Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 24.10.2017 N Ф02-5532/2017 ПО ДЕЛУ N А78-2132/2017

Требование: Об отмене решения налогового органа.

Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: Решением обществу доначислены налог на имущество организаций, пени, штраф в связи с тем, что общество как инвестор вправе было применять пониженную ставку налога на имущество лишь с даты присвоения проекту статуса инвестиционного проекта краевого значения. Обществу предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2017 г. по делу N А78-2132/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Соколовой Л.М., Сонина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Степаненко Р.А.
при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи, присутствующих в Арбитражном суде Забайкальского края представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Забайкальскому краю и Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю - Цуленковой Е.А. (доверенности от 04.04.2017), общества с ограниченной ответственностью "Арктические разработки" - Логиновой Т.Ю. (доверенность от 23.12.2016), Шимохиной К.В. (доверенность от 06.04.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Забайкальскому краю и Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 02 мая 2017 года по делу N А78-2132/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Ломако Н.В.; суд апелляционной инстанции: Каминский В.Л., Ячменев Г.Г., Ткаченко Э.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Арктические разработки" (ОГРН 1027700201759, ИНН 7707261514, далее - ООО "Арктические разработки", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Забайкальскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 16.09.2016 N 2.7-21/07-16 (с учетом изменений, внесенных решением Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю от 28.11.2016 N 2.14-20/333-ЮЛ/14135) в части: доначисления и предложения уплатить налог на имущество организаций (далее - налог на имущество) в сумме 1 200 628 рублей, пени по указанному налогу в сумме 179 300 рублей 58 копеек, привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за неуплату налога на имущество в виде штрафа в сумме 40 021 рубля; предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в соответствующей оспариваемому эпизоду части.
Дело рассмотрено с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю (далее - третье лицо, Управление).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 02 мая 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2017, требования общества удовлетворены, решение инспекции признано недействительным.
Суды пришли к выводу, что ООО "Арктические разработки" правомерно исчислило налог на имущество за весь налоговый период 2013 года с применением пониженной налоговой ставки 1,1% как лицо, реализующее инвестиционный проект краевого значения.
Налоговый орган и Управление, не согласившись с указанными судебными актами, ставят вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального права, просят обжалуемые судебные акты отменить и в удовлетворении требований обществу отказать.
Заявители кассационной жалобы полагают, что в силу положений Законов Забайкальского края от 20.11.2008 N 72-ЗЗК "О налоге на имущество организаций" и от 27.02.2009 N 148-ЗЗК "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском края" (далее соответственно - Закон N 72-ЗЗК и Закон N 148-ЗЗК) общество имеет право на применение пониженной ставки налога с 18.06.2013 - даты присвоения проекту статуса инвестиционного и имеющего краевое значение.
ООО "Арктические разработки" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просило оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Представитель инспекции и третьего лица в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, представители общества поддержали доводы отзыва.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением Правительства Забайкальского края от 18.06.2013 N 303-р инвестиционному проекту "Освоение Апсатского каменноугольного месторождения", реализуемому ООО "Арктические разработки", присвоен статус инвестиционного проекта краевого значения на срок окупаемости проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования проекта (28.12.2011).
23.08.2013 Правительством Забайкальского края и обществом подписан договор N 29-Д/СТ-2 о реализации инвестиционного проекта краевого значения "Освоение Апсатского каменноугольного месторождения", согласно пункту 1.3.1 которого дата начала финансирования проекта, установленная в соответствии с бизнес-планом, - 28.12.2011, что соответствует информации Министерства экономического развития Забайкальского края, полученной налоговым органом в ходе мероприятий налогового контроля.
ООО "Арктические разработки" 24.04.2014 в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2013 год, в которой налогоплательщик исчислил налог на имущество за 2013 год по пониженной налоговой ставке в размере 1,1%.
Инспекцией проведена выездная проверка ООО "Арктические разработки" и с соблюдением положений статей 89, 100, 101 Кодекса принято решение от 16.09.2016 N 2.7-21/07-16, которым обществу доначислена оспариваемая суммы налога на имущество за 2013 год, пени и штраф за его неуплату.
Предусмотренный статьей 138 Кодекса досудебный порядок урегулирования спора налогоплательщиком соблюден.
Доначисляя спорные суммы налога, пени и штрафов (с учетом изменений, внесенных Управлением при рассмотрении жалобы налогоплательщика), инспекция пришла к выводу, что ООО "Арктические разработки", как инвестор, вправе было применять пониженную ставку налога на имущество с даты присвоения проекту статуса инвестиционного проекта краевого значения, то есть не ранее 18.06.2013 (исходя из положений статьи 273 Кодекса - с 01.07.2013).
