Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.
судей Румянцева П.В., Мухина С.М.,
при ведении протокола помощником судьи Исаевым Н.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО" Ликеро-водочный завод "Ярославский"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2016 по делу N А40-29859/16, принятое судьей А.В. Бедрацкой
по заявлению АО" Ликеро-водочный завод Ярославский"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3
о признании недействительными решение от 15.10.2015 г. N 1027, требование от 15.01.2016 г. N 147.при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: Стрельцова И.Г., по дов. N 01-17/031 от 17.03.2016; Кабисов И.Э, по дов. N 06-17 от 12.07.2016
установил:
АО "Ликеро-Водочный Завод "Ярославский" (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 15.10.2015 г. N 1027 "О привлечении к ответственности за налоговое правонарушение", требования N 147 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 15.01.2016 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2016 г. отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 10.08.2015 Общество представило уточненную налоговую декларацию N 2 по акцизам за исключением табачных изделий за февраль 2015 г.
Инспекцией в соответствии со ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) была проведена камеральная проверка данной декларации, по результатам рассмотрения материалов которой принято оспариваемое решение от 15.10.2015 г. N 1027 "О привлечении к ответственности за налоговое правонарушение", которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 144 000 204 руб., доначислен неуплаченный акциз в размере 359 800 510 руб., и пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в размере 19 275 990,28 руб.
На основании данного решения налоговым органом выставлено требование N 147 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 15.01.2016 г.
Общество, полагая, что решение от 15.10.2015 г. N 1027 принято с нарушением норм НК РФ и нарушает его права и законные интересы, обратилось с апелляционной жалобой в Федеральную налоговую службу (ФНС России).
Решением ФНС России от 15.01.2016 г. N СА-4-9/304@ решение Инспекции было признано обоснованным и соответствующими законодательству, а жалоба Общества оставлена без удовлетворения, что послужило основанием к обращению Общества в суд с требованиями по настоящему делу.
В представленной в Инспекцию 03.07.2015 г. налоговой декларации (корректировка N 1) по акцизам за исключением табачных изделий за февраль 2015 г. Общество отразило по коду 10001 "Реализация лицами на территории Российской Федерации произведенных ими подакцизных товаров, в том числе, реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации" налоговую базу 80 158,950 л. б/с, сумма акциза составила 40 079 475 руб.
Между тем оспариваемым решением установлено, что данные, отраженные в декларации (корректировка N 1) по акцизам за февраль 2015 г., по объемам, отгруженным на внутренний рынок, не соответствуют данным, отраженным в ЕГАИС, согласно которым объем отгруженной алкогольной продукции собственного производства на внутренний рынок составляет 800 159.97 л. б/с.
По факту расхождения данных об объемах отгруженной алкогольной продукции собственного производства, указанных в декларации и ЕГАИС, в адрес налогоплательщика Инспекцией было направлено сообщение от 22.07.2015 г. N 445 о представлении пояснений.
В ответ на указанное требование Обществом 10.08.2016 г. представлена уточненная декларация (корректировка N 2) по акцизам за исключением табачных изделий за февраль 2015 г. (далее - Декларация), в которой по коду 10001 "Реализация лицами на территории Российской Федерации произведенных ими подакцизных товаров, в том числе, реализации предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации" отражена налоговая база 80 558,50 л. б/с, сумма акциза - 40 279 475 руб.
Налог в размере 200 000 руб. (40 279 475 руб. - 40 079 475 руб.) был уплачен обществом платежным поручением от 05.08.2015 г. N 168 до предоставления уточненной (корректировка N 2) налоговой декларации.
Ввиду имеющихся расхождений данных Инспекцией направлен запрос в МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу от 22.07.2015 г. N 14-12/10365 о предоставлении сведений в отношении Общества об объемах отгруженной алкогольной продукции собственного производства, за исключением внутреннего перемещения между филиалами организации, зафиксированной в системе ЕГАИС за февраль 2015 г.
Согласно ответу МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу от 21.08.2015 г. N у1-19907/06 объем отгруженной алкогольной продукции собственного производства за февраль 2015 г составил 800 159.97 л. б/с.
