Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 01.12.2017 N Ф09-7119/17 ПО ДЕЛУ N А60-13140/2017

Требование: О признании незаконным бездействия, выразившегося в невключении объекта недвижимости в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: Отказ обоснован отсутствием правовых оснований.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2017 г. N Ф09-7119/17

Дело N А60-13140/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Гусева О.Г., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Свердловской области (далее - Правительство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.06.2017 по делу N А60-13140/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ТВИНДЕКС" (далее - общество) - Мантурова Ю.Н. (доверенность от 28.11.2017).
От Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство) - поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлениями к Правительству о признании незаконным бездействия, выразившегося в несовершении действий по включению объекта недвижимости, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, кадастровый номер 66:41:0304028:3083 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного постановлением Правительства от 30.12.2014 N 1265-ПП (дело N А60-16313/2017) и в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 г., определенных постановлением Правительства от 28.12.2015 N 1217-ПП. (дело N А60-13140/2017).
Определением от 23.05.2017 дела N А60-13140/2017 и N А60-16313/2017 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу N А60-13140/2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство.
Решением суда первой инстанции от 29.06.2017 (судья Киреев П.Н.) заявленные требования удовлетворены. Суд обязал Правительство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2017 (судьи Муравьева Е.Ю., Васева Е.Е., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Правительство просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что спорный объект выявлен в 2015 г. В связи с этим Правительство со ссылкой на п. 10 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) полагает, что правовых оснований для включения, выявленного в 2015 г. объекта, в Перечень 2015 г. не имеется.
Кроме того, Правительство считает, что суды необоснованно отклонили доводы о пропуске обществом трехмесячного срока на оспаривание бездействия, так как о нарушении своих прав заявитель узнал в апреле 2015 и 2016 года, то есть со дня уплаты налога и расчета по авансовому платежу.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство поддержало доводы Правительства.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства - без удовлетворении.

Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, общество является правообладателем объектов недвижимого имущества - помещений, назначение: нежилые, общей площадью 6715,1 кв. м, кадастровые номера: 66:41:0304028:3101, 66:41:0304028:3099, 66:41:0304028:3104, 66:41:0304028:3105, 66:41:0304028:3102, 66:41:0304028:3100, 66:41:0304028:3103, находящихся в здании культурно-развлекательного центра с помещениями торговли, общественного питания и помещениями культурно-развлекательного назначения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, кадастровый номер 66:41:0304028:3083, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 25.12.15, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.12.2015 сделаны записи регистрации N 66-66/001/423/2015-2034/1, 66-66/001/423/2015-2040/1, 66-66/001-66/001/423/2015-2039/1, 66-66/001-66/001/423/2015-2038/1, 66-66/001-66/001/423/2015-2037/1, 66-66/001-66/001/423/2015-2036/1.
В 2015 г. общество являлось правообладателем объектов недвижимого имущества - помещений, назначение: нежилые общей площадью 6758,1 кв. м, находящихся в здании культурно-развлекательного центра с помещениями торговли, общественного питания и помещениями культурно-развлекательного назначения, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, кадастровый номер 66:41:0304028:3083, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.07.14, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.07.14 была сделана запись регистрации N 66-66-01/176/2014-145.
Министерством подготовлен проект Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 г., включающий, в том числе здание культурно-развлекательного центра с помещениями торговли, общественного питания и помещениями культурно-развлекательного назначения, расположенное по адресу г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, кадастровый номер 66:41:0304028:3083.
Правительством 28.12.2015 принято постановление N 1217-ПП "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 г.", в который названное здание не включено.
Общество 22.02.2017 и 22.03.2017 обратилось в Министерство с заявлением о включении объекта недвижимости в перечень имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 и 2016 годы.
Письмами от 21.03.2017 N 17-01-82/2508 и от 29.03.2017 N 17-01-82/2960 Министерство отказало обществу во включении спорного объекта недвижимости в перечень имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в связи с отсутствием правовых оснований.
Полагая, что Правительство не совершило действий, которые обязано совершить (не включило спорное здание в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2015 г. и на 2016 г.), общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о том, что спорный объект соответствует критериям, предусмотренным п. 4 ст. 378.2 НК РФ, следовательно, Правительство неправомерно уклонилось от включения в Перечень принадлежащего обществу здания, удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
К ним относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
На основании п. 4 ст. 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Пункт 7 ст. 378.2 НК РФ регламентирует порядок действий уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и указывает на необходимость до 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить перечень объектов недвижимого имущества. При этом данная норма права не предусматривает какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества, поскольку таковой должен быть определен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в подп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в том числе, торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Функция по формированию Перечня объектов осуществляется Министерством в соответствии с постановлением Правительства от 10.12.2014 N 1139-ПП "О реализации ст. 378.2 НК РФ в Свердловской области".
В целях реализации на территории Свердловской области ст. 378.2 НК РФ Правительство постановлением от 30.12.2014 N 1265-ПП определило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 г.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в соответствии с выпиской из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости спорное здание, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28 с кадастровым номером: 66:41:0304028:3083 именуется "зданием культурно-развлекательного центра с помещениями торговли, общественного питания и помещениями культурно-развлекательного назначения, встроенной трансформаторной подстанцией, подземной автостоянкой", имеет общую площадь 8095,0 кв. м.
Согласно техническому паспорту спорного здания общая площадь торговых залов, выставочных зон, помещений общественного питания равна 3823,5 кв. м, что составляет 47,2% от общей площади здания.
В связи с этим судами верно определено, что здание культурно-развлекательного центра с помещениями торговли, общественного питания и помещениями культурно-развлекательного назначения, встроенной трансформаторной подстанцией, подземной автостоянкой, с кадастровым номером: 66:41:0304028:3083 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, и расположенные в нем помещения, принадлежащие обществу, могут быть отнесены к объектам, перечисленным в ст. 378.2 НК РФ в смысле, придаваемом этим объектам налоговым законодательством, и отвечают критериям, заложенным в п. 4 ст. 378.2 НК РФ по фактическому назначению и использованию объектов.
Следовательно, спорное нежилое здание подлежало включению в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 г. и 2016 г.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Правительство соответствующих мер по включению спорного здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не приняло.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.06.2017 по делу N А60-13140/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ

Судьи
О.Г.ГУСЕВ
Д.В.ЖАВОРОНКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)