Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.04.2016 N 17АП-2803/2016-АК ПО ДЕЛУ N А60-51947/2015

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2016 г. N 17АП-2803/2016-АК

Дело N А60-51947/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЛЕСНЫЕ ДАЧИ" (ОГРН 1106671012590, ИНН 6671325505) - не явились,
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (ОГРН 1126672000014, ИНН 6685000017) - Вяткина С.С., доверенность от 30.12.2015,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЛЕСНЫЕ ДАЧИ"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 января 2016 года
по делу N А60-51947/2015
принятое судьей С.Е.Калашник
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛЕСНЫЕ ДАЧИ"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области
о признании недействительным решения,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Лесные дачи" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании недействительным решения N 16101 от 17.08.2015.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21 января 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что налогоплательщик не вправе произвольно указывать налоговую ставку, отличную от установленной для категорий и вида разрешенного использования земельного участка; ст. 31 НК РФ не позволяет налоговому органу проверять условия землепользования или изменять целевое назначение земель, указанное входит в полномочия органов местного самоуправления; ссылка налогового органа на то, что земельные участки должны использоваться в соответствии с целевым назначением противоречит подпункту 1 пункта 1 ст. 394 НК РФ; сведения государственного кадастра являются определяющими при исчислении земельного налога.
Документы, приложенные к апелляционной жалобе, не содержат ходатайства о их приобщении к материалам дела. в связи с чем, подлежат возврату заявителю жалобы.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в период с 09.04.2015 по 01.07.2015 проведена камеральная налоговая проверка уточненной (корректирующей) налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, представленной в инспекцию 09.04.2015.
В ходе налоговой проверки инспекцией установлено, что налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год неверно исчислена сумма земельного налога в результате необоснованного применения пониженной ставки по земельному участку с кадастровым номером 66:25:2721002:15.
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области участок отнесен к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "дачное строительство (организация дачного хозяйства)".
На основании установленных в ходе налоговой проверки обстоятельства инспекцией сделан вывод о том, что налогоплательщиком неправомерно применена налоговая ставка при исчислении земельного налога 0,3%, установленная в отношении земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем занижен земельный налог за 2014 год на сумму 3 293 962 руб. По мнению налогового органа, в отношении спорного земельного участка следует применять ставку налога 1,5%, установленную в отношении прочих земельных участков.
По результатам налоговой проверки составлен акт от 01.07.2015 N 4079/1080 и вынесено решение инспекции от 17.08.2015 N 16101, которым доначислены земельный налог за 2014 год в сумме 3 293 962 руб., пени в сумме 266 502 руб. 37 коп., предложено уплатить штраф по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 608 767 руб. 20 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 19.10.2015 N 1190/15, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции оставлено без изменений.
Полагая, что решение инспекции нарушает его права и законные интересы, общество "Лесные дачи" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что налогоплательщик не вправе произвольно указывать налоговую ставку, отличную от установленной для категорий и вида разрешенного использования земельного участка; ст. 31 НК РФ не позволяет налоговому органу проверять условия землепользования или изменять целевое назначение земель, указанное входит в полномочия органов местного самоуправления; ссылка налогового органа на то, что земельные участки должны использоваться в соответствии с целевым назначением противоречит подпункту 1 пункта 1 ст. 394 НК РФ; сведения государственного кадастра являются определяющими при исчислении земельного налога.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать в частности, 0, 3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Определение понятия "дачное хозяйство" не раскрывается ни в налоговом, ни в земельном законодательстве, а содержится в Федеральном законе от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Указанные положения Закона N 66-ФЗ во взаимосвязи с положениями статей 33, 77, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объединениям, а не коммерческим организациям, свидетельствуют о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" или "для дачного строительства", являются некоммерческие организации.
Действующее законодательство не содержит запрета некоммерческим организациям и физическим лицам на отчуждение в собственность юридических лиц земельных участков с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" и "для дачного строительства". Вместе с тем, отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Законом N 66-ФЗ.
Переход права на земельный участок, находящийся во владении физических лиц и предназначавшийся для ведения дачного хозяйства или дачного строительства в целях удовлетворения личных потребностей и решения общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства, к юридическому лицу не связан с реализацией целей, установленных в Законе N 66-ФЗ.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности применения обществом - коммерческой организацией пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков.
Изложенный правовой подход соответствует позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 305-КГ14-9101 по результатам рассмотрения материалов дела N А41-63325/13.
Таким образом, по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что обществу "Лесные дачи" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:25:2721002:15. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 16.10.2013 N 66/301/13-473218 земельный участок отнесен к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "дачное строительство (организация дачного хозяйства)".
Общество приобрело земельный участок с кадастровым номером 66:25:2721002:15 и размежевало указанный участок на 238 земельных участков. Часть земельных участков была реализована покупателям в 2014 году с целью дачного строительства, остальная часть осталась в собственности Общество. Общество реализовывала земельные участки покупателям - физическим лицам.
Учитывая, что общество является коммерческой организацией, приобретает земельные участки с целью их дальнейшей перепродажи физическим лицам под строительство дачных домов, с целью извлечения прибыли, следовательно, оснований для применения пониженной ставки по земельному налогу не имеет.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что налогоплательщик не вправе произвольно указывать налоговую ставку, отличную от установленной для категорий и вида разрешенного использования земельного участка, отклоняется на основании вышеизложенного.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ст. 31 НК РФ не позволяет налоговому органу проверять условия землепользования или изменять целевое назначение земель, отклоняется.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 88 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготой признается предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Таким образом, установленная налоговая ставка 0.3% по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению.
Обязанность по представлению доказательств обоснованности применения льготной ставки земельного налога возложена на налогоплательщика.
В рассматриваемом случае в действиях инспекции по проведению мероприятий в рамках камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации за 2014 год (направление сообщения с требованием представить пояснения относительно цели приобретения и фактического использования задекларированных земельных участков) нарушений норм действующего законодательства не допущено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что сведения государственного кадастра являются определяющими при исчислении земельного налога; ссылка налогового органа на то, что земельные участки должны использоваться в соответствии с целевым назначением противоречит подпункту 1 пункта 1 ст. 394 НК РФ, не принимаются на основании следующего.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 г. N 12651/11 указано, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Таким образом, ставка земельного налога применяется исходя из фактического использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием, которое должно быть отражено в кадастре недвижимости.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 января 2016 года по делу N А60-51947/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
Г.Н.ГУЛЯКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)