Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.02.2016 N 09АП-57305/2015 ПО ДЕЛУ N А40-175163/14

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2016 г. N 09АП-57305/2015

Дело N А40-175163/14

Резолютивная часть постановления оглашено 26.01.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.02.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Марковой Т.Т.,
судей: Лепихина Д.Е., Кольцовой Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.2015
по делу N А40-175163/14, принятое судьей Шевелевой Л.А.
по заявлению ООО "Компания Полярное Сияние" (163000, Архангельск, улица Поморская, дом 2/68, 5 этаж)
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (129223, Москва, проспект Мира, ВВЦ, стр. 194)
- о признании частично недействительным решения;
- при участии:
- от заявителя - Томаров В.В. по доверенности от 23.01.2015 N 59;
- от заинтересованного лица - Никитина Е.Г. по доверенности от 25.09.2015 N 52-02-1-66/32;

- установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.2015 заявление ООО "Компания Полярное Сияние" о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 29.05.2014 N 52-16-15/2648 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части п. п. 1, 3, удовлетворено.
Инспекция не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена налоговая проверка уточненной налоговой декларации ООО "Компания Полярное Сияние" по налогу на добычу полезных ископаемых за июль 2011, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки N 52-16-15/3162 от 08.04.2014 (том 1 л.д. 51 - 62).
29.05.2014 инспекцией вынесено решение N 52-16-15/2646, которым по п. 1 обществу доначислен налог на добычу полезных ископаемых за июль 2011 в сумме 19.686.706 руб., по п. 3 предписано внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Инспекцией установлено, что заявитель имеет лицензию НРМ 11062 НР на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение недр, разведка и добыча нефти с открываемых в пределах данного участка месторождений; участок недр расположен в Ненецком автономном округе; лицензия выдана до 01.01.2009; срок разработки участка недр не превышает 7 лет (начиная с 01.01.2009); накопленный объем добычи менее 15 млн. тонн.
Основанием для доначисления налога явилось несоблюдение заявителем предельной величины степени выработанности запасов участка недр, по мнению инспекции, степень выработанности участка недр превышена, степень выработанности должна быть определена по участку, границы которого указаны в приложении N 2 к лицензии на право пользования недрами, а не по участкам, границы которых указаны в горноотводных актах, также инспекцией указано, что в случае, если на 01.01.2008 запасы участка недр на государственном балансе не числились, налоговая ставка по основаниям, предусмотренным названной нормой, в отношении нефти, добытой на этом участке недр, не применяется.
Заявителем решение налогового органа обжаловано в вышестоящем налоговом органе, которым апелляционная жалоба заявителя (т. 1 л.д. 83 - 91) оставлена без удовлетворения.
Общество, не согласилось с выводами инспекции, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление налогоплательщика, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое в части решение налогового органа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Изучив материалы дела, выслушав представителей органа налогового контроля и общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно п. п. 12 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по ставке 0 руб. при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, до достижения накопленного объема добычи нефти 15 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 7 лет или равен 7 годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и не превышает 12 лет или равен 12 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами.
Для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 01.01.2009 и степень выработанности запасов (Св) которых на 01.01.2009 меньше или равна 0,05, налоговая ставка 0 руб. в отношении количества добытого на конкретном участке недр полезного ископаемого применяется до достижения накопленного объема добычи нефти 15 млн. тонн на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа, на полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 7 лет или равен 7 годам начиная с 01.01.2009.
Заявитель имеет лицензию N НРМ 11062 НР на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение недр, разведку и добычу нефти с открываемых в пределах данного участка месторождений.
Участок недр расположен в Ненецком автономном округе, имеет статус геологического отвода.
В приложении N 2 к лицензии указаны границы этого геологического отвода, не имеющего ограничения по глубине (т.д., л.д. 107).
Согласно постановления Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2001 N 49 и Администрации Ненецкого автономного округа от 31.10.2001 N 781 "О переоформлении лицензий АРХ 10003 НП, АРХ 10005 НЭ, АРХ 10004 НЭ, АРХ 10006 НЭ, выданных СП "Компания Полярное Сияние", лицензия НРМ 11062 НР выдана обществу на основании ст. 17.1 Закона "О недрах" в порядке переоформления лицензии АРХ 10003 НП в связи с изменением наименования предприятия без изменения условий пользования недрами.
