Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10.05.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 14.05.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Комплекс на Павлова" (г. Рязань; ОГРН 1056204051793; ИНН 6234018653) - Чистяковой О.В. (доверенность от 01.01.2016), от ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (г. Рязань; ОГРН 1046209032539; ИНН 6234000014) - Жильниковой О.С. (доверенность от 11.11.2015), от третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209031857, ИНН 6234010781) - Куколева В.А. (доверенность от 13.04.2016), в отсутствие представителей третьего лица - министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201263725, ИНН 6231008551), Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице Рязанского филиала (г. Рязань), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комплекс на Павлова" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.01.2016 по делу N А54-5659/2015 (судья Шишков Ю.М.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Комплекс на Павлова" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (далее по тексту - инспекция, ответчик) от 25.06.2015 N 2.12-26/31164 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Рязанского филиала, Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 21.01.2016 заявленные требования оставлены без удовлетворения. Судебный акт мотивирован наличием правовых оснований для доначисления обществу земельного налога за 2014 год, начисления пеней за несвоевременную его уплату и применения штрафных санкций.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Комплекс на Павлова" просит данное решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что постановление Минимущества Рязанской области от 23.12.2013 N 21-П не является нормативным актом об утверждении результатов кадастровой оценки земли. Ссылается на недоказанность вины общества.
В отзыве на апелляционную жалобу УФНС России по Рязанской области, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Межрайонная ИФНС России N 2 по Рязанской области и министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Рязанского филиала отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Комплекс на Павлова" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 62:29:0080005:2.
Обществом 28.04.2015 в Межрайонную ИФНС России N 2 по Рязанской области представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, согласно которой сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, составила 923 403 рублей.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка.
Выявленные нарушения отражены налоговым органом в акте камеральной налоговой проверки от 05.05.2015 N 2.12-26/38943.
По результатам рассмотрения материалов проверки Межрайонная ИФНС России N 2 по Рязанской области приняла решение от 25.06.2015 N 2.12-26/31164дсп о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) за неуплату (неполную уплату) земельного налога в виде штрафа в сумме 24 923 рублей 70 копеек.
Кроме того, указанным решением обществу доначислен земельный налог в сумме 249 237 рублей и начислены пени за несвоевременную его уплату в сумме 5 836 рублей 22 копеек.
В обоснование принятого решения инспекция указала на необоснованное применение обществом при расчете налога за 2014 год по земельному участку с кадастровым номером 62:29:00800005:2 кадастровой стоимости земельного участка в размере 61 560 207 рублей 60 копеек, установленной постановлением Минимущества Рязанской области от 23.12.2013 N 21-П, поскольку оно не содержит указания на возможность его применения со дня вступления в силу постановления Минимущества Рязанской области от 14.10.2013 N 10-П "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов", а следовательно, данные изменения применяются с 01.01.2015.
На основании статей 101, 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области с апелляционной жалобой на решение инспекции.
Решением управления от 08.10.2015 N 2.15-12/11971 данное решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области от 25.06.2015 N 2.12-26/31164, ООО "Комплекс на Павлова" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно пункту 3 статьи 391, пункту 2 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) и определяют налоговую базу в целях исчисления налога самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков" сведения о кадастровой стоимости земельных участков бесплатно предоставляются налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании их письменного заявления, в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ. Также указанные сведения могут быть размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ устанавливается, что общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам (далее также в настоящей статье - запросы о предоставлении сведений) любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, использования иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.
Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде: копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости; кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости; кадастрового плана территории; в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (пункт 2 статья 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости в сроки, установленные в статье 17 настоящего Закона.
Аналогичные нормы содержатся в главе III.1. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ).
Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (далее по тексту - Минимущества Рязанской области) от 14.10.2013 N 10-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области по состоянию на 01.01.2013: кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Рязанской области согласно приложению N 1; средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов и городских округов Рязанской области согласно приложению N 2.
Данное постановление опубликовано в газете "Рязанские ведомости", N 199, 24.10.2013.
