Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.09.2016 N 17АП-11730/2016-АК ПО ДЕЛУ N А71-3794/2016

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2016 г. N 17АП-11730/2016-АК

Дело N А71-3794/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.
при участии:
- от заявителя закрытого акционерного общества "Чепецкое НГДУ" - Воробьева Н.А., паспорт, доверенность от 30.03.2016;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике - Жаров Д.Ф., удостоверение, доверенность от 30.05.2016; Чунаев О.М., удостоверение, доверенность от 11.01.2016; Бобкова Н.А., удостоверение, доверенность от 11.01.2016;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 17 июня 2016 года по делу N А71-3794/2016,
принятое судьей Зориной Н.Г.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Чепецкое НГДУ" (ОГРН 1021800672013, ИНН 1802000920)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике (ОГРН 1041804000116, ИНН 1833028059)
об оспаривании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

установил:

Закрытое акционерное общество "Чепецкое НГДУ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) от 28.01.2016 N 06-78/2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 июня 2016 года требования заявителя удовлетворены, оспариваемое решение признано недействительным, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс). На инспекцию возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что участком недр, предоставленным заявителю в пользование в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ, является Западно-Красногорский лицензионный участок недр в целом, а не отдельные месторождения. Считает, что определение степени выработанности запасов Западно-Красногорского лицензионного участка недр необходимо производить по всему участку недр в целом, пространственные границы которого указаны в лицензии на право пользования недрами, а не по отдельным объектам разработки - пластам, залежам, горизонтам или месторождениям соответствующего участка.
Представители инспекции в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали.
Общество представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы письменного отзыва поддержал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, обществом 30.10.2015 представлена вторая уточненная декларация по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за январь 2014 г., в которой заявлено об уменьшении исчисленного к уплате налога на 1 001 429 руб. по сравнению с предыдущей налоговой декларацией.
По результатам камеральной проверки указанной декларации инспекцией составлен акт от 17.12.2015 N 06-83/17 и вынесено решение от 28.01.2016 N 06-78/2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данным решением обществу доначислен НДПИ за январь 2014 г. в сумме 1 001 429 руб., соответствующие пени в сумме 1674,16 руб. и штраф по п. 1 ст. 122 Кодекса в сумме 200 285,80 руб.
Доначисление НДПИ связано с отказом налогового органа в применении при расчете налога понижающего коэффициента Кз, характеризующего величину запасов конкретного участка недр. По мнению налогового органа, неверно определять право на применение Кз исходя из степени выработанности одного лишь Потаповского месторождения, поскольку лицензия на право пользования недрами от 12.04.1999 предоставлена обществу на Западно-Красногорский участок, в который, помимо Потаповского, входят также Нефедовское и Зотовское месторождения нефти.
Решением УФНС России по Удмуртской Республике от 16.03.2016 N 06-07/03512@ оспариваемое решение отменено в части привлечения общества к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 200 285 руб. 80 коп. В остальной части решение оставлено без изменения.
Несогласие заявителя с решением налогового органа послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Судом принято приведенное выше решение.
Решение суда является правильным, соответствует нормам материального и процессуального права.
Согласно подпункту 1 пункта 1 ст. 336 НК РФ объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях настоящей главы залежью углеводородного сырья признается объект учета запасов одного из видов полезных ископаемых, указанных в подпункте 3 пункта 2 статьи 337 настоящего Кодекса (за исключением попутного газа), в государственном балансе запасов полезных ископаемых на конкретном участке недр, в составе которого не выделены иные объекты учета запасов.
Видом добытого полезного ископаемого является в том числе углеводородное сырье: нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная (подпункт 3 пункта 2 статьи 337 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 ст. 342 НК РФ в редакции, действовавшей в январе 2014 г., на период с 1 января по 31 декабря 2014 г. налогообложение производится по налоговой ставке 493 рублей за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной.
При этом указанная налоговая ставка умножается на ряд коэффициентов, в том числе на коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз).
Согласно пункту 5 указанной статьи в случае, если величина начальных извлекаемых запасов нефти (Vз) по конкретному участку недр меньше 5 млн. тонн и степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр, определяемая в порядке, установленном настоящим пунктом, меньше или равна 0,05, коэффициент Кз рассчитывается по формуле: Кз = 0,125 x Vз + 0,375,
где Vз - начальные извлекаемые запасы нефти в млн. тонн с точностью до 3-го знака после запятой, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти и определяемые как сумма извлекаемых запасов категорий A, B, C1 и C2 на 1 января года, предшествующего году налогового периода, и накопленной добычи с начала разработки конкретного участка недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода.
Степень выработанности запасов конкретного участка недр (Свз), лицензия на право пользования которым предоставлена до 1 января 2012 года, определяется по состоянию на 1 января 2012 года на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в 2011 году, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (Vз) конкретного участка недр (пункт 5 статьи 342).
