Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчиком страховые взносы были рассчитаны исходя из валовой выручки без учета НДС.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Президиум Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Р.А. Шарифуллина,
членов президиума И.С. Галимуллина, Р.Р. Гилманова, А.Ю. Герасимова, Р.Э. Курмашевой, Л.В. Романова,
при секретаре судебного заседания Д.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд РФ) на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 февраля 2016 г., поступившей 01 июня 2016 г., по делу по иску Х.Т.Н. к Пенсионному фонду РФ о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховых взносов исходя из фактически полученной прибыли, истребованному 04 июля 2016 г. и поступившему в Верховный Суд Республики Татарстан 11 июля 2016 г., переданному для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан Б.Г. Бариева от 29 июля 2016 г.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Республики Татарстан О.В. Вишневской, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Пенсионного фонда РФ Д.Р. в поддержку жалобы, возражения Х.Т.Н. и ее представителя Х.Т.Р., президиум
установил:
Х.Т.Н. обратилась к Пенсионному фонду РФ с иском о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховых взносов исходя из фактически полученной прибыли.
В обоснование требований указала, что в период с 01 января 2014 г. по 20 марта 2015 г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. За 2014 год прибыль от осуществления предпринимательской деятельности составила 30 378,68 руб., за два месяца 2015 года прибыль составила 17 133,87 руб., из которых она заплатила налог на доходы физических лиц в размере 6 539 руб. и 2 227 руб. соответственно. При прекращении предпринимательской деятельности она сверилась с данными пенсионного органа и оплатила все страховые взносы.
16 июня 2015 г. Пенсионный фонд РФ выставил требование N 01340140282285 об уплате недоимки по страховым взносам в размере 134 525,46 руб. и пени в размере 2 663,60 руб.; 27 июля 2015 г. выставил еще одно требование N 01340140282295 об уплате недоимки по страховыми взносам за 2014 год в размере 121 299,36 руб. и пени в размере 3 902,81 руб., а также уточнил требование N 01340140282285, выставив к оплате недоимку по страховым взносам в размере 137 348,09 руб. и пени в размере 4 305,86 руб. Эти требования Х.Т.Н. считает незаконными, так как страховые взносы рассчитаны исходя из валовой выручки без учета налога на добавленную стоимость.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 17 ноября 2015 г. в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 февраля 2016 г. решение городского суда отменено и вынесено новое решение, которым на пенсионный орган возложена обязанность произвести Х.Т.Н. перерасчет страховых взносов за 2014 - 2015 годы, исходя из сумм фактически полученного ею дохода за указанные периоды времени.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 февраля 2016 года. Указывается, что суд апелляционной инстанции не учел, что доход страхователя пенсионным фондом определяется на основании сведений, полученных из налогового органа, самостоятельное определение дохода фондом не предусмотрено.
В соответствии со статьей 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум считает, что такие нарушения закона допущены, имеются основания для отмены апелляционного определения.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
Судами установлено, что согласно информации, представленной налоговым органом, доход Х.Т.Н. от предпринимательской деятельности в 2014 году составил 26227 756,891 руб., а в 2015 году - 14445 046,76 руб.
В соответствии с этими данными 16 июня 2015 г. Пенсионный фонд РФ выставил требование N 01340140282285 об уплате недоимки по страховым взносам в размере 134 525,46 руб. и пени в размере 2 663,60 руб.
27 июля 2015 г. Пенсионный фонд РФ выставил еще одно требование N 01340140282295 об уплате недоимки по страховыми взносам за 2014 год в размере 121 299,36 руб. и пени в размере 3 902,81 руб., а также уточнил требование N 01340140282285, выставив к оплате недоимку по страховым взносам в размере 137 348,09 руб. и пени в размере 4 305,86 руб.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что положения статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуального предпринимателя, исходя из его дохода, не увязываются с определением налоговой базы при уплате им соответствующего налога в зависимости от применяемого режима налогообложения. Поэтому в целях определения размера страхового взноса для индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц, величиной дохода является фактически полученная им сумма дохода от предпринимательской деятельности за расчетный период без учета вычетов, предусмотренных главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом суд пришел к выводу, что страховые взносы истице начислены правильно исходя из сведений, указанных в налоговых декларациях по форме 3-НДФЛ за 2014 - 2015 годы.
