Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "21" марта 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 января 2016 года по делу N А57-25545/2015 (судья Лескина Т.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Финансист" (ОГРН 1116453004777, ИНН 6453116117)
заинтересованные лица:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (ОГРН 1046405319410, ИНН 6453078895),
Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (ОГРН 1046415400338, ИНН 6454071860)
о признании недействительным решения N 17034 от 26.05.2015 года,
при участии в судебном заседании представителей: Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова - Севрюгиной Д.В., по доверенности от 08.05.2015 N 04-13/006119; Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Севрюгина Д.В., по доверенности от 12.05.2015 N 05-17/19; общества с ограниченной ответственностью "Финансист" - Шевяковой Е.С., по доверенности от 17.12.2015 N 88
Общество с ограниченной ответственностью "Финансист" (далее - ООО "Финансист", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненном на основании ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова, Инспекция, налоговый орган) от 26.05.2015 г. N 17034.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20 января 2016 года требования заявителя были удовлетворены.
Признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова от 26.05.2015 г. N 17034.
Налоговый орган, не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
По мнению налогового органа, общество неправомерно не исчислило налог на добавленную стоимость по импортированному на территорию Российской Федерации лома и отходов черных металлов по ставке 18 процентов.
При этом, налоговый орган ссылается на то, что ввезенные обществом на территорию Российской Федерации лом и отходы черных металлов не относятся к категории товаров, предусмотренных статьей 150 НК РФ, а значит, подлежат налогообложению.
От Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области, общества с ограниченной ответственностью "Финансист" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступили отзывы на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представители сторон поддержали свою позицию по делу.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.06.2014 года ООО "Финансист" в налоговый орган была представлена налоговая декларация по косвенным налогам (по налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза за май 2014 года.
ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова в период с 19.06.2014 года по 19.09.2014 года была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по косвенным налогам (по налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза за май 2014 года.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговым органом было установлено, что между ООО "Финансист" и АФ ТОО "Криспар" и ТОО "Криспар" (Казахстан) заключены контракты N 8 от 31.03.2014 г., N 7 от 31.03.2014 г., согласно которым АФ ТОО "Криспар" и ТОО "Криспар", выступающие в роли продавца, обязуются поставить ООО "Финансист", выступающему в роли покупателя, товар, а именно: лом и отходы черных металлов. В проверяемом периоде ООО "Финансист" ввезло на территорию Российской Федерации из Казахстана лом и отходы черных металлов на общую сумму (без учета НДС) 21305185 рублей.
В заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов - N 11 от 01.09.2014 г. и N 10 от 01.09.2014 ООО "Финансист" отразило в графе 15 "Налоговая база" по НДС - 21305185 рублей, в графе 18 "Ставка налога" по НДС - льгота, в графе 20 "Сумма налога" по НДС - 0 рублей.
Между ООО "Финансист" и АО "КАЗВТОРЦВЕТМЕТ" (Казахстан) заключены контракты N 5 от 26.03.2014 г., N 4 от 26.03.2014 г., согласно которым АО "КАЗВТОРЦВЕТМЕТ", выступающий в роли продавца, обязуется поставить ООО "Финансист", выступающему в роли покупателя, товар, а именно: лом и отходы черных металлов. В проверяемом периоде ООО "Финансист" ввезло на территорию Российской Федерации из Казахстана лом и отходы черных металлов на общую сумму (без учета НДС) 6681663 рублей.
В заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов N 8 от 28.08.2014 года и N 9 от 28.08.2014 года ООО "Финансист" отразило в графе 15 "Налоговая база" по НДС - 6681663 рублей, в графе 18 "Ставка налога" по НДС - льгота, в графе 20 "Сумма налога" по НДС - 0 рублей.
