Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 09.06.2016 по делу N А34-8848/2015 (судья Крепышева Т.Г.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- открытого акционерного общества "Российские ипподромы" - Иванова Т.В. (доверенность от 31.12.2015);
- Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области - Мкртчан Ю.А. (доверенность от 14.04.2014 N 14.04.2014).
Открытое акционерное общество "Российские ипподромы" (далее - ОАО "Росипподромы", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области (далее - ТУ Росимущества, заинтересованное лицо) о признании незаконным пункта 2 распоряжения от 26.06.2015 N 207-р "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества в Курганской области от 10.10.2013 N 399 "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы"; об обязании ТУ Росимущества выдать соответствующий передаточный акт с указанием в нем исключенного из перечня объектов передаваемого имущества земельного участка с кадастровым номером 45:08:030707:77.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее также - Росимущество, третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 09.06.2016 (резолютивная часть объявлена 03.06.2016) заявленные требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ТУ Росимущества (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неверное применение норм материального права. Так, податель жалобы указывает, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) его действие не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе, имущественные комплексы. Из Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации" и распоряжений территориальных органов Росимущества следует, что в уставный капитал открытого акционерного общества, объединяющего ипподромы Российской Федерации, в качестве вклада Российской Федерации в порядке оплаты размещаемых этим акционерным обществом дополнительных акций внесен не имущественный комплекс, а имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен, оставшееся после их ликвидации. На земельных участках, указанных в приложении к поручению Росимущества от 24.06.2015 N ИА-03/25290, объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы отсутствуют. Поэтому основания для включения указанного имущества в перечень объектов, подлежащих приватизации в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций общества, отсутствовали. Внесение изменений в распоряжения территориальных органов Росимущества об исключении незастроенных земельных участков не нарушает права и законные интересы заявителя, так как приватизация земельных участков, на которых отсутствуют объекты недвижимости и имущественные комплексы, Законом N 178-ФЗ не предусмотрена. Податель жалобы отмечает, что в отношении ОАО "Росипподромы" принято решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 2 604 778 штук номинальной стоимостью 1000 руб. Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц заявителем в учредительные документы внесены изменения об увеличении уставного капитала на 2 604 778 000 руб. Сведения о списании с эмиссионного счета эмитента ценных бумаг в количестве 2 604 778 штук и зачислении их на лицевой счет единственного акционера - Российской Федерации отсутствуют. Соответственно, отсутствует нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.
От общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого решения суда. Общество отметило, что при решении вопроса о передаче спорного земельного участка в счет оплаты акций ОАО "Росипподромы" Правительство Российской Федерации реализовало распорядительно-властные полномочия и передало в собственность спорный земельный участок обществу. Фактически своим внутренним ненормативным правовым актом - распоряжением от 26.06.2015 N 207-р ТУ Росимущества, превысив свои полномочия, отменяет действие распоряжений Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 N 1876-р и от 24.05.2012 N 840-р, определивших перечень имущества, за счет которого подлежат приобретению акции ОАО "Росипподромы".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель третьего лица не явился. С учетом мнения представителей заявителя и заинтересованного лица и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя третьего лица.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Также представитель общества заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: списка лиц, зарегистрированных в реестре владельцев именных ценных бумаг ОАО "Росипподромы" по состоянию на 18.07.2016, с сопроводительным письмом акционерного общества "Специализированный регистратор - Держатель реестров акционеров газовой промышленности" от 19.07.2016 N И/20/11021.
Арбитражный суд апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщил к материалам дела представленные дополнительные доказательства.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Росипподромы" создано путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Центральный московский ипподром" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058, на основании распоряжений Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 N 1876-р, от 27.11.2010 N 2102-р и распоряжения Росимущества от 13.04.2012 N 558-р и является его правопреемником.
Учредителем общества является Российская Федерация в лице Росимущества.
На основании подпункта "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Росипподромы" внесено имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен, оставшееся после их ликвидации, в порядке оплаты размещаемых ОАО "Росипподромы" дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала (т. 1, л.д. 87, 88).