Лицензия НРМ 11062 НР зарегистрирована 20.12.2001 в реестре за N 1088/НРМ 11062 НР.
Неотъемлемой частью лицензии являются 3 горноотводных акта, определяющих уточненные границы горных отводов, на которых заявитель в 2011 имел право добычи нефти.
В границах горного отвода, определенных горноотводным актом N 524 от 02.06.2006, предоставлено право добычи нефти на участке недр, включающем Ошкотынское месторождение; в границах горного отвода, определенных горноотводным актом N 742 от 25.11.2009, предоставлено право добычи нефти на участке недр, включающем Центральнохорейверское месторождение; в границах горного отвода, определенных горноотводным актом N 789 от 17.12.2010, предоставлено право добычи нефти на участке недр, включающем Западно-Сихорейское месторождение.
По данным государственного баланса запасов полезных ископаемых запасы участка недр, включающего Западно-Сихорейского месторождение, по состоянию на 01.01.2009 не разрабатывались, запасы выявлены в 2008, прошли государственную экспертизу и поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых в 2009 (т. 2, л.д. 5 - 9).
В отношении нефти, добытой на участке недр, границы которого определены в горноотводном акте N 789 от 17.12.2010 заявителем в налоговых периодах с января по декабрь 2011 применена ставка налога на добычу полезных ископаемых 0 руб. на основании абз. 2 пп. 12 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом заявитель исходил из того, что, поскольку запасы данного участка недр до 2009 не разрабатывались, степень его выработанности на 01.01.2009 составляла 0,00.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территорий Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Режим использования недр, порядок осуществления государственного управления и регулирования в области использования недр, особенности возникновения, осуществления и прекращения прав на пользование участками недр регулируется Законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Согласно ст. 7 Закона "О недрах" в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. Участку недр, предоставленному в пользование для геологического изучения недр, без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), придается статус геологического отвода. Законом "О недрах" также предусмотрено, что предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов (ст. 29), а разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами (ст. 23.2).
Согласно п. п. 3, 4, 5 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной МПР России 07.02.1998 N 56 и Госгортехнадзором России 31.12.1997 N 58, зарегистрированной в Минюсте России 13.03.1998 N 1485, горным отводом называется геометризованный блок недр. В соответствии с настоящей Инструкцией горный отвод предоставляется пользователю недр для добычи полезных ископаемых. Документы, удостоверяющие горный отвод, определяют его пространственное положение в плане, по глубине и являются неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами.
Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Добыча полезных ископаемых осуществляется после получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода и в пределах этих границ.
Таким образом, участком недр, предоставленным в пользование для добычи полезных ископаемых, признается горный отвод, границы которого определяются горноотводным актом, в то время как геологический отвод предоставляется в пользование только для геологического изучения недр.
В соответствии с соглашением об условиях пользования недрами, приведенным в приложении N 1 к лицензии и являющемся ее неотъемлемой частью, в случае обнаружения других месторождений нефти и газа в границах указанного района ООО "Компания Полярное Сияние" имеет исключительное право на разработку этих месторождений (п. 1).
В соответствии с дополнительным соглашением N 1 от 20.12.2001 к соглашению - приложение N 1 к лицензии НРМ 11062 НР, недра на указанном участке предоставляются в виде горных геологических отводов, уточненные границы горных отводов будут определены горноотводными актами, выданными Управлением Печорского округа Госгортехнадзора России.
При проведении геологического изучения участка недр, предоставленного в пользование по названной лицензии, в пределах геологического отвода заявителем открыто Западно-Сихорейское месторождение.
Горноотводный акт N 789, определяющий уточненные границы горного отвода - конкретного участка недр, предоставленного для добычи углеводородного сырья на Западно-Сихорейском месторождении, выдан Печорским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 17.12.2010.
Согласно горноотводному акту пользователь недр имеет право производить разработку месторождения в соответствии с утвержденными технологическими проектными документами, планами развития горных работ, правилами технической эксплуатации и условиями лицензии. Площадь проекции горного отвода составляет 251 га, ограничение по глубине 3150 м. Для данного участка недр приказом Минэнерго России от 27.04.2011 N 152 утверждены нормативы технологических потерь углеводородного сырья при добыче в 2011 (том 1, л.д. 127 - 128).
