Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Акцизы
Решение: Требование удовлетворено, так как спорные средства, направленные на приобретение недвижимости, разработку обоснований инвестиций в строительство, осуществление функций технического заказчика, использованы для исполнения договора об участии субъекта РФ в уставном капитале общества, размер штрафа не мотивирован.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Гусева О.Г., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Пермского края (ИНН: 5902290917, ОГРН: 1035900070293; далее - министерство, административный орган, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Пермского края от 09.10.2015 по делу N А50-10800/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- открытого акционерного общества "РВ-Пермь" (ИНН: 5903106487, ОГРН: 1135903002388, далее - общество "РВ-Пермь", заявитель) - Сунцева П.В. (доверенность от 20.05.2015);
- министерство финансов - Ясинский Н.И. (доверенность от 11.01.2016 N 2), Томилина О.Н. (доверенность от 14.01.2016 N 8).
Открытое акционерное общество "РВ-Пермь" (далее - заявитель, общество "РВ-Пермь") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления министерства финансов от 12.05.2015 N 39-07-30-10 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 09.10.2015 (судья Дубов А.В.) требования общества "РВ-Пермь" удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 (судьи Риб Л.Х., Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство финансов просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а именно: положений ст. 9, 10, 71, 133, 153, 162, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 4.1, 24.5, 26.1, 29.10 Кодекса, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению министерства, им представлены исчерпывающие доказательства того, что разработка проектно-сметной документации на строительство была возможна без приобретения дополнительных объектов недвижимости, поскольку еще до заключения договора от 22.08.2013 N 8 (о внесении 150 000 000 руб. бюджетных средств) заключен договор от 09.08.2013, определяющий земельные участки, которые предоставлены для целей проектирования объектов транспортно-пересадочного узла и проведения изыскательских работ. Приобретение объектов недвижимого имущества не имело каких-либо правовых последствий для решения вопроса с приобретением и использованием земельных участков во исполнение условий договора от 22.08.2013 N 8 о разработке проектно-сметной документации на строительство транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь-II с обустройством прилегающей территории.
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" отмечает, что обществом "РВ-Пермь" в материалы дела не представлено доказательств об одобрении сделок Министерством транспорта и связи Пермского края (далее - министерство транспорта и связи), осуществляющего от имени Пермского края права акционера общества "РВ-Пермь".
По мнению министерства финансов, судами не учтено, что помимо приобретения объектов недвижимого имущества в вину обществу "РВ-Пермь" также вменялось и неисполнение договорных обязательств (неперечисление аванса в полном объеме в размере 30%), поскольку это является одним из условий для предоставления бюджетных инвестиций.
Министерство финансов считает, что судами ошибочно указано на нарушение им ч. 2, 3 ст. 4.1 Кодекса, поскольку при вынесении постановления от 12.05.2015 N 39-07-30-10 административным органом учтены имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, в результате чего обоснованно назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6% от суммы бюджетной инвестиции. Заявитель жалобы также отмечает, что судами в нарушение положений ст. 133, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не привлечено в качестве третьего лица министерство транспорта и связи, которое как акционер несет риск убытков, связанных с деятельностью общества "РВ-Пермь".
В отзыве на кассационную жалобу общество "РВ-Пермь" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения. По его мнению, установленные министерством финансов обстоятельства не образуют состав вмененного обществу "РВ-Пермь" правонарушения. Единственным условием предоставления инвестиций в виде покупки акций в уставном капитале общества "РВ-Пермь" является передача права собственности на эти акции, что сделано в срок.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, министерством финансов проведена проверка расходования обществом "РВ-Пермь" денежных средств, перечисленных из бюджета Пермского края.