ТУ Росимущества вынесено распоряжение от 10.10.2013 N 399 "Об условиях приватизации федерального имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы", которым определен перечень движимого и недвижимого имущества, подлежащего передаче ОАО "Росипподромы" (т. 1, л.д. 37-43).
Во исполнение подпунктов "а", "б" пункта 3 распоряжения N 399 на основании Закона N 178-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации 08.08.2011 N 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации", распоряжений Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 2102-р, 24.05.2012 N 840-р, от 26.12.2011 N 1876-р, постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", поручения Росимущества от 22.06.2015 N ИА-03/24770 ОАО "Росипподромы" принято решение о дополнительном выпуске обыкновенных акций (решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг от 27.08.2015, государственный регистрационный номер 1-01-55520-Е-001D), осуществлена государственная регистрация дополнительного выпуска обыкновенных акций общества.
Распоряжением ТУ Росимущества от 26.06.2015 N 207-р "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества в Курганской области от 10.10.2013 N 399 "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" (т. 1, л.д. 29, 30) из перечня имущества, подлежащего приватизации путем внесения в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций ОАО "Росипподромы" в качестве вклада Российской Федерации в уставной капитал, исключен земельный участок с кадастровым номером 45:08:030707:77.
Земельный участок площадью 2 230 982 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир д. Северная, участок находится примерно в 2,5 км от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Курганская обл., Кетовский р-н, был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 23.10.2004, с кадастровым номером 45:08:030707:77, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственных целей, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 12.05.2012 N 45/201/38812 (т. 1, л.д. 110).
Заявитель, полагая, что заинтересованное лицо, принимая распоряжение N 207-р и исключая из передаточного акта земельный участок с кадастровым номером 45:08:030707:77, нарушило права и законные интересы общества, обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данными решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Так, материалами дела установлено, что Росимуществом осуществляются мероприятия по реализации Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа необходимо внести в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества, объединяющего ипподромы Российской Федерации, имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен по перечню согласно приложению к Указу, оставшееся после их ликвидации, в порядке оплаты размещаемых этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
В рамках реализации Указа ТУ Росимущества издано распоряжение от 10.10.2013 N 399 "Об условиях приватизации имущества, передаваемого Открытому акционерному обществу "Российские ипподромы".
В связи с внесением Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Земельный кодекс Российской Федерации изменений, в соответствии с которыми с 01.03.2015 незастроенные земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть внесены в уставный капитал ОАО "Росипподромы", заинтересованным лицом оспариваемым распоряжением от 26.06.2015 N 207-р внесены изменения в ранее принятое распоряжение от 10.10.2013 N 399 "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" в части исключения из состава подлежащего приватизации имущества земельного участка с кадастровым номером 45:08:030707:77.
Между тем, для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 178-ФЗ утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период; издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации; принимает решения об условиях приватизации федерального имущества; осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
Решения об условиях приватизации федерального имущества принимаются Правительством Российской Федерации, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, либо по поручению Агентства - его территориальными органами в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества или в случае, установленном законом, в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации о внесении находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (пункт 6 постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2002 N 512 "Об утверждении Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества").
Из анализа постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества" следует, что любые предложения об исключении имущества сопровождаются установленным порядком утверждения в уполномоченных органах.
Предложения об исключении федерального имущества из программы представляются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по формам, предусмотренным приложениями N N 1-3 к настоящим Правилам, вместе с подлинниками писем, подписанных лицами, инициирующими исключение федерального имущества из программы (при их наличии).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в срок, не превышающий 15 дней со дня получения предложений об исключении федерального имущества из программы, осуществляет их рассмотрение, подготовку расчетов для оценки финансовых последствий принятия указанных предложений и направляет их на согласование в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральную антимонопольную службу.
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба рассматривают предложения об исключении федерального имущества из программы и в срок, не превышающий 10 дней со дня их получения, представляют в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом мотивированные позиции.
При наличии разногласий Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в 15-дневный срок проводит согласительные совещания и в течение 5 дней со дня проведения указанных совещаний направляет предложения об исключении федерального имущества из программы в Министерство экономического развития Российской Федерации на рассмотрение.
