Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
- от индивидуального предпринимателя Челнакова Руслана Владимировича - извещен, не явился;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны - Латыпов Д.Д. (доверенность от 25.04.2016 г.),
от Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Татарстан - Олехнович А.М. (доверенность от 09.10.2015 г.),
- от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Челнакова Руслана Владимировича
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 июня 2016 года по делу N А65-22838/2015 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Челнакова Руслана Владимировича, (ОГРНИП 314165018100083), г. Набережные Челны,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны, г. Набережные Челны,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Татарстан,
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения от 25.06.2015 N 2338,
установил:
индивидуальный предприниматель Челнаков Руслан Владимирович, г. Набережные Челны (далее по тексту - предприниматель, налогоплательщик, ИП Челнаков Р.В.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ответчику - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны, г. Набережные Челны (далее по тексту - инспекция, налоговый орган, ИФНС по г. Н. Челны) о признании недействительным решения от 25.06.2015 N 2338.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.06.2016 г. заявленные требования удовлетворены в части признания решения Инспекции ФНС России по г. Набережные Челны о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25 июня 2015 года N 2338 недействительным в части доначисления земельного налога в сумме, превышающей 1 699 560 рублей и соответствующих сумм пени и штрафа по статьям 75, 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с выводами суда, ИП Челнаков Р.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что судом нарушены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Также податель жалобы считает, что установленная Постановлением апелляционной инстанции по делу N А65-14963/2013 г. стоимость земельных участков подлежит применению при исчислении заявителем земельного налога с начала налогового периода, по которому проводилась налоговая проверка и вынесено оспариваемое решение, т.е. с 01.01.2014 г.
В судебное заседание представитель ИП Челнакова Р.В. не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, в соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проведено в его отсутствие.
Представители налоговых органов считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка общества на основе налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, по итогам которой вынесено решение от 07.07.2015 N 2482 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в виде штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) в сумме 453 216 руб. с доначислением земельного налога в размере 2 266 080 руб. и пени в размере 174 020,79 руб.
Как следует из материалов дела, заявителю в спорный период на праве долевой собственности принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами 16:52:090205:104, 16:52:090205:100, 16:52:090205:106, 16:52:090205:44, 16:52:090205:103, 16:52:090205:102, 16:52:090205:101, 16:52:090205:105, 16:52:090205:99, 16:52:090205:98, 16:52:090205:97, 16:52:090205:45, 16:52:090205:109, 16:52:090205:46, 16:52:090205:107, 16:52:090205:52, расположенные по адресу: РТ, г. Набережные Челны. В представленной декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислена в общей сумме 269 721 руб., исходя из кадастровой стоимости участков, установленной вступившим в законную силу Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 по делу N А65-14963/2013 (л.д. 35-39).
Указанным Постановлением суда апелляционной инстанции определена следующая кадастровая стоимость земельных участков, долевым собственником которых в спорный период являлся заявитель:
- - земельного участка с кадастровым номером 6:52:090205:104, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 1 929 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:100, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 2 093 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:106, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 2 097 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:44, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 2 552 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:103, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 3 367 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:102, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 3 370 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:101, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 3 427 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:105, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 4 245 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:99, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 4 357 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:98, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 4 431 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:97, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы в размере 4 938 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:45, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 5 164 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:104, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 1 929 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:109, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 5 454 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:46, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы в размере 5 949 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:107, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 8 871 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:52, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 11 316 000 руб.
Постановление апелляционной инстанции по делу N А65-14963/2013 исполнено, кадастровая стоимость земельных участков с указанными кадастровыми номерами в соответствии с постановлением апелляционного суда от 20.06.2014 г. внесена в кадастр 17.09.2014 г., что следует из письма Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан от 29.06.2015 г. N 6475-05. (л.д. 132).
Оспариваемым решением инспекции сумма налога исчислена в общей сумме 2 535 801 руб., исходя из кадастровой стоимости, определенной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по РТ. Решением УФНС по РТ от 26.08.2015 N 2.14-0-19/01767@ решение 25.06.2015 N 2338 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения.