По результатам проверки составлен акт от 27.08.2014 N 27 в котором отражено, что обществом "РВ-Пермь" допущено расходование 75 395 858,44 руб. бюджетных средств, поступивших от министерства транспорта на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным ст. 12 Закона Пермского края от 19.12.2012 N 139-ПК "О бюджете Пермского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", п. 3 Постановления Правительства Пермского края от 16.04.2013 N 258-п "Об участии Пермского края в уставном капитале ОАО "РВ-Пермь", п. 3.1 договора от 22.08.2013 N 8 об участии Пермского края в уставном капитале ОАО "РВ-Пермь".
По факту выявленного нарушения административным органом в отношении общества "РВ-Пермь" 24.04.2015 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса.
Постановлением министерства финансов от 12.05.2015 N 39-07-30-10 общество "РВ-Пермь" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса, в виде штрафа в сумме 4 523 751,51 руб.
Не согласившись названным постановлением, общество "РВ-Пермь" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявленные требования, придя к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях общества "РВ-Пермь" состава вменяемого правонарушения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
В соответствии со ст. 12 Закона Пермского края от 19.12.2012 N 139-ПК "О бюджете Пермского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" исполнительные органы государственной власти Пермского края, осуществляющие функции в соответствующей сфере деятельности, направляют в 2013 - 2015 гг. в установленном порядке в пределах предусмотренных им бюджетных ассигнований средства краевого бюджета в уставный капитал, в том числе общества "РВ-Пермь" в 2013 году в сумме 150 000 000 руб. на разработку проектно-сметной документации транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь-II с обустройством прилегающей территории в соответствии с Соглашением между Пермским краем и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2013 - 2016 гг. от 17.12.2012 N 1245.
Постановлением Правительства Пермского края от 16.04.2013 N 258-П установлено, что Пермский край участвует в уставном капитале открытого акционерного общества "РВ-Пермь" путем приобретения акций открытого акционерного общества "РВ-Пермь", что составит 50 (пятьдесят) процентов уставного капитала названного общества, предусмотрено внесение в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества "РВ-Пермь" денежных средств в размере 150 000 000 руб. на разработку проектно-сметной документации на строительство транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь-II с обустройством прилегающей территории в соответствии с соглашением от 17.12.2012 N 1245 между Пермским краем и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2013 - 2016 гг.
Согласно п. 3.1 названного постановления министерство транспорта и связи является уполномоченным органом, осуществляющим от имени Пермского края права акционера общества "РВ-Пермь".
Пунктом 6 постановления министерству транспорта и связи предписано внести от имени Пермского края в уставный капитал общества "РВ-Пермь" денежные средства в размере 150 000 000 руб., а также осуществить иные организационные мероприятия и юридические действия, необходимые для участия Пермского края в уставном капитале общества "РВ-Пермь".
Между министерством транспорта и связи и обществом "РВ-Пермь" заключен договор от 22.08.2013 N 8 об участии Пермского края в уставном капитале общества "РВ-Пермь".
Данный договор определяет порядок направления министерством транспорта и связи в уставный капитал общества "РВ-Пермь" бюджетных средств в сумме 150 000 000 руб. для финансирования оплаты 150 000 000 акций в уставном капитале общества "РВ-Пермь" в целях разработки проектно-сметной документации на строительство транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь-II с обустройством прилегающей территории в соответствии с соглашением от 17.12.2012 N 1245 "О взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2013 - 2016 года" между Пермским краем и открытым акционерным обществом "РЖД" (далее - общество "РЖД").
Между обществом "РВ-Пермь" и министерством транспорта и связи 20.12.2013 заключен договор купли-продажи акций N 15, по которому общество как продавец передает в собственность министерства как покупателя 150 000000 акций общества номинальной стоимостью 1 рубль за акцию, а покупатель обязуется оплатить передаваемые акции в течение 5 рабочих дней с даты подписания договора.
Платежным поручением от 27.12.2013 N 81 денежные средства в сумме 150 000 000 руб. перечислены обществу "РВ-Пермь" министерством транспорта и связи. Сведения о приобретении Пермским краем акций общества "РВ-Пермь" внесены в реестр акционеров 28.01.2014.