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что, принимая во внимание дату начала финансирования инвестиционного проекта краевого значения, налогоплательщик правомерно применил пониженную налоговую ставку при исчислении налога на имущество за весь 2013 год.
По мнению суда кассационной инстанции, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона N 148-ЗЗК (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) статус инвестиционного проекта краевого значения присваивается инвестиционному проекту правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края в том случае, если он соответствует условиям, указанным в части 1 настоящей статьи, и рекомендован совещательным органом. Такой статус присваивается на срок не более семи лет со дня начала финансирования проекта.
Инвестор, реализующий инвестиционный проект краевого значения, и высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края заключают инвестиционный договор о реализации инвестиционного проекта краевого значения. Краевая государственная поддержка инвесторам, реализующим инвестиционные проекты краевого значения, оказывается в соответствии с инвестиционным договором о реализации инвестиционного проекта краевого значения (пункт 5 статьи 4 Закона N 148-ЗЗК).
Частью 1 статьи 2 указанного Закона установлено, что одной из форм государственной поддержки инвесторов на территории края является предоставление налоговых льгот в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами края.
Частью 1 статьи 1 Закона N 72-ЗЗК (в редакции, действовавшей в 2013 году) ставка налога на имущество для налогоплательщиков установлена в размере 2,2%. Частью 2 указанной статьи ставка налога для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты краевого значения, установлена в размере 1,1%.
Правильно применив указанные нормы права, а также положения статей 56, 372 Кодекса, суды пришли к обоснованному выводу, что момент начала реализации инвестиционного проекта и момент его одобрения соответствующим государственным органом исполнительной власти не отождествляются в императивном порядке. Инвестор вправе обратиться в орган исполнительной власти за получением одобрения инвестиционного проекта с момента начала реализации инвестиционного проекта до полного освоения капитальных вложений. Одобрение инвестиционного проекта в целях получения государственной поддержки в виде льготы по налогу на имущество может быть получено после начала реализации инвестиционного проекта до его завершения (полного освоения капитальных вложений), но в пределах сроков, установленных частью 4 статьи 4 Закона N 148-ЗЗК. После одобрения инвестиционного проекта органом исполнительной власти инвестор получает право заявить о применении пониженной ставки налога в отношении имущества, созданного (приобретенного) с начала реализации инвестиционного проекта.
Поскольку материалами дела подтверждается, что днем начала финансирования инвестиционного проекта является 28.12.2011, соответствующие основные средства в рассматриваемом периоде приобретены, введены в эксплуатацию и использованы обществом в производственных целях, суды пришли к правомерному выводу о законности применения обществом пониженной ставки налога на имущество, предусмотренной частью 2 статьи 1 Закона N 72-ЗЗК за весь 2013 год.
Довод кассационной жалобы о том, что установленная в договоре от 23.08.2013 N 29-Д/СТ-2 дата начала финансирования проекта (28.12.2011) указана только в целях определения срока окупаемости проекта и не влияет на период предоставления льготы по налогу на имущество, противоречит приведенным выше положениям части 1 статьи 2, частей 4, 5 статьи 4 Закона N 148-ЗЗК, части 2 статьи 1 Закона N 72-ЗЗК, распоряжению Правительства Забайкальского края от 18.06.2013 N 303-р и содержанию указанного договора, в которых такого ограничения не предусмотрено, а также письму Министерства экономического развития Забайкальского края от 05.12.2014 N 10-24/3-4837 (т. 1 л.д. 158-161).
Так, в распоряжении от 18.06.2013 N 303-р прямо указано, что статус инвестиционного проекта краевого значения присвоен на срок окупаемости проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования проекта (28.12.2011), что не противоречит положениям части 4 статьи 4 Закона N 148-ЗЗК.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" сроком окупаемости инвестиционного проекта является срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение.
При этом Закон N 72-ЗЗК устанавливает право на спорную льготу, определяя основанием для ее применения только реализацию инвестором в соответствующем периоде инвестиционного проекта краевого значения. Следовательно, в рассматриваемом случае указанный Закон подлежит применению в совокупности с положениями Закона N 148-ЗЗК, определяющего период, в течение которого инвестиционный проект имеет статус проекта краевого значения.
Суд округа полагает необходимым отметить, что только статьей 1 Закона Забайкальского края от 20.10.2016 N 1389-ЗЗК, не имеющего обратной силы, было установлено ограничение (часть 5 статьи 1 Закона N 72-ЗЗК изложена в новой редакции), согласно которому налоговая ставка 1,1% применяется начиная с того налогового периода, в котором налогоплательщик был включен в реестр участников региональных инвестиционных проектов.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании положений Закона N 72-ЗЗК и Закона N 148-ЗЗК, а также направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельство, что в силу положений статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для доначисления налога на имущество, в связи с чем признали решение налогового органа недействительным.
Нарушений, указанных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии судебных актов по настоящему делу не допущено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Забайкальского края от 02 мая 2017 года по делу N А78-2132/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.Д.ЗАГВОЗДИН

Судьи
Л.М.СОКОЛОВА
А.А.СОНИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)