Таким образом, данные, отраженные в Декларации, по объемам, отгруженным на внутренний рынок, не соответствуют данным, отраженным в ЕГАИС, разница составляет по объему 719 601.02 (800 159.97 - 80 558.950) л. б/с, по сумме акциза - 359 800 510 руб.
С учетом вышеизложенного, Общество частично уплатило недостающие суммы налога, пени и не предоставило корректирующие декларации по акцизу за февраль 2015 года после выявления налоговым органом неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога. При этом сумма налога по первичной декларации была занижена в 9,5 раза по сравнению с последней уточненной декларацией, а сумма подлежащего уплате налога в незначительной части (200 000 руб.) перечислена Обществом в бюджет только через 4 месяца после срока его уплаты.
Налогоплательщик, полагая что обязанности по представлению статистической информации в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в соответствии с положениями Закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ, не отменяют обязанности Инспекции в ходе проведения камеральных налоговых проверок определять налогооблагаемую базу по акцизу на основании первичных документов и регистров бухгалтерского и налогового учета, как это установлено Кодексом, обратился в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Из взаимосвязанного толкования приведенных положений, а также положений пункта 5 статьи 88 НК РФ, допускающих установление факта совершения налогового правонарушения, на основании оценки налоговым органом представляемых налогоплательщиком пояснений и документов, следует обязанность налогоплательщика и, как следствие, право налогового органа истребовать у налогоплательщика первичные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию, при выявлении в ходе камеральной проверки несоответствия между этими данными и сведениями, содержащимися в имеющихся у налогового органа документах, полученных им в ходе налогового контроля.
Инспекцией, в поданной Обществом налоговой декларации по акцизам за исключением табачных изделий, была обнаружена ошибка (несоответствие сведений, заявленных налогоплательщиком, сведениям, полученным из ЕГАИС), приводящие к занижению налоговой базы. О выявленных ошибках (искажениях) было сообщено налогоплательщику, что подтверждается сообщением о предоставлении пояснений от 22.07.2015 г. N 445.
Согласно пункту 1 статьи 182 Кодекса объектом налогообложения акцизом признается реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 187 Кодекса налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения).
На основании статьи 193 Кодекса налоговая ставка на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) составляет 500 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
В силу статьи 8 Закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ на производителя этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции возлагается обязанность вести автоматизированный учет производимой продукции, основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 г. N 522 (редакция от 18.03.2014 г.) "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предусмотрено, что Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка ведет единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС).
В соответствии с пунктом 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 522, ЕГАИС содержит информацию, представленную организациями, осуществляющими производство и (или) оборот, в том числе импорт (за исключением розничной продажи), этилового спирта (за исключением этилового спирта по фармакопейным статьям), алкогольной (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции, организацией, находящейся в ведении Министерства финансов Российской Федерации и осуществляющей изготовление федеральных специальных и акцизных марок, а также информацию, представленную федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимую для осуществления государственного контроля за объемом производства и оборота продукции.
Организации представляют в ЕГАИС информацию, перечисленную в п. 3 Правил.
Для фиксации информации, указанной в пункте 3 Правил, в единой информационной системе организация, используя технические средства, представляет в электронном виде с электронной цифровой подписью заявку о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждены Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой (п. 4 Правил).
Согласно п. 9 Правил Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка или уполномоченный таможенный орган, используя технические средства единой информационной системы, в порядке и сроки, установленные Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой, направляет организации в электронном виде по информационно- телекоммуникационным сетям с электронной цифровой подписью подтверждение о фиксации или уведомление об отказе в фиксации.
Таким образом, фиксация данных в ЕГАИС осуществляется заявителем.
Работа ЕГАИС направлена на централизованный сбор информации об объемах производства и оборота спиртосодержащей и алкогольной продукции от всех ее производителей и объектов оптовой торговли. ЕГАИС фиксирует информацию с целью сопоставления данных объемов производства с оборотами алкогольной продукции, даты составления первичных документов, отправленных в ЕГАИС для фиксации.
В силу подпункта "д" пункта 19 Правил, информация, содержащаяся в единой информационной системе, предоставляется организациям, осуществляющим производство и (или) оборот, в том числе импорт (за исключением розничной продажи), продукции.
