Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шикиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 марта 2016 года по делу N А06-9923/2015 (судья Плеханова Г.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АБС" (ИНН 3015094511, ОГРН 1113015005025, адрес местонахождения: 414040, г. Астрахань, ул. Победы, д. 53 "Д")
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани (ИНН 3015026737, ОГРН 1043000719520, адрес местонахождения: 414040, г. Астрахань, ул. Победы, д. 53/9)
о признании недействительным решения от 06.08.2015 N 7742 в части,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "АБС" - не явился, извещено,
Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани - не явился, извещена,
установил:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "АБС" (далее - ООО "АБС", Общество, заявитель, налогоплательщик) с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани (далее - налоговый орган, ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани, Инспекция) о признании недействительным решения ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани от 06.08.2015 N 7742 в части доначисления суммы неуплаченного земельного налога за 2014 год в размере 49470,0 рублей, начисления пени в размере 3983,38 рублей, предложения налогового органа уплатить доначисленный налог, а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением от 09 марта 2016 года, с учетом определения об исправлении опечатки от 16.03.2016, Арбитражный суд Астраханской области признал решение ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани от 06.08.2015 N 7742 недействительным в части начисления пени в размере 3 983,38 рублей, налога в размере 49 470 рублей, внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета.
Кроме того, суд взыскал с ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани расходы по госпошлине в размере 3000 рублей.
ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ООО "АБС" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "АБС" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления N 783228), явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления N 783235). Инспекция заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя. Судом ходатайство удовлетворено.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 13.04.2016, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 19 мая 2016 года до 16 час. 20 мин.
19 мая 2016 года в судебном заседании был объявлен перерыв до 17 час. 30 мин.
Протокольные определения об объявлении перерыва оглашены в открытом судебном заседании; на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет и в информационно-справочном киоске, расположенном в здании суда, размещена информация о времени и месте продолжения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 03.03.2015 Обществом в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, согласно которой исчислен земельный налог по трем участкам с кадастровыми номерами 30:12:010047:7 (2/3 доли) в сумме 248 996,0 рублей.
Налоговый орган произвел начисление земельного налога за 2014 год в размере 49 470,0 рублей и составил акт проверки от 17.06.2015 N 28222.
06 августа 2015 года, по результатам рассмотрения акта камеральной проверки от 17.06.2015 N 28222 и иных материалов налоговой проверки, Инспекцией вынесено решение N 7742 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу предложено уплатить в бюджет сумму доначисленного земельного налога в размере 49470,0 руб., пени в сумме 3 983,38 руб.
Основанием для доначисления налога послужил вывод Инспекции о занижении Обществом налоговой базы по земельному налогу, вследствие неправильного применения им при исчислении земельного налога за 2014 год кадастровой стоимости земельного участка, приравненной к рыночной стоимости Арбитражным судом Астраханской области.
Заявитель, не согласившись с выводами Инспекции, обжаловал решение в вышестоящий налоговый орган.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы УФНС России по Астраханской области вынесено решение от 25.09.2015 N 211-Н, которым апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения (л.д. 20-23).
Не согласившись с решением Инспекции от 06.08.2015 N 7742, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая, что доначисление земельного налога за 2014 год произведено необоснованно, поскольку решениями Арбитражного суда Астраханской области от 16.01.2014 по делу N А06-9239/2013 и от 05.06.2014 по делу N А06-9239/2013 была установлена новая кадастровая стоимость для спорного земельного участка.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что оспариваемое решение инспекции вынесено с нарушением норм действующего налогового законодательства и нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит 2/3 доли земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:7.
Обществом 03.03.2015 года представлена в налоговый орган уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, в которой налог исчислен в сумме 248 996 руб. следующим образом:
- - исходя из кадастровой стоимости 76 967 879 руб. за 2 месяцев с исчисленной суммой налога в размере 128 305 руб.;
- - исходя из кадастровой стоимости 23 900 000 руб. за 5 месяцев с исчисленной суммой налога в размере 99 591 руб.;
- - исходя из кадастровой стоимости 5 063 700 руб. за 5 месяцев с исчисленной суммой налога в размере 21 100 руб.