Между ООО "Финансист" и ТОО "Альянс-МеталлоГрупп" (Казахстан) заключен контракт N 20 от 22.04.2014 г., согласно которому ТОО "Альянс-МеталлоГрупп" выступающий в роли продавца, обязуется поставить ООО "Финансист", выступающему в роли покупателя, товар, а именно: лом и отходы черных металлов. В проверяемом периоде ООО "Финансист" ввезло на территорию Российской Федерации из Казахстана лом и отходы черных металлов на общую сумму (без учета НДС) 1146000 рублей.
В заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов N 12 от 27.08.2014 г. ООО "Финансист" отразило в графе 15 "Налоговая база" по НДС - 1146000 рублей, в графе 18 "Ставка налога" по НДС - льгота, в графе 20 "Сумма налога" по НДС - 0 рублей.
Уведомлениями от 15.09.2014 года N 158, 159, 160, 161, 162 ООО "Финансист" налоговым органом было сообщено об отказе в проставлении отметки на заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представленных 02.09.2014 г. в количестве 5 заявлений, в связи с установлением несоответствия сведений, указанных в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, сведениям, содержащимся в представленных документах.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговым органом было установлено, что в налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза за май 2014 г., представленной 19.06.2014 г., стоимость ввозимого лома и отходов черных металлов отражена ООО "Финансист" в сумме 29139148 рублей, по данным указанным в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов - 29132848 рублей, в соответствии с заявлениями о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и данными налоговой декларации сумма НДС, подлежащего к уплате в бюджет за указанный период, составила 0 рублей.
Установленные в ходе камеральной налоговой проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки N 7453 от 02.10.2014 года.
26.05.2015 года заместителем начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова были рассмотрены материалы камеральной налоговой проверки, акт камеральной налоговой проверки N 7453 от 02.10.2014 года и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 17034, которым ООО "Финансист" привлечено к налоговой ответственности по ч. 1 ст. 122 НК РФ с назначением штрафа в размере 1048782,60 рублей. Кроме того, указанным решением ООО "Финансист" доначислен НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, (срок уплаты 20.06.2014 года) в размере 5243913 рублей, по состоянию на 26.05.2015 года начислены пени по НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, в размере 490305,87 рублей.
Основанием для привлечения к налоговой ответственности, доначисления указанных сумм налога и начисления пени послужил вывод налогового органа о неправомерном применении Обществом ставки ноль процентов по налогу на добавленную стоимость при импорте лома черных металлов на территорию Российской Федерации с территории Республики Казахстан. В рассматриваемом случае, по мнению налогового органа, исчисление налога на добавленную стоимость должно производиться по ставке 18 процентов в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным решениями, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее по тексту УФНС России по Саратовской области.
Решением УФНС России по Саратовской области от 27.08.2015 года апелляционная жалоба ООО "Финансист" оставлена без удовлетворения.
Заявитель, считая неправомерным вынесение налоговым органом решения N 17034 от 26.05.2015 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обратился в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями. При этом заявитель указал на то, что в соответствии с положениями ст. 149 Налогового кодекса РФ ООО "Финансист" не обязано уплачивать НДС при ввозе лома отходов черного металла с территории Республики Казахстан.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу, что Общество неправомерно привлечено оспариваемым решением к налоговой ответственности по ч. 1 ст. 122 НК РФ с назначением штрафа в размере 1048782,60 рублей, а также неправомерно на основании ст. 75 НК РФ начислены пени в сумме 490305,87 рублей.
Апелляционная коллегия не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно статье 177 Налогового кодекса РФ сроки и порядок уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, устанавливаются главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Перечень товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установлен в статье 150 НК РФ.
В соответствии с решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) от 21.05.2010 года N 36 "О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза" 01.07.2010 года вступило в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Соглашение от 25.01.2008).
Пунктом 5 статьи 2 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" предусмотрено, что суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по импортированным товарам, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства, на территорию которого импортированы товары.
В силу абзаца 1 статьи 3 Соглашения от 25.01.2008 (в редакции протокола от 11.12.2009) года при импорте товаров на территорию одного государства - участника таможенного союза с территории другого государства - участника таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками). Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства - участника таможенного союза товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.
Ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.
Аналогичные положения закреплены в статье 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014 года).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признается, в том числе, реализация товаров на территории Российской Федерации.
Статьей 149 Кодекса определены операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) на территории Российской Федерации. Подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что реализация лома и отходов черных и цветных металлов на территории Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).
Анализ вышеприведенных положений налогового законодательства Российской Федерации и международных соглашений дает основания полагать, что применение ставки 18 процентов к товарам, импортированным с территории стран - участниц Таможенного союза при условии освобождения от НДС оборота идентичных товаров на территории Российской Федерации, вступает в противоречие с нормами и принципами международных договоров и приводит к неравным рыночным условиям на товарном рынке стран - участниц Таможенного союза (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2015 по делу N А76-16715/2014 Арбитражного суда Челябинской области).
Таким образом, приведенные выше нормы международных соглашений предусматривают необходимость применения при рассмотрении вопроса о порядке налогообложения при импорте товаров с территорий стран - участниц Таможенного союза, не только положений статьи 150 НК РФ, содержащей перечень товаров, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) при их ввозе на территорию Российской Федерации независимо от страны происхождения товаров, но и статьи 149 НК РФ, определяющей порядок налогообложения на внутреннем рынке.
Данные выводы согласуются также с позицией Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в постановлении от 12.01.2016 по делу N А03-5401/2015.
В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу о том, что общество правомерно не уплачивало налог на добавленную стоимость при ввозе лома и отходов черного металла с территории Республики Казахстан.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции, правомерно указав на законность действий ООО "Финансист" по неуплате НДС при ввозе лома отходов черного металла с территории Республики Казахстан, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований, в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, для признания недействительным спорного решения налогового органа.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и отклоняются апелляционным судом как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права. Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, налоговым органом, в нарушение положений статей 65, 67 и 68 АПК РФ, не представлено.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 января 2016 года по делу N А57-25545/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.03.2016 N 12АП-1995/2016 ПО ДЕЛУ N А57-25545/2015
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2016 г. по делу N А57-25545/2015
Резолютивная часть постановления объявлена "21" марта 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 января 2016 года по делу N А57-25545/2015 (судья Лескина Т.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Финансист" (ОГРН 1116453004777, ИНН 6453116117)
заинтересованные лица:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (ОГРН 1046405319410, ИНН 6453078895),
Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (ОГРН 1046415400338, ИНН 6454071860)
о признании недействительным решения N 17034 от 26.05.2015 года,
при участии в судебном заседании представителей: Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова - Севрюгиной Д.В., по доверенности от 08.05.2015 N 04-13/006119; Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Севрюгина Д.В., по доверенности от 12.05.2015 N 05-17/19; общества с ограниченной ответственностью "Финансист" - Шевяковой Е.С., по доверенности от 17.12.2015 N 88
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Финансист" (далее - ООО "Финансист", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненном на основании ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова, Инспекция, налоговый орган) от 26.05.2015 г. N 17034.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20 января 2016 года требования заявителя были удовлетворены.
Признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова от 26.05.2015 г. N 17034.
Налоговый орган, не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
По мнению налогового органа, общество неправомерно не исчислило налог на добавленную стоимость по импортированному на территорию Российской Федерации лома и отходов черных металлов по ставке 18 процентов.
При этом, налоговый орган ссылается на то, что ввезенные обществом на территорию Российской Федерации лом и отходы черных металлов не относятся к категории товаров, предусмотренных статьей 150 НК РФ, а значит, подлежат налогообложению.
От Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области, общества с ограниченной ответственностью "Финансист" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступили отзывы на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представители сторон поддержали свою позицию по делу.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.06.2014 года ООО "Финансист" в налоговый орган была представлена налоговая декларация по косвенным налогам (по налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза за май 2014 года.
ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова в период с 19.06.2014 года по 19.09.2014 года была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по косвенным налогам (по налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза за май 2014 года.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговым органом было установлено, что между ООО "Финансист" и АФ ТОО "Криспар" и ТОО "Криспар" (Казахстан) заключены контракты N 8 от 31.03.2014 г., N 7 от 31.03.2014 г., согласно которым АФ ТОО "Криспар" и ТОО "Криспар", выступающие в роли продавца, обязуются поставить ООО "Финансист", выступающему в роли покупателя, товар, а именно: лом и отходы черных металлов. В проверяемом периоде ООО "Финансист" ввезло на территорию Российской Федерации из Казахстана лом и отходы черных металлов на общую сумму (без учета НДС) 21305185 рублей.
В заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов - N 11 от 01.09.2014 г. и N 10 от 01.09.2014 ООО "Финансист" отразило в графе 15 "Налоговая база" по НДС - 21305185 рублей, в графе 18 "Ставка налога" по НДС - льгота, в графе 20 "Сумма налога" по НДС - 0 рублей.
Между ООО "Финансист" и АО "КАЗВТОРЦВЕТМЕТ" (Казахстан) заключены контракты N 5 от 26.03.2014 г., N 4 от 26.03.2014 г., согласно которым АО "КАЗВТОРЦВЕТМЕТ", выступающий в роли продавца, обязуется поставить ООО "Финансист", выступающему в роли покупателя, товар, а именно: лом и отходы черных металлов. В проверяемом периоде ООО "Финансист" ввезло на территорию Российской Федерации из Казахстана лом и отходы черных металлов на общую сумму (без учета НДС) 6681663 рублей.
В заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов N 8 от 28.08.2014 года и N 9 от 28.08.2014 года ООО "Финансист" отразило в графе 15 "Налоговая база" по НДС - 6681663 рублей, в графе 18 "Ставка налога" по НДС - льгота, в графе 20 "Сумма налога" по НДС - 0 рублей.
Между ООО "Финансист" и ТОО "Альянс-МеталлоГрупп" (Казахстан) заключен контракт N 20 от 22.04.2014 г., согласно которому ТОО "Альянс-МеталлоГрупп" выступающий в роли продавца, обязуется поставить ООО "Финансист", выступающему в роли покупателя, товар, а именно: лом и отходы черных металлов. В проверяемом периоде ООО "Финансист" ввезло на территорию Российской Федерации из Казахстана лом и отходы черных металлов на общую сумму (без учета НДС) 1146000 рублей.
В заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов N 12 от 27.08.2014 г. ООО "Финансист" отразило в графе 15 "Налоговая база" по НДС - 1146000 рублей, в графе 18 "Ставка налога" по НДС - льгота, в графе 20 "Сумма налога" по НДС - 0 рублей.
Уведомлениями от 15.09.2014 года N 158, 159, 160, 161, 162 ООО "Финансист" налоговым органом было сообщено об отказе в проставлении отметки на заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представленных 02.09.2014 г. в количестве 5 заявлений, в связи с установлением несоответствия сведений, указанных в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, сведениям, содержащимся в представленных документах.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговым органом было установлено, что в налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза за май 2014 г., представленной 19.06.2014 г., стоимость ввозимого лома и отходов черных металлов отражена ООО "Финансист" в сумме 29139148 рублей, по данным указанным в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов - 29132848 рублей, в соответствии с заявлениями о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и данными налоговой декларации сумма НДС, подлежащего к уплате в бюджет за указанный период, составила 0 рублей.
Установленные в ходе камеральной налоговой проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки N 7453 от 02.10.2014 года.
26.05.2015 года заместителем начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова были рассмотрены материалы камеральной налоговой проверки, акт камеральной налоговой проверки N 7453 от 02.10.2014 года и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 17034, которым ООО "Финансист" привлечено к налоговой ответственности по ч. 1 ст. 122 НК РФ с назначением штрафа в размере 1048782,60 рублей. Кроме того, указанным решением ООО "Финансист" доначислен НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, (срок уплаты 20.06.2014 года) в размере 5243913 рублей, по состоянию на 26.05.2015 года начислены пени по НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, в размере 490305,87 рублей.
