Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 марта 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Савватеевой К.В.
при участии:
от заявителя - открытого акционерного общества "Уральский научно-технологический комплекс" (ОГРН 1026601368023, ИНН 6667001522): не явились
от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (ОГРН 1046601240773, ИНН 6623000850): Оносова Т.А. по доверенности от 11.01.2016
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, открытого акционерного общества "Уральский научно-технологический комплекс",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 декабря 2015 года
по делу N А60-45098/2015
принятое судьей Савиной Л.Ф.
по заявлению открытого акционерного общества "Уральский научно-технологический комплекс"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области
о признании недействительным ненормативного правового акта
установил:
Открытое акционерное общество "Уральский научно-технологический комплекс" (далее - ОАО "УНТК", налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области (далее - Инспекция, налоговый орган) об отмене решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 7856/14 от 13.07.2015.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08 декабря 2015 года по делу N А60-45098/2015, принятым судьей Савиной Л.Ф., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "УНТК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что 27.12.2013 опубликован Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20.12.2013 N 3106 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Муниципального образования город Нижний Тагил", в соответствии с которым кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 38 126 033,48 руб. Таким образом, в спорном налоговом периоде (с 01.04.2014) налогоплательщик имел право уменьшить налоговые обязательства с учетом новой кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился.
Инспекция в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылается на то, что Приказ от 20.12.2013 N 3106 вступил в законную силу 04.01.2014 и подлежит применению с 01.01.2015. При исчислении земельного налога за 2014 год общество должно было руководствоваться кадастровой стоимостью в размере 47 678 713 руб., утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, ОАО "УНТК" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 66:56:401001:26, площадью 22523 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ш. Восточное, 28, А, с видом разрешенного использования: для использования комплекса.
ОАО "УНТК" 14.01.2015 представило в налоговый орган первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год, в которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составила 715 181 руб. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:56:401001:26 указана в размере 47 678 713 руб.
12.02.2015 ОАО "УНТК" представило уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год, согласно которой налог исчислен в сумме 571 890 руб., с указанием кадастровой стоимости земельного участка в размере 38 126 033 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации Инспекцией составлен акт от 26.05.2015 N 26824/14 и вынесено решение от 13.07.2015 N 7856/14 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 13.07.2015 N 7856/14 налогоплательщику доначислен земельный налог за 2014 год в размере 143 291 рублей, соответствующие пени в размере 6 344,09 рублей. ОАО "УНТК" привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату земельного налога в виде штрафа в сумме 28 658 рублей.
Основанием для принятия указанного решения послужили выводы налогового органа о занижении налогоплательщиком кадастровой стоимости земельного участка при исчислении земельного налога за 2014 год на 9 552 680 руб. По мнению Инспекции, налогоплательщику следовало применять кадастровую стоимость, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", в соответствии с которым кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 47 678 713 руб.
Решение Инспекции обжаловано налогоплательщиком в УФНС России по Свердловской области. Решением вышестоящего налогового органа от 18.09.2015 N 1035/15 выводы Инспекции признаны обоснованными, решение оставлено без изменения.
Полагая, что исчисление земельного налога должно производится исходя кадастровой стоимости земельного участка, установленной приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20.12.2013 N 3106 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Муниципального Образования город Нижний Тагил" в размере 38 126 033,48 руб., ОАО "УНТК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил и того, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная Приказом МУГИСО от 20.12.2013, может быть применена при исчислении земельного налога только начиная с 01.01.2015.
В силу ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Налогового кодекса РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Налогового кодекса РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
На территории Свердловской области результаты государственной кадастровой оценки земель для целей налогообложения и иных целей утверждаются Постановлением Правительства Свердловской области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" (далее - Постановление N 695-ПП) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Свердловской области, которые поставлены на государственный кадастровый учет до 01.01.2010 года.
В соответствии с Постановлением N 695-ПП по состоянию на 01.01.2014 кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 66:56:401001:26 составила 47 678 713 руб., в соответствии с которой налоговым органом исчислен земельный налог.
По мнению налогоплательщика, земельный налог должен исчисляться в соответствии с Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20.12.2013 N 3106, которым утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:56:401001:26 в размере 38 126 033,48 руб.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 17-П нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен Кодексом, в части вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
На основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Положения, предусмотренные ст. 5 НК РФ, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (п. 5 ст. 5 НК РФ).
Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20.12.2013 N 3106 опубликован в "Областной газете", на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru 27.12.2013 и вступил в силу 04.01.2014.
Таким образом, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 5 Налогового кодекса РФ, правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.10.2015 N 309-КГ15-7403, пришел к верному выводу о том, что кадастровую стоимость спорного земельного участка, утвержденную Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20.12.2013 N 3106, для целей налогообложения земельным налогом собственников земельных участков, следует применять с 01.01.2015, то есть с начала нового налогового периода.
