Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.10.2017 N 09АП-46891/2017 ПО ДЕЛУ N А40-74374/17

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2017 г. N 09АП-46891/2017

Дело N А40-74374/17

Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2017 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: Мухина С.М., Попова В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Мосбытремстрой"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.08.2017 по делу N А40-74374/17,
принятое судьей Л.А. Шевелевой
по заявлению Открытого акционерного общества "Мосбытремстрой"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по г. Москве
о признании частично недействительными решений
при участии:
- от заявителя: Филин А.Ю. по доверенности от 09.03.2017;
- от ответчика: Колчина С.В. по доверенности от 11.01.2017, Зилфимян А.М. по доверенности от 25.08.2017;

- установил:

Открытое акционерное общество "Мосбытремстрой" (далее - заявитель, предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием к Инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании частично недействительными решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 13-14/405 от 30.09.2016 г. в части доначисления налога на имущество организаций за 1-й квартал 2015 г. в размере 790 853,00 р., а также пени в размере 7 312,45 р.; N 13-14/416 от 03.10.2016 г. в части доначисления налога на имущество организаций за 1-е полугодие 2015 г. в размере 790 853,00 р., а также пени в размере 7 603,31 р.; N 13-14/417 от 03.10.2016 г. в части доначисления налога на имущество организаций за 9 месяцев 2015 г. в размере 790 853,00 р., а также пени в размере 7 603,31 р. и N 13-14/418 от 03.10.2016 г. в части доначисления налога на имущество организаций за 1-й квартал 2016 г. в размере 856 757,00 р., а также пени в размере 8 348,02 р.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.08.2017 отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен в порядке ст. 262 АПК РФ, в котором ответчик просит оставить решение суда без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, налоговой инспекцией были проведены камеральные налоговые проверки на основании представленного 04.03.2016 ОАО "Мосбытремстрой" налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 1-ый квартал 2015 г., 1-е полугодие 2015 г., 9 месяцев 2015 года и 1-й квартал 2016 г.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная налогоплательщиком по всем декларациям, составила 0 р.
По результатам камеральных налоговых проверок были приняты спорные Решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
По результатам камеральной налоговой проверки налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 1-ый квартал 2015 года: сумма доначисленного авансового платежа по налогу на имущество организаций составила 790 853 р.; начислены пени в размере 7 312,45 р.
По результатам камеральной налоговой проверки налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 1-ый квартал 2016 года: сумма доначисленного авансового платежа по налогу на имущество организаций составила 790 853 р.; начислены пени в размере 7 603,31 р.
По результатам камеральной налоговой проверки налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 1-ый квартал 2016 года: сумма доначисленного авансового платежа по налогу на имущество организаций составила 790 853 р.; начислены пени в размере 7 603,31 р.
По результатам камеральной налоговой проверки налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 1-ый квартал 2016 года: сумма доначисленного авансового платежа по налогу на имущество организаций составила 856 757 р.; начислены пени в размере 8 348,02 р.
Налогоплательщик обжаловал решение в административном порядке в вышестоящий налоговый орган.
Решениями УФНС России по г. Москве по апелляционной жалобе от 10.07.2017, решения инспекции были оставлены без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налог на имущество организаций (далее - налог) устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ.
В силу положения ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога (далее - налогоплательщики) признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса.
На основании ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.
Согласно ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 Кодекса.
На основании п. 2 ст. 375 НК РФ налог на имущество в отношении отдельных объектов недвижимости определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии с особенностями ст. 378.2 НК РФ. При этом конкретный перечень объектов недвижимости, в отношении которых налог уплачивается исходя из их кадастровой стоимости, определяется исполнительным органом власти субъекта РФ (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
В соответствии со ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества (включая помещения в них), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно ст. 1.1 Закона г. Москвы "О налоге на имущество организаций" N 64 от 05.11.2003 г. (с изменениями и дополнениями) определено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества (включая помещения в них) определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
2.1) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, площадь каждого из которых свыше 3000 кв. метров, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определятся как их кадастровая стоимость" ОАО "Мосбытремстрой" является собственником объекта недвижимости, расположенное по адресу: 129626, г. Москва, ул. Староалексеевская, д. 7, с кадастровым номером 77:02:0023012:1091.
Согласно позиции заявителя, он является собственником только трех объектов недвижимости с кадастровыми (условными) номерами: 183319, 77:02:0023012:1089, 77:02:0023012:1058.
Вместе с тем, при отсутствии кадастрового номера в свидетельстве о государственной регистрации права присваивается условный номер. Приказом Министерства юстиции от 18 февраля 2008 г. N 32 введены определенные формы кадастровых паспортов. Согласно данному Приказу условные номера были заменены на кадастровые номера. Таким образом, условный номер 183319 и кадастровый номер 77:02:0023012:1091 принадлежат одному объекту, который находится по адресу: 129626, г. Москва, ул. Староалексеевская, д. 7, собственником которого является ОАО "Мосбытремстрой", что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права 77 АД 342818 от 16.05.2007 г.