Данный участок не является геометризированным блоком недр - горным отводом, так как он не имеет ограничения по глубине и предоставлен для геологического изучения (поиска и оценки месторождений).
Довод о том, что участок недр, пространственные границы которого указаны в приложении N 2 к лицензии НРМ 11062 НР, имеет статус геологического отвода на период геологического изучения недр и горного отвода на период добычи углеводородного сырья, необоснован, поскольку статус горного отвода имеют отдельные участки недр с выявленными и прошедшими государственную экспертизу запасами нефти, право на добычу нефти на которых предоставлено в пределах границ, указанных в горноотводных актах.
Ссылка на то, что положения ст. 7 Закона "О недрах", устанавливающие, что для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется в виде горного отвода, применяются только к лицензиям на право добычи полезных ископаемых и не могут быть применены к совмещенной лицензии (на право геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых), необоснованная.
В соответствии со ст. 6 Закона "О недрах" недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.
В силу ст. 11 названного Закона допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.
Совмещенная лицензия НРМ 11062 НР предоставляет право как на геологическое изучение недр в пределах геологического отвода, так и право на добычу полезных ископаемых с открываемых в пределах этого отвода месторождений.
Участок недр в виде горного отвода предоставляется при выдаче лицензий на право добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, организацию особо охраняемых участков недр.
Участок недр в виде горного отвода также предоставляется для проведения геологического изучения недр с одновременной или непосредственно следующей за ним добычей полезных ископаемых.
Добыча полезных ископаемых осуществляется после получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, и в пределах этих границ.
В соответствии со ст. 7 Закона "О недрах" пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
В соответствии со ст. 22 Закона "О недрах" пользователь недр в границах предоставленного ему горного отвода имеет право ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых, проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр.
В силу ст. 43 Закона "О недрах" в границах горного отвода пользователь недр освобождается от уплаты регулярных платежей за пользование недрами.
Таким образом, реализация права на добычу нефти как по лицензии на право разведки и добычи полезного ископаемого, так и по совмещенной лицензии, включая лицензию НРМ 11062 ЕР, допускается только на участке недр в виде горного отвода.
Ссылка инспекции на то, что добыча нефти при отсутствии горноотводного акта является возможной, и данный случай имеет место в рамках проведения работ по лицензии НРМ 11062 НР, не свидетельствует о нарушении заявителем Закона "О недрах".
Согласно экспертному заключению N 372-08 от 19.11.2008 экспертная комиссия Федерального государственного учреждения "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" указала на необходимость воздержаться от постановки на баланс запасов Западно-Сихорейского месторождения до получения промышленного притока нефти в эксплуатационной колонне (том 2, л.д. 123 - 125), в связи с чем разработан и согласован в установленном порядке План пробной эксплуатации скважины N 70 Западно-Сихорейской площади, согласно которому с целью определения границ залежи, изучения режима залежи, определения эксплуатационных характеристик пласта, определения динамики пластового давления, отбора глубинных пластовых проб нефти и определения ее физико-химического состава предусмотрена пробная эксплуатация данной скважины с планируемым уровнем суммарного отбора 62, 790 тыс. тонн (том 2, л.д. 126 - 131).
В соответствии с п. 3.3.4 Временного положения об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 07.02.2001 N 126, на стадии поиска и оценки месторождений решаются определенные вопросы, касающиеся установления фазового состояния углеводородов и характеристик пластовых углеводородных систем; изучения физико-химических свойств нефтей, газов, конденсатов в пластовых и поверхностных условиях, определения их товарных качеств; изучения фильтрационно-емкостных характеристик коллекторов; определения эффективных толщин, значений пористости, нефтегазонасыщенности; установления коэффициентов продуктивности скважин и добывных возможностей; проводится предварительная геометризация залежей и подсчет запасов по категориям С2 и С1. В отдельных случаях при оценке месторождений с целью уточнения промысловых характеристик коллектора проводится опытная эксплуатация пробуренных в рамках данной стадии единичных скважин. Опытная эксплуатация проводится по индивидуальным проектам, в которых определяются сроки проведения и максимальные объемы отбора нефти и газа.
