Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.06.2017 N 15АП-8354/2017 ПО ДЕЛУ N А32-4570/2017

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2017 г. N 15АП-8354/2017

Дело N А32-4570/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.
судей Емельянова Д.В., Сулименко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания Бабаян В.Г.
при участии:
- от акционерного общества "Новорослесэкспорт": представитель Божко В.В. по доверенности от 30.01.2017 г.;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края: представитель Урайкина Н.Е. по доверенности от 02.03.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Новорослесэкспорт"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07.04.2017 по делу N А32-4570/2017
по заявлению акционерного общества "Новорослесэкспорт" (ИНН 2315014794)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (ИНН 2315020237)
об оспаривании ненормативных правовых актов налоговых органов,
принятое в составе судьи Лесных А.В.,
установил:

АО "Новорослесэкспорт" обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС по г. Новороссийску о признании недействительным решения в части начисления пени по налогу.
Решением от 07.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что инспекция обосновано пришла к выводу, что обществом не был своевременно уплачен налог на имущество за периоды 2010-2012 годы, следовательно, подлежат начислению пени в порядке статьи 75 НК РФ.
Акционерное общество "Новорослесэкспорт" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить.
Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции не учел, что АО "Новорослесэкспорт" в 2006 году начал реализацию двух инвестиционных проектов, указанным инвестиционным проектам был присвоен статус проектов, одобренных администрацией Краснодарского края с целью предоставления обществу государственной поддержки в форме льготного режима налогообложения. Распоряжением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.12.2015 г. N 508-р инвестиционный проект "Увеличение объема перевалки лесных грузов на терминале ОАО "Новорослесэкспорт" до 3 мл. куб. м в год" был лишен статуса одобренного. 04.05.2016 обществом уплачена сумма налога в полном объеме. Соглашения не предусматривает ответственности для инвестора в случае лишения проекта статуса одобренного. Лишение инвестиционного проекта статуса одобренного не влечет возникновение недоимки по налогу на имущество организаций в период до лишения проекта статуса одобренного. При отсутствии установленного налоговой проверкой факта недоимки у АО "Новорослесэкспорт" по налогу на имущество организаций, начисление пени в сумме 6 805 475 рублей за период с 12.04.2011 г. по 02.11.2016 г. в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации не соответствует положениям действующего налогового законодательства.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО "Новорослесэкспорт" с 2006 года реализует два долгосрочных инвестиционных проекта: "Увеличение объемов перевалки лесных грузов на терминале ОАО "Новорослесэкспорт" до 3 млн. куб. м в год" и "Увеличение пропускной способности контейнерного терминала ОАО "Новорослесэкспорт" до 350TEU в год".
В соответствии с Законом N 731-КЗ от 02.07.2004 "О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае", на основании п. 2 ст. 3 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 года N 620 - КЗ "О налоге на имущество организаций", с целью дальнейшего развития транспортного комплекса Краснодарского края Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.09.2010 N 819 инвестиционному проекту "Увеличение объема перевалки лесных грузов на терминале АО "Новорослесэкспорт" до 3 млн. куб. м в год" присвоен статус проекта, одобренного администрацией Краснодарского края.
Администрацией с АО "Новорослесэкспорт" подписано инвестиционное соглашение от 15.12.2010 с целью предоставления обществу государственной поддержки в форме льготного режима налогообложения (освобождения) в период 2010-2012 годы.
АО "Новорослесэкспорт" в рамках вышеуказанного инвестиционного проекта получило освобождение от уплаты налога на имущество: 2010 год - 5793650 рублей; 2011 год - 5301509 рублей; 2012 год - 5142148 рублей; всего за период применения льготы - 16 237 307 рублей.
В соответствии с Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 декабря 2015 N 508-р, инвестиционный проект лишен статуса, одобренного администрацией Краснодарского края, в связи с существенным невыполнением условий инвестиционного проекта "Увеличение объема перевалки лесных грузов на терминале АО "Новорослесэкспорт" до 3 млн. куб. м в год".