Спор между сторонами основан на том, что следует понимать под конкретным участком недр при применении подп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ.
Как верно указано судом, НК РФ не содержит понятия "участок недр", следовательно, данный термин следует применять в том значении, в каком он используется в других отраслях законодательства Российской Федерации (на основании пункта 1 ст. 11 НК РФ).
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В соответствии со ст. 1 данного Закона недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности (статья 1.2 Закона о недрах).
Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа (статья 2 Закона о недрах).
Согласно ст. 7 Закона о недрах в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.
На основании изложенных норм суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что под конкретным участком недр, в том числе для целей налогообложения, следует понимать тот участок (геометризованный блок), который предоставлен пользователю в виде горного отвода.
Материалами дела подтверждается, что обществу на основании контракта об условиях пользования недрами от 12.03.1999 и лицензии на право пользование недрами ИЖВ N 00387 НЭ, зарегистрированной в государственном фонде геологической информации Удмуртской Республики 12.04.1999 (эти и иные представленные обществом документы приобщены к делу в электронном виде - л.д. 15), предоставлены на Западно-Красногорском участке Удмуртской Республики:
с целью геологического изучения Южно-Широковская нефтеперспективная структура,
с целью добычи нефти - нефтяные зоны нефтегазовых залежей на Потаповском, Нефедовском и Зотовском месторождениях.
К лицензии приложены три горноотводных акта, удостоверяющих уточненные границы каждого из трех отводов в пределах Западно-Красногорского лицензионного участка: горный отвод на Потаповское, горный отвод на Нефедовское и горный отвод на Зотовское месторождение.
Согласно горному отводу на Потаповское месторождение, он расположен на территории Красногорского района Удмуртской Республики и обозначен на прилагаемой копии топографического плана угловыми точками, а также на геологических картах в вертикальном разрезе.
Все три копии топографических планов, на которых обозначены участки горных отводов, также являются приложением к лицензии на право пользование недрами ИЖВ N 00387 НЭ.
Таким образом, из материалов дела следует, что у общества на Западно-Красногорском участке в Удмуртской Республики имеется три участка недр, которые предоставлены в виде горного отвода.
То обстоятельство, что согласно тексту лицензии Западно-Красногорский участок в Удмуртской Республики имеет статус горного отвода и что в приложении N 7 к лицензии (с учетом дополнительного соглашения от 21.07.2009) этот участок изображен как единый объект (л.д. 90), не говорит о том, что участки на Потаповском, Нефедовском и Зотовском месторождениях, на которые выданы три горноотводных акта, утрачивают статус горного отвода.
Единого горноотводного акта в деле нет.
Кроме того, согласно подпункту 1 пункта 1 ст. 336 НК РФ залежью углеводородного сырья признается объект учета запасов в государственном балансе запасов полезных ископаемых на конкретном участке недр, в составе которого не выделены иные объекты учета запасов.
В силу прямого указания в пункте 5 статьи 342 НК РФ степень выработанности запасов конкретного участка недр (Свз) определяется на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Как верно учтено судом первой инстанции, согласно ст. 31 Закона о недрах государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется с целью учета состояния минерально-сырьевой базы. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.
Согласно пункту 5 статьи 22 указанного Закона пользователь недр обязан представлять достоверные данные о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики.
В соответствии с Порядком составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденным Приказом Минприроды России от 15.05.2014 N 216, в государственном балансе учет состояния и изменений запасов полезных ископаемых осуществляется по месторождениям полезных ископаемых. Государственный баланс представляет собой объективную информацию о состоянии запасов нефти по месторождениям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 342 НК РФ степень выработанности запасов конкретного участка недр (Свз) определяется по состоянию на 01.01.2012 на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в 2011 году.
Из представленных обществом сведений о состоянии и изменении запасов нефти за 2012 год следует, что учет запасов нефти ведется по каждому из трех месторождений, предоставленных в виде горного отвода.
Приложенная к акту проверки выписка из государственного баланса запасов полезных ископаемых Российской Федерации, нефть, Удмуртская Республика (л.д. 79-85) также свидетельствует о том, что учет запасов нефти ведется государством раздельно по Потаповскому, Нефедовскому и Зотовскому месторождению.
В рамках каждого месторождения имеется также учетов запасов по пластам, однако, вопреки доводам инспекции, расчет степень выработанности запасов производится обществом именно по участкам недр в виде горных отводов (которые именуются по названиям месторождений), а не по отдельным объектам разработки - пластам, залежам, горизонтам.
Обществом верно указывается, что целью установления коэффициента Кз вызвано намерением законодателя повысить привлекательность нефтедобычи в сложных условиях и простимулировать компании инвестировать средства в дорогостоящие проекты (пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 342 Части второй Налогового кодекса Российской Федерации).
Суммирование накопленной добычи и начальных запасов нефти по различным участкам недр, расположенным друг от друга на значительном расстоянии (в разных муниципальных районах), лишает смысла такое изменение в статью 342 Кодекса коэффициента Кз.
Таким образом, судом первой инстанции надлежащим образом исследованы все обстоятельства дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 июня 2016 года по делу N А71-3794/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Е.В.ВАСИЛЬЕВА

Судьи
Г.Н.ГУЛЯКОВА
Н.М.САВЕЛЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)