Согласно пункту 20 Правил организациям и сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляется информация, представленная ими в единую информационную систему, а также информация о закупаемой или поставленной ими продукции в соответствии с перечнем информации, утвержденным Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Для получения информации организация или сельскохозяйственный товаропроизводитель, используя технические средства, направляет в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде по информационно- телекоммуникационным сетям запрос по форме и в формате, которые утверждены Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, используя технические средства единой информационной системы, не позднее 10 рабочих дней со дня передачи организацией или сельскохозяйственным товаропроизводителем указанного запроса направляет им в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям справку по форме и в формате, которые утверждены Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Росалкогольрегулирования от 01.07.2010 г. N 43н "Об утверждении перечня информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предоставляемой организациям, осуществляющим производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи), этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" организации, направившей запрос, предоставляются все данные из информации, зафиксированной в единой информационной системе, указанной организации.
Пунктом 2 указанного приказа предусмотрено, что организации, направившей запрос о фиксации производителем в единой информационной системе объемов закупаемых ею или поставляемых ей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - продукции), предоставляются сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации): 1) наименование организации (обособленного подразделения) - производителя продукции, ее местонахождение, ИНН, КПП; 2) вид продукции; 3) наименование продукции; 4) предельная вместимость потребительской тары (упаковки), в которую разлита закупаемая, поставляемая продукция каждого вида и наименования; 5) количество (в штуках) закупаемой, поставляемой продукции каждого вида и наименования.
Программные средства организаций, осуществляющих производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции позволяют формировать отчеты, содержащие справочные данные об объемах производства и (или) оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной продукции и спиртсодержащей продукции. Данные отчеты формируется по запросу Пользователя и могут быть экспортированы в форматы MS Excel или PDF.
С учетом вышеизложенного, Общество было осведомлено о несоответствии отражаемых им в налоговой декларации данных и данных ЕГАИС.
Нарушения и искажения, допущенные Обществом как налогоплательщиком в представленной в Инспекцию первичной и уточненных налоговых декларациях, имеют очевидный преднамеренный характер, поскольку не соответствуют данным, представленным самим же Обществом как участником рынка алкогольной продукции в ЕГАИС.
Указанные в декларациях сведения были искажены налогоплательщиком намеренно с целью занижения налоговой базы по акцизам и, соответственно, суммы налога к уплате в бюджет.
При этом, общество не подтвердило достоверность отчетных данных, кроме того, обществом при рассмотрении материалов налоговой проверки не представлено.
При этом допущенные нарушения привели к ущемлению интересов бюджета в виде возникновения задолженности по акцизу, в связи с чем. Инспекция обоснованно привлекла заявителя к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, а также доначислила оспариваемые суммы налога и пени.
Одной из главных обязанностей налогоплательщика является уплата законно установленных налогов (пунктом 1 статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Кодекса).
Данная обязанность является конституционной (статья 57 Конституции РФ), и, как отметил Конституционный Суд РФ, имеет публично-правовой характер, поскольку налоги, обеспечивая финансовую основу деятельности государства, являются необходимым условием его существования.
Реализация налогоплательщиком данной обязанности предполагает своевременную и в полном объеме уплату суммы налога. В свою очередь. Инспекции, действующей от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить ее исполнение налогоплательщиком.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, данные отраженные заявителем в ЕГАИС соответствуют первичным документам, изъятым в ходе проведения выемки Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области в отношении налогоплательщика по уголовному делу N 16500003, возбужденному по признакам преступления, предусмотренного п. "б" части 2 статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту уклонения неустановленными лицами из числа руководства АО "ЯЛВЗ" от уплаты налогов путем включения в налоговые декларации заведомо ложных сведений, совершенного в особо крупном размере.
Остальные доводы подателя апелляционной жалобы о несогласии с оценкой судов имеющихся в деле доказательств по сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2016 по делу N А40-29859/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.10.2016 N 09АП-47101/2016 ПО ДЕЛУ N А40-29859/16
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2016 г. N 09АП-47101/2016
Дело N А40-29859/16
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.