Согласно п. 4 ст. 16 Закона N 731-КЗ "О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае", в случае лишения инвестиционного проекта статуса одобренного инвестиционного проекта инвестор обязан уплатить суммы льгот, не уплаченных в связи с предоставлением государственной поддержки.
Администрацией Краснодарского края в адрес налогоплательщика 11.04.2016 года N 22780 направлено уведомление о вызове на комиссию по легализации налоговой базы.
По результатам комиссии 19.04.2016, налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация по налогу на имущество организации за 2015 от 06.05.2016 рег. N 49230135, в которой отражена сумма налога за период с 2010 по 2012 - 16 237 307 рублей.
04.05.2016 АО "Новорослесэкспорт" уплачена сумма налога в полном объеме.
В отношении АО "Новорослесэкспорт" проведена камеральная налоговая проверка по налогу на имущество организации за 2015 год.
По результатам проверки инспекцией вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах от 02.11.2016 N 75123, которым предложено уплатить пени по налогу на имущество в соответствии с требованием ст. 75 НК РФ в размере 6 805 475 рублей, поскольку налог на имущество организации за периоды с 2010 по 2012 гг. не уплачен в срок.
Общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю.
Решением Управления от 09.01.2017 N 22-12-15/1 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение инспекции от 02.11.2016 N 75123 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции от 02.11.2016 N 75123 в части начисления пени по налогу на имущество организации в сумме 6 805 475 рублей, общество обратилось в арбитражный суд.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим:
Согласно пункту 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 372 НК РФ установлено, что при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 Кодекса, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии с пп 3 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона Краснодарского края от 26.11.2003 N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" в целях стимулирования инвестиционной деятельности на территории Краснодарского края от уплаты налога на имущество организаций освобождаются, в том числе, организации, реализующие инвестиционные проекты, одобренные высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта, но не свыше трех лет, в части имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта и не входящего в состав налогооблагаемой базы до начала реализации инвестиционного проекта.
Согласно статье 7 Закона Краснодарского края от 02.07.2004 N 731-КЗ "О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае" налоговые льготы инвесторам предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Краснодарского края о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела, Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.09.2010 N 819 инвестиционному проекту "Увеличение объема перевалки лесных грузов на терминале АО "Новорослесэкспорт" до 3 млн. куб. м в год" присвоен статус проекта, одобренного администрацией Краснодарского края.
Администрацией с АО "Новорослесэкспорт" заключено инвестиционное соглашение от 15.12.2010 с целью предоставления обществу государственной поддержки в форме льготного режима налогообложения (освобождения) в период 2010-2012 годы.
Таким образом, соглашением от 15.12.2010 АО "Новорослесэкспорт" были предоставлены налоговые льготы. Размер льгот за указанный период составил 16 237 307 рублей.
В соответствии с Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 декабря 2015 N 508-р, инвестиционный проект лишен статуса одобренного администрацией Краснодарского края, в связи с существенным невыполнением условий инвестиционного проекта "Увеличение объема перевалки лесных грузов на терминале АО "Новорослесэкспорт" до 3 млн. куб. м в год".
Таким образом, в результате нарушения обществом условий инвестиционного соглашения от 15.12.2010, инвестиционный проект был лишен статуса одобренного администрацией Краснодарского края, а АО "Новорослесэкспорт" лишено налоговой льготы.
В связи с чем, у АО "Новорослесэкспорт" возникла обязанность по уплате налога за период с 2010 по 2012-16 237 307 рублей.
Установлено, что АО "Новорослесэкспорт" 04.05.2016 сумма налога уплачена в полном объеме.
Доводы АО "Новорослесэкспорт" о том, что инспекция неправомерно начислила пени по налогу на имущество организации в сумме 6 805 475 рублей, подлежат отклонению, основаны на неверном толковании норм права.
Доводы подателя жалобы о том, что лишение 30.12.2015 г. инвестиционного проекта статуса одобренного не влечет возникновение недоимки по налогу на имущество организаций, соответственно, правовые основания для применения статьи 75 НК РФ и начисления пени за период 12.04.2012 г. - 04.05.2016 г. отсутствуют, подлежат отклонению.
