Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой А.С.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Калинка Мебель" Лапшева С.Е., действующего на основании доверенности от 26.11.2014, представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Саратовской области Александрова А.Ю., действующего на основании доверенности от 23.09.2015 N 05-19/020822,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Калинка Мебель"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 сентября 2015 года по делу N А57-14037/2015 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Калинка Мебель" (410036, г. Саратов, ул. Огородная, д. 162, ОГРН 1026402484789, ИНН 6454046342),
заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 19 по Саратовской области (410049, г. Саратов, ул. им. Пономарева П.Т., д. 24, ОГРН 1046405419301, ИНН 6451707770)
о признании недействительным решения от 08.04.2015 N 205, об обязании возвратить из бюджета излишне уплаченные земельный налог за 2013 год в размере 910 465 руб. и пени,
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Калинка Мебель" (далее - ООО "Калинка Мебель", налогоплательщик, общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 19 по Саратовской области, налоговый орган, инспекция) от 08.04.2015 N 205 "Об отказе в осуществлении зачета (возврата)", об обязании возвратить из бюджета излишне уплаченные земельный налог за 2013 год в размере 910 465 руб. и пени.
Решением суда первой инстанции от 05 сентября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Калинка Мебель" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Межрайонная ИФНС России N 19 по Саратовской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ООО "Калинка Мебель" на праве собственности принадлежат земельный участок площадью 5 011 кв. м с кадастровым номером 64:48:020634:53, земельный участок площадью 1 151 кв. м с кадастровым номером 64:48:020634:30, земельный участок площадью 6 222 кв. м с кадастровым номером 64:48:020269:11.
30.01.2014 ООО "Калинка Мебель" представило в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, в которой налог к уплате исчислен в размере 847 019 руб.
Межрайонной ИФНС России N 19 по Саратовской области проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом декларации, в ходе которой налоговым органом установлено, что согласно представленной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год кадастровая стоимость земельного участка площадью 6 222 кв. м с кадастровым номером 64:48:020269:11 по данным налогоплательщика составляет 4 736 995 руб., кадастровая стоимость земельного участка площадью 1 151 кв. м с кадастровым номером 64:48:020634:30-5 547 198 руб.
Инспекция, основываясь на постановлении Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", пришла к выводу, что в 2013 году кадастровая стоимость земельного участка площадью 6 222 кв. м с кадастровым номером 64:48:020269:11 составляла 13 487 492 руб., кадастровая стоимость земельного участка площадью 1 151 кв. м с кадастровым номером 64:48:020634:30-2 571 242 руб., налоговая база по земельному налогу за 2013 год занижена налогоплательщиком на 5 774 541 руб.
По результатам проведенной проверки инспекцией принято решение от 26.06.2014 N 21759 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 8 661,80 руб. Кроме того, данным решением налогоплательщику доначислен земельный налог в сумме 88 618 руб.
С учетом изложенного, по мнению налогового органа, за 2013 год земельный налог подлежал исчислению ООО "Калинка Мебель" в размере 933 637 руб.
Судом первой инстанции установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что ООО "Калинка Мебель" уплатило земельный налог за 2013 год по первичной налоговой декларации в сумме 910 465 руб.
23.03.2015 общество представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, в которой указало нулевые значения кадастровой стоимости земельных участков, отраженной в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2013, и уменьшило налог, исчисленный к уплате, на сумму 847 019 руб.
Из пояснений, представленных налогоплательщиком в ходе проверки, следует, что нулевые значения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:020634:30, 64:48:020269:11, 64:48:020634:53 указаны ввиду отмены постановления Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" в первом квартале 2013 года в соответствии с постановления Правительства Саратовской области от 12.02.2013 N 58-П. По мнению налогоплательщика, данное обстоятельство исключает возможность исчисления земельного налога в 2013 году на основе кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П.
Межрайонной ИФНС России N 19 по Саратовской области проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом декларации, по результатам которой составлен акт от 07.07.2015 N 6911.
26.03.2015 ООО "Калинка Мебель" обратилось в Межрайонную ИФНС России N 19 по Саратовской области с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2013 год в сумме 910 465 руб.
08.04.2015 инспекцией принято решение N 205 об отказе в осуществлении возврата (зачета) налога, в котором налогоплательщику указано, что возврат налога возможен после окончания камеральной проверки.
ООО "Калинка Мебель", полагая, что решение налогового органа об отказе в возврате земельного налога является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции основывался на том, что налоговая база по земельному налогу за 2013 год подлежала определению налогоплательщиком на основании кадастровой стоимости земельных участков, установленной постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П, действовавшим на начало отчетного периода - 01.01.2013, определение кадастровой стоимости земельных участков с нулевыми показателями с учетом издания постановления Правительства Саратовской области от 12.02.2013 N 58-П "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области", которым постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П признано утратившим силу с 12.02.2013, неправомерно.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, признаются плательщиками земельного налога, если иное не установлено данным пунктом.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр.