Основанием для привлечения к налоговой ответственности, доначисления указанных сумм налога и начисления пени послужил вывод налогового органа о неправомерном применении Обществом ставки ноль процентов по налогу на добавленную стоимость при импорте лома черных металлов на территорию Российской Федерации с территории Республики Казахстан. В рассматриваемом случае, по мнению налогового органа, исчисление налога на добавленную стоимость должно производиться по ставке 18 процентов в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным решениями, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее по тексту УФНС России по Саратовской области.
Решением УФНС России по Саратовской области от 27.08.2015 года апелляционная жалоба ООО "Финансист" оставлена без удовлетворения.
Заявитель, считая неправомерным вынесение налоговым органом решения N 17034 от 26.05.2015 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обратился в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями. При этом заявитель указал на то, что в соответствии с положениями ст. 149 Налогового кодекса РФ ООО "Финансист" не обязано уплачивать НДС при ввозе лома отходов черного металла с территории Республики Казахстан.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу, что Общество неправомерно привлечено оспариваемым решением к налоговой ответственности по ч. 1 ст. 122 НК РФ с назначением штрафа в размере 1048782,60 рублей, а также неправомерно на основании ст. 75 НК РФ начислены пени в сумме 490305,87 рублей.
Апелляционная коллегия не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно статье 177 Налогового кодекса РФ сроки и порядок уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, устанавливаются главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Перечень товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установлен в статье 150 НК РФ.
В соответствии с решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) от 21.05.2010 года N 36 "О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза" 01.07.2010 года вступило в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Соглашение от 25.01.2008).
Пунктом 5 статьи 2 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" предусмотрено, что суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по импортированным товарам, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства, на территорию которого импортированы товары.
В силу абзаца 1 статьи 3 Соглашения от 25.01.2008 (в редакции протокола от 11.12.2009) года при импорте товаров на территорию одного государства - участника таможенного союза с территории другого государства - участника таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками). Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства - участника таможенного союза товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.
Ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.
Аналогичные положения закреплены в статье 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014 года).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признается, в том числе, реализация товаров на территории Российской Федерации.
Статьей 149 Кодекса определены операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) на территории Российской Федерации. Подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что реализация лома и отходов черных и цветных металлов на территории Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).
Анализ вышеприведенных положений налогового законодательства Российской Федерации и международных соглашений дает основания полагать, что применение ставки 18 процентов к товарам, импортированным с территории стран - участниц Таможенного союза при условии освобождения от НДС оборота идентичных товаров на территории Российской Федерации, вступает в противоречие с нормами и принципами международных договоров и приводит к неравным рыночным условиям на товарном рынке стран - участниц Таможенного союза (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2015 по делу N А76-16715/2014 Арбитражного суда Челябинской области).
Таким образом, приведенные выше нормы международных соглашений предусматривают необходимость применения при рассмотрении вопроса о порядке налогообложения при импорте товаров с территорий стран - участниц Таможенного союза, не только положений статьи 150 НК РФ, содержащей перечень товаров, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) при их ввозе на территорию Российской Федерации независимо от страны происхождения товаров, но и статьи 149 НК РФ, определяющей порядок налогообложения на внутреннем рынке.
Данные выводы согласуются также с позицией Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в постановлении от 12.01.2016 по делу N А03-5401/2015.
В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу о том, что общество правомерно не уплачивало налог на добавленную стоимость при ввозе лома и отходов черного металла с территории Республики Казахстан.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции, правомерно указав на законность действий ООО "Финансист" по неуплате НДС при ввозе лома отходов черного металла с территории Республики Казахстан, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований, в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, для признания недействительным спорного решения налогового органа.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и отклоняются апелляционным судом как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права. Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, налоговым органом, в нарушение положений статей 65, 67 и 68 АПК РФ, не представлено.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 января 2016 года по делу N А57-25545/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
А.В.СМИРНИКОВ
Ю.А.КОМНАТНАЯ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)