Как было отмечено, присвоение инвестиционному проекту статуса одобренного администрацией Краснодарского края влекло предоставление обществу государственной поддержки в форме льготного режима налогообложения, фактически государством было осуществлено бюджетное кредитование с целью стимулирования развития транспортного комплекса Краснодарского края.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня обеспечивает компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
В Определении Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 N 571-О отмечено следующее:
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации пеня как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов - это денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1 статьи 75).
При этом, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, пеня призвана не только обеспечить исполнение обязанностей налогоплательщиком, но и компенсировать ущерб, понесенный государством в связи с недополучением казной налоговых платежей со стороны налогоплательщика; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь казны в результате недополучения налоговых сумм в срок (Постановление от 17 декабря 1996 года N 20-П).
В случае получения налогоплательщиком налоговой выгоды в виде необоснованного возмещения сумм налога из бюджета соответствующие денежные средства временно выбывают из казны - до момента уплаты им налога в полном размере. Взимаемая в этом случае с налогоплательщика сумма пени выступает в качестве компенсации нанесенного бюджету ущерба от необоснованного возмещения налогоплательщику сумм налога.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в рамках данного дела необходимо руководствоваться аналогичным подходом: в случае получения налогоплательщиком льготы соответствующие денежные средства не попадают в казну, нарушение условий инвестиционного соглашения, лишает права на налоговую льготу, взимаемая с налогоплательщика сумма пени выступает в качестве компенсации нанесенного бюджету ущерба от необоснованного применения льготы.
Основанием для начисления пени в данном случае является не наличие недоимки, а неуплата налога в установленные сроки. Поскольку налогоплательщиком налог не был уплачен в установленные сроки, у него возникла обязанность уплатить пени в связи с использованием денежных средств, не поступивших в срок в бюджет.
Суд апелляционной инстанции считает, что поскольку предоставленная государством поддержка была выражена в виде налоговых льгот, то к рассматриваемым правоотношениям следует применять нормы налогового законодательства, предусматривающие начисление пени при неуплате налога в установленные законом сроки.
Согласно п. 4 ст. 16 Закона N 731-КЗ "О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае", в случае лишения инвестиционного проекта статуса одобренного инвестиционного проекта инвестор обязан уплатить суммы льгот, не уплаченных в связи с предоставлением государственной поддержки.
Не указание в данной статье буквально слова пени, не означает, что таковая не включена в сумму льгот, поскольку пени не являются мерой ответственности, а являются формой платы за пользование бюджетными средствами.
Данный вывод реализован участниками правоотношений в инвестиционном соглашении. В п. 4.4. инвестиционного соглашения от 15.12.2010 предусмотрено, что в случае расторжения настоящего соглашения по основаниям, указанным в п. 4.2 настоящего Соглашения, инвестор возмещает в краевой бюджет суммы налогов, не уплаченные в связи с предоставленными льготами, с начислением пени в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.
Ссылки АО "Новорослесэкспорт" на то, что в п. 4.4 речь идет о начислении в порядке ст. 395 ГК РФ, подлежат отклонению.
Согласно пункту 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Доводы общества о возможности начисления пени по налогу на имущество лишь с даты расторжения инвестиционного соглашения от 15.12.2010, т.е. с 30.12.2015 г., несостоятельны.
Следует отметить, что налогоплательщик был лишен права на льготу в связи с существенным нарушением условий, на которых она была предоставлена. Предоставление права пользования бюджетными средствами в течение 3 лет не может носить безвозмездного характера.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал АО "Новорослесэкспорт" в удовлетворении заявления о признании недействительным решения инспекции от 02.11.2016 N 75123 в части начисления пени в сумме 6 805 475 рублей.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2017 по делу N А32-4570/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.В.ШИМБАРЕВА
Судьи
Д.В.ЕМЕЛЬЯНОВ
Н.В.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)