Отменяя решение районного суда и возлагая на Пенсионный фонд РФ обязанность произвести Х.Т.Н. перерасчет страховых взносов за 2014-2015 годы, суд апелляционной инстанции сослался на разъяснения, содержащиеся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2015 г., и в Обзоре судебной практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 21 октября 2015 г., из которых следует, что при взимании налога с суммы полученных денежных средств необходимо руководствоваться закрепленным в статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации общим принципом определения дохода исходя из извлечения гражданином экономической выгоды.
Между тем, президиум находит апелляционное определение основанным на неправильном толковании и применении положений действующего законодательства по следующим основаниям.
Согласно положениям части 1 статьи 14 названного Федерального закона, индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 указанной статьи.
В соответствии с частью 1.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Частями 9 и 10 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрена обязанность налоговых органов направлять в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период. Данные сведения, в силу части 11 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам пеней и штрафов.
Исходя из положений статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, уплачивающие налог на доходы физических лиц, исчисление и уплату налога производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Таким образом, из приведенных норм следует, что доход страхователя пенсионным фондом определяется на основании сведений, полученных из налогового органа. Самостоятельное определение дохода фондом не предусмотрено. При этом специальные законодательные нормы не содержат положений, позволяющих для целей исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уменьшать полученные индивидуальным предпринимателем доходы на сумму понесенных им расходов.
При таком положении президиум приходит к выводу, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, поскольку повлияли на результаты разрешения исковых требований, в связи с чем апелляционное определение подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела судебной коллегии по административным делам следует учесть изложенное, и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, регулирующего спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 387, 388 и 390 ГПК Российской Федерации, президиум Верховного Суда Республики Татарстан,
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 февраля 2016 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 17.08.2016 N 44Г-77/2016
Требование: Об обязании произвести перерасчет размера страховых взносов исходя из фактически полученной прибыли.Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчиком страховые взносы были рассчитаны исходя из валовой выручки без учета НДС.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2016 г. N 44-Г-77
Президиум Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Р.А. Шарифуллина,
членов президиума И.С. Галимуллина, Р.Р. Гилманова, А.Ю. Герасимова, Р.Э. Курмашевой, Л.В. Романова,
при секретаре судебного заседания Д.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд РФ) на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 февраля 2016 г., поступившей 01 июня 2016 г., по делу по иску Х.Т.Н. к Пенсионному фонду РФ о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховых взносов исходя из фактически полученной прибыли, истребованному 04 июля 2016 г. и поступившему в Верховный Суд Республики Татарстан 11 июля 2016 г., переданному для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан Б.Г. Бариева от 29 июля 2016 г.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Республики Татарстан О.В. Вишневской, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Пенсионного фонда РФ Д.Р. в поддержку жалобы, возражения Х.Т.Н. и ее представителя Х.Т.Р., президиум
установил:
Х.Т.Н. обратилась к Пенсионному фонду РФ с иском о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховых взносов исходя из фактически полученной прибыли.
В обоснование требований указала, что в период с 01 января 2014 г. по 20 марта 2015 г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. За 2014 год прибыль от осуществления предпринимательской деятельности составила 30 378,68 руб., за два месяца 2015 года прибыль составила 17 133,87 руб., из которых она заплатила налог на доходы физических лиц в размере 6 539 руб. и 2 227 руб. соответственно. При прекращении предпринимательской деятельности она сверилась с данными пенсионного органа и оплатила все страховые взносы.
