Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.02.2016 N 09АП-59092/2015 ПО ДЕЛУ N А40-91054/15

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2016 г. N 09АП-59092/2015

Дело N А40-91054/15

Резолютивная часть постановления объявлена 8 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Кольцовой Н.Н.,
судей: Поташовой Ж.В., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Кольская ГМК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.10.2015 по делу N А40-91054/15 принятое судьей Карповой Г.А. (шифр судьи: 99-716)
по заявлению АО "Кольская ГМК" (184507, Мурманская область, Мончегорск -7)
к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (129223, Москва, пр-т Мира, ВВЦ, стр. 164)
о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии:
- от заявителя: Мельниченко С.В. по доверенности от 01.01.2016 N 36;
- от ответчика: Горюнов А.И. по доверенности от 15.06.2015;

- установил:

В Арбитражный суд г. Москвы обратилось АО "Кольская ГМК" с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 от 05.11.2014 N 56-20-11/28/1669/755 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 29.10.2015 признано соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 от 05.11.2014 N 56-20-11/28/1669/755 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказано Акционерному обществу "Кольская горно-металлургическая компания" в удовлетворении заявления о признании указанного решения недействительным. При этом суд исходил из того, что решение инспекции от 05.11.2014 N 56-20-11/28/1669/755 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является законным и обоснованным.
С решением суда не согласился заявитель - АО "Кольская ГМК" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что вывод суда первой инстанции о наличии у Общества обязанности осуществлять ежемесячное (в каждом налоговом периоде) измерение и учет фактических потерь полезных ископаемых основан на неправильном применении действующего налогового законодательства и противоречит обстоятельствам настоящего дела.
Инспекция возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. Инспекцией представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка общества на основе уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за март 2014 года (корректировка N 1), представленной 23.05.2014.
По результатам проверки составлен акт от 08.09.2014 N 56-20-11/28/2145 и принято решение от 05.11.2014 N 56-20-11/28/1669/755 об отказе в привлечении к ответственности, которым обществу доначислен налог на добычу прочих полезных ископаемых в размере 12 916 829 руб.
В порядке ст. 139 Кодекса общество обжаловало решение инспекции в вышестоящий налоговый орган. Решением ФНС России от 06.02.2015 N СА-4-9/1760@ решение инспекции отменено в части вывода о неправомерном доначислении налога на добычу полезных ископаемых за март 2014 года в размере 2 804 833 руб., в остальной части решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 336 Кодекса объектом налогообложения НДПИ, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 336 Кодекса, признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях главы 26 Кодекса указанные в п. 1 ст. 336 Кодекса полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. 3 ст. 337 Кодекса), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (п. 1 ст. 337 Кодекса).
Пунктом 7 ст. 339 Кодекса установлено, что при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено п. 8 ст. 339 Кодекса, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).
При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
Пунктом 2 ст. 339 Кодекса предусмотрено, что количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого.
В соответствии с п. 3 ст. 339 Кодекса если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса).
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором производилось их измерение, и в размере, определенном по итогам произведенных измерений и следовательно, налогоплательщик самостоятельно, руководствуясь законодательством о недропользовании и внутренними локальными документами, определяет периодичность измерения фактических потерь.
Вместе с тем в соответствии со статьей 341 Кодекса налоговым периодом для исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых является календарный месяц.
Согласно п. 2 ст. 343 Кодекса сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому.
Налоговая база в силу пункта 1 статьи 54 Кодекса подлежит исчислению по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Таким образом, по итогам измерений за каждый налоговый период налогоплательщик определяет количество добытого полезного ископаемого и количество фактических потерь полезного ископаемого. Налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Согласно Положению об учетной политике общества для целей налогообложения на 2014 год количество добытого полезного ископаемого для исчисления НДПИ определяется прямым методом.
В налоговой декларации за март 2014 года заявитель произвел измерение и подсчет фактических потерь полезных ископаемых за весь 1 квартал 2014 года и отразил соответствующие данные в отчете о количестве добытого полезного ископаемого за проверяемый период, количество фактических потерь 320 390 тонн, в том числе:
