Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.04.2016 N 12АП-3071/2016 ПО ДЕЛУ N А12-50470/2015

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2016 г. по делу N А12-50470/2015


Резолютивная часть постановления объявлена "20" апреля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен "26" апреля 2016 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснослободского потребительского общества
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 февраля 2016 года по делу N А12-50470/2015 (судья Селезнев И.В.)
по заявлению Краснослободского потребительского общества (404160, район Среднеахтубинский, г. Краснослободск, ул. Космонавтов, д. 42, ИНН 3428002150, ОГРН 1023405171360)
о признании недействительным ненормативного правового акта Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области (404143, Волгоградская область, Среднеахтубинский район, р.п. Средняя Ахтуба, ул. Ленина, д. 38, ИНН 3428984153, ОГРН 1043400705138) и возложении на налоговый орган обязанности по пересчету земельного налога,
при участии в судебном заседании представителей: Краснослободского потребительского общества - Фроловой Валентины Михайловны, действующей по доверенности N 5 от 19.04.2016
без участия в судебном заседании представителей: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области (почтовое уведомление N 95124 приобщено к материалам дела),

установил:

Краснослободское потребительское общество обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области (далее - МИФНС России N 4 по Волгоградской области, налоговый орган) N 10-16/27950 от 14.08.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заявитель также просит суд обязать МИФНС России N 4 по Волгоградской области пересчитать сумму земельного налога, подлежащего к уплате за 2013 год исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной Постановлением Главы администрации Волгоградской области N 779 от 03.08.2005.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15 февраля 2016 года по делу N А12-50470/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Краснослободское потребительское общество обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Суд отказал в приобщении отзыва Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области к материалам дела, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации инспекция не обеспечила лицам, участвующим в деле, возможность ознакомления с отзывом до начала судебного заседания.
Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представитель Краснослободского потребительского общества поддержал позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Краснослободскому потребительскому обществу на праве собственности в 2013 году принадлежали следующие земельные участки:
- - земельный участок с кадастровым номером 34:28:100008:528, расположенный по адресу: 404160, Волгоградская обл., Среднеахтубинский р-н, г. Краснослободск, пер. Донской;
- - земельный участок с кадастровым номером 34:28:100008:408, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский р-н, г. Краснослободск, ул. Ленина, 29;
- - земельный участок с кадастровым номером 34:28:100009:402, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский р-н, г. Краснослободск, ул. Космонавтов, 42;
- - земельный участок с кадастровым номером 34:28:100007:869, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский р-н, г. Краснослободск, ул. Октябрьская, 24;
- - земельный участок с кадастровым номером 34:28:100006:588, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский р-н, г. Краснослободск, ул. Тимирязевская, 47;
- - земельный участок с кадастровым номером 34:28:100003:284, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский р-н, г. Краснослободск, ул. Свердлова, 116/1;
- - земельный участок с кадастровым номером 34:28:100007:858, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский р-н, г. Краснослободск, ул. Рабоче-Крестьянская, 10А;
- - земельный участок с кадастровым номером 34:28:100006:423, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский р-н, г. Краснослободск, ул. Ватутина, 6В/16В/2.
05 февраля 2015 года Краснослободское потребительское общество представило в МИФНС России N 4 по Волгоградской области уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 381 030 рублей, исчисленная исходя из следующей кадастровой стоимости земельных участков:
- земельный участок с кадастровым номером 34:28:100008:528 - 1 899 000 руб.,
- земельный участок с кадастровым номером 34:28:100008:408 - 1 137 000 руб.,
- земельный участок с кадастровым номером 34:28:100008:402 - 11 903 000 руб.,
- земельный участок с кадастровым номером 34:28:100007:869 - 3 145 000 руб.,
- земельный участок с кадастровым номером 34:28:100006:588 - 1 533 000 руб.,
- земельный участок с кадастровым номером 34:28:100003:284 - 1 564 000 руб.,
- земельный участок с кадастровым номером 34:28:100007:858 - 2 150 000 руб.,
- земельный участок с кадастровым номером 34:28:100006:423 - 2 071 000 руб.
Налоговым органом проведена камеральная проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, представленной Краснослободским потребительским обществом 05.02.2015, в результате которой установлено, что обществом допущена неполная уплата земельного налога в сумме 808 539 рублей в результате занижения налоговой базы вследствие некорректного указания кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 34:28:100008:528, 34:28:100008:408, 34:28:100008:402, 34:28:100007:869, 34:28:100006:588, 34:28:100003:284, 34:28:100007:858, 34:28:100006:423.
Налоговый орган пришел к выводу, что с 1 января 2013 года подлежит применению кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области".
Согласно сведениям, представленным в налоговый орган филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области (далее - Кадастровая палата), кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих Краснослободскому потребительскому обществу, на 1 января 2013 года составляла:
- земельный участок с кадастровым номером 34:28:100008:528 - 6 733 365 руб.,
- земельный участок с кадастровым номером 34:28:100008:408 - 2 697 892 руб.,
- земельный участок с кадастровым номером 34:28:100008:402 - 35 610 778 руб.,
- земельный участок с кадастровым номером 34:28:100007:869 - 11 927 709 руб.,
- земельный участок с кадастровым номером 34:28:100006:588 - 3 799 545 руб.,
- земельный участок с кадастровым номером 34:28:100003:284 - 3 803 463 руб.,
- земельный участок с кадастровым номером 34:28:100007:858 - 7 795 618 руб.,
- земельный участок с кадастровым номером 34:28:100006:423 - 6 936 254 руб.