В соответствии с указанным постановлением Минимущества Рязанской области кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 78 176 036 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 394 Налогового кодекса Российской Федерации).
Земельный налог на территории города Рязани, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога устанавливаются Положением о земельном налоге, утвержденным решением Рязанского городского Совета от 24.11.2005 N 384-III.
Земельный налог на территории города Рязани устанавливается и вводится в действие с 01.01.2006.
В отношении земельных участков, не перечисленных в пунктах 1 - 3 статьи 2 Положения, налоговая ставка устанавливается в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости участка.
Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, устанавливается первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками- организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, в течение налогового периода в следующие сроки: за первый квартал, второй квартал, третий квартал календарного года соответственно не позднее 5 мая, 5 августа, 5 ноября календарного года (налогового периода).
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего кварталов текущего налогового периода указанные налогоплательщики исчисляют как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговые декларации представляются налогоплательщиками-организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Абзацем 1 пункта 1 статьи 5 Кодекса определено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 N 17-П по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина" правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, как верно указал суд первой инстанции, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно пункту 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами 4-6 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности". В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).
Руководствуясь положениями статьи 5 НК РФ, устанавливающими правила вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что постановление Минимущества Рязанской области от 14.10.2013 N 10-П применительно к налоговым правоотношениям подлежит применению с 01.01.2014.
В связи с этим общество для исчисления земельного налога за 2014 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080005:2 должно было применять кадастровую стоимость, установленную указанным постановлением от 14.10.2013 N 10-П.
Примененная же ООО "Комплекс на Павлова" кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 61 560 208 рублей утверждена постановлением Минимущества Рязанской области от 23.12.2013 N 21-П, которое опубликовано в газете "Рязанские ведомости", N 242, 25.12.2013.
С учетом даты его опубликования и положений абзаца 1 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации вывод суда первой инстанции о том, что указанное постановление подлежит применению не ранее 01.01.2015, является правильным.
Довод общества в обоснование неприменения в данном случае положений абзаца 1 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации о том, что постановление Минимущества Рязанской области от 23.12.2013 N 21-П не является нормативным актом об утверждении результатов кадастровой оценки земли, судебной коллегией отклоняется, так как им установлена кадастровая стоимость земельных участков, подлежащая применению при исчислении земельного налога.
Признавая несостоятельной ссылку заявителя на письмо Минфина России от 27.08.2015 N 03-05-04-02/49505, суд первой инстанции обоснованно указал, что данное разъяснение касается иного нормативного акта - постановления администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 и адресовано конкретному налогоплательщику.
Довод общества об отсутствии его вины со ссылкой на кадастровую справку от 11.03.2015 подлежит отклонению судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Согласно подпункту 3, 4 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции, а также иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
По смыслу указанной нормы, разъяснения должны быть даны: финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщику либо неопределенному кругу лиц.
Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснения по применению законодательства о налогах и сборах дают: Министерство финансов Российской Федерации (пункт 1 статьи 34.2 НК РФ), Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые органы (подпункт 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ), финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 2 статьи 34.2 НК РФ) по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, изданных на уровне субъекта Российской Федерации и местном уровне соответственно.
Поскольку кадастровая палата к перечисленным органам государственной власти не относится, то в рассматриваемом случае отсутствуют основания для применения положений статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно письму ФГБУ "ФКП Росреестра" от 30.03.2015 N 01-16/1006 кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2014 составляла 78 176 035 рублей 86 копеек, а не 61 560 207 рублей 60 копеек, которая применена обществом. Сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка официально опубликованы до начала спорного налогового периода.
