Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 18.05.2016 ПО ДЕЛУ N А60-6880/2016

Разделы:
Налог на имущество организаций; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 мая 2016 г. по делу N А60-6880/2016


Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2016 года
Полный текст решения изготовлен 18 мая 2016 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.А. Кондратьевой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-6880/2016 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СтройИнвест-2006"
к Правительству Свердловской области
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
о признании незаконным бездействия
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Битюков А.О., представитель по доверенности N 7 от 11.08.2015, удост. адвоката N 66/2937 от 29.09.2015 г.;
- от заинтересованного лица - Рат М.Е., представитель по доверенности N 01-01-63/23 от 17.03.2016;
- от третьего лица - Денисова О.Н., представитель по доверенности N 17-01-82/3285 от 14.03.2016.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "СтройИнвест-2006" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Правительству Свердловской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в несовершении действий по включению в перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, объекта недвижимости, назначение: нежилое, общей площадью 15 360,3 кв. м, этажность 8, подземная этажность: 2, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 4 с кадастровым номером 66:41:0401027:72. Заявитель просит обязать Правительство Свердловской области совершить действия по внесению изменений в перечень объектов недвижимого имущества, утвержденный Правительством Свердловской области Постановлением N 1217-ПП от 28.12.2015 г. "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2016 год".
Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении требований заявителя отказать.
Третье лицо также представило отзыв, в котором поддерживает позицию заинтересованного лица.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

установил:

