Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: Цымбаренко И.Б., Каменецкого Д.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жубоевым Д.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ИФНС N 35 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2017 по делу N А40-10277/17, принятое судьей Лариным М.В. (107-132)
по заявлению ООО "ЦЕНТУРИОН" (ОГРН 5147746116117, 124575, г. Москва, г. Зеленоград, ул. Панфилова, д. 28б, стр. 1)
к ИФНС России N 35 по г. Москве (ОГРН 1047735020618, 124482, г. Москва, Зеленоград, ул. Юности, д. 5)
о признании недействительными решений от 22.08.2016 N 390, N 391, N 392 и N 441,
при участии:
- от заявителя: Берлин А.В. по дов. от 17.03.2017, Вышегородцева И.А. по дов. от 17.03.2017;
- от ответчика: Солдаткина И.П., по дов. N 05-21/21915 от 24.04.2017, Анискина А.В. по дов. N 05-21/35073 от 03.07.2017, Марченкова В.Ю. по дов. N 05-21/29225 от 31.05.2017;
- установил:
ООО "ЦЕНТУРИОН" (заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в суд с требованиями к ИФНС России N 35 по г. (ответчик, налоговый орган, инспекция) Москве о признании недействительными решения от 22.08.2016 N 441 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решений от 22.08.2016 N 390, 391, 392 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решения N 441, 390, 391, 392).
Решением суда от 28.04.2017 требования ООО "ЦЕНТУРИОН" удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, инспекция проводила камеральные налоговые проверки представленных обществом 30.03.2016 уточненных расчетов и декларации по налогу на имущество организаций за 1 - 4 кварталы 2015 года, с отражением суммы налога (авансового платежа) исчисленного с кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером 77:10:0001006:2169 в размере 167 213 р., исходя из кадастровой стоимости в размере 55 737 554 р. (всего налог к уплате за год по данному объекту недвижимого имущества составил 668 851 р.).
После окончания проверок составлены акты камеральных налоговых проверок от 06.07.2016 N 2349, N 2350, N 2353, N 2354, рассмотрены возражения и материалы проверок (протоколы), вынесены следующие решения:
- - решением N 441 начислена недоимка по налогу на имущество организаций за 2015 год в размере 454 212 р., штраф по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 90 842 р., пени в сумме 23 070 р.;
- - решениями N 390, N 391, N 392 начислена недоимка по налогу на имущество организаций за 1 - 3 кварталы 2015 года в сумме по 113 553 р. за квартал или в общей сумме 340 659 р. и пени в общем размере 42 371 р.
Решениями УФНС России по г. Москве по жалобам от 26.04.2017 N 21-19/061479, N 21-19/061480, N 21-19/061481, N 21-19/061482 оспариваемые решения инспекции оставлены без изменения и утверждены (заявление представлено в суд 18.01.2017).
Основанием для начисления недоимки по налогу на имущество организаций за 1-4 кварталы 2015 года послужили следующие обстоятельства.
Общество владеет на праве собственности объектом недвижимого имущества - помещением с кадастровым номером 77:10:0001006:2169 общей площадью 2 843,1 кв. м, расположенным в здании по адресу: г. Москва, Зеленоград, ул. Панфилова, д. 28Б, имеющем кадастровый номер 77:10:0001006:1000, общую площадь 4 074,7 кв. м, которое входит в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП (далее - Перечень) и имеет кадастровую стоимость утвержденную Постановлением Правительства г. Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП (далее - Постановление N 688-ПП) в размере 79 882 456 р.
Налогоплательщик на основании пункта 2 статьи 375 и пункта 6 статьи 378.2 НК РФ, Закона г. Москвы от 20.11.2013 N 63 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 64), ввиду отсутствия определения кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером 77:10:0001006:2169 в Постановлении N 688-ПП, произвел расчет кадастровой стоимости помещения для целей налогообложения исходя из доли его площади в общей площади всего здания и его кадастровой стоимости, а также расчет суммы налога (авансового платежа) по налогу подлежащего уплате за каждый квартал 2015 года и за 2015 год в целом, следующим образом:
- - кадастровая стоимость здания на 01.01.2015 согласно Постановлению N 688-ПП составила 79 882 456 р., площадь здания 4 074,7 кв. м, площадь помещения 2 843,1 кв. м;
- - налоговая база для помещения составляет 55 737 554 р. = 79 882 456 р. x 2 843,1 кв. м / 4 074,7 кв. м;
- - сумма налога за год составила 668 851 р. = 55 737 554 р. x 1,2%, за квартал - 167 213 р. = 668 851 р. / 4.