Между обществом "РВ-Пермь" и обществом с ограниченной ответственностью "РВ-Проект" (далее - общество "РВ-Проект") 06.12.2013 заключен договор N 6-12-13-РВП/Д-1 на разработку проектно-сметной документации, необходимой для строительства транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь-2 на общую сумму 153 742 510 руб. по условиям которого общество "РВ-Пермь" обязалось в течение 10 дней с момента подписания договора перечислить аванс в размере 30% от суммы договора, а общество "РВ-Проект" в течение 230 дней с момента поступления авансового платежа разработать проектно-сметную документацию.
Общая сумма перечисленного "РВ-Пермь" аванса по указанному договору составила 11 500 000 руб., то есть в размере 7,84%.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
Согласно ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса нарушение юридическим лицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12% суммы полученной бюджетной инвестиции.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что основанием для привлечения общества "РВ-Пермь" к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса, послужили выводы административного органа о том, что при отсутствии иных источников финансирования обществом "РВ-Пермь" допущено расходование 75 395 858,44 руб., поступивших от министерства транспорта и связи на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным ст. 12 Закона Пермского края 19.12.2012 N 139-ПК, п. 3 Постановления Правительства Пермского края от 16.04.2013 N 258-п, п. 3.1 договора от 22.08.2013 N 8 "об участии Пермского края в уставном капитале ОАО "РВ-Пермь".
При этом событие правонарушения административный орган усматривает в том, что общество "РВ-Пермь" с нарушением условий предоставления бюджетных инвестиций заключило договоры, а именно договор купли-продажи недвижимого имущества от 27.03.2014, имеющий двойной номер: НЮ-451/14 и N ЦРИ/4/КП/6004/14/000047 на сумму 300 000 000,00 руб. (оплачено 50 000 000,00 рублей), договор на разработку архитектурно-градостроительного решение от 05.12.2013 N 5-12-13 РВП/Д-1 на сумму 20 391 030,00 руб. и дополнительное соглашение к договору от 05.12.2013 N РВП/Д-1 на сумму 12 455 390,00 руб. (оплачено 22 976 090,00 руб.), договор на выполнение функций технического заказчика от 06.12.2013 N 6-12-13 РВП/Д-2 на сумму 7 687 125,50 руб. (оплачено 1 600 000,00 руб.), договор о правовом обслуживании от 23.10.2013 N 01/2013 (оплачено 350 000,00 руб.) и другие договоры, повлекшие расходование средств в общей сумме 75 395 858,44 руб.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды согласились с позицией общества "РВ-Пермь" о том, что денежные средства в сумме 75 395 858,44 руб. направленные обществом "РВ-Пермь" на приобретение объектов недвижимости у общества "РЖД", на разработку обоснований инвестиций в строительство и архитектурно-градостроительных решений, на осуществление функций технического заказчика по договорам с обществом "РВ-Проект", использованы для исполнения договора от 22.08.2013 N 8 "Об участии Пермского края в уставном капитале ОАО "РВ-Пермь", указанной в п. 1.1 договора, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о недоказанности административным органом состава вменяемого обществу "РВ-Пермь" правонарушения.
Как обоснованно учтено судами, что в рассматриваемом деле между сторонами возник спор правомерности и обоснованности направления обществом "РВ-Пермь" бюджетных инвестиций на приобретение объектов недвижимости у общества "РЖД", на разработку обоснований инвестиций в строительство и архитектурно-градостроительных решений, на осуществление функций технического заказчика, на правовое обслуживание, административный орган в силу требований ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать, что принятие обществом "РВ-Пермь" указанных мер (заключение договоров), совершено не в целях исполнения договора от 22.08.2013 N 8, а исполнение договора возможно без приобретения дополнительных объектов недвижимости, без привлечения технического заказчика и без правового сопровождения.