Неурегулированные разногласия в течение 15 дней со дня поступления предложений об исключении федерального имущества из программы рассматриваются на проводимых в Министерстве экономического развития Российской Федерации согласительных совещаниях.
Предложения об исключении федерального имущества из программы в течение 10 дней со дня поступления (со дня проведения согласительных совещаний) Министерство экономического развития Российской Федерации направляет в Правительство Российской Федерации для доклада Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, координирующему работу федеральных органов исполнительной власти в сфере управления государственной собственностью.
В случае одобрения указанных предложений Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке соответствующий проект акта в Правительство Российской Федерации для его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации (пункт 18 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества").
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции верно указал, что у заинтересованного лица отсутствует возможность самостоятельно, без соблюдения установленного порядка согласования, принимать решения относительно внесения каких-либо изменений в план приватизации государственного имущества.
В обжалуемом решении обоснованно отмечено, что последствием принятия оспариваемого Распоряжения явилась трансформация ранее возникших правоотношений, что в свою очередь привело к изменению объема прав и обязанностей участвующих в них лиц.
При этом в оспариваемом ненормативном акте отсутствуют указания на конкретные нарушения, которые им устраняются, и конкретные обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.
В соответствии с подпунктами 1 и 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основой гражданских отношений является соблюдение принципа равенства его участников и запрет на извлечение преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Действующим законодательством Российской Федерации не установлено такое последствие признания ненормативного правового акта не действующим как пересмотр урегулированных им правоотношений в период, когда его применение являлось обязательным.
То обстоятельство, что акции, которые должны были быть переданы Росимуществу, до настоящего времени не переданы обществом, на что, среди прочего, ссылается податель жалобы, также не может служить основанием для вынесения оспариваемого распоряжения.
ТУ Росимущества не пояснило, каким образом данное обстоятельство свидетельствует о незаконности ранее вынесенного распоряжения от 10.10.2013 N 399 "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы".
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При приведенных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Курганской области от 09.06.2016 по делу N А34-8848/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.08.2016 N 18АП-9647/2016 ПО ДЕЛУ N А34-8848/2015
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2016 г. N 18АП-9647/2016
Дело N А34-8848/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 09.06.2016 по делу N А34-8848/2015 (судья Крепышева Т.Г.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- открытого акционерного общества "Российские ипподромы" - Иванова Т.В. (доверенность от 31.12.2015);
- Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области - Мкртчан Ю.А. (доверенность от 14.04.2014 N 14.04.2014).
Открытое акционерное общество "Российские ипподромы" (далее - ОАО "Росипподромы", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области (далее - ТУ Росимущества, заинтересованное лицо) о признании незаконным пункта 2 распоряжения от 26.06.2015 N 207-р "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества в Курганской области от 10.10.2013 N 399 "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы"; об обязании ТУ Росимущества выдать соответствующий передаточный акт с указанием в нем исключенного из перечня объектов передаваемого имущества земельного участка с кадастровым номером 45:08:030707:77.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее также - Росимущество, третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 09.06.2016 (резолютивная часть объявлена 03.06.2016) заявленные требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ТУ Росимущества (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неверное применение норм материального права. Так, податель жалобы указывает, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) его действие не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе, имущественные комплексы. Из Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации" и распоряжений территориальных органов Росимущества следует, что в уставный капитал открытого акционерного общества, объединяющего ипподромы Российской Федерации, в качестве вклада Российской Федерации в порядке оплаты размещаемых этим акционерным обществом дополнительных акций внесен не имущественный комплекс, а имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен, оставшееся после их ликвидации. На земельных участках, указанных в приложении к поручению Росимущества от 24.06.2015 N ИА-03/25290, объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы отсутствуют. Поэтому основания для включения указанного имущества в перечень объектов, подлежащих приватизации в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций общества, отсутствовали. Внесение изменений в распоряжения территориальных органов Росимущества об исключении незастроенных земельных участков не нарушает права и законные интересы заявителя, так как приватизация земельных участков, на которых отсутствуют объекты недвижимости и имущественные комплексы, Законом N 178-ФЗ не предусмотрена. Податель жалобы отмечает, что в отношении ОАО "Росипподромы" принято решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 2 604 778 штук номинальной стоимостью 1000 руб. Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц заявителем в учредительные документы внесены изменения об увеличении уставного капитала на 2 604 778 000 руб. Сведения о списании с эмиссионного счета эмитента ценных бумаг в количестве 2 604 778 штук и зачислении их на лицевой счет единственного акционера - Российской Федерации отсутствуют. Соответственно, отсутствует нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.
От общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого решения суда. Общество отметило, что при решении вопроса о передаче спорного земельного участка в счет оплаты акций ОАО "Росипподромы" Правительство Российской Федерации реализовало распорядительно-властные полномочия и передало в собственность спорный земельный участок обществу. Фактически своим внутренним ненормативным правовым актом - распоряжением от 26.06.2015 N 207-р ТУ Росимущества, превысив свои полномочия, отменяет действие распоряжений Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 N 1876-р и от 24.05.2012 N 840-р, определивших перечень имущества, за счет которого подлежат приобретению акции ОАО "Росипподромы".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель третьего лица не явился. С учетом мнения представителей заявителя и заинтересованного лица и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя третьего лица.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Также представитель общества заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: списка лиц, зарегистрированных в реестре владельцев именных ценных бумаг ОАО "Росипподромы" по состоянию на 18.07.2016, с сопроводительным письмом акционерного общества "Специализированный регистратор - Держатель реестров акционеров газовой промышленности" от 19.07.2016 N И/20/11021.
Арбитражный суд апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщил к материалам дела представленные дополнительные доказательства.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Росипподромы" создано путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Центральный московский ипподром" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058, на основании распоряжений Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 N 1876-р, от 27.11.2010 N 2102-р и распоряжения Росимущества от 13.04.2012 N 558-р и является его правопреемником.
Учредителем общества является Российская Федерация в лице Росимущества.
На основании подпункта "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Росипподромы" внесено имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен, оставшееся после их ликвидации, в порядке оплаты размещаемых ОАО "Росипподромы" дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала (т. 1, л.д. 87, 88).
ТУ Росимущества вынесено распоряжение от 10.10.2013 N 399 "Об условиях приватизации федерального имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы", которым определен перечень движимого и недвижимого имущества, подлежащего передаче ОАО "Росипподромы" (т. 1, л.д. 37-43).
Во исполнение подпунктов "а", "б" пункта 3 распоряжения N 399 на основании Закона N 178-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации 08.08.2011 N 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации", распоряжений Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 2102-р, 24.05.2012 N 840-р, от 26.12.2011 N 1876-р, постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", поручения Росимущества от 22.06.2015 N ИА-03/24770 ОАО "Росипподромы" принято решение о дополнительном выпуске обыкновенных акций (решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг от 27.08.2015, государственный регистрационный номер 1-01-55520-Е-001D), осуществлена государственная регистрация дополнительного выпуска обыкновенных акций общества.
Распоряжением ТУ Росимущества от 26.06.2015 N 207-р "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества в Курганской области от 10.10.2013 N 399 "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" (т. 1, л.д. 29, 30) из перечня имущества, подлежащего приватизации путем внесения в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций ОАО "Росипподромы" в качестве вклада Российской Федерации в уставной капитал, исключен земельный участок с кадастровым номером 45:08:030707:77.
Земельный участок площадью 2 230 982 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир д. Северная, участок находится примерно в 2,5 км от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Курганская обл., Кетовский р-н, был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 23.10.2004, с кадастровым номером 45:08:030707:77, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственных целей, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 12.05.2012 N 45/201/38812 (т. 1, л.д. 110).
Заявитель, полагая, что заинтересованное лицо, принимая распоряжение N 207-р и исключая из передаточного акта земельный участок с кадастровым номером 45:08:030707:77, нарушило права и законные интересы общества, обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данными решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Так, материалами дела установлено, что Росимуществом осуществляются мероприятия по реализации Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа необходимо внести в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества, объединяющего ипподромы Российской Федерации, имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен по перечню согласно приложению к Указу, оставшееся после их ликвидации, в порядке оплаты размещаемых этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
В рамках реализации Указа ТУ Росимущества издано распоряжение от 10.10.2013 N 399 "Об условиях приватизации имущества, передаваемого Открытому акционерному обществу "Российские ипподромы".