Налоговый орган при проведении проверки установил, что:
- - кадастровая стоимость помещения налогоплательщика с кадастровым номером 77:10:0001006:2169 согласно ответу филиала ФГБУ ФКП Росреестра по г. Москве составляет 93 588 597 р.;
- - произвел расчет подлежащего уплате налога за год, составившего 1 123 063 р. = 93 588 597 р. "кадастровая стоимость помещения" x 1,2% "ставка" и за квартал, составившего 280 766 р. = 1 123 063 р. / 4;
- - начислил к уплате разницу между определенным им и отраженным налогоплательщиком в уточненных декларации и расчетах налогом (авансовым платежом) к доплате в качестве недоимки за год в размере 454 212 р. (1 123 063 р. - 668 851 р.), за квартал в размере 113 553 р. (280 766 р. - 167 213 р.).
Суд первой инстанции, рассмотрев произведенный налоговым органом расчет налоговой базы исходя из кадастровой стоимости помещения по данным ФГБУ ФКП Росреестра по г. Москве, верно счел его неправомерным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Исходя из положений пункта 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ (в редакции до 01.01.2017) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении перечисленных ниже видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые и торговые центры и помещения в них,
2) нежилые помещения, предназначенные в соответствии с кадастровым паспортом или фактически использующиеся для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания,
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств.
Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В рамках полномочий, представленных субъектам Российской Федерации пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 НК РФ, на территории г. Москвы принят Закон N 64, устанавливающий с 1 января 2014 года особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организации исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона N 64 был определен в Постановлении Правительства г. Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП.
Судом установлено, что общество является собственником помещения с кадастровым номером 77:10:0001006:2169, расположенными в здании по адресу: г. Москва, Зеленоград, ул. Панфилова, д. 28Б, с кадастровым номером 77:10:0001006:1000, которое включено в Перечень, в связи с чем, на основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ налоговая база по налогу на имущество для этого здания, а также для всех входящих в него помещений, вне зависимости от количества собственников здания и помещений в нем, должна определяться как его кадастровая стоимость.
Понятие кадастровой стоимости ввиду отсутствия в налоговом законодательстве на основании статьи 11 НК РФ определяется в статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона N 135-ФЗ) как стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки и об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на основании статей 24.12 и 24.17 Закона N 135-ФЗ принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, являющийся заказчиком работ по определению кадастровой стоимости путем принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, являющегося нормативным правовым актом, вступающим в силу после даты его официального опубликования.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
Следовательно, кадастровая стоимость определяется только на основании проведенной в соответствии с решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации государственной кадастровой оценки и учетом ее результатов в нормативном акте этого исполнительного органа принятом в порядке статьи 24.17 Закона N 135-ФЗ, с возможными изменения утвержденного в таком нормативном акте размера кадастровой стоимости для каждого объекта недвижимого имущества только путем принятия судом или комиссией соответствующего решения на основании заявления собственника объекта.
Исполнительным органом власти в г. Москве на основании Устава является Правительство г. Москвы, которое в силу Закона N 135-ФЗ вправе утверждать и устанавливать размер кадастровой стоимости на 1 января соответствующего года на основании проведенной государственной кадастровой оценки в принимаемом по ее результатам Постановлении, подлежащем официальному опубликованию в утвержденном печатном издании и размещении в сети Интернет на портале www.mos.ru.
Иные данные о размере кадастровой стоимости в отношении конкретного объекта данные, включая сведения, справки и кадастровые паспорта, полученные от уполномоченных по ведению государственного кадастра органах и учреждениях подчиненных Росреестру, не считаются достоверными и не должны приниматься во внимание при определении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество организаций в порядке статьи 378.2 НК РФ.
