далее - организация, страхователь) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2017 по делу N А07-926/2016 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель страхователя - Фаткуллин Р.Х. (доверенность от 13.10.2016 N 6).

Организация обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы (далее - учреждение, фонд) о признании незаконным решения от 04.12.2015 N 00276015 РВ 0000029 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда первой инстанции от 29.07.2016 (судья Чернышова С.Л.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2017 (судьи Скобелкин А.П., Иванова Н.А., Кузнецов Ю.А.) решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе организация просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что безвозмездные поступления организации квалифицируются как целевые поступления (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации), которые не учитываются в составе налогооблагаемых доходов.
Кроме того, страхователь считает, что подп. "ф" п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) не ставит в зависимость условия фонда оплаты труда от различных видов доходов и деятельности, следовательно, источник формирования фонда оплаты труда при определении права на льготу правового значения не имеет.
Организация также считает, что при соблюдении норм материального права, предусмотренных ст. 251, 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) субсидии и пожертвования, которые поступали в организацию, должны исключаться из общего объема доходов, а не включаться в общую сумму доходов. Доля доходов организации по виду деятельности "Прочая деятельность в области спорта" составляет 70%, что соответствует, по мнению организации, критериям применения пониженных тарифов страховых взносов.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, учреждением проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования организацией за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 27.10.2015 N 002 760 15 АВ 0000029 и принято решение от 04.12.2015 N 002 760 15 РВ 0000029 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Организация привлечена к ответственности по п. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 913 947 руб. Кроме того, страхователю предложено уплатить доначисленную сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период 2012 - 2014 годов в сумме 4 569 738 руб. 45 коп. и начисленные по состоянию на 31.12.2014 пени в сумме 348 879 руб. 06 коп.
Основанием для привлечения плательщика к ответственности явилось необоснованное применение им пониженных тарифов для начисления страховых взносов в нарушение подп. "ф" п. 8 ч. 1 ст. 58, ч. 1.4 ст. 58, ч. 1 ст. 58.2 Федерального закона N 212-ФЗ.
Полагая, что названное решение фонда незаконно, страхователь обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав выводы о том, что денежные средства в виде пожертвования на финансирование уставной деятельности и средства, предоставленные из бюджета Республики Башкортостан на осуществление уставной деятельности организации относятся к целевым поступлениям, классифицируемым по ст. 251 НК РФ, следовательно, не учитываются при определении в качестве дохода, подлежащего налогообложению в соответствии с положениями ст. 346.15 НК РФ; организации предоставлено право на применение пониженного тарифа, поскольку организация находится на упрощенной системе налогообложения, основным видом деятельности является прочая деятельность в области спорта, а доля доходов от реализации оказанных услуг по основному виду деятельности составляет 100%, удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции установив, что у страхователя в 2013 - 2014 годах отсутствует право на применение пониженного тарифа страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и по обязательному медицинскому страхованию, так как не выполнено условие по 70% доле дохода, при этом льготный тариф применен ко всему фонду оплаты труда, в том числе к фонду оплаты труда, формируемому за счет целевых поступлений из бюджета Республики Башкортостан и Фонда социальных целевых программ Республики Башкортостан, отказал в удовлетворении заявленных требований, отменив решение суда первой инстанции.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
В соответствии с подп. "ф" п. 8 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ в течение переходного периода 2012 - 2018 годов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в том числе прочая деятельность в области спорта, применяется пониженный тариф страховых взносов - 0%.
На основании ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В силу п. 1 ст. 346.15 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Согласно подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что страхователь является автономной некоммерческой организацией, не имеющей членства и созданной на основе имущественных взносов юридических лиц.
Организация применяет упрощенную систему налогообложения. Основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) является прочая деятельность в области спорта (код ОКВЭД 92.62).
С 01.01.2012 по 31.08.2013 организацией применялись тарифы страховых взносов в соответствии с положениями ч. 1 ст. 58.2 Федерального закона N 212-ФЗ. С 01.09.2013 по 31.12.2014 применялись пониженные тарифы страховых взносов, установленные п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
Доходы организации в 2013 году составили 45 825 856 руб. 98 коп., в том числе: пожертвования, полученные от Фонда Социальных целевых программ на основании договоров пожертвования, в размере 32 375 000 руб.; субсидии, полученные от Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, в размере 10 000 000 руб.; доход от оказания платных услуг в размере 3 450 856 руб. 98 коп.
В 2014 году общий доход организации составил 212 698 234 руб. 86 коп., в том числе: субсидии, полученные от Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, в размере 9 000 000 руб.; целевые поступления, полученные от Фонда Социальных целевых программ Республики Башкортостан на основании договоров пожертвования, в размере 195 928 000 руб.; доход от оказания платных услуг в размере 7 770 234 руб. 86 коп.
Однако организация в целях применения пониженного тарифа при исчислении страховых взносов за 2013 год учла только доходы от основного вида экономической деятельности (прочей деятельности в области спорта) в сумме 3 450 856 руб. 98 коп.
При этом страхователем в общую сумму дохода не включены субсидии, полученные от Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, в размере 10 000 000 руб. и целевые поступления от Фонда Социальных целевых программ Республики Башкортостан в размере 32 375 000 руб. За 2014 год организацией учтены только доходы от основного вида экономической деятельности (прочей деятельности в области спорта) в сумме 7 770 231 руб. 86 коп. и в общую сумму дохода не включены субсидии, полученные от Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, в размере 9 000 000 руб. и целевые поступления от Фонда Социальных целевых программ в размере 195 928 000 руб.
Кроме того, страхователь применил пониженный тариф для начисления страховых взносов к общему фонду оплаты труда. Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц согласно данным расчета (форма РСВ-1 ПФР) и сводных ведомостей по заработной плате составила за период с 01.09.2013 по 31.12.2013 - 21 231 387 руб. 26 коп.; за 2014 год составила - 31 748 810 руб. 44 коп., что в несколько раз превышает сумму налогооблагаемых доходов 3 450 856 руб. 98 коп. (в 2013 году) 7 770 234 руб. 86 коп. (в 2014 году), полученных организацией от основного вида экономической деятельности по упрощенной системе налогообложения и взятую страхователем за 100% при предъявлении права на льготу.
Таким образом, как верно определено судом апелляционной инстанции, страхователь применил льготную ставку 0% к общему фонду оплаты труда, соответственно должен заявить и общую сумму доходов.
При этом учреждение правомерно посчитало, что доход организации от основного вида экономической деятельности - прочей деятельности в области спорта - составил в 2013 году 7,53%; в 2014 году 3,65%, то есть меньше 70% в общем объеме доходов и получаемых организацией целевых поступления.
Следовательно, судом апелляционной инстанции верно указано, что применение организацией пониженного тарифа страховых взносов, установленного ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 8 ч. 1 названной статьи, является неправомерным.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у страхователя в 2013 - 2014 годах отсутствует право на применение пониженного тарифа страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и по обязательному медицинскому страхованию.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных организацией требований, отменив решение суда первой инстанции.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, не выявлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2017 по делу N А07-926/2016 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу АНО ПСВК "Урал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ

Судьи
Е.А.КРАВЦОВА
Т.П.ЯЩЕНОК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)