Оспариваемым решением об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговая инспекция пришла к выводу, что налогоплательщик исчислил сумму налога не верно, налог исчислен инспекцией на основании кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка следующим образом: исходя из кадастровой стоимости участка - 76 967 879 руб. налог составил - 769 679 руб. (76 967 879 руб. х 2/3 х 1,5%).
С учетом налога, исчисленного самим налогоплательщиком, а также решения налоговой инспекции N 7625 от 30.03.2015 по результатам камеральной проверки первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, Обществу инспекцией доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 49 470 руб. (769 679 руб. - 248 996 руб. - 471 213 руб.), а также пени в сумме 3 983,38 руб.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Кодекса, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
В силу пункта 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 387 Кодекса земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Астраханской области утверждены постановлением Правительства Астраханской области от 25 декабря 2013 года N 584-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Астраханской области" по состоянию на 01.01.2013.
Указанное постановление Правительства Астраханской области вступило в силу 10.01.2014, следовательно, после 01.01.2014.
В соответствии со статьей 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
С учетом вышеизложенного, в целях налогообложения результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Астраханской области от 25 декабря 2013 года N 584-П, подлежат использованию с 01.01.2015.
При этом в соответствии с абзацем 2 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (редакции от 21.07.2014) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в данной редакции, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона (22.07.2014), а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на вышеуказанную дату.
Как указано выше, в части 5 месяцев 2014 года налогоплательщик исчислил земельный налог в размере 21 100 руб., исходя из рыночной стоимости земельного участка в сумме 5 063 700 руб., установленной решением Арбитражного суда Астраханской области от 16.01.2014 по делу N А06-9239/2013.
При этом налогоплательщик неправомерно не учел следующее.
Решением от 16.01.2014 по делу N А06-9239/2013 Арбитражный суд Астраханской области обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Астраханской области заменить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:7 в сумме 76.967.879 руб. 39 коп. на рыночную стоимость земельного участка в сумме 5.063.700 руб. в качестве кадастровой стоимости земельного участка, а также об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:7 в сумме 9.603 руб. 89 коп. за квадратный метр на 631 руб. 80 коп. в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Однако решением от 08.05.2014 года Арбитражный суд Астраханской области отменил решение от 16 января 2014 г. по делу N А06-9239/2013 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решением от 05.06.2014 по делу N А06-9239/2013 Арбитражный суд Астраханской области обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Астраханской области заменить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:7 в сумме 38 170 703 руб. 13 коп. на рыночную стоимость земельного участка в сумме 23 900 000 руб. в качестве кадастровой стоимости земельного участка, а также об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:7 в сумме 4 762 руб. 86 коп. за квадратный метр на 2 982 руб. 20 коп.
Указанное решение вступило в законную силу 06.07.2014.
Сведения об изменении кадастровой стоимости и установлении ее равной рыночной стоимости в размере 23 900 000 рублей внесены в государственный кадастр недвижимости 23.07.2014, что подтверждается кадастровой справкой от 24.02.2015 и судебными актами по делу N А06-5791/2016.
Таким образом, спор по делу N А06-9239/2013 был рассмотрен арбитражным судом и по нему вынесен судебный акт до указанного в Федеральном законе от 21.07.2014 N 225-ФЗ срока, а, следовательно, предусмотренные в названном Законе изменения не могут быть применены к спорным правоотношениям.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 Определения от 01.03.2011 N 275-0-0, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:7, подлежит применению для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 01.08.2014 - с момента внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
До внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:7 в целях налогообложения подлежали применению результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Астраханской области от 31.01.2008 N 25-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Астраханской области". В соответствии с названным постановлением кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2014 года составляла 76967879 руб.
На основании пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 394 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Статьей 3 Положения о земельном налоге на территории муниципального образования "Город Астрахань", утвержденного Решением Совета муниципального образования "Город Астрахань" от 27.10.2005 N 204 для спорного земельного участка установлена налоговая ставка в размере 1.5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
При таких обстоятельствах, земельный налог за 2014 год для общества подлежит исчислению следующим образом:
- исходя из кадастровой стоимости в размере 76 967 879 руб., установленной постановлением Правительства Астраханской области от 31.01.2008 N 25-П, за 7 месяцев земельный налог составляет: 448 979 руб.