Считая, что решение ответчика нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности не соответствует нормам налогового законодательства, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии решения о частичном удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости. При этом п. 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в абзаце 4 п. 2.2 определения от 01.03.2011 г. N 275-0-0, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 28.06.2011 г. N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Указанным постановлением разъясняется, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Судом сделан правильный вывод, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 г. по делу N А65-14963/2013 исполнено, кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами в размере их рыночной стоимости внесена в государственный кадастр недвижимости 17.09.2014. (л.д. 50).
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1 числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1 числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (п. 15 ст. 378.2, п. 1 ст. 391, п. 2 ст. 403 НК РФ, ст. 24.18, абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ, далее - Закон об оценочной деятельности).
Также судом верно учтено то обстоятельство, что на день вступления в силу Закона N 225-ФЗ заявление было рассмотрено судом, положения ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора, следовательно, сведения о кадастровой стоимости, установленные постановлением апелляционного суда от 20.06.2014 г. по делу N А65-14963/2013, не могут применяться с 1 января 2014 г.
В рассматриваемом деле судом верно установлено, что постановлением апелляционной инстанции от 20.06.2014 г. по делу N А65-14963/2013 установлена кадастровая стоимость для земельных участков с кадастровыми номерами 16:52:090205:104, 16:52:090205:100, 16:52:090205:106, 16:52:090205:44, 16:52:090205:103, 16:52:090205:102, 16:52:090205:101, 16:52:090205:105, 16:52:090205:99, 16:52:090205:98, 16:52:090205:97, 16:52:090205:45, 16:52:090205:109, 16:52:090205:46, 16:52:090205:107, 16:52:090205:52 с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков 17.09.2014.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку постановлением апелляционного суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами, принадлежащих заявителю, не подлежит применению при исчислении налогоплательщиком земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2014 г.), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 17.09.2014 г. До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и п. 7 ст. 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102. Поэтому доводы налогового органа о применении новой кадастровой стоимости, установленной постановлением апелляционного суда в 2014 г., лишь со следующего налогового периода, то есть с 01.01.2015 г., судом правомерно не были приняты.
Как следует из материалов дела, общая сумма налога, начисленная налоговым органом, составляет 2 535801 руб.
Вместе с тем, согласно представленному налоговым органом расчету общая сумма налога с учетом изменений кадастровой стоимости с 17.09.2014 г. составляет 1 969 281 рублей.
Поскольку заявитель задекларировал и уплатил сумму налога в размере 269 721 руб., соответственно, налоговый орган неправомерно доначислил решением сумму земельного налога, превышающую 1 699 560 руб. (1 969 281 руб. - 269 721 руб.).
Суд пришел к правильному выводу о том, что размер земельного налога за 2014 г., подлежащий уплате в бюджет налогоплательщиком по земельным участкам, долевым собственником которых является заявитель (1/3 доли), исчисленный исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102, до 17.09.2014 г. и установленной постановлением апелляционного суда от 20.06.2014 г. по делу N А65-14963/2013 после 17.09.2014 г., составляет в общей сумме 1 699 560 руб., из которой подлежит исчислению в соответствии со статьями 75 и 122 Налогового кодекса РФ при несвоевременной уплате налога сумма пени и штрафа.
