Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 16.06.2017 ПО ДЕЛУ N 3А-105/2017

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июня 2017 г. по делу N 3а-105/2017


Московский городской суд в составе судьи Колосовой С.И., при секретаре Л., с участием прокурора Слободина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-105/2017 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТЭКСИ" о признании не действующим с момента принятия пункта 1896 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"; признании не действующим с 1 января 2016 года пункта 2853 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы",

установил:

Правительство Москвы постановлением от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы 700-ПП) утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2015 год) в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы N 64).
Постановление Правительства Москвы N 700-ПП опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.
Под пунктом 1896 Перечня на 2015 год включено здание с кадастровым номером 77:02:0013012:1014, расположенное по адресу: <...>, площадью 19 886,5 кв. м.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N 786-ПП) в пункте 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды". Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года (далее - Перечень на 2016 год).
Постановление Правительства Москвы N 786-ПП опубликовано 27 ноября 2015 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и 1 декабря 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.
Под пунктом 2853 Перечня на 2016 год включено здание с кадастровым номером 77:02:0013012:1014, расположенное по адресу: <...>, площадью 19 886,5 кв. м.
Общество с ограниченной ответственностью "ТЭКСИ" (далее - ООО "ТЭКСИ", Общество), являясь собственником помещения с кадастровым номером 77:02:0013012:2649, площадью 550 кв. м, расположенного в здании с кадастровым номером 77:02:0013012:1014, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором, уточнив исковые требования (т. 2, л.д. 67 - 68), просило: признать не действующим с момента принятия постановления Правительства Москвы N 700-ПП пункт 1896 Перечня на 2015 год, а также признать не действующим с 1 января 2016 года пункт 2853 Перечня на 2016 год в части включения в него здания с кадастровым номером 77:02:0013012:1014.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что здание представляет собой гаражный комплекс, состоящий из 493 боксов, и не обладает предусмотренными статьей 1.1 Закона города Москвы N 64 и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение здания в Перечень на 2015 год и в Перечень на 2016 год неправомерно возлагает на Общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Представитель административного истца ООО "ТЭКСИ" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, доказательств наличия уважительности причин неявки не представил, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела по существу, не заявил. В предыдущих судебных заседаниях представитель ООО "ТЭКСИ" - генеральный директор Х. исковые требования поддержал полностью.
При таком положении суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца ООО "ТЭКСИ".
Представители заинтересованного лица - гаражно-строительного кооператива "Лось" (далее - ГСК "Лось") - председатель правления Т. и по доверенности адвокат Тихонов Е.А. в судебном заседании полагали, что при разрешении административного дела не могут быть затронуты права и обязанности как самого ГСК "Лось", так и членов кооператива.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы по доверенности Ф. возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемое положение нормативного правового акта не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает каких-либо прав и законных интересов административного истца, поддержал ранее представленные письменные возражения на иск. Кроме того, пояснил, что до 1 января 2016 года для многоэтажных гаражей-стоянок была установлена налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций, следовательно, административный истец также был освобожден от уплаты налога на имущество организаций, в связи с чем включение здания в оспариваемый пункт Перечня на 2015 год прав и обязанностей ООО "ТЭКСИ" не затрагивает, истец необоснованно заявил требования о признании не действующим с момента принятия пункта 1896 Перечня на 2015 год, поскольку по своей инициативе не реализовал право на льготу.
Выслушав объяснения представителя ответчика и представителей заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, проанализировав оспариваемые истцом отдельные положения нормативного правового акта на его соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего, что производство по делу в части требований административного истца о признании не действующим с момента принятия пункта 1896 Перечня на 2015 года подлежит прекращению, Московский городской суд находит, что производство по административному делу в части требований административного ООО "ТЭКСИ" о признании не действующим пункта 1896 Перечня на 2015 год подлежит прекращению по следующим основаниям.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
В соответствии со статьями 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 названного Кодекса, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен на территории города Москвы с 1 января 2014 года.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных видов объектов недвижимого имущества, указанных в данной статье. При этом уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом) установлены пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Под торговым центром (комплексом) понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в качестве административно-делового центра, торгового центра (комплекса) признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания.