- (76 967 879 руб. х 2/3 х 1,5% = 769 979 руб. - 12 месяцев; 64140 руб. х 7 месяцев = 448 979 руб.);
- - исходя из кадастровой стоимости 23 900 000 руб., установленной решением Арбитражного суда Астраханской области от 05.06.2014 по делу N А06-9239/2013, за 5 месяцев земельный налог составляет: 99 583 руб.
(23 900 000 руб. х 2/3 х 1,5% = 238 999 руб. - 12 месяцев; 19 916 руб. х 5 месяцев = 99 583 руб.).
Таким образом, земельный налог за 2014 год составляет 548 562 руб.
Однако, ранее, по итогам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации решением от 30.03.2015 N 7625 налогоплательщику был доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 471 213 руб. (при декларировании самим налогоплательщиком налога в сумме 298 466 руб.).
С учетом названного решения в рамках налоговой проверки уточненной налоговой декларации налогоплательщику доначислен земельный налог только в сумме 49 470 руб. (769 679 руб. - 248 996 руб. - 471 213 руб.), а также пени в сумме 3 983,38 руб.
Решением от 09 марта 2016 года Арбитражный суд Астраханской области по делу N А06-5792/2015, с учетом определения об исправлении опечатки от 16.03.2016, признал решение ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани от 30.03.2015 N 7625 недействительным в части начисления земельного налога за 2014 год в размере 471 213 рублей, внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 марта 2016 года по делу N А06-5792/2015 отменено в части признания недействительным решения ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани от 30.03.2015 N 7625 в части начисления земельного налога за 2014 год в размере 250 096 рублей; в данной части вынесено новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, в рамках дела N А06-5792/2015 судебным актом, вступившим в законную силу, установлено, что решением ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани от 30.03.2015 N 7625 налогоплательщику правомерно доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 250 096 рублей.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что налогоплательщиком самостоятельно в уточненной налоговой декларации уменьшен и исчислен земельный налог в сумме 248 996 руб., с учетом решения ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани от 30.03.2015 N 7625 (с учетом судебных актов по делу N А06-5792/2015), налоговый орган правомерно доначислил к уплате земельный налог за 2014 год в сумме 49 470 руб. (548 562 руб. - 248 996 руб. - 250 096 руб.).
В части пени апелляционная коллегия пришла к следующим выводам.
Оспариваемым решением налогоплательщику доначислены пени в сумме 3 983,38 руб.
При этом в решении инспекции указано, что недоимка указана без учета состояния расчетов с бюджетами; пени рассчитаны по состоянию на дату принятия настоящего решения на основании данных, приведенных в описательной части и приложениях к настоящему решению.
В решении ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани от 30.03.2015 N 7625 указано, что переплата по земельному налогу за период со сроков уплаты 30.04.2014, 31.07.2014, 31.10.2014, 02.02.2015) по дату решения составляет 521 004 руб., перекрывает сумму доначисленного налога, пени доначислению не подлежат.
В пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно абзацу второму пункта 3 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, начисление пени без учета состояния расчетов с бюджетом, без учета переплаты на дату уплаты авансовых платежей является неправомерным.
В данном случае переплата в сумме 521 004 руб. перекрывает сумму доначисленного налога как решением инспекции от 30.03.2015 N 7625 (с учетом судебных актов по делу N А06-5792/2015), так и решением от 06.08.2015 N 7742, начисление пени является неправомерным.
Доказательств наличия задолженности по срокам уплаты с учетом указанной переплаты и правомерности начисления пени налоговый орган суду не представил.
При таких обстоятельствах, решение инспекции в части начисления пени является незаконным и в данной части требования заявителя судом первой инстанции удовлетворены правомерно.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части признания недействительным решения ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани от 06.08.2015 N 7742 в части начисления налога в размере 49 470 рублей.
В данной части по делу следует принять новый судебный акт, которым отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
В остальной части решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 марта 2016 года по делу N А06-9923/2015 с учетом определения об исправлении опечатки от 16.03.2016, отменить в части признания недействительным решения ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани от 06.08.2015 N 7742 в части начисления налога в размере 49 470 рублей.