Из анализа перечисленных нормативных актов следует, что источником определения размера кадастровой стоимости для внесенного в Перечень объекта недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество организаций на основании статьи 378.2 НК РФ на 2015 год является Постановление Правительства г. Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП, любые иные, полученные даже от официальных и уполномоченных органов или учреждений, отличные от сведений содержащихся в Постановлении N 688-ПП, не должны учитываться налогоплательщиками или налоговыми органами и приниматься во внимание при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Пунктом 6 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено специальное правило определения кадастровой стоимости помещений в здании, включенном в Перечень, в отношении которых соответствующим нормативным актом кадастровая стоимость не определена, при наличии определенной кадастровой стоимости самого здания.
Согласно указанному положению пункта 6 статьи 378.2 НК РФ кадастровая стоимость помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
Поскольку для принадлежащего налогоплательщику помещения, с кадастровым номером 77:10:0001006:2169, не определена его кадастровая стоимость в Постановлении N 688-ПП, то на основании пункта 6 статьи 378.2 НК РФ кадастровая стоимость этого помещения должна быть определена исходя из доли его площади в общей площади всего здания и его кадастровой стоимости, установленной в Постановлении N 688-ПП, что и сделано обществом при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций и суммы налога за 1-3 кварталы 2015 года и 2015 год.
Судом первой и апелляционной инстанций проверен произведенный налогоплательщиком в декларации (расчетах) и отраженный в заявлении расчет кадастровой стоимости помещения исходя из доли его площади в общей площади здания, а также суммы налога (авансовых платежей) по налогу на имущество организаций, установлено его полное соответствие положениям пункта 6 статьи 378.2 НК РФ, а также данным о кадастровой стоимости здания указанным в Постановлении N 688-ПП и площади помещения и здания в кадастровых паспортах.
Произведенный налоговым органом расчет кадастровой стоимости помещения в здании, для которого не определена его кадастровая стоимость в порядке установленном Законом N 135-ФЗ, то есть на основании результатов государственной кадастровой оценки в нормативном акте Правительства Москвы - Постановлении N 688-ПП, с нарушением специального порядке установленного для такого случая пунктом 6 статьи 378.2 НК РФ на основании данных о кадастровой стоимости из ответа ФГБУ ФКП Росреестра по г. Москве, является неправомерным.
Соответственно, с учетом правильного определения налогоплательщиком налоговой базы исходя из доли площади помещения в общей площади здания и его кадастровой стоимости, а также отсутствие возражений и проверки произведенного расчета со стороны инспекции, никаких оснований для перерасчета кадастровой стоимости и изменения отраженной в декларации (расчетах) налоговой базы за 1 - 3 квартал 2015 года и 2015 год у налогового органа не имелось.
Инспекция полагая правомерным применение пункта 6 статьи 378.2 НК РФ, указывает на следующие обстоятельства.
