Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2016 N 09АП-17500/2016 ПО ДЕЛУ N А40-220925/15

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2016 г. N 09АП-17500/2016

Дело N А40-220925/15

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: Мухина С.М., Кочешковой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Меркатор Интернейшнл"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2016 по делу N А40-220925/15, принятое судьей Дранко Л.А. (шифр судьи 79-1780)
по заявлению ООО "Меркатор Интернейшнл"
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным действий,
при участии:
- от заявителя: Евстафьев А.М. по дов. от 12.08.2015, Акимова Е.А. по дов. от 12.08.2015;
- от заинтересованного лица: Власенко А.И. по дов. от 29.12.2015;

- установил:

ООО "Меркатор Интернейшнл" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Центральной акцизной таможни (далее - ответчик) по отказу в возврате уплаченного (взысканного) утилизированного сбора.
Решением суда от 10.02.2016 в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик возражал против изложенных в жалобе доводов, отзыв на жалобу не представил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела 18.06.2014 при декларировании машины подметально-вакуумной для уборки территории, марка "ВИСНЕК", модель "С1УСАТ 2020 ХЬ", серийный номер: ТЕВ50СС20Е8109129, номер двигателя 83С12708 ООО "Меркатор Интернейшнл" оплатило утилизированный сбор Центральной Акцизной Таможне в размере 150 000 руб.
Заявитель посчитав, что данный сбор им не нужно было уплачивать, обратился к Центральной Акцизной Таможне с заявлением о возврате уплаченного утилизированного сбора в размере 150 000 руб.
В свою очередь Центральная Акцизная таможня в своем ответе N 13-12/17336 от 06.08.2014 отказала в возврате утилизированного сбора, сославшись на обязанность его уплаты.
Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1291).
В соответствии с п. п. 24, 25 Правил, утвержденных Постановлением Правительства N 1291, в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и (или) шасси по форме, приведенной в приложении N 4 к Правилам.
К заявлению о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора должны быть приложены документы, перечень которых предусмотрен п. п. 27, 28 Правил, утвержденных Постановлением Правительства N 1291, в том числе документы, позволяющие определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора.
Согласно п. 32 Правил при отсутствии в заявлении, поданном в соответствии с пунктом 25 данных Правил, необходимых сведений и непредставлении необходимых документов таможенный орган в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления:
а) возвращает заявление плательщику (его правопреемнику, наследнику) или его уполномоченному представителю;
б) направляет плательщику (его правопреемнику, наследнику) или его уполномоченному представителю решение об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и (или) шасси, приведенное в приложении N 5.
На основании п. 13 Правил в подтверждение уплаты утилизационного сбора таможенный орган выдает плательщику или его уполномоченному представителю приходный ордер.
В настоящее время в качестве формы приходного ордера для подтверждения уплаты утилизационного сбора используется таможенный приходный ордер, форма и порядок заполнения и применения которого определены Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 288 "О форме таможенного приходного ордера и порядке заполнения и применения таможенного приходного ордера" (далее - Решение Комиссии Таможенного союза N 288).
В соответствии с пунктом 8 Порядка заполнения и применения таможенного приходного ордера, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза N 288, при необходимости изменения и (или) дополнения сведений об исчисленных и уплаченных платежах, указанных в ТПО, корректировка таких сведений осуществляется путем заполнения нового ТПО с аннулированием ранее заполненного ТПО путем проставления соответствующей отметки и ее заверения оттиском личной номерной печати и подписью должностного лица.
ООО "Меркатор Интернейшнл" обратилось с письмом от 16.07.2014 N 269/07-14 (вх. ЦАТ от 17.07.2014 N 23530) относительно размера, а также необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении ввозимого товара, а именно: ВЛСНЕК Спу Са1 2020 ХЬ и НОЬБЕК 8 990, приложив к заявлению копию письма Министерства промышленности и торговли российской Федерации от 11.07.2014 N 20-2007, описание на подметально-вакуумную машину ВИСНЕК Сйу Са1 2020 ХЬ, описание на компактную многофункциональную машину НОЬБЕК 8 990, декларации о соответствии N КП Д-СН.АЛ16.В.24257 от 27.11.2013 и КЛ Д-БЕ.АУ14.В.00722 от 10.12.2013.
При этом, документы, позволяющие определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора к письму ООО "Меркатор Интернейшнл" от 16.07.2014 N 269/07-14 (вх. ЦАТ от 17.07.2014 N 23530), приложены не были.
ООО "Меркатор Интернейшнл" обратилось с письмом в ЦАТ по вопросу возврата излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора (вх. ЦАТ от 23.09.2015 N 28478).
Решением ЦАТ от 29.09.2015 N 58 ООО "Меркатор Интернейшнл" отказано в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора.