Принять в отмененной части новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "АБС" о признании недействительным решения ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани 06.08.2015 N 7742 в части начисления земельного налога за 2014 год в размере 49 470 рублей - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.05.2016 N 12АП-3724/2016 ПО ДЕЛУ N А06-9923/2015
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2016 г. по делу N А06-9923/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шикиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 марта 2016 года по делу N А06-9923/2015 (судья Плеханова Г.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АБС" (ИНН 3015094511, ОГРН 1113015005025, адрес местонахождения: 414040, г. Астрахань, ул. Победы, д. 53 "Д")
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани (ИНН 3015026737, ОГРН 1043000719520, адрес местонахождения: 414040, г. Астрахань, ул. Победы, д. 53/9)
о признании недействительным решения от 06.08.2015 N 7742 в части,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "АБС" - не явился, извещено,
Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани - не явился, извещена,
установил:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "АБС" (далее - ООО "АБС", Общество, заявитель, налогоплательщик) с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани (далее - налоговый орган, ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани, Инспекция) о признании недействительным решения ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани от 06.08.2015 N 7742 в части доначисления суммы неуплаченного земельного налога за 2014 год в размере 49470,0 рублей, начисления пени в размере 3983,38 рублей, предложения налогового органа уплатить доначисленный налог, а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением от 09 марта 2016 года, с учетом определения об исправлении опечатки от 16.03.2016, Арбитражный суд Астраханской области признал решение ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани от 06.08.2015 N 7742 недействительным в части начисления пени в размере 3 983,38 рублей, налога в размере 49 470 рублей, внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета.
Кроме того, суд взыскал с ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани расходы по госпошлине в размере 3000 рублей.
ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ООО "АБС" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "АБС" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления N 783228), явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления N 783235). Инспекция заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя. Судом ходатайство удовлетворено.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 13.04.2016, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 19 мая 2016 года до 16 час. 20 мин.
19 мая 2016 года в судебном заседании был объявлен перерыв до 17 час. 30 мин.
Протокольные определения об объявлении перерыва оглашены в открытом судебном заседании; на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет и в информационно-справочном киоске, расположенном в здании суда, размещена информация о времени и месте продолжения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 03.03.2015 Обществом в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, согласно которой исчислен земельный налог по трем участкам с кадастровыми номерами 30:12:010047:7 (2/3 доли) в сумме 248 996,0 рублей.
Налоговый орган произвел начисление земельного налога за 2014 год в размере 49 470,0 рублей и составил акт проверки от 17.06.2015 N 28222.
06 августа 2015 года, по результатам рассмотрения акта камеральной проверки от 17.06.2015 N 28222 и иных материалов налоговой проверки, Инспекцией вынесено решение N 7742 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу предложено уплатить в бюджет сумму доначисленного земельного налога в размере 49470,0 руб., пени в сумме 3 983,38 руб.
Основанием для доначисления налога послужил вывод Инспекции о занижении Обществом налоговой базы по земельному налогу, вследствие неправильного применения им при исчислении земельного налога за 2014 год кадастровой стоимости земельного участка, приравненной к рыночной стоимости Арбитражным судом Астраханской области.
Заявитель, не согласившись с выводами Инспекции, обжаловал решение в вышестоящий налоговый орган.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы УФНС России по Астраханской области вынесено решение от 25.09.2015 N 211-Н, которым апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения (л.д. 20-23).
Не согласившись с решением Инспекции от 06.08.2015 N 7742, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая, что доначисление земельного налога за 2014 год произведено необоснованно, поскольку решениями Арбитражного суда Астраханской области от 16.01.2014 по делу N А06-9239/2013 и от 05.06.2014 по делу N А06-9239/2013 была установлена новая кадастровая стоимость для спорного земельного участка.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что оспариваемое решение инспекции вынесено с нарушением норм действующего налогового законодательства и нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит 2/3 доли земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:7.
Обществом 03.03.2015 года представлена в налоговый орган уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, в которой налог исчислен в сумме 248 996 руб. следующим образом:
- - исходя из кадастровой стоимости 76 967 879 руб. за 2 месяцев с исчисленной суммой налога в размере 128 305 руб.;
- - исходя из кадастровой стоимости 23 900 000 руб. за 5 месяцев с исчисленной суммой налога в размере 99 591 руб.;
- - исходя из кадастровой стоимости 5 063 700 руб. за 5 месяцев с исчисленной суммой налога в размере 21 100 руб.