Выводы инспекции о привлечении общества к налоговой ответственности по факту не отражения в налоговой декларации по земельному налогу за 2014 г. земельного участка с кадастровым номером 16:52:040209:12 заявителем не оспаривались, поэтому суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение инспекции является незаконным, кроме части, касающейся не отражения в налоговой декларации по земельному налогу за 2014 г. земельного участка с кадастровым номером 16:52:040209:12 доначисления земельного налога в сумме превышающей 1 699 560 руб., соответствующих сумм штрафа и пени, кроме части, касающейся не отражения в налоговой декларации по земельному налогу за 2014 г. земельного участка с кадастровым номером 16:52:040209:12, в остальной части в удовлетворении заявления обществу отказано.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Поскольку постановлением апелляционного суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков с вышесказанными кадастровыми номерами, принадлежащих заявителю, не подлежит применению при исчислении налогоплательщиком земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2014 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 17.09.2014. До указанной даты, в силу статьи 391 НК к пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 июня 2016 года по делу N А65-22838/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.09.2016 N 11АП-10634/2016 ПО ДЕЛУ N А65-22838/2015
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2016 г. по делу N А65-22838/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
- от индивидуального предпринимателя Челнакова Руслана Владимировича - извещен, не явился;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны - Латыпов Д.Д. (доверенность от 25.04.2016 г.),
от Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Татарстан - Олехнович А.М. (доверенность от 09.10.2015 г.),
- от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Челнакова Руслана Владимировича
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 июня 2016 года по делу N А65-22838/2015 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Челнакова Руслана Владимировича, (ОГРНИП 314165018100083), г. Набережные Челны,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны, г. Набережные Челны,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Татарстан,
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения от 25.06.2015 N 2338,
установил:
индивидуальный предприниматель Челнаков Руслан Владимирович, г. Набережные Челны (далее по тексту - предприниматель, налогоплательщик, ИП Челнаков Р.В.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ответчику - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны, г. Набережные Челны (далее по тексту - инспекция, налоговый орган, ИФНС по г. Н. Челны) о признании недействительным решения от 25.06.2015 N 2338.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.06.2016 г. заявленные требования удовлетворены в части признания решения Инспекции ФНС России по г. Набережные Челны о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25 июня 2015 года N 2338 недействительным в части доначисления земельного налога в сумме, превышающей 1 699 560 рублей и соответствующих сумм пени и штрафа по статьям 75, 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с выводами суда, ИП Челнаков Р.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что судом нарушены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Также податель жалобы считает, что установленная Постановлением апелляционной инстанции по делу N А65-14963/2013 г. стоимость земельных участков подлежит применению при исчислении заявителем земельного налога с начала налогового периода, по которому проводилась налоговая проверка и вынесено оспариваемое решение, т.е. с 01.01.2014 г.
В судебное заседание представитель ИП Челнакова Р.В. не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, в соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проведено в его отсутствие.
Представители налоговых органов считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка общества на основе налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, по итогам которой вынесено решение от 07.07.2015 N 2482 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в виде штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) в сумме 453 216 руб. с доначислением земельного налога в размере 2 266 080 руб. и пени в размере 174 020,79 руб.
Как следует из материалов дела, заявителю в спорный период на праве долевой собственности принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами 16:52:090205:104, 16:52:090205:100, 16:52:090205:106, 16:52:090205:44, 16:52:090205:103, 16:52:090205:102, 16:52:090205:101, 16:52:090205:105, 16:52:090205:99, 16:52:090205:98, 16:52:090205:97, 16:52:090205:45, 16:52:090205:109, 16:52:090205:46, 16:52:090205:107, 16:52:090205:52, расположенные по адресу: РТ, г. Набережные Челны. В представленной декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислена в общей сумме 269 721 руб., исходя из кадастровой стоимости участков, установленной вступившим в законную силу Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 по делу N А65-14963/2013 (л.д. 35-39).
Указанным Постановлением суда апелляционной инстанции определена следующая кадастровая стоимость земельных участков, долевым собственником которых в спорный период являлся заявитель:
- - земельного участка с кадастровым номером 6:52:090205:104, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 1 929 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:100, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 2 093 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:106, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 2 097 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:44, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 2 552 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:103, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 3 367 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:102, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 3 370 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:101, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 3 427 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:105, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 4 245 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:99, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 4 357 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:98, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 4 431 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:97, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы в размере 4 938 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:45, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 5 164 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:104, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 1 929 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:109, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 5 454 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:46, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы в размере 5 949 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:107, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 8 871 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:52, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы - в размере 11 316 000 руб.
Постановление апелляционной инстанции по делу N А65-14963/2013 исполнено, кадастровая стоимость земельных участков с указанными кадастровыми номерами в соответствии с постановлением апелляционного суда от 20.06.2014 г. внесена в кадастр 17.09.2014 г., что следует из письма Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан от 29.06.2015 г. N 6475-05. (л.д. 132).
Оспариваемым решением инспекции сумма налога исчислена в общей сумме 2 535 801 руб., исходя из кадастровой стоимости, определенной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по РТ. Решением УФНС по РТ от 26.08.2015 N 2.14-0-19/01767@ решение 25.06.2015 N 2338 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения.