Налоговым органом произведен расчет земельного налога за 2013 год, исходя из кадастровой стоимости, предоставленной Кадастровой палатой, в результате чего сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, с учетом уменьшения суммы налога, исчисленной налогоплательщиком за участок с кадастровым номером 34:28:100010:221 (5045 рублей), составила 1 189 569 рублей, доначисленная по результатам камеральной проверки сумма налога - 803 494 рублей (1 189 569 - 381 030 - 5 045).
Результаты проверки отражены инспекцией в акте камеральной налоговой проверки от 19.05.2015 N 10-16/1079ДСП.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 19.05.2015 N 10-16/1079ДСП, иных материалов проверки, МИФНС России N 4 по Волгоградской области вынесено решение от 14.08.2015 N 10-16/27950 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Краснослободское потребительское общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в размере 160 698,80 рублей, обществу предложено уплатить земельный налог за 2013 год в размере 803 494 рубля и пени по земельному налогу в размере 69 951,38 рублей.
Не согласившись с решением МИФНС России N 4 по Волгоградской области, общество обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области N 979 от 21.10.2015 апелляционная жалоба Краснослободского потребительского общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением о привлечении к ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что поскольку постановление Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" опубликовано 30.11.2012, то в соответствии с положениями пунктов 1 и 5 статьи 5 и пункта 5 статьи 6.1 НК РФ вступило в силу до 01.01.2013.
Таким образом, исходя из положений статей 391, 393, пункта 14 статьи 396 НК РФ, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, указанное постановление подлежало применению в 2013 году для определения кадастровой стоимости земельных участков при исчислении земельного налога.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статья 66 ЗК РФ предусматривает две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Указанная правовая позиция нашла закрепление в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которому при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ). Например, нормативный правовой акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, опубликованный 15 декабря 2014 года, для целей налогообложения подлежит применению с 1 января 2016 года.
В соответствии с Постановлением N 1130, а также кадастровым справкам о кадастровой стоимости от 30.07.2015, представленным налоговому органу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 34:28:100008:528, 34:28:100008:408, 34:28:100009:402, 34:28:100007:869, 34:28:100006:588, 34:28:100003:284, 34:28:100007:858 и 34:28:100006:423 по состоянию на 01.01.2013 составляла 6733364,76 руб., 2697892 руб., 35610778 руб., 11927709 руб., 3799545 руб., 3803463 руб., 7795618 руб. и 6938862,70 руб. соответственно.
Кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих Краснослободскому потребительскому обществу, на 1 января 2013 года на основании постановления Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" составляла:
- земельный участок с кадастровым номером 34:28:100008:528 - 6 733 365 руб.,
- земельный участок с кадастровым номером 34:28:100008:408 - 2 697 892 руб.,
- земельный участок с кадастровым номером 34:28:100008:402 - 35 610 778 руб.,
- земельный участок с кадастровым номером 34:28:100007:869 - 11 927 709 руб.,
- земельный участок с кадастровым номером 34:28:100006:588 - 3 799 545 руб.,
- земельный участок с кадастровым номером 34:28:100003:284 - 3 803 463 руб.,
- земельный участок с кадастровым номером 34:28:100007:858 - 7 795 618 руб.,
- земельный участок с кадастровым номером 34:28:100006:423 - 6 936 254 руб.
Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждены на территории Волгоградской области постановлением Губернатора по Волгоградской области 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Волгоградской области" (далее - Постановление N 1130).
В силу пункта 4 указанного Постановления, оно вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Указанное Постановление опубликовано в официальном издании "Волгоградская правда" от 30.11.2012.
Следовательно, с учетом положений статьи 5 и статьи 6.1. Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Постановление N 1130 вступило в законную силу 30.12.2012. Поскольку налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, то, в соответствии с изменениями кадастровая стоимость земельных участков применяется с нового налогового периода, то есть с 01.01.2013.
При исчислении земельного налога за 2013 год заявитель использовал кадастровую стоимость земельных участков, внесенную в государственный кадастр недвижимости и установленную Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 03.08.2005 N 779.
Однако, в спорный период (за 2013 год) указанное постановление утратило силу в связи с изданием постановления Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130.
Апелляционная инстанция, с учетом положений статьи 5 НК РФ и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О и подтвержденной в Постановлении от 02.07.2013 N 17-П и от 01.03.2011 N 275-О-О, полагает, что поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК определяется на конкретную дату (01 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1130, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2013.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при исчислении земельного налога за 2013 год необходимо применять кадастровую стоимость земельных участков, установленную Постановлением N 1130.
С учетом того, что в спорный период - 2013 год подлежат применению в целях налогообложения результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1130, и налоговым органом доначислен заявителю земельный налог, пени и штрафные санкции, исходя из кадастровой оценки спорных земельных участков, утвержденной названным постановлением, что соответствует реальной налоговой обязанности налогоплательщика, оснований для признания недействительным решения налогового органа N 10-16/27950 от 14.08.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта при рассмотрении дела не допущено.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 февраля 2016 года по делу N А12-50470/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судебная коллегия в порядке ст. 110 АПК РФ относит на заявителя, как проигравшую сторону.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 февраля 2016 года по делу N А12-50470/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
А.В.СМИРНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)