По состоянию на установленный в соответствии со статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации момент определения налоговой базы по земельному налогу за 2013 год - 01.01.2013, действовало постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:020634:30 составляла 2 571 242 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:020269:11-13 487 492 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:020634:53-46 183 731 руб.
Постановлением Правительства Саратовской области от 12.02.2013 N 58-П "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области" постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П признано недействительным.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П утратило силу лишь с 12.02.2013, на момент определения налоговой базы по земельному налогу за 2013 год - 01.01.2013 в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка определены с учетом кадастровой стоимости, установленной действующим нормативным актом, налогоплательщик обязан был самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 01.01.2013 в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П.
Кроме того, суд первой инстанции принял во внимание, что результаты государственной кадастровой оценки земель на территории Саратовской области, проведенной в 2012 году, утверждены распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", вступившим в силу 11.01.2013 (дата официального опубликования), и подлежат применению для определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию с 01.01.2014.
Суд апелляционной инстанции признает выводы суда первой инстанции в части применения постановления Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П ошибочными.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 26.07.2011 N 2647/11 сформулировал правовую позицию, согласно которой земельный налог не может быть уплачен на основании нормативного правового акта, утратившего силу в течение налогового периода. При этом, как следует из данного постановления, поскольку результаты последующей государственной кадастровой оценки земель могут быть применены только в следующем налоговом периоде, применению подлежат результаты государственной кадастровой оценки земель, действовавшие до вступления в силу нормативного акта, утратившего силу в течение налогового периода.
Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений в Саратовской области по состоянию на 01.01.2001 утверждены постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П.
Постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 согласно приложениям N 1, N 2, признано утратившим силу постановление Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Саратовской области".
Постановлениями Правительства Саратовской области от 03.03.2009 N 75-П, от 02.04.2009 N 121-П в постановление от 30.11.2007 N 423-П внесены изменения.
Постановлением Правительства Саратовской области от 12.02.2013 N 58-П "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области" постановление Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" признано утратившим силу.
Таким образом, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2647/11, при определении налоговой базы по земельному налогу за 2013 год подлежала применению кадастровая стоимость земельных участков, определенная в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П.
Из представленного в материалы дела письма филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области от 17.12.2015 N 22542 следует, что согласно постановлению Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:020634:30 на составляет 465 291,74 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:020269:11-9 416 748,12 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 64:48:020634:53 в соответствии с указанным постановлением не определялась, поскольку данный участок поставлен на кадастровый учет 03.06.2010.
Судом апелляционной инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером 64:48:020634:53 относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование "для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
Апелляционная коллегия полагает, что кадастровая стоимость данного земельного участка может быть определена на основании удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П для земельных участков под административно-управленческими и общественными объектами (кадастровый квартал 02 06 34), в размере 4 104,47 руб./кв. м.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:020634:53 составит 20 567 499,17 руб. (5 011 кв. м х 4 104,47 руб./кв. м).
Решением Саратовской городской Думы от 27.10.2005 N 63-615 "О земельном налоге" утверждена налоговая ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом указанной кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих заявителю, земельный налог, подлежащий уплате обществом за 2013 год, составляет 456 743 руб.: (465 291,74 х 1,5%) + (9 416 748,12 х 1,5%) + (20 567 499,17 х 1,5%).
Земельный налог в сумме 453 722 руб. (910 465 - 456 743) подлежит возврату ООО "Калинка Мебель" как излишне уплаченный.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (пункт 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися с пункте 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации", срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ), начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год завершена 23.06.2015.
В связи с нарушением срока возврата земельного налога налоговым органом подлежат уплате проценты в соответствии с пунктом 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 26 368,81 руб. за период с 27.07.2015 по 09.02.2016.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленных ООО "Калинка Мебель" требований в части возврата излишне уплаченного земельного налога за 2013 год в размере 453 722 руб. и процентов.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 сентября 2015 года по делу N А57-14037/2015 отменить в части.
Принять по делу новый судебный акт, которым признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области от 08.04.2015 N 205 "Об отказе в осуществлении зачета (возврата)" в части отказа в возврате обществу с ограниченной ответственностью "Калинка Мебель".