Считая, что решение ответчика нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности не соответствует нормам налогового законодательства, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии решения о частичном удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости. При этом п. 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в абзаце 4 п. 2.2 определения от 01.03.2011 г. N 275-0-0, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 28.06.2011 г. N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Указанным постановлением разъясняется, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Судом сделан правильный вывод, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 г. по делу N А65-14963/2013 исполнено, кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами в размере их рыночной стоимости внесена в государственный кадастр недвижимости 17.09.2014. (л.д. 50).
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1 числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1 числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (п. 15 ст. 378.2, п. 1 ст. 391, п. 2 ст. 403 НК РФ, ст. 24.18, абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ, далее - Закон об оценочной деятельности).
Также судом верно учтено то обстоятельство, что на день вступления в силу Закона N 225-ФЗ заявление было рассмотрено судом, положения ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора, следовательно, сведения о кадастровой стоимости, установленные постановлением апелляционного суда от 20.06.2014 г. по делу N А65-14963/2013, не могут применяться с 1 января 2014 г.
В рассматриваемом деле судом верно установлено, что постановлением апелляционной инстанции от 20.06.2014 г. по делу N А65-14963/2013 установлена кадастровая стоимость для земельных участков с кадастровыми номерами 16:52:090205:104, 16:52:090205:100, 16:52:090205:106, 16:52:090205:44, 16:52:090205:103, 16:52:090205:102, 16:52:090205:101, 16:52:090205:105, 16:52:090205:99, 16:52:090205:98, 16:52:090205:97, 16:52:090205:45, 16:52:090205:109, 16:52:090205:46, 16:52:090205:107, 16:52:090205:52 с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков 17.09.2014.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку постановлением апелляционного суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами, принадлежащих заявителю, не подлежит применению при исчислении налогоплательщиком земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2014 г.), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 17.09.2014 г. До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и п. 7 ст. 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102. Поэтому доводы налогового органа о применении новой кадастровой стоимости, установленной постановлением апелляционного суда в 2014 г., лишь со следующего налогового периода, то есть с 01.01.2015 г., судом правомерно не были приняты.
Как следует из материалов дела, общая сумма налога, начисленная налоговым органом, составляет 2 535801 руб.
Вместе с тем, согласно представленному налоговым органом расчету общая сумма налога с учетом изменений кадастровой стоимости с 17.09.2014 г. составляет 1 969 281 рублей.
Поскольку заявитель задекларировал и уплатил сумму налога в размере 269 721 руб., соответственно, налоговый орган неправомерно доначислил решением сумму земельного налога, превышающую 1 699 560 руб. (1 969 281 руб. - 269 721 руб.).
Суд пришел к правильному выводу о том, что размер земельного налога за 2014 г., подлежащий уплате в бюджет налогоплательщиком по земельным участкам, долевым собственником которых является заявитель (1/3 доли), исчисленный исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102, до 17.09.2014 г. и установленной постановлением апелляционного суда от 20.06.2014 г. по делу N А65-14963/2013 после 17.09.2014 г., составляет в общей сумме 1 699 560 руб., из которой подлежит исчислению в соответствии со статьями 75 и 122 Налогового кодекса РФ при несвоевременной уплате налога сумма пени и штрафа.
Выводы инспекции о привлечении общества к налоговой ответственности по факту не отражения в налоговой декларации по земельному налогу за 2014 г. земельного участка с кадастровым номером 16:52:040209:12 заявителем не оспаривались, поэтому суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение инспекции является незаконным, кроме части, касающейся не отражения в налоговой декларации по земельному налогу за 2014 г. земельного участка с кадастровым номером 16:52:040209:12 доначисления земельного налога в сумме превышающей 1 699 560 руб., соответствующих сумм штрафа и пени, кроме части, касающейся не отражения в налоговой декларации по земельному налогу за 2014 г. земельного участка с кадастровым номером 16:52:040209:12, в остальной части в удовлетворении заявления обществу отказано.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Поскольку постановлением апелляционного суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков с вышесказанными кадастровыми номерами, принадлежащих заявителю, не подлежит применению при исчислении налогоплательщиком земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2014 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 17.09.2014. До указанной даты, в силу статьи 391 НК к пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 июня 2016 года по делу N А65-22838/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)