Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.06.2017 N 18АП-5761/2017 ПО ДЕЛУ N А47-11630/2016

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2017 г. N 18АП-5761/2017

Дело N А47-11630/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.03.2017 по делу N А47-11630/2016 (судья Александров А.А.).
В заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" - Ганькина О.А. (паспорт, доверенность N 73 от 27.04.2016);
- Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга - Срыбный А.В. (паспорт, доверенность N 4 от 02.02.2017).

Общество с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ООО "Газпром энерго") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, ответчик, ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга, налоговый орган, инспекция) об обязании Инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга возвратить сумму излишне уплаченного налога на прибыль организаций в размере 5 030 945 руб.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 31.03.2017 (резолютивная часть объявлена 24.03.2017) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, инспекция обратилась в арбитражный суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что переплата в сумме 5 030 945 руб. образовалась в результате представления обществом уточненных деклараций за 2011 год.
Излишние суммы авансовых платежей по налогу на прибыль добровольно вносились плательщиком в бюджет, о чем он должен был знать исходя из представленных им деклараций и соответственно своевременно скорректировать свои налоговые обязательства и обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм.
При одновременной подаче налогоплательщиком налоговой декларации и заявления о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного налога срок, определенный пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса подлежит исчислению с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому периоду либо с момента, когда такая проверка должны была быть завершена по правилам статьи 88 Налогового кодекса.
Порядок возврата (зачета) суммы излишне уплаченного налога регулируется статьей 78 Налогового кодекса. Однако она не определяет процедуры признания соответствующих сумм в качестве излишне уплаченных, а также не устанавливает сроков, в течение которых налоговый орган должен проверить заявление налогоплательщика о наличии излишне уплаченной суммы налога.
Налоговый орган считает, что заявление б/н от 31.07.2015 было подано заявителем с нарушением трехлетнего срока, установленного статьей 78 Кодекса.
Представитель ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы жалобы в полном объеме.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к материалам дела приобщен отзыв ООО "Газпром энерго" на апелляционную жалобу, согласно которому обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества указал, что основания для отмены решения суда отсутствуют.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.02.2012 ООО "Газпром энерго" в лице Южно-Уральского филиала в ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга была представлена первичная налоговая декларация по налогу на прибыль за 2011 г. (код корректировки 0, т. 1 л.д. 10-11), в соответствии с которой сумма налога к доплате составляла 8 700 745 руб.
15.05.2013 ООО "Газпром энерго" в лице Южно-Уральского филиала в ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга была представлена первая уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль за 2011 г. (код корректировки 1, т. 1 л.д. 12-13), в соответствии с которой сумма налога, подлежащая уплате, составила 9 208 190 руб., в связи с чем доплата налога на прибыль составила 507 445 руб. (9 208 190 руб. - 8 700 745 руб.).
24.03.2015 ООО "Газпром энерго" в лице Южно-Уральского филиала в ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга была представлена вторая уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль за 2011 г. (код корректировки 2, т. 1 л.д. 14), сумма налога на прибыль к уплате на основании данной уточненной декларации составила 4 177 245 руб., подлежащий к уплате налог уменьшен на 5 030 945 руб. (9 208 190 руб. - 4 177 245 руб.).
Согласно справке N 96489 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 07.05.2015 переплата налога на прибыль организации составляет 5 030 945 руб. 00 коп. (т. 1, л.д. 9).
Между сторонами подписан акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 4645 по состоянию расчетов на 31.03.2015, в соответствии с которым переплата по налогу составляет 5 030 945 руб. 00 коп. (т. 1, л.д. 16-14).
30.03.2015 (согласно оттиску почтового штемпеля) ООО "Газпром энерго" отправило в инспекцию заявление N АС-07/1466 о возврате переплаты по налогу на прибыль организаций в сумме 5 030 945 руб., возникшей в результате представления уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2011 год (т. 1, л.д. 64-66).
Инспекцией в адрес ООО "Газпром энерго" направлено уведомление от N 18491 от 24.04.2015, в котором налоговым органом сообщено заявителю о невозможности возврата налога на прибыль организаций в связи проведением камеральной налоговой проверки в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации, срок окончания камеральной налоговой проверки - 24.06.2016, кроме того, указано, что заявитель имеет право на представление повторного заявления о зачете (возврате) (т. 1 л.д. 7, оборотная сторона).
Поскольку по состоянию на 30.07.2015 ООО "Газпром энерго" не получены возврат переплаты либо решение об отказе в ее возврате, общество обратилось в налоговый орган с письмом N б/н от 31.07.2015, в котором просило рассмотреть заявление от 30.03.2015 N АС-07/1466 по существу.
12.08.2015 ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга принято решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) N 19891, согласно которому обществу отказано в возврате излишне уплаченного налога на прибыль организаций в сумме 5 030 945 руб., поскольку заявление ООО "Газпром энерго" подано по истечении трех лет со дня уплаты налога, при этом последней датой поступления налогового платежа является 28.06.2012 (т. 1 л.д. 8, оборотная сторона).
Не согласившись с указанным решением, ООО "Газпром энерго" обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области.
Решением N 16-15/11053 от 02.09.2016 УФНС России по Оренбургской области в удовлетворении жалобы отказано.
При этом, в решении по жалобе налогоплательщика вышестоящим налоговым органом указано, что трехлетний срок для возврата переплаты по налогу на прибыль организаций следует исчислять со срока представления налоговой декларации за соответствующий год, в рассматриваемой ситуации трехлетний срок для возврата переплаты по налогу на прибыль организаций начинает исчисляться с 28.03.2012.
Поскольку заявление общества от 30.03.2015 N АС-07/1466 о возврате переплаты в сумме 5 030 945 руб. по налогу на прибыль организаций, образовавшейся в связи с подачей уточненной налоговой декларации по данному налогу за 2011 год поступило в инспекцию 09.04.2015, основания для возврата данного налога отсутствуют, поскольку указанное заявление подано заявителем с нарушением трехлетнего срока, установленного статьей 78 Налогового кодекса.