Более того, исходя из цели договора от 22.08.2013 N 8, содержащую оговорку (с обустройством прилегающей территории) административному органу следовало установить возможность (отсутствие таковой) исполнения договора без приобретения объектов недвижимости и что подразумевали стороны договора (министерство транспорта и связи и общество "РВ-Пермь") при определении предмета договора от 22.08.2013 N 8, предусматривающего разработку проектно-сметной документации на строительство транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь-II с обустройством прилегающей территории.
Вместе с тем в оспариваемом постановлении данные обстоятельства не описаны, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что в рамках производства по делу об административном правонарушении министерство финансов надлежащим образом устанавливало указанные обстоятельства.
Неполнота собранных в ходе проверки и производства по делу об административном правонарушении материалов не может быть устранена в ходе судебной проверки оспариваемого постановления, поскольку при проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в действиях общества "РВ-Пермь" состав вменяемого административного правонарушения не доказан.
Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции из содержания оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности следует, что при производстве по делу об административном правонарушении обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены, более того оспариваемое постановление содержит указание на наличие смягчающего ответственность обстоятельства - возврат на дату проведения проверки денежных средств в сумме 74 576 090 руб. В связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что применение административным органом штрафа в размере 6% суммы бюджетной инвестиции, полученной и использованной с нарушением условий ее предоставления (4 523 751,51 руб.), при предусмотренной ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса санкцией в виде штрафа в размере от 2 до 12% суммы полученной бюджетной инвестиции, не мотивировано.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления от 12.05.2015 N 39-07-30-10 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию министерства финансов по делу, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Переоценка установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Довод заявителя жалобы о том, что судами не привлечено в качестве третьего лица министерство транспорта и связи, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку вынесенные по настоящему делу судебные акты непосредственно не затрагивают прав, обязанностей, а также законных интересов указанного лица.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 09.10.2015 по делу N А50-10800/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Судьи
О.Г.ГУСЕВ
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 28.03.2016 N Ф09-1561/16 ПО ДЕЛУ N А50-10800/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ за расходование обществом бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.Разделы:
Акцизы
Решение: Требование удовлетворено, так как спорные средства, направленные на приобретение недвижимости, разработку обоснований инвестиций в строительство, осуществление функций технического заказчика, использованы для исполнения договора об участии субъекта РФ в уставном капитале общества, размер штрафа не мотивирован.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2016 г. N Ф09-1561/16
Дело N А50-10800/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Гусева О.Г., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Пермского края (ИНН: 5902290917, ОГРН: 1035900070293; далее - министерство, административный орган, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Пермского края от 09.10.2015 по делу N А50-10800/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- открытого акционерного общества "РВ-Пермь" (ИНН: 5903106487, ОГРН: 1135903002388, далее - общество "РВ-Пермь", заявитель) - Сунцева П.В. (доверенность от 20.05.2015);
- министерство финансов - Ясинский Н.И. (доверенность от 11.01.2016 N 2), Томилина О.Н. (доверенность от 14.01.2016 N 8).
Открытое акционерное общество "РВ-Пермь" (далее - заявитель, общество "РВ-Пермь") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления министерства финансов от 12.05.2015 N 39-07-30-10 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 09.10.2015 (судья Дубов А.В.) требования общества "РВ-Пермь" удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 (судьи Риб Л.Х., Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство финансов просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а именно: положений ст. 9, 10, 71, 133, 153, 162, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 4.1, 24.5, 26.1, 29.10 Кодекса, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению министерства, им представлены исчерпывающие доказательства того, что разработка проектно-сметной документации на строительство была возможна без приобретения дополнительных объектов недвижимости, поскольку еще до заключения договора от 22.08.2013 N 8 (о внесении 150 000 000 руб. бюджетных средств) заключен договор от 09.08.2013, определяющий земельные участки, которые предоставлены для целей проектирования объектов транспортно-пересадочного узла и проведения изыскательских работ. Приобретение объектов недвижимого имущества не имело каких-либо правовых последствий для решения вопроса с приобретением и использованием земельных участков во исполнение условий договора от 22.08.2013 N 8 о разработке проектно-сметной документации на строительство транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь-II с обустройством прилегающей территории.