Таким образом, пробная эксплуатация скважины N 70 с отбором указанного количества нефти проводились заявителем в рамках работ по геологическому изучению недр (поиску и оценке запасов полезных ископаемых), которые в соответствии с положениями ст. ст. 6, 7 Закона "О недрах" недропользователь обязан выполнять на основании лицензии на геологическое изучение недр в пределах геологического отвода.
Разногласия между заявителем и инспекцией относительно исчисления налога за указанные налоговые периоды отсутствуют.
Инспекция, делая вывод об отсутствии у заявителя права на применение ставки 0 руб. в отношении нефти, добытой на участке недр в границах горного отвода, включающего Западно-Сихорейское месторождение, определена степень выработанности другого участка недр, включающего Ошкотынское месторождение, границы которого указаны в отдельном горноотводном акте. Однако определение степени выработанности одного участка недр по данным о выработанности другого участка законом не предусмотрено.
Ссылка инспекции на то, что положениями ст. 6 Закона "О недрах" и п. 6.9 Положения о порядке лицензирования пользования недрами предусмотрена добыча полезных ископаемых, как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения на участке недр, предоставленном в пользование по совмещенной лицензии, не свидетельствует о том, что добыча полезных ископаемых разрешена на участке недр, имеющем статус геологического отвода, и не подтверждает выводов о необходимости определять степень выработанности участка недр, являющегося геологическим, а не горным отводом.
Довод о том, что расчет степени выработанности участка недр для целей налогообложения следует производить по всему участку недр в целом, границы которого указаны в лицензии на право пользования недрами, а не по отдельным объектам разработки - пластам, залежам, горизонтам или месторождениям, не опровергается и позицией заявителя.
Статьей 7 Закона "О недрах" предусмотрено, что предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Из содержания лицензии на право пользование недрами НРМ 11062 НР на геологическое изучение недр, разведку и добычу нефти с открываемых в пределах данного участка месторождений, следует, что при предоставлении лицензии участку недр присвоен статус геологического отвода, указаны его пространственные границы без ограничения по глубине. Границы горного отвода при предоставлении указанной лицензии не устанавливались, п. 1.1 дополнительного соглашения N 1 от 20.12.2001 к соглашению, являющемуся приложением N 1 к лицензии НРМ 11062 НР предусматривалось установление границ горных отводов в горноотводных актах, выданных органами Госгортехнадзора России.
Таким образом, границы каждого из трех горных отводов определены в соответствующем горноотводном акте.
Правомерность применения заявителем налоговой ставки 0 руб. при добыче нефти на участке недр, включающем Западно-Сихорейское месторождение, установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.11.2014 по делу N А40-138266/2014.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь, если в деле участвуют те же лица.
Ссылка инспекции на положения Инструкции о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 11.09.1996 N 35, не опровергает позиции заявителя.
Довод органа налогового контроля о том, что цели установления границ горного отвода, указанные в п. 1.3 данной Инструкции, не связаны фиксацией права недропользователя на осуществление деятельности в определенных границах, отклоняется, поскольку такое право предусмотрено иными пунктами данной Инструкции (п. 3), согласно которым горный отвод предоставляется пользователю недр для добычи полезных ископаемых, а документы, удостоверяющие горный отвод, определяют его пространственное положение в плане, по глубине и являются неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами; п. 5 предусмотрено, что добыча полезных ископаемых осуществляется после получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода и в пределах этих границ; п. 7 предусмотрено, что пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией и что любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Ссылка инспекции на ч. 8 ст. 7 Закона "О недрах", которой предусмотрено, что порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации, отклоняется, как необоснованная.
Ссылка инспекции на письмо Федерального агентства по недропользованию от 02.12.2014 N ЕШ-01-29/13650 "О границах горных отводов" не может быть принята во внимание, поскольку содержащиеся в нем разъяснения основаны на указанном выше Положении об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, введенном в действие в 2012. Кроме того, описываемые в данном письме фактические обстоятельства (предоставление пользователю недр горного отвода, выходящего за пределы лицензионного участка) в настоящем деле отсутствуют.
Ссылка инспекции на постановление Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2015 N 302-АД14-8959 по делу об административном правонарушении выводов налогоплательщика по настоящему делу не опровергает, поскольку касается фактических обстоятельств, имевших место в марте 2014, к которым применяются нормы соответствующей редакции закона и иных нормативных актов.