судей Румянцева П.В., Мухина С.М.,
при ведении протокола помощником судьи Исаевым Н.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО" Ликеро-водочный завод "Ярославский"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2016 по делу N А40-29859/16, принятое судьей А.В. Бедрацкой
по заявлению АО" Ликеро-водочный завод Ярославский"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3
о признании недействительными решение от 15.10.2015 г. N 1027, требование от 15.01.2016 г. N 147.при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: Стрельцова И.Г., по дов. N 01-17/031 от 17.03.2016; Кабисов И.Э, по дов. N 06-17 от 12.07.2016
установил:
АО "Ликеро-Водочный Завод "Ярославский" (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 15.10.2015 г. N 1027 "О привлечении к ответственности за налоговое правонарушение", требования N 147 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 15.01.2016 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2016 г. отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 10.08.2015 Общество представило уточненную налоговую декларацию N 2 по акцизам за исключением табачных изделий за февраль 2015 г.
Инспекцией в соответствии со ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) была проведена камеральная проверка данной декларации, по результатам рассмотрения материалов которой принято оспариваемое решение от 15.10.2015 г. N 1027 "О привлечении к ответственности за налоговое правонарушение", которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 144 000 204 руб., доначислен неуплаченный акциз в размере 359 800 510 руб., и пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в размере 19 275 990,28 руб.
На основании данного решения налоговым органом выставлено требование N 147 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 15.01.2016 г.
Общество, полагая, что решение от 15.10.2015 г. N 1027 принято с нарушением норм НК РФ и нарушает его права и законные интересы, обратилось с апелляционной жалобой в Федеральную налоговую службу (ФНС России).
Решением ФНС России от 15.01.2016 г. N СА-4-9/304@ решение Инспекции было признано обоснованным и соответствующими законодательству, а жалоба Общества оставлена без удовлетворения, что послужило основанием к обращению Общества в суд с требованиями по настоящему делу.
В представленной в Инспекцию 03.07.2015 г. налоговой декларации (корректировка N 1) по акцизам за исключением табачных изделий за февраль 2015 г. Общество отразило по коду 10001 "Реализация лицами на территории Российской Федерации произведенных ими подакцизных товаров, в том числе, реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации" налоговую базу 80 158,950 л. б/с, сумма акциза составила 40 079 475 руб.
Между тем оспариваемым решением установлено, что данные, отраженные в декларации (корректировка N 1) по акцизам за февраль 2015 г., по объемам, отгруженным на внутренний рынок, не соответствуют данным, отраженным в ЕГАИС, согласно которым объем отгруженной алкогольной продукции собственного производства на внутренний рынок составляет 800 159.97 л. б/с.
По факту расхождения данных об объемах отгруженной алкогольной продукции собственного производства, указанных в декларации и ЕГАИС, в адрес налогоплательщика Инспекцией было направлено сообщение от 22.07.2015 г. N 445 о представлении пояснений.
В ответ на указанное требование Обществом 10.08.2016 г. представлена уточненная декларация (корректировка N 2) по акцизам за исключением табачных изделий за февраль 2015 г. (далее - Декларация), в которой по коду 10001 "Реализация лицами на территории Российской Федерации произведенных ими подакцизных товаров, в том числе, реализации предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации" отражена налоговая база 80 558,50 л. б/с, сумма акциза - 40 279 475 руб.
Налог в размере 200 000 руб. (40 279 475 руб. - 40 079 475 руб.) был уплачен обществом платежным поручением от 05.08.2015 г. N 168 до предоставления уточненной (корректировка N 2) налоговой декларации.
Ввиду имеющихся расхождений данных Инспекцией направлен запрос в МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу от 22.07.2015 г. N 14-12/10365 о предоставлении сведений в отношении Общества об объемах отгруженной алкогольной продукции собственного производства, за исключением внутреннего перемещения между филиалами организации, зафиксированной в системе ЕГАИС за февраль 2015 г.
Согласно ответу МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу от 21.08.2015 г. N у1-19907/06 объем отгруженной алкогольной продукции собственного производства за февраль 2015 г составил 800 159.97 л. б/с.