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" отмечает, что обществом "РВ-Пермь" в материалы дела не представлено доказательств об одобрении сделок Министерством транспорта и связи Пермского края (далее - министерство транспорта и связи), осуществляющего от имени Пермского края права акционера общества "РВ-Пермь".
По мнению министерства финансов, судами не учтено, что помимо приобретения объектов недвижимого имущества в вину обществу "РВ-Пермь" также вменялось и неисполнение договорных обязательств (неперечисление аванса в полном объеме в размере 30%), поскольку это является одним из условий для предоставления бюджетных инвестиций.
Министерство финансов считает, что судами ошибочно указано на нарушение им ч. 2, 3 ст. 4.1 Кодекса, поскольку при вынесении постановления от 12.05.2015 N 39-07-30-10 административным органом учтены имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, в результате чего обоснованно назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6% от суммы бюджетной инвестиции. Заявитель жалобы также отмечает, что судами в нарушение положений ст. 133, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не привлечено в качестве третьего лица министерство транспорта и связи, которое как акционер несет риск убытков, связанных с деятельностью общества "РВ-Пермь".
В отзыве на кассационную жалобу общество "РВ-Пермь" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения. По его мнению, установленные министерством финансов обстоятельства не образуют состав вмененного обществу "РВ-Пермь" правонарушения. Единственным условием предоставления инвестиций в виде покупки акций в уставном капитале общества "РВ-Пермь" является передача права собственности на эти акции, что сделано в срок.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, министерством финансов проведена проверка расходования обществом "РВ-Пермь" денежных средств, перечисленных из бюджета Пермского края.
По результатам проверки составлен акт от 27.08.2014 N 27 в котором отражено, что обществом "РВ-Пермь" допущено расходование 75 395 858,44 руб. бюджетных средств, поступивших от министерства транспорта на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным ст. 12 Закона Пермского края от 19.12.2012 N 139-ПК "О бюджете Пермского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", п. 3 Постановления Правительства Пермского края от 16.04.2013 N 258-п "Об участии Пермского края в уставном капитале ОАО "РВ-Пермь", п. 3.1 договора от 22.08.2013 N 8 об участии Пермского края в уставном капитале ОАО "РВ-Пермь".
По факту выявленного нарушения административным органом в отношении общества "РВ-Пермь" 24.04.2015 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса.
Постановлением министерства финансов от 12.05.2015 N 39-07-30-10 общество "РВ-Пермь" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса, в виде штрафа в сумме 4 523 751,51 руб.
Не согласившись названным постановлением, общество "РВ-Пермь" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявленные требования, придя к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях общества "РВ-Пермь" состава вменяемого правонарушения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
В соответствии со ст. 12 Закона Пермского края от 19.12.2012 N 139-ПК "О бюджете Пермского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" исполнительные органы государственной власти Пермского края, осуществляющие функции в соответствующей сфере деятельности, направляют в 2013 - 2015 гг. в установленном порядке в пределах предусмотренных им бюджетных ассигнований средства краевого бюджета в уставный капитал, в том числе общества "РВ-Пермь" в 2013 году в сумме 150 000 000 руб. на разработку проектно-сметной документации транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь-II с обустройством прилегающей территории в соответствии с Соглашением между Пермским краем и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2013 - 2016 гг. от 17.12.2012 N 1245.
Постановлением Правительства Пермского края от 16.04.2013 N 258-П установлено, что Пермский край участвует в уставном капитале открытого акционерного общества "РВ-Пермь" путем приобретения акций открытого акционерного общества "РВ-Пермь", что составит 50 (пятьдесят) процентов уставного капитала названного общества, предусмотрено внесение в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества "РВ-Пермь" денежных средств в размере 150 000 000 руб. на разработку проектно-сметной документации на строительство транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь-II с обустройством прилегающей территории в соответствии с соглашением от 17.12.2012 N 1245 между Пермским краем и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2013 - 2016 гг.