Согласно ответу Управления Росреестра по г. Москве:
- - спорное помещение заявителя поставлено на государственный кадастровый учет 14.02.2014, с присвоением государственного кадастрового номера 77:10:0001006:2169 на основании данных полученных из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с учетом наличия в ЕГРП только условного номера объекта 77-77-12/002/2007-492;
- - помещение являлось вновь учтенным в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) после составления первоначального Перечня объектов подлежащих налогообложению исходя из кадастровой стоимости, утвержден Постановление Правительств Москвы от 26.11.2013 N 772-ПП, а также между произведенной в отношении объектов включенных в Перечень государственной кадастровой оценкой, утвержденной на 2014 год Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП по состоянию на 01.01.2013 и на 2015 год Постановлением N 688-ПП по состоянию на 01.01.2014;
- - Росреестр в соответствии со статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ и Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития от 18.03.2011 N 113 ввиду учета в ГКН помещения после составления Перечня и между государственными кадастровыми оценками произвел 31.12.2014 расчет кадастровой стоимости исходя из усредненной стоимости 1 кв. м соответствующего кадастрового квартала, которая составила 93 588 597 р.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.07.2017 N 09АП-28133/2017 ПО ДЕЛУ N А40-10277/17
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2017 г. N 09АП-28133/2017
Дело N А40-10277/17
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: Цымбаренко И.Б., Каменецкого Д.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жубоевым Д.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ИФНС N 35 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2017 по делу N А40-10277/17, принятое судьей Лариным М.В. (107-132)
по заявлению ООО "ЦЕНТУРИОН" (ОГРН 5147746116117, 124575, г. Москва, г. Зеленоград, ул. Панфилова, д. 28б, стр. 1)
к ИФНС России N 35 по г. Москве (ОГРН 1047735020618, 124482, г. Москва, Зеленоград, ул. Юности, д. 5)
о признании недействительными решений от 22.08.2016 N 390, N 391, N 392 и N 441,
при участии:
- от заявителя: Берлин А.В. по дов. от 17.03.2017, Вышегородцева И.А. по дов. от 17.03.2017;
- от ответчика: Солдаткина И.П., по дов. N 05-21/21915 от 24.04.2017, Анискина А.В. по дов. N 05-21/35073 от 03.07.2017, Марченкова В.Ю. по дов. N 05-21/29225 от 31.05.2017;
- установил:
ООО "ЦЕНТУРИОН" (заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в суд с требованиями к ИФНС России N 35 по г. (ответчик, налоговый орган, инспекция) Москве о признании недействительными решения от 22.08.2016 N 441 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решений от 22.08.2016 N 390, 391, 392 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решения N 441, 390, 391, 392).
Решением суда от 28.04.2017 требования ООО "ЦЕНТУРИОН" удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, инспекция проводила камеральные налоговые проверки представленных обществом 30.03.2016 уточненных расчетов и декларации по налогу на имущество организаций за 1 - 4 кварталы 2015 года, с отражением суммы налога (авансового платежа) исчисленного с кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером 77:10:0001006:2169 в размере 167 213 р., исходя из кадастровой стоимости в размере 55 737 554 р. (всего налог к уплате за год по данному объекту недвижимого имущества составил 668 851 р.).
После окончания проверок составлены акты камеральных налоговых проверок от 06.07.2016 N 2349, N 2350, N 2353, N 2354, рассмотрены возражения и материалы проверок (протоколы), вынесены следующие решения:
- - решением N 441 начислена недоимка по налогу на имущество организаций за 2015 год в размере 454 212 р., штраф по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 90 842 р., пени в сумме 23 070 р.;
- - решениями N 390, N 391, N 392 начислена недоимка по налогу на имущество организаций за 1 - 3 кварталы 2015 года в сумме по 113 553 р. за квартал или в общей сумме 340 659 р. и пени в общем размере 42 371 р.
Решениями УФНС России по г. Москве по жалобам от 26.04.2017 N 21-19/061479, N 21-19/061480, N 21-19/061481, N 21-19/061482 оспариваемые решения инспекции оставлены без изменения и утверждены (заявление представлено в суд 18.01.2017).
Основанием для начисления недоимки по налогу на имущество организаций за 1-4 кварталы 2015 года послужили следующие обстоятельства.
Общество владеет на праве собственности объектом недвижимого имущества - помещением с кадастровым номером 77:10:0001006:2169 общей площадью 2 843,1 кв. м, расположенным в здании по адресу: г. Москва, Зеленоград, ул. Панфилова, д. 28Б, имеющем кадастровый номер 77:10:0001006:1000, общую площадь 4 074,7 кв. м, которое входит в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП (далее - Перечень) и имеет кадастровую стоимость утвержденную Постановлением Правительства г. Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП (далее - Постановление N 688-ПП) в размере 79 882 456 р.