При этом исходя из материалов дела, ТПО N 10009030/270614/ТС-1903 660 имеет статус действующего и аннулирован не был, утилизационный сбор, исчисленный по нему, не является излишне (ошибочно) уплаченным. Также следует отметить, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 27 Правил необходимо представление документов, подтверждающих уплату утилизационного сбора. При этом представление ксерокопии документа, подтверждающего уплату утилизационного сбора, Правилами не предусмотрено. При этом к заявлению о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора ксерокопия чека N 0456 от 27.06.2014. Также в заявлении о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора отсутствуют сведения о платежном документе, подтверждающем уплату утилизационного сбора.
С 01.09.2012 на основании п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств (шасси), указанных в п. 6 ст. 24.1 Федерального закона, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.
Таким образом, п. 6 ст. 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ определены транспортные средства, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается. К таким транспортным средствам (шасси) относятся:
- - ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- - которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- - с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Согласно п. 2 ст. 24.1 Федерального закона виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства N 1291 утвержден перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
При этом согласно п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства N 1291, определен порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства и шасси, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" требуется уплата утилизационного сбора, в том числе порядок исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора.
Таким образом, объект обложения утилизационным сбором определен Федеральным законом N 89-ФЗ, а Постановлением Правительства N 1291 предусмотрены процедурные моменты, связанные с его исчислением, уплатой, взысканием и возвратом.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства N 1291 утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Таким образом, Перечень служит целям исчисления размера утилизационного сбора, подлежащего уплате за колесное транспортное средство (шасси), в том числе применения соответствующего коэффициента расчета суммы утилизационного сбора.
Технический регламент - документ, устанавливающий требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации.
Таким образом, при определении категории колесного транспортного средства для целей взимания утилизационного сбора применяется только классификация, предусмотренная приложением N 1 к Техническому регламенту, но не положения Технического регламента в целом. Предусмотренные п. п. 2, 5 понятия "объектов технического регулирования", "транспортного средства" используются для целей Технического регламента, т.е. при установлении и контроле соблюдения требований к безопасности колесных транспортных средств.
Целью же взимания утилизационного сбора является обеспечение экологической безопасности при утилизации транспортных средств, утративших свои потребительские свойства, которая по замыслу законодателя будет достигнута следующим образом.
Когда транспортное средство, в отношении которого уплачен утилизационный сбор, утратит свои потребительские свойства, собственник такого транспортного средства должен будет передать его организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами. Принять такое транспортное средство организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, должны безвозмездно. При этом затраты организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами, должны быть компенсированы за счет средств федерального бюджета в размерах и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Взимание утилизационного сбора не относится к сфере таможенного дела, является дополнительной функцией, возложенной на таможенные органы Постановлением Правительства N 1291.
Таможенные органы, являясь исполнительным органом власти, в своей деятельности руководствуются нормами прямого действия и не наделены правом расширительного толкования положений действующего законодательства, в том числе в сфере взимания и уплаты утилизационного сбора.
Как было указано выше, транспортные средства, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, определены в п. 6 ст. 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ. Иных исключений по уплате утилизационного сбора, в том числе в зависимости от места эксплуатации транспортных средств (дороги общего пользования, бездорожье, территория аэропорта), а также выдаваемых на них документов (ПТС или ПСМ), действующим законодательством не предусмотрено.
Письма Минпромторга России, на которые ссылается ООО "Меркатор Интернейшнл" в обоснование своих доводов, не являются нормативными правовыми актами и не могут выступать основанием для принятия таможенным органом каких-либо решений или совершения (несовершения) каких-либо действий при взимании утилизационного сбора.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с ошибочным толкованием норм материального права, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2016 по делу N А40-220925/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Л.Г.ЯКОВЛЕВА

Судьи
С.М.МУХИН
М.В.КОЧЕШКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)