Согласно п. 3.1 названного постановления министерство транспорта и связи является уполномоченным органом, осуществляющим от имени Пермского края права акционера общества "РВ-Пермь".
Пунктом 6 постановления министерству транспорта и связи предписано внести от имени Пермского края в уставный капитал общества "РВ-Пермь" денежные средства в размере 150 000 000 руб., а также осуществить иные организационные мероприятия и юридические действия, необходимые для участия Пермского края в уставном капитале общества "РВ-Пермь".
Между министерством транспорта и связи и обществом "РВ-Пермь" заключен договор от 22.08.2013 N 8 об участии Пермского края в уставном капитале общества "РВ-Пермь".
Данный договор определяет порядок направления министерством транспорта и связи в уставный капитал общества "РВ-Пермь" бюджетных средств в сумме 150 000 000 руб. для финансирования оплаты 150 000 000 акций в уставном капитале общества "РВ-Пермь" в целях разработки проектно-сметной документации на строительство транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь-II с обустройством прилегающей территории в соответствии с соглашением от 17.12.2012 N 1245 "О взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2013 - 2016 года" между Пермским краем и открытым акционерным обществом "РЖД" (далее - общество "РЖД").
Между обществом "РВ-Пермь" и министерством транспорта и связи 20.12.2013 заключен договор купли-продажи акций N 15, по которому общество как продавец передает в собственность министерства как покупателя 150 000000 акций общества номинальной стоимостью 1 рубль за акцию, а покупатель обязуется оплатить передаваемые акции в течение 5 рабочих дней с даты подписания договора.
Платежным поручением от 27.12.2013 N 81 денежные средства в сумме 150 000 000 руб. перечислены обществу "РВ-Пермь" министерством транспорта и связи. Сведения о приобретении Пермским краем акций общества "РВ-Пермь" внесены в реестр акционеров 28.01.2014.
Между обществом "РВ-Пермь" и обществом с ограниченной ответственностью "РВ-Проект" (далее - общество "РВ-Проект") 06.12.2013 заключен договор N 6-12-13-РВП/Д-1 на разработку проектно-сметной документации, необходимой для строительства транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь-2 на общую сумму 153 742 510 руб. по условиям которого общество "РВ-Пермь" обязалось в течение 10 дней с момента подписания договора перечислить аванс в размере 30% от суммы договора, а общество "РВ-Проект" в течение 230 дней с момента поступления авансового платежа разработать проектно-сметную документацию.
Общая сумма перечисленного "РВ-Пермь" аванса по указанному договору составила 11 500 000 руб., то есть в размере 7,84%.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
Согласно ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса нарушение юридическим лицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12% суммы полученной бюджетной инвестиции.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что основанием для привлечения общества "РВ-Пермь" к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса, послужили выводы административного органа о том, что при отсутствии иных источников финансирования обществом "РВ-Пермь" допущено расходование 75 395 858,44 руб., поступивших от министерства транспорта и связи на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным ст. 12 Закона Пермского края 19.12.2012 N 139-ПК, п. 3 Постановления Правительства Пермского края от 16.04.2013 N 258-п, п. 3.1 договора от 22.08.2013 N 8 "об участии Пермского края в уставном капитале ОАО "РВ-Пермь".
