Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 12.05.2017 ПО ДЕЛУ N 3А-51/2017

Требование: Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий.

Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: Истец является собственником нежилых зданий, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости нежилых зданий их рыночной стоимости нарушает права истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2017 г. по делу N 3А-51/2017


Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А.,
при секретаре Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "АЗ "АРМА" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий,
установил:

ООО "АЗ "АРМА" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:01:0003005:1940, 77:01:0003005:1941, 77:01:0003005:1104, 77:01:0003005:1102, 77:01:0003005:1103, 77:01:0003005:1933, 77:01:0003005:1093, 77:01:0003005:1092, 77:01:0003005:1101, 77:01:0003005:1091, 77:01:0003005:1056.
В административном исковом заявлении общество просит установить кадастровую стоимость нежилых зданий в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, проведенной ООО "***", по состоянию на 1 января 2014 года в размере *** рублей в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1940; в размере *** рублей в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1941; в размере *** рублей в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1104; в размере *** рублей в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1102; в размере *** рублей в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1103; в размере *** рублей в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1933; в размере *** рублей в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1093; в размере *** рублей в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1092; в размере *** рублей в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1101; в размере *** рублей в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1091; в размере *** рублей в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1056.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:01:0003005:1940, 77:01:0003005:1941, 77:01:0003005:1104, 77:01:0003005:1102, 77:01:0003005:1103, 77:01:0003005:1933, 77:01:0003005:1093, 77:01:0003005:1092, 77:01:0003005:1101, 77:01:0003005:1091, 77:01:0003005:1056, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 года установлена в размере *** рублей 20 копеек в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1940; в размере *** рублей 40 копеек в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1941; в размере 1 754 293 577 рублей 46 копеек в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1104; в размере *** рублей 45 копеек в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1102; в размере *** рублей 43 копеек в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1103; в размере *** рублей 78 копеек в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1933; в размере *** рублей 07 копеек в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1093; в размере *** рублей 44 копеек в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1092; в размере *** рублей 74 копеек в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1101; в размере *** рублей 55 копеек в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1091; в размере *** рублей 09 копеек в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1056, что подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объектов недвижимости. Поскольку общество является собственником нежилых зданий, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости нежилых зданий их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель ООО "АЗ "АРМА" по доверенности П. в судебном заседании представил ходатайство об уточнении заявленных требований, в котором просил установить кадастровую стоимость нежилых зданий в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы, проведенной ООО "***", по состоянию на 1 января 2014 года в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1940 в размере *** рублей; в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1941 в размере *** рублей; в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1104 в размере *** рублей; в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1102 в размере *** рублей; в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1103 в размере *** рублей; в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1933 в размере *** рублей; в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1093 в размере 477 533 000 рублей; в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1092 в размере 492 728 000 рублей; в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1101 в размере *** рублей; в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1091 в размере *** рублей; в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1056 в размере *** рублей.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Р. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в приобщенных к материалам дела письменных пояснениях.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения представителя ООО "АЗ "АРМА", представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат здания с кадастровыми номерами 77:01:0003005:1940, 77:01:0003005:1941, 77:01:0003005:1104, 77:01:0003005:1102, 77:01:0003005:1103, 77:01:0003005:1933, 77:01:0003005:1093, 77:01:0003005:1092, 77:01:0003005:1101, 77:01:0003005:1091, 77:01:0003005:1056, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 59 - 69).
Указанные здания включены в Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП).
Таким образом, административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Соответственно, результаты определения кадастровой стоимости названных нежилых зданий влияют на права и обязанности ООО "АЗ "АРМА" как плательщика налога.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Судом также установлено, что истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий и 24 ноября 2016 года обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве (т. 1, л.д. 33 - 40).
6 декабря 2016 года решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, за N 51-***/2016 административному истцу было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышепоименованных объектов недвижимости (т. 1, л.д. 41 - 47), в связи с чем ООО "АЗ "АРМА" обратилось в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО "АЗ "АРМА" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий, установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере равном их рыночной стоимости были представлены ранее направлявшиеся в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости отчеты об определении рыночной стоимости, подготовленные по заданию заявителя ООО "Консул Групп-оценка" (т. 1, л.д. 70 - 182; т. 2, л.д. 1 - 111, 121 - 232; т. 3, л.д. 1 - 112, 122 - 235; т. 4, л.д. 1 - 108, 118 - 223; т. 5, л.д. 1 - 106, 116 - 230; т. 6, л.д. 1 - 106, 116 - 224), в которых рыночная стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2014 года определена в размере *** рублей в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1940; в размере *** рублей в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1941; в размере *** рублей в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1104; в размере *** рублей в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1102; в размере *** рублей в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1103; в размере *** рублей в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1933; в размере *** рублей в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1093; в размере *** рублей в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1092; в размере *** рублей в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1101; в размере *** рублей в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1091; в размере *** рублей в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1056.