Также судебная коллегия учитывает, что при рассмотрении вопроса о размере налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ инспекцией были учтены смягчающие ответственность обстоятельства и размер штраф уменьшен в порядке статьи 114 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно оставил без удовлетворения заявленные обществом требования.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не выявлено.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить решение суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.01.2016 по делу N А54-5659/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комплекс на Павлова" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
В.Н.СТАХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.05.2016 N 20АП-2041/2016 ПО ДЕЛУ N А54-5659/2015
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2016 г. по делу N А54-5659/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 10.05.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 14.05.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Комплекс на Павлова" (г. Рязань; ОГРН 1056204051793; ИНН 6234018653) - Чистяковой О.В. (доверенность от 01.01.2016), от ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (г. Рязань; ОГРН 1046209032539; ИНН 6234000014) - Жильниковой О.С. (доверенность от 11.11.2015), от третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209031857, ИНН 6234010781) - Куколева В.А. (доверенность от 13.04.2016), в отсутствие представителей третьего лица - министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201263725, ИНН 6231008551), Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице Рязанского филиала (г. Рязань), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комплекс на Павлова" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.01.2016 по делу N А54-5659/2015 (судья Шишков Ю.М.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Комплекс на Павлова" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (далее по тексту - инспекция, ответчик) от 25.06.2015 N 2.12-26/31164 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Рязанского филиала, Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 21.01.2016 заявленные требования оставлены без удовлетворения. Судебный акт мотивирован наличием правовых оснований для доначисления обществу земельного налога за 2014 год, начисления пеней за несвоевременную его уплату и применения штрафных санкций.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Комплекс на Павлова" просит данное решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что постановление Минимущества Рязанской области от 23.12.2013 N 21-П не является нормативным актом об утверждении результатов кадастровой оценки земли. Ссылается на недоказанность вины общества.
В отзыве на апелляционную жалобу УФНС России по Рязанской области, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Межрайонная ИФНС России N 2 по Рязанской области и министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Рязанского филиала отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Комплекс на Павлова" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 62:29:0080005:2.
Обществом 28.04.2015 в Межрайонную ИФНС России N 2 по Рязанской области представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, согласно которой сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, составила 923 403 рублей.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка.
Выявленные нарушения отражены налоговым органом в акте камеральной налоговой проверки от 05.05.2015 N 2.12-26/38943.
По результатам рассмотрения материалов проверки Межрайонная ИФНС России N 2 по Рязанской области приняла решение от 25.06.2015 N 2.12-26/31164дсп о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) за неуплату (неполную уплату) земельного налога в виде штрафа в сумме 24 923 рублей 70 копеек.
Кроме того, указанным решением обществу доначислен земельный налог в сумме 249 237 рублей и начислены пени за несвоевременную его уплату в сумме 5 836 рублей 22 копеек.
В обоснование принятого решения инспекция указала на необоснованное применение обществом при расчете налога за 2014 год по земельному участку с кадастровым номером 62:29:00800005:2 кадастровой стоимости земельного участка в размере 61 560 207 рублей 60 копеек, установленной постановлением Минимущества Рязанской области от 23.12.2013 N 21-П, поскольку оно не содержит указания на возможность его применения со дня вступления в силу постановления Минимущества Рязанской области от 14.10.2013 N 10-П "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов", а следовательно, данные изменения применяются с 01.01.2015.
На основании статей 101, 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области с апелляционной жалобой на решение инспекции.
Решением управления от 08.10.2015 N 2.15-12/11971 данное решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области от 25.06.2015 N 2.12-26/31164, ООО "Комплекс на Павлова" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно пункту 3 статьи 391, пункту 2 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) и определяют налоговую базу в целях исчисления налога самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков" сведения о кадастровой стоимости земельных участков бесплатно предоставляются налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании их письменного заявления, в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ. Также указанные сведения могут быть размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ устанавливается, что общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам (далее также в настоящей статье - запросы о предоставлении сведений) любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, использования иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.
Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде: копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости; кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости; кадастрового плана территории; в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (пункт 2 статья 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости в сроки, установленные в статье 17 настоящего Закона.
Аналогичные нормы содержатся в главе III.1. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ).
Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (далее по тексту - Минимущества Рязанской области) от 14.10.2013 N 10-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области по состоянию на 01.01.2013: кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Рязанской области согласно приложению N 1; средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов и городских округов Рязанской области согласно приложению N 2.