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Калинка Мебель" земельный налог в сумме 453 722 руб. и проценты на основании пункта 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 26 368,81 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 сентября 2015 года по делу N А57-14037/2015 оставить без изменения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.02.2016 ПО ДЕЛУ N А57-14037/2015
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2016 г. по делу N А57-14037/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой А.С.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Калинка Мебель" Лапшева С.Е., действующего на основании доверенности от 26.11.2014, представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Саратовской области Александрова А.Ю., действующего на основании доверенности от 23.09.2015 N 05-19/020822,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Калинка Мебель"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 сентября 2015 года по делу N А57-14037/2015 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Калинка Мебель" (410036, г. Саратов, ул. Огородная, д. 162, ОГРН 1026402484789, ИНН 6454046342),
заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 19 по Саратовской области (410049, г. Саратов, ул. им. Пономарева П.Т., д. 24, ОГРН 1046405419301, ИНН 6451707770)
о признании недействительным решения от 08.04.2015 N 205, об обязании возвратить из бюджета излишне уплаченные земельный налог за 2013 год в размере 910 465 руб. и пени,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Калинка Мебель" (далее - ООО "Калинка Мебель", налогоплательщик, общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 19 по Саратовской области, налоговый орган, инспекция) от 08.04.2015 N 205 "Об отказе в осуществлении зачета (возврата)", об обязании возвратить из бюджета излишне уплаченные земельный налог за 2013 год в размере 910 465 руб. и пени.
Решением суда первой инстанции от 05 сентября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Калинка Мебель" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Межрайонная ИФНС России N 19 по Саратовской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ООО "Калинка Мебель" на праве собственности принадлежат земельный участок площадью 5 011 кв. м с кадастровым номером 64:48:020634:53, земельный участок площадью 1 151 кв. м с кадастровым номером 64:48:020634:30, земельный участок площадью 6 222 кв. м с кадастровым номером 64:48:020269:11.
30.01.2014 ООО "Калинка Мебель" представило в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, в которой налог к уплате исчислен в размере 847 019 руб.
Межрайонной ИФНС России N 19 по Саратовской области проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом декларации, в ходе которой налоговым органом установлено, что согласно представленной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год кадастровая стоимость земельного участка площадью 6 222 кв. м с кадастровым номером 64:48:020269:11 по данным налогоплательщика составляет 4 736 995 руб., кадастровая стоимость земельного участка площадью 1 151 кв. м с кадастровым номером 64:48:020634:30-5 547 198 руб.
Инспекция, основываясь на постановлении Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", пришла к выводу, что в 2013 году кадастровая стоимость земельного участка площадью 6 222 кв. м с кадастровым номером 64:48:020269:11 составляла 13 487 492 руб., кадастровая стоимость земельного участка площадью 1 151 кв. м с кадастровым номером 64:48:020634:30-2 571 242 руб., налоговая база по земельному налогу за 2013 год занижена налогоплательщиком на 5 774 541 руб.
По результатам проведенной проверки инспекцией принято решение от 26.06.2014 N 21759 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 8 661,80 руб. Кроме того, данным решением налогоплательщику доначислен земельный налог в сумме 88 618 руб.
С учетом изложенного, по мнению налогового органа, за 2013 год земельный налог подлежал исчислению ООО "Калинка Мебель" в размере 933 637 руб.
Судом первой инстанции установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что ООО "Калинка Мебель" уплатило земельный налог за 2013 год по первичной налоговой декларации в сумме 910 465 руб.
23.03.2015 общество представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, в которой указало нулевые значения кадастровой стоимости земельных участков, отраженной в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2013, и уменьшило налог, исчисленный к уплате, на сумму 847 019 руб.
Из пояснений, представленных налогоплательщиком в ходе проверки, следует, что нулевые значения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:020634:30, 64:48:020269:11, 64:48:020634:53 указаны ввиду отмены постановления Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" в первом квартале 2013 года в соответствии с постановления Правительства Саратовской области от 12.02.2013 N 58-П. По мнению налогоплательщика, данное обстоятельство исключает возможность исчисления земельного налога в 2013 году на основе кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П.
Межрайонной ИФНС России N 19 по Саратовской области проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом декларации, по результатам которой составлен акт от 07.07.2015 N 6911.
26.03.2015 ООО "Калинка Мебель" обратилось в Межрайонную ИФНС России N 19 по Саратовской области с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2013 год в сумме 910 465 руб.
08.04.2015 инспекцией принято решение N 205 об отказе в осуществлении возврата (зачета) налога, в котором налогоплательщику указано, что возврат налога возможен после окончания камеральной проверки.
ООО "Калинка Мебель", полагая, что решение налогового органа об отказе в возврате земельного налога является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции основывался на том, что налоговая база по земельному налогу за 2013 год подлежала определению налогоплательщиком на основании кадастровой стоимости земельных участков, установленной постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П, действовавшим на начало отчетного периода - 01.01.2013, определение кадастровой стоимости земельных участков с нулевыми показателями с учетом издания постановления Правительства Саратовской области от 12.02.2013 N 58-П "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области", которым постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П признано утратившим силу с 12.02.2013, неправомерно.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, признаются плательщиками земельного налога, если иное не установлено данным пунктом.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр.