Административным истцом также представлены положительные экспертные заключения на данные отчеты, подготовленные Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организацией - Некоммерческое партнерство "ОБЩЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЭКСПЕРТОВ И ОЦЕНЩИКОВ" (т. 1, л.д. 183 - 191; т. 2, л.д. 112 - 120, 233 - 241; т. 3, л.д. 113 - 121, 236 - 244; т. 4, л.д. 109 - 117, 224 - 232; т. 5, л.д. 107 - 115, 231 - 239; т. 6, л.д. 107 - 115, 225, 233).
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленных в материалы дела отчетов судом по ходатайству административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "****".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы (т. 11, л.д. 2 - 182) отчеты об оценке рыночной стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:01:0003005:1940, 77:01:0003005:1941, 77:01:0003005:1104, 77:01:0003005:1102, 77:01:0003005:1103, 77:01:0003005:1933, 77:01:0003005:1093, 77:01:0003005:1092, 77:01:0003005:1101, 77:01:0003005:1091, 77:01:0003005:1056, представленные административным истцом, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 1 января 2014 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1940 определена экспертов в размере *** рублей; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1941 - в размере *** рублей; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1104 - в размере *** рублей; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1102 - в размере *** рублей; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1103 - в размере *** рублей; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1933 - в размере *** рублей; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1093 - в размере *** рублей; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1092 - в размере *** рублей; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1101 - в размере *** рублей; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1091 - в размере *** рублей; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1056 - в размере **** рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленные заявителем отчеты об оценке рыночной стоимости спорных нежилых зданий, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчетов, подготовленных ООО "Консул Групп-оценка", и достоверности определенной в них рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности (стр. 16 - 45 экспертного заключения).
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость нежилых зданий в размере рыночной, определенной не по результатам оценки, проведенной ООО "Консул Групп-оценка", а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2014 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Суд также отмечает, что все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний. Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых зданий сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются изложенные в письменных пояснениях (т. 7, л.д. 56 - 59) доводы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что ООО "АЗ "АРМА" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости со ссылкой на то обстоятельство, что такое обращение имеет своей целью уменьшение императивно установленного налогового платежа. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Учитывая, что право на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной предоставлено административному истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:01:0003005:1940, 77:01:0003005:1941, 77:01:0003005:1104, 77:01:0003005:1102, 77:01:0003005:1103, 77:01:0003005:1933, 77:01:0003005:1093, 77:01:0003005:1092, 77:01:0003005:1101, 77:01:0003005:1091, 77:01:0003005:1056 должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта по состоянию на 1 января 2014 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости. С учетом того, что административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 24 ноября 2016 года, принимая во внимание положения ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2016 года.
Как разъяснено Верховным Судом РФ в п. 25 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Поскольку Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." утверждена новая кадастровая стоимость спорных объектов (пункты 572079, 572113, 572114, 572115, 572123, 572124, 572125, 572126, 572852, 572857, 572858 приложения к постановлению), которая применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2017 года, постольку установленная судом кадастровая стоимость объекта подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по 31 декабря 2016 года включительно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1940 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, в размере *** рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1941 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, в размере **** рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1104 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, в размере *** рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1102 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, в размере *** рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1103 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, в размере *** рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1933 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, в размере *** рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1093 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, в размере *** рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1092 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, в размере *** рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1101 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, в размере *** рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1091 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, в размере *** рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1056 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, в размере *** рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 24 ноября 2016 года. Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года включительно.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда
В.А.ПОЛЫГА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)