Налогоплательщик на основании пункта 2 статьи 375 и пункта 6 статьи 378.2 НК РФ, Закона г. Москвы от 20.11.2013 N 63 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 64), ввиду отсутствия определения кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером 77:10:0001006:2169 в Постановлении N 688-ПП, произвел расчет кадастровой стоимости помещения для целей налогообложения исходя из доли его площади в общей площади всего здания и его кадастровой стоимости, а также расчет суммы налога (авансового платежа) по налогу подлежащего уплате за каждый квартал 2015 года и за 2015 год в целом, следующим образом:
- - кадастровая стоимость здания на 01.01.2015 согласно Постановлению N 688-ПП составила 79 882 456 р., площадь здания 4 074,7 кв. м, площадь помещения 2 843,1 кв. м;
- - налоговая база для помещения составляет 55 737 554 р. = 79 882 456 р. x 2 843,1 кв. м / 4 074,7 кв. м;
- - сумма налога за год составила 668 851 р. = 55 737 554 р. x 1,2%, за квартал - 167 213 р. = 668 851 р. / 4.
Налоговый орган при проведении проверки установил, что:
- - кадастровая стоимость помещения налогоплательщика с кадастровым номером 77:10:0001006:2169 согласно ответу филиала ФГБУ ФКП Росреестра по г. Москве составляет 93 588 597 р.;
- - произвел расчет подлежащего уплате налога за год, составившего 1 123 063 р. = 93 588 597 р. "кадастровая стоимость помещения" x 1,2% "ставка" и за квартал, составившего 280 766 р. = 1 123 063 р. / 4;
- - начислил к уплате разницу между определенным им и отраженным налогоплательщиком в уточненных декларации и расчетах налогом (авансовым платежом) к доплате в качестве недоимки за год в размере 454 212 р. (1 123 063 р. - 668 851 р.), за квартал в размере 113 553 р. (280 766 р. - 167 213 р.).
Суд первой инстанции, рассмотрев произведенный налоговым органом расчет налоговой базы исходя из кадастровой стоимости помещения по данным ФГБУ ФКП Росреестра по г. Москве, верно счел его неправомерным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Исходя из положений пункта 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ (в редакции до 01.01.2017) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении перечисленных ниже видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые и торговые центры и помещения в них,
2) нежилые помещения, предназначенные в соответствии с кадастровым паспортом или фактически использующиеся для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания,
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств.
Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В рамках полномочий, представленных субъектам Российской Федерации пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 НК РФ, на территории г. Москвы принят Закон N 64, устанавливающий с 1 января 2014 года особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организации исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона N 64 был определен в Постановлении Правительства г. Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП.
Судом установлено, что общество является собственником помещения с кадастровым номером 77:10:0001006:2169, расположенными в здании по адресу: г. Москва, Зеленоград, ул. Панфилова, д. 28Б, с кадастровым номером 77:10:0001006:1000, которое включено в Перечень, в связи с чем, на основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ налоговая база по налогу на имущество для этого здания, а также для всех входящих в него помещений, вне зависимости от количества собственников здания и помещений в нем, должна определяться как его кадастровая стоимость.
Понятие кадастровой стоимости ввиду отсутствия в налоговом законодательстве на основании статьи 11 НК РФ определяется в статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона N 135-ФЗ) как стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки и об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на основании статей 24.12 и 24.17 Закона N 135-ФЗ принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, являющийся заказчиком работ по определению кадастровой стоимости путем принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, являющегося нормативным правовым актом, вступающим в силу после даты его официального опубликования.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
Следовательно, кадастровая стоимость определяется только на основании проведенной в соответствии с решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации государственной кадастровой оценки и учетом ее результатов в нормативном акте этого исполнительного органа принятом в порядке статьи 24.17 Закона N 135-ФЗ, с возможными изменения утвержденного в таком нормативном акте размера кадастровой стоимости для каждого объекта недвижимого имущества только путем принятия судом или комиссией соответствующего решения на основании заявления собственника объекта.
Исполнительным органом власти в г. Москве на основании Устава является Правительство г. Москвы, которое в силу Закона N 135-ФЗ вправе утверждать и устанавливать размер кадастровой стоимости на 1 января соответствующего года на основании проведенной государственной кадастровой оценки в принимаемом по ее результатам Постановлении, подлежащем официальному опубликованию в утвержденном печатном издании и размещении в сети Интернет на портале www.mos.ru.
Иные данные о размере кадастровой стоимости в отношении конкретного объекта данные, включая сведения, справки и кадастровые паспорта, полученные от уполномоченных по ведению государственного кадастра органах и учреждениях подчиненных Росреестру, не считаются достоверными и не должны приниматься во внимание при определении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество организаций в порядке статьи 378.2 НК РФ.