В связи с чем, налоговым органом правомерно исчислен земельный налог на основании данных о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2014 в соответствии с Постановлением от 07.06.2011 N 695-ПП.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что согласно Приказу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20.12.2013 N 3106, кадастровая стоимость определена по состоянию на 01.01.2013, в связи с чем, подлежит применению при исчислении земельного налога за 2014 год, подлежит отклонению.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ - налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
При налогообложении земельных участков в 2014 году необходимо применять кадастровую стоимость, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, которое действовало по состоянию на 01.01.2014. Кадастровая стоимость, утвержденная Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20.12.2013 N 3106, подлежит применению при налогообложении с 01.01.2015.
Согласно ст. 106 Налогового кодекса РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое названным Кодексом установлена ответственность.
В силу п. 6 ст. 108 Налогового кодекса РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Таким образом, привлекая налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, налоговый орган должен доказать факт неуплаты налога, а также выяснить, в результате каких конкретных виновных действий (бездействия) налогоплательщика допущена такая неуплата.
В силу ст. 72, 75 Налогового кодекса РФ пеней является способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, в виде денежной суммы, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Поскольку в ходе камеральной проверки инспекцией установлено занижение налоговой базы по земельному налогу за 2014 год, начисление пени и штрафа по ст. 122 НК РФ является обоснованным.
В силу ст. 112, 114 Налогового кодекса РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 указанного Кодекса.
Частью 1 ст. 71 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив фактические обстоятельства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции не установил основания для уменьшения размера штрафа за свершение налогового правонарушения.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что заявителем не заявлялось ходатайство о снижении размера штрафа при подаче возражений на акт проверки. При подаче ходатайства об уменьшении штрафных санкций в суд первой инстанции заявителем не подтверждена необходимость применения положений статей 112 и 114 Налогового кодекса РФ, поскольку не представлены доказательства, свидетельствующие об их наличии.
Частичная уплата налога и значительный размер штрафа по сравнению с суммой доначисленного налога правомерно не приняты судом в качестве смягчающих вину обстоятельств.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно не применил положения ст. 112, 114 Налогового кодекса РФ.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб. относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 декабря 2015 года по делу N А60-45098/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Уральский научно-технологический комплекс" (ОГРН 1026601368023, ИНН 6667001522) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 67 от 04.02.2016.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА
Судьи
Г.Н.ГУЛЯКОВА
Н.М.САВЕЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.03.2016 N 17АП-650/2016-АК ПО ДЕЛУ N А60-45098/2015
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 2016 г. N 17АП-650/2016-АК
Дело N А60-45098/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 марта 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Савватеевой К.В.
при участии:
от заявителя - открытого акционерного общества "Уральский научно-технологический комплекс" (ОГРН 1026601368023, ИНН 6667001522): не явились
от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (ОГРН 1046601240773, ИНН 6623000850): Оносова Т.А. по доверенности от 11.01.2016
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, открытого акционерного общества "Уральский научно-технологический комплекс",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 декабря 2015 года
по делу N А60-45098/2015
принятое судьей Савиной Л.Ф.
по заявлению открытого акционерного общества "Уральский научно-технологический комплекс"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области
о признании недействительным ненормативного правового акта
установил:
Открытое акционерное общество "Уральский научно-технологический комплекс" (далее - ОАО "УНТК", налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области (далее - Инспекция, налоговый орган) об отмене решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 7856/14 от 13.07.2015.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08 декабря 2015 года по делу N А60-45098/2015, принятым судьей Савиной Л.Ф., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "УНТК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что 27.12.2013 опубликован Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20.12.2013 N 3106 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Муниципального образования город Нижний Тагил", в соответствии с которым кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 38 126 033,48 руб. Таким образом, в спорном налоговом периоде (с 01.04.2014) налогоплательщик имел право уменьшить налоговые обязательства с учетом новой кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился.
Инспекция в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылается на то, что Приказ от 20.12.2013 N 3106 вступил в законную силу 04.01.2014 и подлежит применению с 01.01.2015. При исчислении земельного налога за 2014 год общество должно было руководствоваться кадастровой стоимостью в размере 47 678 713 руб., утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, ОАО "УНТК" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 66:56:401001:26, площадью 22523 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ш. Восточное, 28, А, с видом разрешенного использования: для использования комплекса.
ОАО "УНТК" 14.01.2015 представило в налоговый орган первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год, в которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составила 715 181 руб. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:56:401001:26 указана в размере 47 678 713 руб.
12.02.2015 ОАО "УНТК" представило уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год, согласно которой налог исчислен в сумме 571 890 руб., с указанием кадастровой стоимости земельного участка в размере 38 126 033 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации Инспекцией составлен акт от 26.05.2015 N 26824/14 и вынесено решение от 13.07.2015 N 7856/14 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 13.07.2015 N 7856/14 налогоплательщику доначислен земельный налог за 2014 год в размере 143 291 рублей, соответствующие пени в размере 6 344,09 рублей. ОАО "УНТК" привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату земельного налога в виде штрафа в сумме 28 658 рублей.