ООО "СтройИнвест-2006" является собственником здания (торгово-делового комплекса), назначение: нежилое, общей площадью 15 360,3 кв. м, этажность 8, подземная этажность: 2, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 4, кадастровый номер здания 66:41:0401027:72, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 66 АЖ 292554 от 19.12.2013 года, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
С 01.01.2015 в связи со вступлением в законную силу Закона Свердловской области N 100-ОЗ от 24.11.2014 г. "О внесении изменений в закон Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" и статью 2 Закона Свердловской области "О внесении изменений в статью 3 Закона Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций", на территории Свердловской области стали применяться положения статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, согласно которой налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении объектов недвижимости, являющихся административно-торговыми центрами.
В соответствии с ч. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с подп. 7-3 статьи 13 Областного закона от 04.11.1995 N 31-03 "О Правительстве Свердловской области" Правительство Свердловской области определяет перечень указанных в федеральном законе объектов недвижимого имущества, в отношении которых в соответствии с законом Свердловской области налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, обеспечивает направление этого перечня в электронной форме в территориальный орган Федеральной налоговой службы по Свердловской области и его размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также до установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного федеральным законом, устанавливает такой порядок.
Правительством Свердловской области 30.12.2014 года принято Постановление N 1265-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год", однако торгово-деловой комплекс, принадлежащий ООО "СтройИнвест-2006" в этот перечень, включен не был.
Поскольку по мнению общества, объект недвижимости, принадлежащий заявителю, соответствует критериям, которые установлены статьей 378.2, которые необходимы и достаточны для включения его в указанный перечень, ООО "СтройИнвест-2006" 28 апреля 2015 года, а также 11.06.2015 года обратилось с заявлениями в Правительство Свердловской области, в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с требованиями о совершении действий, направленных на включение торгово-делового комплекса, в перечень имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год.
Письмом N 17-01-82/9454 от 07.07.2015 г. Министерство по управлению государственным имуществом ответило заявителю, что в соответствии с Протоколом заседания комиссии Мингосимущества от 30.06.2015 г. N 2 объект с кадастровым номером 66:41:0401027:72, расположенный по адресу: город Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 4, определен подлежащим включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2016 г.
Однако 28.12.2015 года Правительство Свердловской области приняло Постановление N 1217-ПП от 28.12.2015 года "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год", которым продлено на 2016 год действие перечня объектов, установленного постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2014 г. N 1265-ПП, соответственно, в 2016 году, указанный объект не включен в соответствующий перечень.
Полагая, что Правительство Свердловской области не совершило действий, которое обязано было совершить, не включило принадлежащий обществу объект в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, общество с ограниченной ответственностью "СтройИнвест-2006" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными в случае, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из вышеизложенного следует, что для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными действий (бездействия) и ненормативных правовых актов необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых действий (бездействия) и ненормативных правовых актов нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 указанного Кодекса.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
К ним относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что обществу принадлежит объект недвижимого имущества назначение: нежилое, общей площадью 15 360,3 кв. м, этажность 8, подземная этажность: 2, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 4 с кадастровым номером 66:41:0401027:72. Объект согласно техническому паспорту является торгово-деловым комплексом.
Заинтересованное лицо, обосновывает невключение названного объекта в Перечень тем, что в соответствии со п. 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критериями отнесения спорного имущества как к административно-деловому центру, так и торговому центру (комплексу) является одно из двух условий:
- 1. здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- 2. фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Поскольку, по мнению заинтересованного лица, первый критерий документами общества не подтверждается, а фактическое использование здания одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания - не установлено в порядке, определенном Постановлением Правительства Свердловской области N 1155-ПП от 18.12.2014 (согласно которому проводится обследование недвижимости уполномоченным органом с составлением акта), оснований для включения спорного объекта в Перечень - не имеется.
Заявитель ссылается на то, что спорный объект является торговым центром (комплексом) и отвечает критериям, установленным п. 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (согласно свидетельствам о государственной регистрации права 66АЕ 575964 от 03.10.2012 г. и 66АЖ 043914 от 16.07.2013 г. и Договору аренды земельного участка N 4-1367 от 17.06.2011 г.);
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (согласно техническому паспорту от 29.07.2013 года, выданному ООО "Межрегиональное проектно-инвентаризационное и кадастровое агентство").
Суд считает, что выводы заинтересованного лица относительно документальной неподтвержденности отнесения объекта к торговому центру (комплексу) опровергаются представленными документами.
Так Объект с кадастровым номером 66:41:0401027:72 расположен на следующих земельных участках, принадлежащих Обществу на праве собственности и праве аренды:
1. земельный участок, категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты торговли, площадь 164 кв. м, кадастровый номер 66:41:0401027:56, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 66АЕ 575964 от 03.10.2012 г.
2. Земельный участок, категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здание торгово-делового комплекса, площадь 331 кв. м, кадастровый номер 66:41:0401027:68, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 66АЖ 043914 от 16.07.2013 г.
3. Земельный участок, категория земель земли населенных пунктов, согласно Договору аренды земельного участка N 4-1367 от 17.06.2011 г. участок предоставляется для строительства и дальнейшей эксплуатации торгово-делового комплекса с подземным паркингом и трансформаторной подстанцией, согласно Сведениям из Интернет Ресурса "Публичная кадастровая карта" разрешенное использование для размещения объектов торговли.
Согласно данным технического паспорта от 29.07.2013 года, в объекте с кадастровым номером 66:41:0401027:72, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург д. 4 более 20% помещений являются торговыми (6685,5 + 954,3 кв. м из 15 360,3 кв. м).
Таким образом, объект недвижимости с кадастровым номером 66:41:0401027:72 соответствует критериям, установленным требованиям подп. 1, 2 части 4 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.
Поскольку спорный объект соответствует критериям установленным п. 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе документами подтверждено, что здание (строение, сооружение) предназначено для использования размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, оснований для вывода о необходимости установления фактического использования здания - не имеется.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Письмом N 17-01-82/9454 от 07.07.2015 г. Министерства по управлению государственным имуществом подтверждается, что в соответствии с Протоколом заседания комиссии Мингосимущества от 30.06.2015 г. N 2 объект с кадастровым номером 66:41:0401027:72, расположенный по адресу: город Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 4, определен подлежащим включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2016 г.
Спорное здание поставлено на кадастровый учет с определением кадастровой стоимости как объекта недвижимости, следовательно оно подпадает под критерии, установленные пунктами 3 - 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, со стороны заинтересованного лица имеет место незаконное бездействие по невключения спорного объекта в Перечень и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Довод заинтересованного лица о том, что включить объект в Перечень невозможно, поскольку он не был выявлен в 2015 году, судом отклоняется.
Пункт 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует порядок действий уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и указывает на необходимость до 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить перечень объектов недвижимого имущества. При этом данная норма права не предусматривает какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества, поскольку таковой должен быть определен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, торговые центры (комплексы) и помещения в них.
При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным бездействие Правительства Свердловской области, выразившееся в несовершении действий по включению в Перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, объекта недвижимости, назначение: нежилое, общей площадью 15 360,3 кв. м, этажность 8, подземная этажность: 2, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 4 с кадастровым номером 66:41:0401027:72.
Обязать Правительство Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "СтройИнвест-2006".
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Правительства Свердловской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "СтройИнвест-2006" 3000 (Три тысячи) рублей - в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
Л.В.КОЛОСОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)