При этом событие правонарушения административный орган усматривает в том, что общество "РВ-Пермь" с нарушением условий предоставления бюджетных инвестиций заключило договоры, а именно договор купли-продажи недвижимого имущества от 27.03.2014, имеющий двойной номер: НЮ-451/14 и N ЦРИ/4/КП/6004/14/000047 на сумму 300 000 000,00 руб. (оплачено 50 000 000,00 рублей), договор на разработку архитектурно-градостроительного решение от 05.12.2013 N 5-12-13 РВП/Д-1 на сумму 20 391 030,00 руб. и дополнительное соглашение к договору от 05.12.2013 N РВП/Д-1 на сумму 12 455 390,00 руб. (оплачено 22 976 090,00 руб.), договор на выполнение функций технического заказчика от 06.12.2013 N 6-12-13 РВП/Д-2 на сумму 7 687 125,50 руб. (оплачено 1 600 000,00 руб.), договор о правовом обслуживании от 23.10.2013 N 01/2013 (оплачено 350 000,00 руб.) и другие договоры, повлекшие расходование средств в общей сумме 75 395 858,44 руб.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды согласились с позицией общества "РВ-Пермь" о том, что денежные средства в сумме 75 395 858,44 руб. направленные обществом "РВ-Пермь" на приобретение объектов недвижимости у общества "РЖД", на разработку обоснований инвестиций в строительство и архитектурно-градостроительных решений, на осуществление функций технического заказчика по договорам с обществом "РВ-Проект", использованы для исполнения договора от 22.08.2013 N 8 "Об участии Пермского края в уставном капитале ОАО "РВ-Пермь", указанной в п. 1.1 договора, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о недоказанности административным органом состава вменяемого обществу "РВ-Пермь" правонарушения.
Как обоснованно учтено судами, что в рассматриваемом деле между сторонами возник спор правомерности и обоснованности направления обществом "РВ-Пермь" бюджетных инвестиций на приобретение объектов недвижимости у общества "РЖД", на разработку обоснований инвестиций в строительство и архитектурно-градостроительных решений, на осуществление функций технического заказчика, на правовое обслуживание, административный орган в силу требований ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать, что принятие обществом "РВ-Пермь" указанных мер (заключение договоров), совершено не в целях исполнения договора от 22.08.2013 N 8, а исполнение договора возможно без приобретения дополнительных объектов недвижимости, без привлечения технического заказчика и без правового сопровождения.
Более того, исходя из цели договора от 22.08.2013 N 8, содержащую оговорку (с обустройством прилегающей территории) административному органу следовало установить возможность (отсутствие таковой) исполнения договора без приобретения объектов недвижимости и что подразумевали стороны договора (министерство транспорта и связи и общество "РВ-Пермь") при определении предмета договора от 22.08.2013 N 8, предусматривающего разработку проектно-сметной документации на строительство транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь-II с обустройством прилегающей территории.
Вместе с тем в оспариваемом постановлении данные обстоятельства не описаны, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что в рамках производства по делу об административном правонарушении министерство финансов надлежащим образом устанавливало указанные обстоятельства.
Неполнота собранных в ходе проверки и производства по делу об административном правонарушении материалов не может быть устранена в ходе судебной проверки оспариваемого постановления, поскольку при проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в действиях общества "РВ-Пермь" состав вменяемого административного правонарушения не доказан.
Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции из содержания оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности следует, что при производстве по делу об административном правонарушении обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены, более того оспариваемое постановление содержит указание на наличие смягчающего ответственность обстоятельства - возврат на дату проведения проверки денежных средств в сумме 74 576 090 руб. В связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что применение административным органом штрафа в размере 6% суммы бюджетной инвестиции, полученной и использованной с нарушением условий ее предоставления (4 523 751,51 руб.), при предусмотренной ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса санкцией в виде штрафа в размере от 2 до 12% суммы полученной бюджетной инвестиции, не мотивировано.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления от 12.05.2015 N 39-07-30-10 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию министерства финансов по делу, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Переоценка установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Довод заявителя жалобы о том, что судами не привлечено в качестве третьего лица министерство транспорта и связи, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку вынесенные по настоящему делу судебные акты непосредственно не затрагивают прав, обязанностей, а также законных интересов указанного лица.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 09.10.2015 по делу N А50-10800/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Судьи
О.Г.ГУСЕВ
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)