- - количество добытого поднятого на поверхность полезного ископаемого 589 415 тонн (за март 2014 года);
- - погашенные балансовые запасы: суммарный показатель количества поднятого на поверхность добытого полезного ископаемого за месяц и количества измеренных фактических потерь за квартал (589 415 + 320 390 = 909 805).
Однако налоговым органом установлено наличие сверхнормативных потерь за март 2014 года в размере 157 077,41 тонн (320 390 - 163 312,59), подлежащее налогообложению по общеустановленной налоговой ставке 8 процентов.
Доводы заявителя о том, что согласно Инструкции N 2-48200234-19-06-2010 "Учет состояния, движение запасов, нормирование и планирование потерь и разубоживания на рудниках общества" (далее - Инструкция) учет потерь по руднику ведется ежеквартально рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно отклонены по следующим основаниям.
Согласно п. 5.1 Инструкции прямой метод определения потерь и разубоживания руды является основным методом, обеспечивающим оперативность и наибольшую достоверность получаемых результатов.
При прямом методе размеры потерь и разубоживания руды определяются на основании маркшейдерских съемок и замеров по маркшейдерским и геологическим планам и разрезам (п. 5.2 Инструкции).
В соответствии с п. 5.9 Инструкции учет потерь по руднику ведется в книге учета потерь ежеквартально.
Стандарт предприятия "Руда товарная сульфидная медно-никелевая" (далее -стандарт предприятия) распространяется на руду товарную сульфидную медно-никелевую, добываемую на рудниках общества и устанавливает порядок определения количества добытых медно-никелевых руд, правила приемки, требования к качеству, порядок транспортировки и хранения.
Стандартом предприятия установлено, что количество добытой из карьеров и рудников товарной руды определяют по данным весового учета при отгрузке руды потребителям с учетом остатков руды на поверхностных складах на начало и конец отчетного периода, определяемых маркшейдерским замером. При этом добычу по каждому направлению определяют по формуле: добыча = (остатки на конец месяца) - (остатки на начало месяца) + отгрузка потребителю.
Кроме того, из стандарта следует, что действующими документами в качестве основного метода определения объемов добытой руды и потерь при добыче принят прямой метод, основанный на непосредственных измерениях в натуре объемов отработанного пространства с помощью измерительных приборов и устройств с последующим переносом результатов и расчетом количества добытой руды, потерь и разубоживания на графических и электронных носителях. Справку о количестве добытой руды и фактических потерях в управление бухгалтерского учета представляет горно-геологическое управление в срок до 16 числа месяца, следующего за отчетным.
Таким образом, стандарт предусматривает ежемесячный учет количества добываемого обществом полезного ископаемого и фактических потерь. Учет потерь ежеквартально у общества не связан с особенностями технологического процесса добычи сульфидных медно-никелевых руд на используемых месторождениях.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что фактические потери полезного ископаемого определяются по правилам п. 3 ст. 339 Кодекса как разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого. Следовательно, налогообложение по налоговой ставке 0 процентов фактических потерь в пределах нормативных производится ежемесячно при определении количества добытого полезного ископаемого.
Данный вывод согласуется с судебной - арбитражной практикой (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2014 N 305-КГ14-4545).
Кроме того, Обществу вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2015 по делу N А40-185426/14 (116-655), отказано в признании недействительным решения инспекции от 04.04.2014 N 56-20-11/28/1608/671 по итогам проверки налоговой декларации общества по НДПИ за июнь 2013 года.
При этом выводы налогового органа о завышении обществом фактических потерь полезных ископаемых, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов вследствие их отражения в проверяемом периоде за три налоговых периода полностью совпадают с решением, принятым по итогам проверки уточненной налоговой декларации по НДПИ за март 2014 года (корректировка N 1) и обжалуемым в настоящем деле.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В связи с преюдициальным значением для настоящего дела вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда по ранее рассмотренному делу указанные обстоятельства не подлежат доказыванию в настоящем деле.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
В соответствии со ст. 104 АПК РФ АО "Кольская ГМК" подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей, как излишне уплаченная.
Руководствуясь ст. ст. 104, 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.10.2015 по делу N А40-91054/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить АО "Кольская ГМК" (184507, Мурманская область, Мончегорск-7) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Н.Н.КОЛЬЦОВА

Судьи
Ж.В.ПОТАШОВА
Д.Е.ЛЕПИХИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)