16 июня 2015 г. Пенсионный фонд РФ выставил требование N 01340140282285 об уплате недоимки по страховым взносам в размере 134 525,46 руб. и пени в размере 2 663,60 руб.; 27 июля 2015 г. выставил еще одно требование N 01340140282295 об уплате недоимки по страховыми взносам за 2014 год в размере 121 299,36 руб. и пени в размере 3 902,81 руб., а также уточнил требование N 01340140282285, выставив к оплате недоимку по страховым взносам в размере 137 348,09 руб. и пени в размере 4 305,86 руб. Эти требования Х.Т.Н. считает незаконными, так как страховые взносы рассчитаны исходя из валовой выручки без учета налога на добавленную стоимость.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 17 ноября 2015 г. в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 февраля 2016 г. решение городского суда отменено и вынесено новое решение, которым на пенсионный орган возложена обязанность произвести Х.Т.Н. перерасчет страховых взносов за 2014 - 2015 годы, исходя из сумм фактически полученного ею дохода за указанные периоды времени.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 февраля 2016 года. Указывается, что суд апелляционной инстанции не учел, что доход страхователя пенсионным фондом определяется на основании сведений, полученных из налогового органа, самостоятельное определение дохода фондом не предусмотрено.
В соответствии со статьей 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум считает, что такие нарушения закона допущены, имеются основания для отмены апелляционного определения.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
Судами установлено, что согласно информации, представленной налоговым органом, доход Х.Т.Н. от предпринимательской деятельности в 2014 году составил 26227 756,891 руб., а в 2015 году - 14445 046,76 руб.
В соответствии с этими данными 16 июня 2015 г. Пенсионный фонд РФ выставил требование N 01340140282285 об уплате недоимки по страховым взносам в размере 134 525,46 руб. и пени в размере 2 663,60 руб.
27 июля 2015 г. Пенсионный фонд РФ выставил еще одно требование N 01340140282295 об уплате недоимки по страховыми взносам за 2014 год в размере 121 299,36 руб. и пени в размере 3 902,81 руб., а также уточнил требование N 01340140282285, выставив к оплате недоимку по страховым взносам в размере 137 348,09 руб. и пени в размере 4 305,86 руб.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что положения статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуального предпринимателя, исходя из его дохода, не увязываются с определением налоговой базы при уплате им соответствующего налога в зависимости от применяемого режима налогообложения. Поэтому в целях определения размера страхового взноса для индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц, величиной дохода является фактически полученная им сумма дохода от предпринимательской деятельности за расчетный период без учета вычетов, предусмотренных главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом суд пришел к выводу, что страховые взносы истице начислены правильно исходя из сведений, указанных в налоговых декларациях по форме 3-НДФЛ за 2014 - 2015 годы.
Отменяя решение районного суда и возлагая на Пенсионный фонд РФ обязанность произвести Х.Т.Н. перерасчет страховых взносов за 2014-2015 годы, суд апелляционной инстанции сослался на разъяснения, содержащиеся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2015 г., и в Обзоре судебной практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 21 октября 2015 г., из которых следует, что при взимании налога с суммы полученных денежных средств необходимо руководствоваться закрепленным в статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации общим принципом определения дохода исходя из извлечения гражданином экономической выгоды.
Между тем, президиум находит апелляционное определение основанным на неправильном толковании и применении положений действующего законодательства по следующим основаниям.
Согласно положениям части 1 статьи 14 названного Федерального закона, индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 указанной статьи.
В соответствии с частью 1.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Частями 9 и 10 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрена обязанность налоговых органов направлять в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период. Данные сведения, в силу части 11 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам пеней и штрафов.
Исходя из положений статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, уплачивающие налог на доходы физических лиц, исчисление и уплату налога производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Таким образом, из приведенных норм следует, что доход страхователя пенсионным фондом определяется на основании сведений, полученных из налогового органа. Самостоятельное определение дохода фондом не предусмотрено. При этом специальные законодательные нормы не содержат положений, позволяющих для целей исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уменьшать полученные индивидуальным предпринимателем доходы на сумму понесенных им расходов.
При таком положении президиум приходит к выводу, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, поскольку повлияли на результаты разрешения исковых требований, в связи с чем апелляционное определение подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела судебной коллегии по административным делам следует учесть изложенное, и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, регулирующего спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 387, 388 и 390 ГПК Российской Федерации, президиум Верховного Суда Республики Татарстан,
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 февраля 2016 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Р.А.ШАРИФУЛЛИН
Р.А.ШАРИФУЛЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)