Кроме того, в решении УФНС России по Оренбургской области отметило, что Кодекс не содержит нормы, обязывающей налогоплательщика повторно подавать заявление о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы после проведения налоговым органом камеральной проверки, следовательно, налоговый орган должен был принять решение, предусмотренное статьей 78 Кодекса, после ее завершения.
Не согласившись с решением инспекции, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что трехлетний срок, предусмотренный пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса заявителем соблюден и после завершения камеральной проверки, результатами которой был подтвержден факт наличия переплаты в размере 5 030 945 руб., налоговый орган был обязан произвести возврат излишне уплаченного налога.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции соответствующим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу условий подпункта 5 пункта статьи 21 Налогового кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами (п. 1 ст. 22 Налогового кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Налогового кодекса права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса).
Пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Согласно подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Порядок исчисления налога на прибыль установлен статьей 286 Налогового кодекса и предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода. По итогам же каждого отчетного периода, если иное не предусмотрено указанной статьей Кодекса, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. Кроме того, в течение отчетного периода налогоплательщики производят исчисление суммы ежемесячного авансового платежа.
Уплата ежемесячных авансовых платежей, авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные статьей 287 Кодекса, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.
Таким образом, названные положения статьи 287 Кодекса устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.
Соответственно, в случае когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.
Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 289 Кодекса).
Таким образом, юридические основания для возврата излишне уплаченного налога на прибыль наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
Пунктом 1 статьи 81 Налогового кодекса определено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).
Как было указано ранее, 24.03.2015 общество по телекоммуникационным каналам связи представило в инспекцию вторую уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2011 год, указав к уменьшению сумму налога на прибыль, ранее исчисленную и уплаченную в бюджет субъекта РФ по итогам отчетных периодов, что повлекло возникновение у него переплаты, юридические основания для возврата которой по итогам его финансово-хозяйственной деятельности наступали с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
При этом в рамках камеральной налоговой проверки налоговый орган дополнительно каких-либо документов у налогоплательщика не истребовал. Соответственно, у налогового органа не возникло сомнений в обоснованности и правильности данных, отраженных в представленной уточненной налоговой декларации.
Судом первой инстанции установлено, что факт наличия переплаты по налогу на прибыль в размере 5 030 945 руб. 00 коп. у ООО "Газпром энерго" со стороны ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга не оспаривается и подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 4645 по состоянию расчетов на 31.03.2015, справками N 87920 и N 96489 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 31 марта 2015 года и 07 мая 2015 года.
К налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2011 год определение окончательного финансового результата и размера обязанности по налогу на прибыль осуществляется не позднее 28.03.2012, в связи с чем предусмотренный трехлетний срок на возврат сумм излишне уплаченного налога, предусмотренный пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса, истекает 30.03.2015, учитывая, что 28.03.2015 и 29.03.2015 приходятся на выходные нерабочие дни.
Суд первой инстанции установил, что заявление о возврате суммы переплаты подана обществом 30.03.2015 (согласно оттиску почтового штемпеля), и пришел к обоснованному выводу, с учетом положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, что трехлетний срок, предусмотренный пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса, заявителем соблюден.
В силу пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - информационное письмо N 98) срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 Налогового кодекса.
Правовое толкование положений статьи 78 Налогового кодекса, приведенное в информационном письме N 98, применимо и к порядку возврата излишне уплаченного налога, установленного статьей 78 Налогового кодекса в редакции, относящейся к спорному периоду, поскольку норма пункта 9 статьи 78 старой редакции соответствует норме пункта 6 статьи 78 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
В пункте 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что статья 78 Налогового кодекса регламентирует порядок реализации налогоплательщиком права на возврат излишне уплаченного налога, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате названных сумм либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными этой статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной статьей 78 Налогового кодекса процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.
Таким образом, применяя соответствующие положения, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
ООО "Газпром энерго" обратилось в инспекцию с заявлением от 30.03.2015 N АС-07/1466 о возврате переплаты по налогу на прибыль организаций в сумме 5 030 945 руб. до окончания камеральной проверки уточненной налоговой декларации, представленной в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи 24.03.2015.
Следовательно, после завершения камеральной проверки, результатами которой был подтвержден факт наличия переплаты ООО "Газпром энерго" 5 030 945 руб. налога на прибыль, налоговый орган был обязан произвести возврат излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса.
Учитывая, что срок окончания камеральной налоговой проверки - 24.06.2015, сумма излишне уплаченного налога подлежала возврату по заявлению ООО "Газпром энерго" от 30.03.2015 N АС-07/1466 в срок до 08.07.2015.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ инспекции в возврате обществу излишне уплаченного налога на прибыль, оформленный решением от 12.08.2015 N 19891, противоречит положениям действующего налогового законодательства. Учитывая наличие у общества переплаты по налогу на прибыль в размере 5 030 945 руб. и соблюдение им предусмотренного статьей 78 Налогового кодекса порядка обращения в налоговый орган за возвратом излишне уплаченного налога, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Поскольку все обстоятельства дела были исследованы и установлены судом первой инстанции верно, выводы суда соответствуют материалам дела и правовым нормам, обжалуемый судебный акт отмене или изменению, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.03.2017 по делу N А47-11630/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.П.СКОБЕЛКИН

Судьи
Е.В.БОЯРШИНОВА
И.А.МАЛЫШЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)