Данное постановление опубликовано в газете "Рязанские ведомости", N 199, 24.10.2013.
В соответствии с указанным постановлением Минимущества Рязанской области кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 78 176 036 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 394 Налогового кодекса Российской Федерации).
Земельный налог на территории города Рязани, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога устанавливаются Положением о земельном налоге, утвержденным решением Рязанского городского Совета от 24.11.2005 N 384-III.
Земельный налог на территории города Рязани устанавливается и вводится в действие с 01.01.2006.
В отношении земельных участков, не перечисленных в пунктах 1 - 3 статьи 2 Положения, налоговая ставка устанавливается в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости участка.
Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, устанавливается первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками- организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, в течение налогового периода в следующие сроки: за первый квартал, второй квартал, третий квартал календарного года соответственно не позднее 5 мая, 5 августа, 5 ноября календарного года (налогового периода).
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего кварталов текущего налогового периода указанные налогоплательщики исчисляют как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговые декларации представляются налогоплательщиками-организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Абзацем 1 пункта 1 статьи 5 Кодекса определено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 N 17-П по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина" правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, как верно указал суд первой инстанции, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно пункту 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами 4-6 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности". В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).
Руководствуясь положениями статьи 5 НК РФ, устанавливающими правила вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что постановление Минимущества Рязанской области от 14.10.2013 N 10-П применительно к налоговым правоотношениям подлежит применению с 01.01.2014.
В связи с этим общество для исчисления земельного налога за 2014 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080005:2 должно было применять кадастровую стоимость, установленную указанным постановлением от 14.10.2013 N 10-П.
Примененная же ООО "Комплекс на Павлова" кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 61 560 208 рублей утверждена постановлением Минимущества Рязанской области от 23.12.2013 N 21-П, которое опубликовано в газете "Рязанские ведомости", N 242, 25.12.2013.
С учетом даты его опубликования и положений абзаца 1 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации вывод суда первой инстанции о том, что указанное постановление подлежит применению не ранее 01.01.2015, является правильным.
Довод общества в обоснование неприменения в данном случае положений абзаца 1 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации о том, что постановление Минимущества Рязанской области от 23.12.2013 N 21-П не является нормативным актом об утверждении результатов кадастровой оценки земли, судебной коллегией отклоняется, так как им установлена кадастровая стоимость земельных участков, подлежащая применению при исчислении земельного налога.
Признавая несостоятельной ссылку заявителя на письмо Минфина России от 27.08.2015 N 03-05-04-02/49505, суд первой инстанции обоснованно указал, что данное разъяснение касается иного нормативного акта - постановления администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 и адресовано конкретному налогоплательщику.
Довод общества об отсутствии его вины со ссылкой на кадастровую справку от 11.03.2015 подлежит отклонению судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Согласно подпункту 3, 4 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции, а также иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
По смыслу указанной нормы, разъяснения должны быть даны: финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщику либо неопределенному кругу лиц.
Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснения по применению законодательства о налогах и сборах дают: Министерство финансов Российской Федерации (пункт 1 статьи 34.2 НК РФ), Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые органы (подпункт 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ), финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 2 статьи 34.2 НК РФ) по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, изданных на уровне субъекта Российской Федерации и местном уровне соответственно.
Поскольку кадастровая палата к перечисленным органам государственной власти не относится, то в рассматриваемом случае отсутствуют основания для применения положений статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно письму ФГБУ "ФКП Росреестра" от 30.03.2015 N 01-16/1006 кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2014 составляла 78 176 035 рублей 86 копеек, а не 61 560 207 рублей 60 копеек, которая применена обществом. Сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка официально опубликованы до начала спорного налогового периода.
Также судебная коллегия учитывает, что при рассмотрении вопроса о размере налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ инспекцией были учтены смягчающие ответственность обстоятельства и размер штраф уменьшен в порядке статьи 114 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно оставил без удовлетворения заявленные обществом требования.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не выявлено.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить решение суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.01.2016 по делу N А54-5659/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комплекс на Павлова" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
В.Н.СТАХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)