Таким образом, данные, отраженные в Декларации, по объемам, отгруженным на внутренний рынок, не соответствуют данным, отраженным в ЕГАИС, разница составляет по объему 719 601.02 (800 159.97 - 80 558.950) л. б/с, по сумме акциза - 359 800 510 руб.
С учетом вышеизложенного, Общество частично уплатило недостающие суммы налога, пени и не предоставило корректирующие декларации по акцизу за февраль 2015 года после выявления налоговым органом неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога. При этом сумма налога по первичной декларации была занижена в 9,5 раза по сравнению с последней уточненной декларацией, а сумма подлежащего уплате налога в незначительной части (200 000 руб.) перечислена Обществом в бюджет только через 4 месяца после срока его уплаты.
Налогоплательщик, полагая что обязанности по представлению статистической информации в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в соответствии с положениями Закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ, не отменяют обязанности Инспекции в ходе проведения камеральных налоговых проверок определять налогооблагаемую базу по акцизу на основании первичных документов и регистров бухгалтерского и налогового учета, как это установлено Кодексом, обратился в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Из взаимосвязанного толкования приведенных положений, а также положений пункта 5 статьи 88 НК РФ, допускающих установление факта совершения налогового правонарушения, на основании оценки налоговым органом представляемых налогоплательщиком пояснений и документов, следует обязанность налогоплательщика и, как следствие, право налогового органа истребовать у налогоплательщика первичные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию, при выявлении в ходе камеральной проверки несоответствия между этими данными и сведениями, содержащимися в имеющихся у налогового органа документах, полученных им в ходе налогового контроля.
Инспекцией, в поданной Обществом налоговой декларации по акцизам за исключением табачных изделий, была обнаружена ошибка (несоответствие сведений, заявленных налогоплательщиком, сведениям, полученным из ЕГАИС), приводящие к занижению налоговой базы. О выявленных ошибках (искажениях) было сообщено налогоплательщику, что подтверждается сообщением о предоставлении пояснений от 22.07.2015 г. N 445.
Согласно пункту 1 статьи 182 Кодекса объектом налогообложения акцизом признается реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 187 Кодекса налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения).
На основании статьи 193 Кодекса налоговая ставка на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) составляет 500 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
В силу статьи 8 Закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ на производителя этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции возлагается обязанность вести автоматизированный учет производимой продукции, основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 г. N 522 (редакция от 18.03.2014 г.) "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предусмотрено, что Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка ведет единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС).
В соответствии с пунктом 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 522, ЕГАИС содержит информацию, представленную организациями, осуществляющими производство и (или) оборот, в том числе импорт (за исключением розничной продажи), этилового спирта (за исключением этилового спирта по фармакопейным статьям), алкогольной (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции, организацией, находящейся в ведении Министерства финансов Российской Федерации и осуществляющей изготовление федеральных специальных и акцизных марок, а также информацию, представленную федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимую для осуществления государственного контроля за объемом производства и оборота продукции.
Организации представляют в ЕГАИС информацию, перечисленную в п. 3 Правил.
Для фиксации информации, указанной в пункте 3 Правил, в единой информационной системе организация, используя технические средства, представляет в электронном виде с электронной цифровой подписью заявку о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждены Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой (п. 4 Правил).
Согласно п. 9 Правил Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка или уполномоченный таможенный орган, используя технические средства единой информационной системы, в порядке и сроки, установленные Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой, направляет организации в электронном виде по информационно- телекоммуникационным сетям с электронной цифровой подписью подтверждение о фиксации или уведомление об отказе в фиксации.
Таким образом, фиксация данных в ЕГАИС осуществляется заявителем.
Работа ЕГАИС направлена на централизованный сбор информации об объемах производства и оборота спиртосодержащей и алкогольной продукции от всех ее производителей и объектов оптовой торговли. ЕГАИС фиксирует информацию с целью сопоставления данных объемов производства с оборотами алкогольной продукции, даты составления первичных документов, отправленных в ЕГАИС для фиксации.
В силу подпункта "д" пункта 19 Правил, информация, содержащаяся в единой информационной системе, предоставляется организациям, осуществляющим производство и (или) оборот, в том числе импорт (за исключением розничной продажи), продукции.
