Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 06.10.2017 ПО ДЕЛУ N 3Г-811/2017

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 октября 2017 г. по делу N 3г-811/2017


Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Х.Р.И.,
с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Атола" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункт 2149 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года N 2007 (редакция от 30 июня 2017 года) "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",

установил:

приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года N 2007 (редакция от 30 июня 2017 года) "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2017 год).
Данный документ опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.
Пунктом 2149 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, было включено помещение с кадастровым номером N..., расположенное по адресу: адрес.
Общество с ограниченной ответственностью "Атола" (далее - ООО "Атола"), являясь собственником указанного помещения, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2149 Перечня на 2017 год. В обоснование требований указано, что здание используется под гостиницу и не является административно-деловым центром и торговым центром (комплексом), не предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Следовательно, здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение вышеуказанного здания в Перечень на 2017 год нарушает права общества, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Представитель ООО "Атола" Б.Д.А. в судебном заседании заявленное требование поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Г.Р.Ф. требования не признал, указал, что приказ принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемый в части Перечень на 2017 год не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, специалистов ГУП Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан, Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, отдела контроля и управления государственным имуществом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, изучив материалы дела, проверив Перечень в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
На основании статьи 14 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливаемым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 данного Кодекса.
Пунктами 1, 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено приведенной статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 указанного Кодекса.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 372 этого же Кодекса).
В статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Административный истец не оспаривал компетенцию Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на принятие оспариваемого в части приказа.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан утвердило Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определило состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года N 180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость").
В силу пункта 3 вышеуказанного Постановления Правительства Республики Башкортостан, пункта 3.94 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2014 года N 35, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обладало достаточной компетенцией для определения оспариваемого перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Порядок опубликования Перечня не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте министерства http://www.mziorb.ru/ до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также помещений в них. В силу приведенной статьи критерием отнесения здания к торговому или административно-деловому центру является вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, и (или) предназначение либо фактическое использование здания в установленных целях.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества (часть 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з (с изменениями) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений).
Пункты 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации содержат понятие административно-делового центра, торгового центра (комплекса) и основные признаки названных объектов налогообложения.
Так, административно - деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, и (или) предназначенное для использования или фактически используемое в целях делового, административного или коммерческого назначения. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Под торговым центром (комплексом) понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, и (или) предназначенное для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), и (или) предназначенное для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Из объяснений представителя административного ответчика следует, что спорный объект недвижимости включен в Перечень на 2017 год по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть по виду разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, в котором находится помещение, принадлежащее ООО "Атола".
Согласно пункту 6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан определяет по результатам обследования зданий (строений, сооружений) в целях выявления вида фактического использования.
ООО "Атола" является собственником объекта недвижимого имущества (гостиница) с кадастровым номером N... расположенного по адресу: адрес, на основании договора уступки прав требования от дата NN..., договора об инвестировании объекта капитального строительства от 19 января 2013 года N 2/ИД, акта приема передачи от 20 октября 2015 года Nб/н, запись регистрации N..., свидетельство о государственной регистрации права от дата.
Согласно пояснениям специалистов ГУП Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан, Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, отдела контроля и управления государственным имуществом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан спорное помещение (гостиница) площадью 6918 кв.м (пункт 2149 Перечня на 2017 год) является составной частью здания площадью 9441,1 кв.м с кадастровым номером N... (пункт 2148 Перечня на 2017 год), включающее в себя также подземную парковку площадью 1416,1 кв.м с кадастровым номером N... (пункт 2150 Перечня на 2017 год) и спортивный зал с кадастровым номером N..., которое не включено в Перечень на 2017 год.
В акте обследования фактического использования здания от 11 августа 2017 года, проведенного комиссией Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, указано, что общая площадь нежилого помещения по адресу: адрес, 8 334,1 кв.м. Объект недвижимости расположен на трех земельных участках с кадастровыми номерами N... - для размещения гостиниц; N... - для размещения объектов общественно-делового значения, под здание административного управления; N... - для индивидуальной жилой застройки. Объект используется следующим образом: административные помещения 1 этажа - 5,9,10 - общая площадь 79,6 кв.м; административные помещения 2 этажа - 14, 16, 18, 19, 21, 23 - общая площадь 130,1 кв.м; общепит 1 этаж - N 14, 15, 17, 18, 22, 23, 25, 26, 27, 28, 29, 36, 42, 42а - общей площадью 257,2 кв.м; помещения с 3 по 10 этаж гостиничные номера. Фактически помещение с кадастровым номером N... используемое как гостиница и подземная парковка, расположено на трех земельных участках, один из которых с кадастровым номером N... имеет вид разрешенного использования "под здание административного управления". По мнению комиссии, поскольку вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N..., на котором частично расположено здание (N...), определен как "под здание административного управления", то здание соответствует критерию "административно-деловой центр" - подпункт 1 пункта 3 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ и не подлежит исключению из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (том 1 л.д.125-136).
Таким образом, административным ответчиком не отрицается, что площади здания (N...) и спорного нежилого помещения (N...) фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Специалист отдела контроля и управления государственным имуществом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ФИО8 в суде пояснил, что подземная парковка (N...) частично (40 см под землей) расположена на земельном участке с кадастровым номером N....
Земельный участок с кадастровым номером N..., правообладателем которого является Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Уфе, согласно свидетельству о государственной регистрации права от дата года NN..., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под здание административного управления. Аналогичные виды разрешенного использования земельного участка установлены в кадастровом паспорте участка и кадастровой выписке.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким органом в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7); земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 1.2.9).
В пункте 14 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка.
По смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, соответствуют предусмотренному пунктом 1.2.7 Приказа Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Вид разрешенного использования земельного участка "под здание административного управления" не является однозначно определенным, может быть отнесен к группе видов разрешенного использования, содержащейся как в пункте 1.2.5, так и к группам, указанным в пунктах 1.2.7 и 1.2.9 названного Приказа. Содержание вида разрешенного использования земельного участка должно выясняться с учетом фактического использования такого объекта недвижимого имущества.
Как усматривается из материалов дела, основным видом деятельности общества является деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания. Часть здания с кадастровым номером N... состоит из 10 этажей и подвала. В здании расположены общепит, гостиничные номера, подземная парковка (N...). Данное обстоятельство подтверждается и актом обследования от 11 августа 2017 года, в котором также указано, что здание фактически используется как гостиница и подземная парковка.
Изучив и оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что разрешенное использование земельного участка N..., на котором расположена незначительная часть спорного помещения, не подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для административно-деловых торговых центров, в силу чего спорное здание согласно положениям пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з не правомерно включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год.
При этом суд учитывает, что объект недвижимости здание с кадастровым номером N... (и соответственно его часть с кадастровым номером N...) расположено в целом на земельных участках с кадастровым номером N... разрешенный вид использования "для размещения гостиниц" и с кадастровым номером N... разрешенный вид использования "для индивидуальной жилой застройки", которые однозначно не соответствуют кодам 1.2.5, 1.2.7, 1.2.9 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39.
Суд признает недействующим пункт 2149 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года N 2007, поскольку оспариваемое положение противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), признание отдельных его положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
При таких обстоятельствах, пункт 2149 Перечня подлежит признанию недействующим с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года N 2007 (редакция от 30 июня 2017 года).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Атола" удовлетворить.
Признать недействующими с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года N 2007 (редакция от 30 июня 2017 года) "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт 2149 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, объекта недвижимого имущества - помещения, общей площадью 6 918 кв.м. с кадастровым номером N..., расположенное по адресу: адрес.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
Г.А.ТАЗЕТДИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)