Оспариваемым решением об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговая инспекция пришла к выводу, что налогоплательщик исчислил сумму налога не верно, налог исчислен инспекцией на основании кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка следующим образом: исходя из кадастровой стоимости участка - 76 967 879 руб. налог составил - 769 679 руб. (76 967 879 руб. х 2/3 х 1,5%).
С учетом налога, исчисленного самим налогоплательщиком, а также решения налоговой инспекции N 7625 от 30.03.2015 по результатам камеральной проверки первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, Обществу инспекцией доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 49 470 руб. (769 679 руб. - 248 996 руб. - 471 213 руб.), а также пени в сумме 3 983,38 руб.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Кодекса, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
В силу пункта 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 387 Кодекса земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Астраханской области утверждены постановлением Правительства Астраханской области от 25 декабря 2013 года N 584-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Астраханской области" по состоянию на 01.01.2013.
Указанное постановление Правительства Астраханской области вступило в силу 10.01.2014, следовательно, после 01.01.2014.
В соответствии со статьей 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
С учетом вышеизложенного, в целях налогообложения результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Астраханской области от 25 декабря 2013 года N 584-П, подлежат использованию с 01.01.2015.
При этом в соответствии с абзацем 2 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (редакции от 21.07.2014) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в данной редакции, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона (22.07.2014), а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на вышеуказанную дату.
Как указано выше, в части 5 месяцев 2014 года налогоплательщик исчислил земельный налог в размере 21 100 руб., исходя из рыночной стоимости земельного участка в сумме 5 063 700 руб., установленной решением Арбитражного суда Астраханской области от 16.01.2014 по делу N А06-9239/2013.
При этом налогоплательщик неправомерно не учел следующее.
Решением от 16.01.2014 по делу N А06-9239/2013 Арбитражный суд Астраханской области обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Астраханской области заменить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:7 в сумме 76.967.879 руб. 39 коп. на рыночную стоимость земельного участка в сумме 5.063.700 руб. в качестве кадастровой стоимости земельного участка, а также об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:7 в сумме 9.603 руб. 89 коп. за квадратный метр на 631 руб. 80 коп. в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Однако решением от 08.05.2014 года Арбитражный суд Астраханской области отменил решение от 16 января 2014 г. по делу N А06-9239/2013 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решением от 05.06.2014 по делу N А06-9239/2013 Арбитражный суд Астраханской области обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Астраханской области заменить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:7 в сумме 38 170 703 руб. 13 коп. на рыночную стоимость земельного участка в сумме 23 900 000 руб. в качестве кадастровой стоимости земельного участка, а также об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:7 в сумме 4 762 руб. 86 коп. за квадратный метр на 2 982 руб. 20 коп.
Указанное решение вступило в законную силу 06.07.2014.
Сведения об изменении кадастровой стоимости и установлении ее равной рыночной стоимости в размере 23 900 000 рублей внесены в государственный кадастр недвижимости 23.07.2014, что подтверждается кадастровой справкой от 24.02.2015 и судебными актами по делу N А06-5791/2016.
Таким образом, спор по делу N А06-9239/2013 был рассмотрен арбитражным судом и по нему вынесен судебный акт до указанного в Федеральном законе от 21.07.2014 N 225-ФЗ срока, а, следовательно, предусмотренные в названном Законе изменения не могут быть применены к спорным правоотношениям.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 Определения от 01.03.2011 N 275-0-0, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:7, подлежит применению для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 01.08.2014 - с момента внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
До внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:7 в целях налогообложения подлежали применению результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Астраханской области от 31.01.2008 N 25-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Астраханской области". В соответствии с названным постановлением кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2014 года составляла 76967879 руб.
На основании пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 394 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Статьей 3 Положения о земельном налоге на территории муниципального образования "Город Астрахань", утвержденного Решением Совета муниципального образования "Город Астрахань" от 27.10.2005 N 204 для спорного земельного участка установлена налоговая ставка в размере 1.5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
При таких обстоятельствах, земельный налог за 2014 год для общества подлежит исчислению следующим образом:
- исходя из кадастровой стоимости в размере 76 967 879 руб., установленной постановлением Правительства Астраханской области от 31.01.2008 N 25-П, за 7 месяцев земельный налог составляет: 448 979 руб.