Согласно пункту 20 Правил организациям и сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляется информация, представленная ими в единую информационную систему, а также информация о закупаемой или поставленной ими продукции в соответствии с перечнем информации, утвержденным Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Для получения информации организация или сельскохозяйственный товаропроизводитель, используя технические средства, направляет в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде по информационно- телекоммуникационным сетям запрос по форме и в формате, которые утверждены Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, используя технические средства единой информационной системы, не позднее 10 рабочих дней со дня передачи организацией или сельскохозяйственным товаропроизводителем указанного запроса направляет им в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям справку по форме и в формате, которые утверждены Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Росалкогольрегулирования от 01.07.2010 г. N 43н "Об утверждении перечня информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предоставляемой организациям, осуществляющим производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи), этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" организации, направившей запрос, предоставляются все данные из информации, зафиксированной в единой информационной системе, указанной организации.
Пунктом 2 указанного приказа предусмотрено, что организации, направившей запрос о фиксации производителем в единой информационной системе объемов закупаемых ею или поставляемых ей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - продукции), предоставляются сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации): 1) наименование организации (обособленного подразделения) - производителя продукции, ее местонахождение, ИНН, КПП; 2) вид продукции; 3) наименование продукции; 4) предельная вместимость потребительской тары (упаковки), в которую разлита закупаемая, поставляемая продукция каждого вида и наименования; 5) количество (в штуках) закупаемой, поставляемой продукции каждого вида и наименования.
Программные средства организаций, осуществляющих производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции позволяют формировать отчеты, содержащие справочные данные об объемах производства и (или) оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной продукции и спиртсодержащей продукции. Данные отчеты формируется по запросу Пользователя и могут быть экспортированы в форматы MS Excel или PDF.
С учетом вышеизложенного, Общество было осведомлено о несоответствии отражаемых им в налоговой декларации данных и данных ЕГАИС.
Нарушения и искажения, допущенные Обществом как налогоплательщиком в представленной в Инспекцию первичной и уточненных налоговых декларациях, имеют очевидный преднамеренный характер, поскольку не соответствуют данным, представленным самим же Обществом как участником рынка алкогольной продукции в ЕГАИС.
Указанные в декларациях сведения были искажены налогоплательщиком намеренно с целью занижения налоговой базы по акцизам и, соответственно, суммы налога к уплате в бюджет.
При этом, общество не подтвердило достоверность отчетных данных, кроме того, обществом при рассмотрении материалов налоговой проверки не представлено.
При этом допущенные нарушения привели к ущемлению интересов бюджета в виде возникновения задолженности по акцизу, в связи с чем. Инспекция обоснованно привлекла заявителя к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, а также доначислила оспариваемые суммы налога и пени.
Одной из главных обязанностей налогоплательщика является уплата законно установленных налогов (пунктом 1 статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Кодекса).
Данная обязанность является конституционной (статья 57 Конституции РФ), и, как отметил Конституционный Суд РФ, имеет публично-правовой характер, поскольку налоги, обеспечивая финансовую основу деятельности государства, являются необходимым условием его существования.
Реализация налогоплательщиком данной обязанности предполагает своевременную и в полном объеме уплату суммы налога. В свою очередь. Инспекции, действующей от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить ее исполнение налогоплательщиком.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, данные отраженные заявителем в ЕГАИС соответствуют первичным документам, изъятым в ходе проведения выемки Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области в отношении налогоплательщика по уголовному делу N 16500003, возбужденному по признакам преступления, предусмотренного п. "б" части 2 статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту уклонения неустановленными лицами из числа руководства АО "ЯЛВЗ" от уплаты налогов путем включения в налоговые декларации заведомо ложных сведений, совершенного в особо крупном размере.
Остальные доводы подателя апелляционной жалобы о несогласии с оценкой судов имеющихся в деле доказательств по сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2016 по делу N А40-29859/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Л.Г.ЯКОВЛЕВА
Судьи
С.М.МУХИН
П.В.РУМЯНЦЕВ
Л.Г.ЯКОВЛЕВА
Судьи
С.М.МУХИН
П.В.РУМЯНЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)