Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.08.2016 ПО ДЕЛУ N 3А-512/2016

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 августа 2016 г. по делу N 3а-512/2016


Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Родиной Т.А.
При секретаре Б.Т.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело N 3а-512/2016 по административному исковому заявлению ЗАО "С" о признании недействующим пункта 23995 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 N 3033 в редакции приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.12.2015 N 3265 со дня принятия,
с участием прокурора Слива Г.Ю.,
представителя ЗАО "С" Б.С.,
установил:

ЗАО "С" обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 23995 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 N 3033 в редакции приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.12.2015 N 3265, со дня принятия.
Требования обоснованы тем, что в названный пункт Перечня включено здание административно-производственного корпуса, которое не отвечает указанным в статье 378.2 НК РФ признакам объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости в связи с тем, что здание не является административно-деловым или торговым центром. В нем имеются помещения, назначение которых в соответствии с документами технического учета предусматривают размещение офисов и кабинетов, но общая площадь этих помещений составляет 268,9 кв. м, что составляет 7,63% общей площади здания. Кадастровым паспортом земельного участка не предусматривается размещение на земельном участке офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленное требование.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представило отзыв на заявленное требование.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Законом Самарской области от 25.11.2003 N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 3033 от 30.11.2015 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год (далее - Перечень).
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.12.2015 N 3265 в приказ Министерства от 30.11.2015 N 3033 внесены изменения, Перечень дополнен пунктами, указанными в приложении к приказу.
В пункт N 23995 указанного Перечня включено здание с кадастровым номером: <...>.
Приказ N 3265 от 25.12.2015 издан уполномоченным лицом в соответствии с его компетенцией, опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области (www.mio.samregion.ru) в подразделе "Законодательные инициативы" раздела "Законодательство" в день его принятия и отвечает признакам нормативного правового акта.
В соответствии со статьей 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что ЗАО "С" на праве собственности принадлежит административно-производственный корпус со складскими и бытовыми помещениями с кадастровым номером: <...>.
Земельный участок, на котором расположено указанное нежилое здание, предоставлен для дальнейшей эксплуатации производственной базы.
В отзыве Министерство указало, оспариваемое здание включено в Перечень как административное здание, складские и бытовые помещения, входящие в его состав, предусматривают размещение в них торговых объектов, объектов бытового обслуживания.
В кадастровом паспорте и документах технического учета содержатся сведения о том, что спорный объект недвижимости является административно-производственным корпусом со складскими и бытовыми помещениями.
Наличие в указанном здании офисных помещений и кабинетов общей площадью 268,9 кв. м, что составляет 7,63% от общей площади здания, не позволяет отнести данное здание к административно-деловым помещениям.
Сведения о том, что в оспариваемом здании имеются помещения торгового назначения или бытового обслуживания в указанных документах отсутствуют.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорное здание оборудовано помещениями, необходимыми для признания его торговым объектом или предназначено для размещения объектов бытового обслуживания.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого здания на момент его включения в Перечень административным ответчиком не производились.
В связи с вышеизложенным позиция административного ответчика о том, что не исключено осуществление на складах, входящих в здание административно-производственного корпуса, торговой деятельности или деятельности по бытовому обслуживанию, не подтверждена доказательствами и в силу этого является несостоятельной.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что включение вышеуказанного объекта недвижимости в Перечень не соответствует критерию его включения, в связи с этим полагает необходимым удовлетворить требование административного истца о признании недействующим пункта 23995 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 N 3033 в редакции приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.12.2015 N 3265.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2016 год), признание отдельных его положений с момента принятия нормативного правового акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 208 - 215 КАС РФ, суд
решил:

Требование ЗАО "С" удовлетворить.
Признать недействующим пункт 23995 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 N 3033 в редакции приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.12.2015 N 3265, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья
Т.А.РОДИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)