Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 01.06.2016 ПО ДЕЛУ N 33А-18692/2016

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: По мнению истца, кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет необоснованное увеличение размера арендной ставки арендной платы за пользование земельным участком.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июня 2016 г. по делу N 33а-18692/2016


Судья Севастьянова Н.Ю.

Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Снегиревой Е.Н., Юдиной А.М.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Снегиревой Е.Н. административное дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности ***** Н.В. на решение Московского городского суда от 24 марта 2016 года,
установила:

Акционерное общество "*****" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Департаменту городского имущества города Москвы, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по г. Москве об установлении кадастровую стоимости земельного участка общей площадью 15073 кв. м с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости в размере 126075444 руб. 31 коп. по состоянию на 1 января 2014 г.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка. Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере 226743741 руб. 92 коп. по состоянию на 1 января 2014 г. Административный истец не согласен с указанной кадастровой стоимостью земельного участка, считает ее завышенной и несоответствующей рыночной стоимости земельного участка, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика земельного налога. Согласно отчету от 19 мая 2015 г. N *****6, подготовленному оценщиком общества с ограниченной ответственностью "*****", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2014 г. составила 126075444 руб. 31 коп. На указанный отчет получено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N 2813/2015 от 9 июля 2015 г. Однако решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 3 сентября 2015 г. N *****, административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости. С учетом изложенного, административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В ходе рассмотрения дела административный истец подал дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просил установить кадастровую стоимости земельного участка площадью 15073 кв. м с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости в размере 148495000 руб. по состоянию на 1 января 2014 г.; возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по г. Москве обязанность внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка площадью 15073 кв. м с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости в размере 148495000 руб.
В обоснование уточненных требований указано, что по административный истец согласен с выводами оценочной судебной экспертизы, считает их объективными и достоверными и, учитывая значительное расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в заключении оценочной судебной экспертизы, административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере, определенном экспертом.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца акционерного общества "*****" - ***** А.Г., поддержала заявленные административные исковые требования, просила их удовлетворить.
Представитель административных ответчиков Правительство Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - П., просил отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, с выводами оценочной судебной экспертизы не согласен в части определения величины рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2014 г. в размере 148495000 руб.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены.
Судом первой инстанции постановлено: Административное исковое заявление акционерного общества "*****" об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 15073 кв. м с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г., удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 15073 кв. м с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, в размере его рыночной стоимости, равной 148495000 (сто сорок восемь миллионов четыреста девяносто пять тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Датой обращения акционерного общества "*****" с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка считать дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве - 19 июля 2015 г., в связи с этим применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость земельного участка для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 г., но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 15073 кв. м с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Отказать акционерному обществу "*****" в удовлетворении административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. к Департаменту городского имущества города Москвы и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по г. Москве.
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы просят об отмене указанного решения и принятии по делу нового судебного акта в соответствии с доводами апелляционной жалобы, подписанной их представителем ***** Н.В., согласно которым, судом при вынесении решения были допущены нарушения норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца АО "*****" - ***** А.Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее Закон об оценочной деятельности в РФ) федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этих объектов, равной его рыночной стоимости.
Судом установлено и из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельного участка площадью 15073 кв. м с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, на основании договора купли-продажи земельного участка от 19 августа 2011 г. N ***** и распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 5 августа 2011 г. N 2185-04ДЗР, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 30 сентября 2011 г. серии 77-АН 503863, запись о государственной регистрации права собственности за N *****0 внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30 сентября 2011 г.
По результатам государственной кадастровой оценки земель города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 687-ПП, в отношении земельного участка площадью 15073 кв. м с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2014 г. в размере 226743741 руб. 92 коп.
Акционерное общество "*****" не согласилось с результатами определения кадастровой стоимости земельного участка и оспорило его в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве, путем подачи 19 июля 2015 г. заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 3 сентября 2015 г. N ***** административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 687-ПП, административный истец представил суду отчет об оценке от 19 мая 2015 г. N *****6, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "*****", согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2014 г. составила 126075444 руб. 31 коп. На указанный отчет получено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N 2813/2015 от 9 июля 2015 г.
В ходе рассмотрения дела административные ответчики Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы предоставили суду письменные возражения на заявленные административные исковые требования, в которых указали на несоответствие предоставленного административным истцом отчета об оценке от 19 мая 2015 г. N *****6, подготовленного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "*****", требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Представитель административного истца акционерного общества "*****" - ***** А.Г. заявила ходатайство о назначении по административному делу оценочной судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением Московского городского суда от 18 декабря 2015 г. по административному делу была назначена оценочная судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "*****" Ж.
Согласно заключению оценочной судебной экспертизы от 26 февраля 2016 г. за N 08/02/2016, подготовленному экспертом общества с ограниченной ответственностью "*****" Ж.:
- - отчет об оценке от 19 мая 2015 г. N *****6, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "*****", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Допущенные нарушения повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимого имущества;
- - рыночная стоимость земельного участка площадью 15073 кв. м с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, по состоянию на 1 января 2014 г. составляет 148495000 руб.
Административный истец согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, полагая их объективными и достоверными, уточнив административное исковое заявление, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 15073 кв. м с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, по состоянию на 1 января 2014 г. в размере 148495000 руб.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, не оспаривая вывод эксперта в части не соответствия предоставленного административным истцом отчета об оценке от 19 мая 2015 г. N *****6, подготовленного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "*****", требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, выразил свое несогласие с выводом оценочной судебной экспертизы относительно определения величины рыночной стоимости спорного земельного участка в размере 148495000 руб. по состоянию на 1 января 2014 г., указывая на его необоснованность. При этом представителем административных ответчиков обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии заключения оценочной судебной экспертизы требованиям действующего законодательства, суду представлены не были.
Другие административные ответчики Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по г. Москве письменные возражения относительно выводов оценочной судебной экспертизы суду не предоставили.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, представленные доказательства в их совокупности, пришел к выводу о том, что заключение оценочной судебной экспертизы от 26 февраля 2016 г. за N 08/02/2016, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "*****" Ж., соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденных Приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N 297, N 298, N 299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого земельного участка основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, его полномочия, квалификация эксперта подтверждается приложенными к заключению документами.
На основании изложенного, суд посчитал возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы от 26 февраля 2016 г. за N 08/02/2016 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2014 г., удовлетворив требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 15073 кв. м с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: *****, в размере его рыночной стоимости, равной 148495000 по состоянию на 1 января 2014 г.
Поскольку датой обращения акционерного общества "*****" с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве является 19 июля 2015 г., то суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установленная судом кадастровая стоимость земельного участка для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с 1 января 2015 г., но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Суд также указал, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", отказав в удовлетворении заявленных административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. к Департаменту городского имущества города Москвы и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по г. Москве, поскольку указанные органы государственной власти и местного самоуправления не являются надлежащими административными ответчиками по данному административному делу, так как не утверждали результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости и не осуществляют функции по государственной кадастровой оценке (пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости указанного земельного участка в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу. В этой связи доводы апелляционной жалобы об отсутствии у суда основания для назначения судебной экспертизы в нарушение положений ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающей обязанность лица, участвующих в деле, доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, являются несостоятельными.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению от 26 февраля 2016 г. за N 08/02/2016, подготовленному экспертом общества с ограниченной ответственностью "*****" Ж., у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости. Эксперт Ж. предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных экспертом нарушениях при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

Решение Московского городского суда от 24 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности ***** Н.В. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)