В связи с внесением Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Земельный кодекс Российской Федерации изменений, в соответствии с которыми с 01.03.2015 незастроенные земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть внесены в уставный капитал ОАО "Росипподромы", заинтересованным лицом оспариваемым распоряжением от 26.06.2015 N 207-р внесены изменения в ранее принятое распоряжение от 10.10.2013 N 399 "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" в части исключения из состава подлежащего приватизации имущества земельного участка с кадастровым номером 45:08:030707:77.
Между тем, для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 178-ФЗ утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период; издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации; принимает решения об условиях приватизации федерального имущества; осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
Решения об условиях приватизации федерального имущества принимаются Правительством Российской Федерации, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, либо по поручению Агентства - его территориальными органами в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества или в случае, установленном законом, в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации о внесении находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (пункт 6 постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2002 N 512 "Об утверждении Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества").
Из анализа постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества" следует, что любые предложения об исключении имущества сопровождаются установленным порядком утверждения в уполномоченных органах.
Предложения об исключении федерального имущества из программы представляются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по формам, предусмотренным приложениями N N 1-3 к настоящим Правилам, вместе с подлинниками писем, подписанных лицами, инициирующими исключение федерального имущества из программы (при их наличии).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в срок, не превышающий 15 дней со дня получения предложений об исключении федерального имущества из программы, осуществляет их рассмотрение, подготовку расчетов для оценки финансовых последствий принятия указанных предложений и направляет их на согласование в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральную антимонопольную службу.
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба рассматривают предложения об исключении федерального имущества из программы и в срок, не превышающий 10 дней со дня их получения, представляют в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом мотивированные позиции.
При наличии разногласий Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в 15-дневный срок проводит согласительные совещания и в течение 5 дней со дня проведения указанных совещаний направляет предложения об исключении федерального имущества из программы в Министерство экономического развития Российской Федерации на рассмотрение.
Неурегулированные разногласия в течение 15 дней со дня поступления предложений об исключении федерального имущества из программы рассматриваются на проводимых в Министерстве экономического развития Российской Федерации согласительных совещаниях.
Предложения об исключении федерального имущества из программы в течение 10 дней со дня поступления (со дня проведения согласительных совещаний) Министерство экономического развития Российской Федерации направляет в Правительство Российской Федерации для доклада Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, координирующему работу федеральных органов исполнительной власти в сфере управления государственной собственностью.
В случае одобрения указанных предложений Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке соответствующий проект акта в Правительство Российской Федерации для его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации (пункт 18 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества").
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции верно указал, что у заинтересованного лица отсутствует возможность самостоятельно, без соблюдения установленного порядка согласования, принимать решения относительно внесения каких-либо изменений в план приватизации государственного имущества.
В обжалуемом решении обоснованно отмечено, что последствием принятия оспариваемого Распоряжения явилась трансформация ранее возникших правоотношений, что в свою очередь привело к изменению объема прав и обязанностей участвующих в них лиц.
При этом в оспариваемом ненормативном акте отсутствуют указания на конкретные нарушения, которые им устраняются, и конкретные обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.
В соответствии с подпунктами 1 и 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основой гражданских отношений является соблюдение принципа равенства его участников и запрет на извлечение преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Действующим законодательством Российской Федерации не установлено такое последствие признания ненормативного правового акта не действующим как пересмотр урегулированных им правоотношений в период, когда его применение являлось обязательным.
То обстоятельство, что акции, которые должны были быть переданы Росимуществу, до настоящего времени не переданы обществом, на что, среди прочего, ссылается податель жалобы, также не может служить основанием для вынесения оспариваемого распоряжения.
ТУ Росимущества не пояснило, каким образом данное обстоятельство свидетельствует о незаконности ранее вынесенного распоряжения от 10.10.2013 N 399 "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы".
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При приведенных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 09.06.2016 по делу N А34-8848/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.В.ПИВОВАРОВА
Л.В.ПИВОВАРОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
И.Ю.СОКОЛОВА
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
И.Ю.СОКОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)