Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.02.2016 N 12АП-11709/2015 ПО ДЕЛУ N А57-19297/2015

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2016 г. по делу N А57-19297/2015


Резолютивная часть постановления объявлена "15" февраля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Оптсервис"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 октября 2015 года по делу N А57-19297/2015 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Оптсервис" (ИНН 6449973670, ОГРН 1046414903369, 413105, Саратовская область, г. Энгельс, Керамический пос., 5)
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области (ИНН 6449973616, ОГРН 1046414904689, 413111, Саратовская область, г. Энгельс, пр. Строителей, 22), Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (ИНН 6454071860, ОГРН 1046415400338, 410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24),
о признании недействительным решения N 26227 от 13.05.2015 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения закрытого акционерного общества "Оптсервис",
- при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области - Огренич Т.В., по доверенности от 26.05.2015 N 04-18/009191, Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Огренич Т.В., по доверенности от 09.06.2014 N 05-17/19;
- без участия в судебном заседании представителя закрытого акционерного общества "Оптсервис", извещены надлежащим образом;
- установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось закрытое акционерное общество "Оптсервис" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество, ЗАО "Оптсервис") к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области (далее - налоговый орган, МИФНС N 7 по Саратовской области) с заявлением о признании недействительным Решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области N 26227 от 13.05.2015 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения закрытого акционерного общества "Оптсервис".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 01 октября 2015 года по делу N А57-19297/2015 в удовлетворении требований ЗАО "Оптсервис" отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области, Управлением Федеральной налоговой службы по Саратовской области представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 18 января 2016 года представители общества, налогового органа поддержали позицию по делу.
В соответствии с частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство по апелляционной жалобе было отложено до 08 февраля 2016 года 15 часов 20 минут.
При продолжении рассмотрения апелляционной жалобы общества стороны поддержали ранее заявленные доводы.
Суд в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил: объявить перерыв в судебном заседании до 15 февраля 2016 года до 16 часов 00 минут.
Объявление о перерыве размещено в соответствии с рекомендациями, данными в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 года N 113 "О применения статьи 163 АПК РФ" на доске объявлений и в информационных киосках.
После перерыва судебное заседание продолжено 15 февраля в 16 часов 00 минут.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Как видно из материалов дела, ЗАО "Оптсервис" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 64:50:021303:253 площадью 14023 кв. м, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, пр-д Крупской, уч. 73.
Являясь плательщиком земельного налога 08.12.2014 г. ЗАО "Оптсервис" в налоговый орган была представлена уточненная налоговая декларация (номер корректировки 3) по земельному налогу за 2013 г., с начислениями 17 000,00 руб., при этом, расчет налога был произведен от кадастровой стоимости 1 133 333 руб.
Налоговым органом в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса проведена камеральная налоговая проверка по представленной уточненной налоговой декларации, представленной ЗАО "Оптсервис" по земельному налогу за 2013 год, в ходе которой установлено, что налогоплательщиком неверно исчислен земельный налог за 2013 год. К данному выводу налоговый орган пришел исходя из того, что предпринимателем занижена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021303:253 - налогоплательщиком применена кадастровая стоимость в размере 1 133 333 руб., по данным налоговой инспекции 22 685 007 руб., установленной по состоянию на 01.01.2013 г.
Результаты налоговой проверки отражены в Акте камеральной налоговой проверки от 24.03.2015 N 30630. По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, Межрайонной ИФНС России N 7 по Саратовской области вынесено решение N 26227 от 13.05.2015 г. "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 64 473,18 руб. Этим же решением Обществу предложено уплатить земельный налог в сумме 323 275 руб., соответствующие пени в сумме 52 300,52 руб.
Заявитель не согласился с Решениями Инспекции, обратился в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Саратовской области с апелляционной жалобой от 11.06.2015.
Решением УФНС от 20.07.2015 года решение Межрайонной ИФНС России N 7 по Саратовской области N 26227 от 13.05.2015 г. "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным налоговым органом решением N 26227 от 13.05.2015 г. налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-Р вступило в силу со дня его официального опубликования (11.01.2013), следовательно, налогоплательщик должен был самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определялась по состоянию на 01.01.2013. Кроме того, суд указал, что решением по делу N А57-8174/2014, на которое ссылается заявитель, установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка равной его рыночной в размере 8 159 000 рублей. Однако данный судебный акт вступил в законную силу 28.08.2015 г., в связи с чем, установленная им кадастровая стоимость земельного участка не распространяется на период за 2013 год.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
Правовое регулирование земельного налога, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О и от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, признаются плательщиками земельного налога, если иное не установлено данным пунктом.
Пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и для целей налогообложения не может изменяться в течение налогового периода, в связи с чем, такие изменения, которые влияют на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр.
В ходе проверки налоговым органом установлено и не оспаривается налогоплательщиком, что при исчислении земельного налога за 2013 год ЗАО "Оптсервис" в качестве налоговой базы применена кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка, утвержденная распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области".
Постановлением Правительства Саратовской области от 12.02.2013 N 58-П "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области" постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П признано недействительным.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П утратило силу лишь с 12.02.2013, на момент определения налоговой базы по земельному налогу за 2013 год - 01.01.2013 в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка определены с учетом кадастровой стоимости, установленной действующим нормативным актом, налогоплательщик обязан был самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 01.01.2013 в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П.