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Положениями подпункта 9 пункта 1 статьи 4 Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций", в редакции, действовавшей до 1 января 2016 года, было установлено, что от уплаты налога освобождаются организации в отношении многоэтажных гаражей - стоянок. Указанной нормой Закона применение льготы было обусловлено наличием двух критериев: налогоплательщиком должна являться организация; объект налогообложения должен являться многоэтажным гаражом-стоянкой.
Исходя из буквального толкования подпункта 9 пункта 1 статьи 4 Закона города Москвы о налоге на имущество организаций, критериями для освобождения имущества от налогообложения служат только количественные и качественные характеристики имущества, а именно: многоэтажность имущества (здания, помещения), назначение использования имущества - гаражи-стоянки.
Из этого следует, что в отношении профильных многоэтажных гаражей-стоянок до 1 января 2016 года была установлена льгота в виде освобождения от уплаты налога.
По информации ИФНС России N 2 по г. Москве ООО "ТЭКСИ" (ИНН <...>) снято с учета в ИФНС в марте 2016 года, в связи с изменением адреса местонахождения передано на учет в ИФНС России N 16 по г. Москве. При этом декларация по налогу на имущество организации за 2015 год в ИФНС России N 2 по г. Москве не предоставлялась.
Из ответа ИФНС России N 16 по г. Москве следует, что в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0013012:2649, принадлежащего ООО "ТЭКСИ", льгота, предусмотренная подпунктом 9 статьи 4 Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций", за 2015 год не применялась. Налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2015 год в налоговый орган ООО "ТЭКСИ" не подавало; налоговое уведомление и требование о необходимости уплаты данного налога налогоплательщику не направлялись, однако сумма налога была уплачена платежным поручением N 11 от 3 августа 2016 года в размере 267 446 рублей.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право пользоваться налоговыми льготами при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Указанной нормой установлено, что налоговая льгота носит не обязательный, а заявительный характер.
В данном случае судом установлено, что ООО "ТЭКСИ" имело право заявить в налоговый орган об освобождении от уплаты налога на имущество организаций за 2015 год в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0013012:2649, однако, своим правом не воспользовалось.
На основании изложенного утверждения административного истца о том, что включение здания с кадастровым номером 77:02:0013012:1014 в пункт 1896 Перечня на 2015 год нарушает его права как налогоплательщика, поскольку влечет увеличение размера налога на имущество организаций, подлежащего уплате в 2015 году в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:02:0013012:2649, суд находит необоснованными.
Судом установлено, что налоговое уведомление и требование о необходимости уплаты данного налога на имущество организаций за 2015 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0013012:2649 налогоплательщику не направлялись.
Поскольку ООО "ТЭКСИ" до принятия Закона г. Москвы от 25 ноября 2015 г. N 65 "О внесении изменений в статьи 4 и 4.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" имело право на получение налоговой льготы в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций за 2015 год в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0013012:2649, его права, свободы и законные интересы оспариваемым пунктом 1896 Перечня на 2015 год не нарушаются и не затрагиваются.
В силу пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с частью 3 статьи 194 Кодекса суд прекращает производство по административному делу в иных предусмотренных данным кодексом случаях.
Учитывая, что административное исковое заявление ООО "ТЭКСИ" принято к производству, суд полагает необходимым прекратить производство по настоящему делу в части требований о признании не действующим с момента принятия пункта 1896 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Руководствуясь статьями 128, 177, 194, 198, 199, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд

определил:

Прекратить производство по административному делу N 3а-105/2017 в части административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью "ТЭКСИ" о признании не действующим с момента принятия пункта 1896 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
На определение может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья
Московского городского суда
С.И.КОЛОСОВА

Мотивированное определение изготовлено 19 июня 2017 года.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)