Ссылка инспекции на письмо Федерального агентства по недропользованию от 05.12.2012 года N ИП-03-30/12215 не может быть принята во внимание, поскольку в данном письме предусматривается определение начальных извлекаемых запасов путем сложения текущих запасов нефти на 01.01.2006 года и накопленной добычи по отдельно взятому участку недр, а не сложение начальных извлекаемых запасов и накопленной добычи по нескольким конкретным участкам недр.
Ссылка инспекции на письмо Минприроды России от 26.08.2013 N 02-09-44/16249 подтверждает позицию заявителя, поскольку в п. 9 данного письма предусмотрено, что содержание и трактовка термина "участок недр установлены в ст. 7 "Участки недр, предоставляемые в пользование" Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Довод инспекции о том, что в случае, если на 01.01.2008 запасы на государственном балансе не числятся, налоговая ставка 0 руб. по основаниям, предусмотренным абз. 2 пп. 12 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса российской Федерации, не применяется, не может быть принят во внимание.
Из протокола N 18/389-пр от 29.06.2009 Федерального агентства по недропользованию (том 1, л.д. 135 - 142) следует, что экспертной комиссией Федерального государственного учреждения "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" рассмотрены материалы подсчета запасов нефти и растворенного газа Западно-Сихорейского месторождения, согласно которым в 2008 пробурена скважина N 70, при опробовании в открытом стволе получен незначительный приток нефти, в 2009 скважина опробована в эксплуатационной колонне, в результате чего получен промышленный приток нефти; промыслово-геофизические исследования и отбор глубинных проб нефти проведены в процессе пробной эксплуатации скважины. На основании перечисленных документов в государственном балансе запасов полезных ископаемых за 2009 отражены извлекаемые запасы Западно-Сихорейского месторождения.
Из этого следует, что запасы конкретного участка недр, включающего Западно-Сихорейское месторождение, выявленные скважиной N 70 в 2008 поставлены на баланс запасов полезных ископаемых в 2009, по состоянию на 01.01.2009 не разрабатывались. Сумма накопленной добычи на этом участке недр равна 0, соответственно, степень выработанности данного участка недр на 01.01.2009, определяемая в соответствии с п. 4 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр, включая потери при добыче, на начальные извлекаемые запасы нефти, составляла 0,00, что в силу абз. 2 пп. 12 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для применения ставки 0 руб. при добыче нефти на данном участке недр в течение установленного в законе семилетнего срока, исчисляемого с 01.01.2009.
Таким образом, отсутствие в государственном балансе запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2009 сведений о начальных извлекаемых запасах и накопленной добыче данного участка недр подтверждает 0 степень его выработанности, что соответствует установленному законом условию (менее 0,05) и не свидетельствует о неправомерном применении заявителем ставки 0 руб. в отношении количества нефти, добытой на данном участке недр.
Запасы конкретного участка недр поставлены на государственный баланс в 2009, степень выработанности этих запасов равна 0,00, как на 01.01.2009, так и на 01.01.2008.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не содержит ограничений на применение ставки 0 руб. в отношении добытой на вновь сформированных участках недр нефти, запасы которых поставлены на государственный баланс после 01.01.2009.
Применение указанной ставки при добыче нефти на таких участках недр имеет под собой экономическое основание и соответствует воле законодателя, предусмотревшего пониженную ставку налога в целях стимулирования добычи нефти на новых участках недр, расположенных в отдаленных регионах.
Ссылка инспекции на письма Минфина России от 30.07.2012 N 03-06-05-01/86 и ФНС России от 05.07.2011 N ЕД-4-3/10842@, согласно которым изменение величины начальных извлекаемых запасов (в результате переоценки, доразведки, а также по иным обстоятельствам) в целях определения степени выработанности участка недр не учитывается, позиции налогового органа не подтверждает, поскольку согласно фактическим обстоятельствам настоящего дела изменения величины начальных извлекаемых запасов конкретного участка недр места не имело, а на государственный баланс поставлены впервые выявленные запасы вновь сформированного участка недр.
Иные доводы апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку доводы налогоплательщика и выводы суда первой инстанции основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.2015 по делу N А40-175163/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА

Судьи
Д.Е.ЛЕПИХИН
Н.Н.КОЛЬЦОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)