Из анализа перечисленных нормативных актов следует, что источником определения размера кадастровой стоимости для внесенного в Перечень объекта недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество организаций на основании статьи 378.2 НК РФ на 2015 год является Постановление Правительства г. Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП, любые иные, полученные даже от официальных и уполномоченных органов или учреждений, отличные от сведений содержащихся в Постановлении N 688-ПП, не должны учитываться налогоплательщиками или налоговыми органами и приниматься во внимание при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Пунктом 6 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено специальное правило определения кадастровой стоимости помещений в здании, включенном в Перечень, в отношении которых соответствующим нормативным актом кадастровая стоимость не определена, при наличии определенной кадастровой стоимости самого здания.
Согласно указанному положению пункта 6 статьи 378.2 НК РФ кадастровая стоимость помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
Поскольку для принадлежащего налогоплательщику помещения, с кадастровым номером 77:10:0001006:2169, не определена его кадастровая стоимость в Постановлении N 688-ПП, то на основании пункта 6 статьи 378.2 НК РФ кадастровая стоимость этого помещения должна быть определена исходя из доли его площади в общей площади всего здания и его кадастровой стоимости, установленной в Постановлении N 688-ПП, что и сделано обществом при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций и суммы налога за 1-3 кварталы 2015 года и 2015 год.
Судом первой и апелляционной инстанций проверен произведенный налогоплательщиком в декларации (расчетах) и отраженный в заявлении расчет кадастровой стоимости помещения исходя из доли его площади в общей площади здания, а также суммы налога (авансовых платежей) по налогу на имущество организаций, установлено его полное соответствие положениям пункта 6 статьи 378.2 НК РФ, а также данным о кадастровой стоимости здания указанным в Постановлении N 688-ПП и площади помещения и здания в кадастровых паспортах.
Произведенный налоговым органом расчет кадастровой стоимости помещения в здании, для которого не определена его кадастровая стоимость в порядке установленном Законом N 135-ФЗ, то есть на основании результатов государственной кадастровой оценки в нормативном акте Правительства Москвы - Постановлении N 688-ПП, с нарушением специального порядке установленного для такого случая пунктом 6 статьи 378.2 НК РФ на основании данных о кадастровой стоимости из ответа ФГБУ ФКП Росреестра по г. Москве, является неправомерным.
Соответственно, с учетом правильного определения налогоплательщиком налоговой базы исходя из доли площади помещения в общей площади здания и его кадастровой стоимости, а также отсутствие возражений и проверки произведенного расчета со стороны инспекции, никаких оснований для перерасчета кадастровой стоимости и изменения отраженной в декларации (расчетах) налоговой базы за 1 - 3 квартал 2015 года и 2015 год у налогового органа не имелось.
Инспекция полагая правомерным применение пункта 6 статьи 378.2 НК РФ, указывает на следующие обстоятельства.
Согласно ответу Управления Росреестра по г. Москве:
- - спорное помещение заявителя поставлено на государственный кадастровый учет 14.02.2014, с присвоением государственного кадастрового номера 77:10:0001006:2169 на основании данных полученных из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с учетом наличия в ЕГРП только условного номера объекта 77-77-12/002/2007-492;
- - помещение являлось вновь учтенным в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) после составления первоначального Перечня объектов подлежащих налогообложению исходя из кадастровой стоимости, утвержден Постановление Правительств Москвы от 26.11.2013 N 772-ПП, а также между произведенной в отношении объектов включенных в Перечень государственной кадастровой оценкой, утвержденной на 2014 год Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП по состоянию на 01.01.2013 и на 2015 год Постановлением N 688-ПП по состоянию на 01.01.2014;
- - Росреестр в соответствии со статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ и Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития от 18.03.2011 N 113 ввиду учета в ГКН помещения после составления Перечня и между государственными кадастровыми оценками произвел 31.12.2014 расчет кадастровой стоимости исходя из усредненной стоимости 1 кв. м соответствующего кадастрового квартала, которая составила 93 588 597 р.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)