- (76 967 879 руб. х 2/3 х 1,5% = 769 979 руб. - 12 месяцев; 64140 руб. х 7 месяцев = 448 979 руб.);
- - исходя из кадастровой стоимости 23 900 000 руб., установленной решением Арбитражного суда Астраханской области от 05.06.2014 по делу N А06-9239/2013, за 5 месяцев земельный налог составляет: 99 583 руб.
(23 900 000 руб. х 2/3 х 1,5% = 238 999 руб. - 12 месяцев; 19 916 руб. х 5 месяцев = 99 583 руб.).
Таким образом, земельный налог за 2014 год составляет 548 562 руб.
Однако, ранее, по итогам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации решением от 30.03.2015 N 7625 налогоплательщику был доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 471 213 руб. (при декларировании самим налогоплательщиком налога в сумме 298 466 руб.).
С учетом названного решения в рамках налоговой проверки уточненной налоговой декларации налогоплательщику доначислен земельный налог только в сумме 49 470 руб. (769 679 руб. - 248 996 руб. - 471 213 руб.), а также пени в сумме 3 983,38 руб.
Решением от 09 марта 2016 года Арбитражный суд Астраханской области по делу N А06-5792/2015, с учетом определения об исправлении опечатки от 16.03.2016, признал решение ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани от 30.03.2015 N 7625 недействительным в части начисления земельного налога за 2014 год в размере 471 213 рублей, внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 марта 2016 года по делу N А06-5792/2015 отменено в части признания недействительным решения ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани от 30.03.2015 N 7625 в части начисления земельного налога за 2014 год в размере 250 096 рублей; в данной части вынесено новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, в рамках дела N А06-5792/2015 судебным актом, вступившим в законную силу, установлено, что решением ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани от 30.03.2015 N 7625 налогоплательщику правомерно доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 250 096 рублей.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что налогоплательщиком самостоятельно в уточненной налоговой декларации уменьшен и исчислен земельный налог в сумме 248 996 руб., с учетом решения ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани от 30.03.2015 N 7625 (с учетом судебных актов по делу N А06-5792/2015), налоговый орган правомерно доначислил к уплате земельный налог за 2014 год в сумме 49 470 руб. (548 562 руб. - 248 996 руб. - 250 096 руб.).
В части пени апелляционная коллегия пришла к следующим выводам.
Оспариваемым решением налогоплательщику доначислены пени в сумме 3 983,38 руб.
При этом в решении инспекции указано, что недоимка указана без учета состояния расчетов с бюджетами; пени рассчитаны по состоянию на дату принятия настоящего решения на основании данных, приведенных в описательной части и приложениях к настоящему решению.
В решении ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани от 30.03.2015 N 7625 указано, что переплата по земельному налогу за период со сроков уплаты 30.04.2014, 31.07.2014, 31.10.2014, 02.02.2015) по дату решения составляет 521 004 руб., перекрывает сумму доначисленного налога, пени доначислению не подлежат.
В пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно абзацу второму пункта 3 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, начисление пени без учета состояния расчетов с бюджетом, без учета переплаты на дату уплаты авансовых платежей является неправомерным.
В данном случае переплата в сумме 521 004 руб. перекрывает сумму доначисленного налога как решением инспекции от 30.03.2015 N 7625 (с учетом судебных актов по делу N А06-5792/2015), так и решением от 06.08.2015 N 7742, начисление пени является неправомерным.
Доказательств наличия задолженности по срокам уплаты с учетом указанной переплаты и правомерности начисления пени налоговый орган суду не представил.
При таких обстоятельствах, решение инспекции в части начисления пени является незаконным и в данной части требования заявителя судом первой инстанции удовлетворены правомерно.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части признания недействительным решения ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани от 06.08.2015 N 7742 в части начисления налога в размере 49 470 рублей.
В данной части по делу следует принять новый судебный акт, которым отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
В остальной части решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 марта 2016 года по делу N А06-9923/2015 с учетом определения об исправлении опечатки от 16.03.2016, отменить в части признания недействительным решения ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани от 06.08.2015 N 7742 в части начисления налога в размере 49 470 рублей.
Принять в отмененной части новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "АБС" о признании недействительным решения ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани 06.08.2015 N 7742 в части начисления земельного налога за 2014 год в размере 49 470 рублей - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)