Согласно данным, полученным из органов Росреестра, ОАО "Мосбытремстрой" является собственником следующего недвижимого имущества: нежилое здание, расположенное по адресу: 129626, г. Москва, ул. Староалексеевская, д. 7, условный номер объекта (нежилого здания) - 183319 (номер регистрации права 77-01 /30-702/2002-1354 от 07.03.2003 г.), площадь нежилого здания - 2030.50 кв. м.
Право собственности на нежилое здание, с условным номером 183319, подтверждено свидетельством о государственной регистрации права 77 АД 342818 от 16.05.2007 г.
ОАО "Мосбытремстрой" обратилось в Росреестр за выпиской из ЕГРП с целью выяснения, является ли Общество собственником объекта с кадастровым номером 77:02:0023012:1091. Согласно выписке из ЕГРП N 77/019/100/2015-24 от 01.04.2015 г. сведения о собственнике объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0023012:1091 отсутствуют. С запросом о соответствии условного номера 183319 и кадастрового номера 77:02:0023012:1091 организация в Росреестр не обращалась.
Налогоплательщик указывает, что только в августе 2016 г. Управление Росреестра по г. Москве после проведения мероприятий по гармонизации и верификации данных данного объекта в ЕГРП с кадастровым номером 77:02:0023012:1091 был рассмотрен на рабочих группах 28.04.2016 г. и 19.08.2016 г. и объекту с условным номером присвоен кадастровый номер 77:02:0023012:1091. Однако, даже после получения таких сведений, налогоплательщиком не были представлены уточненные расчеты по налогу за периоды: с 01.01.2015 г. по 31.03.2015 г.; с 01.01.2015 г. по 30.06.2015 г.; с 01.01.2015 по 30.09.2015 г.; с 01.01.2016 по 30.03.2016 г.
На основании п. 1 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации обществу необходимо было представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций с соответствующей корректировкой.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: 129626, г. Москва, ул. Староалексеевская, д. 7, собственником которого является ОАО "Мосбытремстрой", был включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства г. Москвы от 21.11.2014 г. N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" (с изменениями и дополнениями) утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в г. Москве.
Согласно Постановлению Правительства г. Москвы N 688-ПП от 21.11.2014 г. "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" (с изменениями и дополнениями) кадастровая стоимость нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Староалексеевская, д. 7, кадастровый номер - 77:02:0023012:1091. составляет 263 617 606.73 руб.
Кадастровая стоимость определяется на основании проведенной в соответствии с решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации государственной кадастровой оценки и, с учетом ее результатов, в нормативном акте этого исполнительного органа, принятом в порядке статьи 24.17 Закона N 135-ФЗ.
Постановлением Правительства г. Москвы от 28.11.2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (с изменениями и дополнениями) (Перечень) определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год.
Согласно федеральному закону N 221-ФЗ от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" (с изменениями и дополнениями) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленным Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.97 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
В соответствии со ст. 24.13 Федерального Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка объектов недвижимости проводится в отношении учтенных в государственном кадастре недвижимости объектов.
Положениями ст. 3 Закона N 135-ФЗ установлено, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ (определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик).
В соответствии с ст. 7 Федерального Закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, ОАО "Мосбытремстрой" в 2015 году является плательщиком налога на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в отношении: нежилого здания, расположенного по адресу: 129626, г. Москва, ул. Староалексеевская, д. 7, условный номер объекта (нежилого здания) - 183319, кадастровый номер - 77:02:0023012:1091.
Из изложенного следует, что налоговым органом правомерно произведено доначисление налога на имущество организации, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: 129626, г. Москва, ул. Староалексеевская, д. 7, площадью нежилого здания - 2030.50 кв. м, установленной Постановлением Правительства г. Москвы 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве", которая составляет 263 617 606,73 р.
Относительно довода заявителя об отсутствии определенности при определении объекта налогообложения необходимо отметить следующее.
Конституционный Суд РФ в Определении от 16.07.2013 N 1173-О, принятым по запросу Арбитражного суда города Москвы, указал, что некоторая неточность юридико-технического характера, допущенная законодателем при формулировании законоположения, хотя и затрудняет уяснение его действительного смысла, однако не дает оснований для вывода о том, что оно является неопределенным, расплывчатым, не содержащим четких стандартов и, следовательно, не отвечающим принципам налогового законодательства в правовом государстве, как они закреплены в Конституции Российской Федерации. Подобные неясности, выявляемые в процессе применения налоговых норм в конкретных правовых ситуациях, устраняются путем толкования этих норм правоприменительными органами, в том числе судами.
Отсутствие сведений в данных Росреестра не препятствовало налогоплательщику направить обращение о разъяснении или исправлении содержавшихся в них сведений перед моментом определения размера налоговой обязанности.
Доводы подателя апелляционной жалобы о несогласии с оценкой судов имеющихся в деле доказательств по сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.08.2017 по делу N А40-74374/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Л.Г.ЯКОВЛЕВА

Судьи
В.И.ПОПОВ
С.М.МУХИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)