Кроме того, суд первой инстанции принял во внимание, что результаты государственной кадастровой оценки земель на территории Саратовской области, проведенной в 2012 году, утверждены распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", вступившим в силу 11.01.2013 (дата официального опубликования), и подлежат применению для определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию с 01.01.2014.
Суд апелляционной инстанции признает выводы суда первой инстанции в части применения постановления Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П ошибочными.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 26.07.2011 N 2647/11 сформулировал правовую позицию, согласно которой земельный налог не может быть уплачен на основании нормативного правового акта, утратившего силу в течение налогового периода. При этом, как следует из данного постановления, поскольку результаты последующей государственной кадастровой оценки земель могут быть применены только в следующем налоговом периоде, применению подлежат результаты государственной кадастровой оценки земель, действовавшие до вступления в силу нормативного акта, утратившего силу в течение налогового периода.
Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений в Саратовской области по состоянию на 01.01.2001 утверждены постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П.
Постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 согласно приложениям N 1, N 2, признано утратившим силу постановление Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Саратовской области".
Постановлениями Правительства Саратовской области от 03.03.2009 N 75-П, от 02.04.2009 N 121-П в постановление от 30.11.2007 N 423-П внесены изменения.
Постановлением Правительства Саратовской области от 12.02.2013 N 58-П "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области" постановление Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" признано утратившим силу.
Таким образом, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2647/11, при определении налоговой базы по земельному налогу за 2013 год подлежала применению кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П.
Апелляционной коллегией установлено, что согласно постановлению Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021303:253 общей площадью 14 023 кв. м составляет 2 399 195 руб. (171.09 руб. /кв. м х 14 023 кв. м).
Решением Саратовской городской Думы от 27.10.2005 N 63-615 "О земельном налоге" утверждена налоговая ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом указанной кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, земельный налог, подлежащий уплате обществом за 2013 год, составляет 35 988 руб.: (2 399 м 195 х 1,5%).
Как уже было сказано, ЗАО "Оптсервис" оплатило земельный налог за 2013 год в размере 17 000 руб.
Следовательно, оспариваемым решением налогового органа Обществу необходимо было предложить уплатить земельный налог в сумме 18 988 руб., соответствующие пени в сумме 2 322,52 руб.
Довод жалобы о необходимости применения новой кадастровой стоимости в размере, равном рыночной стоимости спорного земельного участка, установленной решением арбитражного суда Саратовской области от 18.06.2014 по делу N А57-8174/2014 правомерно отклонен арбитражным судом первой инстанции, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является возникновение у органа кадастрового учета обязанности с момента вступления в силу судебного акта внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. При этом, рыночная стоимость, установленная судом, подлежит применению в качестве кадастровой стоимости именно с момента внесения в государственный кадастр недвижимости, то есть изменение кадастровой стоимости направлено на будущее.
Следовательно, у налогоплательщика при исчислении земельного налога за 2013 год отсутствовали правовые основания для применения кадастровой стоимости, установленной решением арбитражного суда по делу N А57-8174/2014 от 18.06.2015, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных ЗАО "Оптсервис" требований.
Обжалуя решение суда первой инстанции, общество указывает, что, поскольку решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.06.2015 кадастровая стоимость земельного участка в размере 8 159 000 руб. установлена по состоянию на 02.06.2012, она подлежит применению при исчислении земельного налога за 2013 год.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод заявителя как основанный на ошибочном толковании норм права.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Момент, с котором рыночная стоимость подлежит применению в качестве кадастровой, определен Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, из которого следует, что установленная судом рыночная стоимость должна применяться только в будущие налоговые периоды.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021303:253, установленная решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.06.2015 N А58-8174/2014 в размере 8 159 000 руб., не может быть применена при расчете земельного налога ранее даты ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В апелляционной жалобе в обоснование своей позиции общество ссылается на необходимость применять рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021303:253 по состоянию на 01.01.2007 г. на основании отчета ООО "Оценочная компания "АКТИВ" от 07.04.2014 г. N 05-2014 и по состоянию на 02.06.2012 в размере 8 365 370 руб., определенную на основании отчета ООО "Оценочная компания "АКТИВ" от 07.04.2014 г. N 096-2014.
Данный довод был предметом рассмотрения суда первой инстанции и был обоснованно им отклонен.
Таким образом, при определении налоговой базы по земельному налогу за 2013 год подлежала применению кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П., в связи с чем, оспариваемые доначисления обществу земельного налога за 2013 год в сумме 304 287 руб., соответствующие пени и штрафные санкции являются необоснованными.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового судебного акта о признании недействительным Решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области N 26227 от 13.05.2015 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения закрытого акционерного общества "Оптсервис" относительно доначисления налога в сумме 304287 руб. и соответствующих сумм пени и штрафа.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 октября 2015 года по делу N А57-19297/2015 отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным Решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области N 26227 от 13.05.2015 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения закрытого акционерного общества "Оптсервис" относительно доначисления налога в сумме 304287 руб. и соответствующих сумм пени и штрафа.
В указанной части принять новый судебный акт.
Признать недействительным Решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области N 26227 от 13.05.2015 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения закрытого акционерного общества "Оптсервис" относительно доначисления налога в сумме 304287 руб. и соответствующих сумм пени и штрафа.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
А.В.СМИРНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)