Основанием для принятия указанного решения послужили выводы налогового органа о занижении налогоплательщиком кадастровой стоимости земельного участка при исчислении земельного налога за 2014 год на 9 552 680 руб. По мнению Инспекции, налогоплательщику следовало применять кадастровую стоимость, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", в соответствии с которым кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 47 678 713 руб.
Решение Инспекции обжаловано налогоплательщиком в УФНС России по Свердловской области. Решением вышестоящего налогового органа от 18.09.2015 N 1035/15 выводы Инспекции признаны обоснованными, решение оставлено без изменения.
Полагая, что исчисление земельного налога должно производится исходя кадастровой стоимости земельного участка, установленной приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20.12.2013 N 3106 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Муниципального Образования город Нижний Тагил" в размере 38 126 033,48 руб., ОАО "УНТК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил и того, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная Приказом МУГИСО от 20.12.2013, может быть применена при исчислении земельного налога только начиная с 01.01.2015.
В силу ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Налогового кодекса РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Налогового кодекса РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
На территории Свердловской области результаты государственной кадастровой оценки земель для целей налогообложения и иных целей утверждаются Постановлением Правительства Свердловской области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" (далее - Постановление N 695-ПП) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Свердловской области, которые поставлены на государственный кадастровый учет до 01.01.2010 года.
В соответствии с Постановлением N 695-ПП по состоянию на 01.01.2014 кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 66:56:401001:26 составила 47 678 713 руб., в соответствии с которой налоговым органом исчислен земельный налог.
По мнению налогоплательщика, земельный налог должен исчисляться в соответствии с Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20.12.2013 N 3106, которым утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:56:401001:26 в размере 38 126 033,48 руб.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 17-П нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен Кодексом, в части вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
На основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Положения, предусмотренные ст. 5 НК РФ, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (п. 5 ст. 5 НК РФ).
Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20.12.2013 N 3106 опубликован в "Областной газете", на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru 27.12.2013 и вступил в силу 04.01.2014.
Таким образом, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 5 Налогового кодекса РФ, правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.10.2015 N 309-КГ15-7403, пришел к верному выводу о том, что кадастровую стоимость спорного земельного участка, утвержденную Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20.12.2013 N 3106, для целей налогообложения земельным налогом собственников земельных участков, следует применять с 01.01.2015, то есть с начала нового налогового периода.
В связи с чем, налоговым органом правомерно исчислен земельный налог на основании данных о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2014 в соответствии с Постановлением от 07.06.2011 N 695-ПП.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что согласно Приказу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20.12.2013 N 3106, кадастровая стоимость определена по состоянию на 01.01.2013, в связи с чем, подлежит применению при исчислении земельного налога за 2014 год, подлежит отклонению.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ - налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
При налогообложении земельных участков в 2014 году необходимо применять кадастровую стоимость, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, которое действовало по состоянию на 01.01.2014. Кадастровая стоимость, утвержденная Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20.12.2013 N 3106, подлежит применению при налогообложении с 01.01.2015.
Согласно ст. 106 Налогового кодекса РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое названным Кодексом установлена ответственность.
В силу п. 6 ст. 108 Налогового кодекса РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Таким образом, привлекая налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, налоговый орган должен доказать факт неуплаты налога, а также выяснить, в результате каких конкретных виновных действий (бездействия) налогоплательщика допущена такая неуплата.
В силу ст. 72, 75 Налогового кодекса РФ пеней является способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, в виде денежной суммы, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Поскольку в ходе камеральной проверки инспекцией установлено занижение налоговой базы по земельному налогу за 2014 год, начисление пени и штрафа по ст. 122 НК РФ является обоснованным.
В силу ст. 112, 114 Налогового кодекса РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 указанного Кодекса.
Частью 1 ст. 71 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив фактические обстоятельства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции не установил основания для уменьшения размера штрафа за свершение налогового правонарушения.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что заявителем не заявлялось ходатайство о снижении размера штрафа при подаче возражений на акт проверки. При подаче ходатайства об уменьшении штрафных санкций в суд первой инстанции заявителем не подтверждена необходимость применения положений статей 112 и 114 Налогового кодекса РФ, поскольку не представлены доказательства, свидетельствующие об их наличии.
Частичная уплата налога и значительный размер штрафа по сравнению с суммой доначисленного налога правомерно не приняты судом в качестве смягчающих вину обстоятельств.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно не применил положения ст. 112, 114 Налогового кодекса РФ.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб. относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 декабря 2015 года по делу N А60-45098/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Уральский научно-технологический комплекс" (ОГРН 1026601368023, ИНН 6667001522) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 67 от 04.02.2016.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА
Судьи
Г.Н.ГУЛЯКОВА
Н.М.САВЕЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)