По состоянию на установленный в соответствии со статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации момент определения налоговой базы по земельному налогу за 2013 год - 01.01.2013, действовало постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:020634:30 составляла 2 571 242 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:020269:11-13 487 492 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:020634:53-46 183 731 руб.
Постановлением Правительства Саратовской области от 12.02.2013 N 58-П "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области" постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П признано недействительным.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П утратило силу лишь с 12.02.2013, на момент определения налоговой базы по земельному налогу за 2013 год - 01.01.2013 в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка определены с учетом кадастровой стоимости, установленной действующим нормативным актом, налогоплательщик обязан был самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 01.01.2013 в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П.
Кроме того, суд первой инстанции принял во внимание, что результаты государственной кадастровой оценки земель на территории Саратовской области, проведенной в 2012 году, утверждены распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", вступившим в силу 11.01.2013 (дата официального опубликования), и подлежат применению для определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию с 01.01.2014.
Суд апелляционной инстанции признает выводы суда первой инстанции в части применения постановления Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П ошибочными.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 26.07.2011 N 2647/11 сформулировал правовую позицию, согласно которой земельный налог не может быть уплачен на основании нормативного правового акта, утратившего силу в течение налогового периода. При этом, как следует из данного постановления, поскольку результаты последующей государственной кадастровой оценки земель могут быть применены только в следующем налоговом периоде, применению подлежат результаты государственной кадастровой оценки земель, действовавшие до вступления в силу нормативного акта, утратившего силу в течение налогового периода.
Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений в Саратовской области по состоянию на 01.01.2001 утверждены постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П.
Постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 согласно приложениям N 1, N 2, признано утратившим силу постановление Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Саратовской области".
Постановлениями Правительства Саратовской области от 03.03.2009 N 75-П, от 02.04.2009 N 121-П в постановление от 30.11.2007 N 423-П внесены изменения.
Постановлением Правительства Саратовской области от 12.02.2013 N 58-П "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области" постановление Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" признано утратившим силу.
Таким образом, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2647/11, при определении налоговой базы по земельному налогу за 2013 год подлежала применению кадастровая стоимость земельных участков, определенная в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П.
Из представленного в материалы дела письма филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области от 17.12.2015 N 22542 следует, что согласно постановлению Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:020634:30 на составляет 465 291,74 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:020269:11-9 416 748,12 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 64:48:020634:53 в соответствии с указанным постановлением не определялась, поскольку данный участок поставлен на кадастровый учет 03.06.2010.
Судом апелляционной инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером 64:48:020634:53 относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование "для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
Апелляционная коллегия полагает, что кадастровая стоимость данного земельного участка может быть определена на основании удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П для земельных участков под административно-управленческими и общественными объектами (кадастровый квартал 02 06 34), в размере 4 104,47 руб./кв. м.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:020634:53 составит 20 567 499,17 руб. (5 011 кв. м х 4 104,47 руб./кв. м).
Решением Саратовской городской Думы от 27.10.2005 N 63-615 "О земельном налоге" утверждена налоговая ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом указанной кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих заявителю, земельный налог, подлежащий уплате обществом за 2013 год, составляет 456 743 руб.: (465 291,74 х 1,5%) + (9 416 748,12 х 1,5%) + (20 567 499,17 х 1,5%).
Земельный налог в сумме 453 722 руб. (910 465 - 456 743) подлежит возврату ООО "Калинка Мебель" как излишне уплаченный.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (пункт 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися с пункте 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации", срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ), начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год завершена 23.06.2015.
В связи с нарушением срока возврата земельного налога налоговым органом подлежат уплате проценты в соответствии с пунктом 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 26 368,81 руб. за период с 27.07.2015 по 09.02.2016.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленных ООО "Калинка Мебель" требований в части возврата излишне уплаченного земельного налога за 2013 год в размере 453 722 руб. и процентов.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 сентября 2015 года по делу N А57-14037/2015 отменить в части.
Принять по делу новый судебный акт, которым признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области от 08.04.2015 N 205 "Об отказе в осуществлении зачета (возврата)" в части отказа в возврате обществу с ограниченной ответственностью "Калинка Мебель".
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Калинка Мебель" земельный налог в сумме 453 722 руб. и проценты на основании пункта 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 26 368,81 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 сентября 2015 года по делу N А57-14037/2015 оставить без изменения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ
А.В.СМИРНИКОВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)