Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14.06.2017 ПО ДЕЛУ N А60-13516/2017

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 июня 2017 г. по делу N А60-13516/2017


Резолютивная часть решения объявлена 06 июня 2017 года
Полный текст решения изготовлен 14 июня 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В. Бушуевой, при ведении протокола судебного заседания секретарем П.О. Миловановой, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-13516/2017 по заявлению
общества с ограниченной ответственностью Артель старателей "ФАРТА" (ИНН 6660084047, ОГРН 1036603481639)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области (ИНН 6678000016, ОГРН 1116659010291)
о признании недействительным решения от 14.12.2016 N 29104,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: И.Н. Миндиев, представитель по доверенности от 01.12.2016 N 012-02/А-16,
от заинтересованного лица: Ю.Н. Володина, представитель по доверенности от 20.12.2016 N 05-14/47103.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено. Ходатайств и заявлений не поступило.

Общество с ограниченной ответственностью Артель старателей "ФАРТА" (далее - заявитель, ООО Артель старателей "ФАРТА", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.12.2016 N 29104 в части предложения о внесении изменений в авансовый расчет, в бухгалтерский и налоговый учет налогоплательщика о доначислении и доплате в бюджет налога на имущество организаций за 1 полугодие 2016 года в сумме 33658 руб., а также пени в сумме 1494 руб. 42 коп.
Заинтересованное лицо возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Заинтересованным лицом проведена камеральная налоговая проверка расчета по налогу на имущество организаций за 1 полугодие 2016 года, представленного 01.08.2016 ООО Артель старателей "ФАРТА" в налоговый орган.
Результаты камеральной налоговой проверки оформлены актом от 31.10.2016 N 59433, по итогам рассмотрения которого вынесено решение от 14.12.2016 N 29104 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанным решением заявителю доначислен налог на имущество организаций за 1 полугодие 2016 года в сумме 33658 руб., на сумму неуплаченного налога начислены пени.
Как следует из оспариваемого решения, доначисление налога на имущество организаций произведено инспекцией в связи с неправомерным применением ООО Артель старателей "ФАРТА" пониженной ставки налога.
Заявитель, не согласившись с решением инспекции, обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 20.02.2017 N 87/17 решение Межрайонной ИФНС России N 24 по Свердловской области об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.12.2016 N 29104 оставлено без изменения и утверждено.
Полагая, что решение отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.12.2016 N 29104 в оспариваемой части не соответствуют положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, суд признает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 ст. 374 НК РФ определено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Признаки основных средств даны в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов России от 30.03.2001 N 26н.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ).
Налогоплательщик вправе использовать налоговые преимущества в виде пониженной налоговой ставки, обязанность доказывания права использовать налоговые преимущества в виде пониженной ставки лежит на налогоплательщике.
В соответствии с положениями п. 11 ст. 381 НК РФ, освобождаются от налогообложения организации в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 380 НК РФ ставки по налогу на имущество устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 3 ст. 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
На основании данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - Перечень N 504).
В названном Перечне указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит столбец "Примечание", в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
Однако право на применение пониженной налоговой ставки законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов налогообложения, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
Из введения в ОКОФ следует, что он составлен с целью обеспечения расчета экономических показателей; в основу классификации положено назначение объекта, его связь с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами.
Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: 1) имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в п. 3 ст. 380 НК РФ; 2) имущество указано в Перечне N 504.
Как следует из материалов дела, ООО Артель старателей "Фарта" за 1 полугодие 2016 года заявлена льгота по налогу на имущество организаций в виде пониженной ставки налога в размере 1,3 процента в отношении следующего имущества:
- - линия электропередачи воздушная 35 кВ "Фарта", код льготы 12 4521125 - Линии электропередачи воздушные;
- - трансформаторная подстанция ПС 35/6 кВ "Фарта", код льготы 14 3115020 - Подстанции трансформаторные комплектные;
- - трансформатор силовой ТМНП 6300/35-У 1, код льготы 14 3115010 - Трансформаторы электрические силовые мощные.
Указанные льготируемые объекты основных средств принадлежат обществу на основании Свидетельства о государственной регистрации права N 66 АЖ 510294, согласно которому: Объект права: "ПС 35 кВ "Фарта" с ВЛ 35 кВ, назначение: электроэнергетики. Протяженность 6550 м. Адрес (местоположение): Свердловская область, Кушвинский городской округ, от столба существующей ЛЭП в районе 204 км автомагистрали Екатеринбург-Серов до проектируемой подстанции в деревне Мостовая, Разрешения N 19-06-15/14 от 22.04.2014, выданного Уральским управлением Ростехнадзора, на допуск в эксплуатацию энергоустановки ВЛ-35 кВ с кабельной вставкой, ПС-35/6 кВ "Фарта" с силовым трансформатором 6300 кВА, подключенные к ВЛ-35 кВ "Верхняя Тура - Насосная-2" в пролете опор NN 54 - 55 ПС-110/35/ кВ "Верхняя Тура" ПО НТЭС филиала ОАО "МРСК Урала" - "Свердловэнерго" (подстанция).
Как указала инспекция, основанием для доначисления суммы налога на имущество организаций за 1 полугодие 2016 года, явилось неправомерное применение обществом льготы, предусмотренной п. 3 ст. 380 НК РФ и п. 11 ст. 381 НК РФ, в отношении основных средств: Линия электропередачи воздушная 35 кВ, Трансформаторная подстанция ПС 35/6 кВ "Фарта", Трансформатор силовой ТМНП 6300/3 5-У 1, поскольку фактическое назначение льготируемого налогоплательщиком имущества не соответствует функциональному назначению имущества, указанному в Перечне N 504, что исключает применение в отношении этого имущества налоговой льготы.
Заявитель полагает, что им обоснованно применялась пониженная ставка по налогу на имущество, так как спорные объекты основных средств относятся к линиям передачи, а также к сооружениям, которые являются неотъемлемой, технологической частью линий энергопередачи и, соответственно, им соблюдены требования п. 4.1 ст. 2 Закона Свердловской области N 35-ОЗ от 27.11.2003 "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций".
Действительно в Перечень N 504 включены воздушные линии электропередачи напряжением от 0,4 до 1500 кВ включительно (код ОКОФ 12 4521125), подстанции трансформаторные комплектные (код ОКОФ 14 3115020) и трансформаторы электрические силовые мощные (код ОКОФ 14 3115010). Эти же коды льгот присвоены обществом указанному льготируемому имуществу.
Согласно коду ОКОФ 12 4521125, указанному в Перечне N 504, к линиям электропередачи воздушным относятся линии электропередачи воздушные напряжением от 0,4 до 1500 кВ включительно, переменного и постоянного тока на металлических опорах, на опорах из непропитанной древесины, на опорах из пропитанной древесины, на железобетонных опорах, в том числе опоры, фундаменты, провода, тросы, изолирующие подвески, охранные системы, системы заземления, системы защиты ВЛ, устройства светоограждения, устройства защиты от перенапряжений, устройства отбора мощности, установленные непосредственно на линии электропередачи, высокочастотные заградители, если они размещены в границах зоны эксплуатации линии электропередачи, устройства плавки гололеда и элементы, входящие в состав линий электропередачи.
В Постановлении Госгортехнадзора Российской Федерации от 05.06.2003 N 65 содержится определение воздушной линии электропередачи - это устройство для передачи и распределения электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам, стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.), стационарные или передвижные.
Понятие "линии энергопередачи" в налоговом законодательстве отсутствует, в связи с чем необходимо руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации (пункт 1 ст. 11 Кодекса).
Перечень объектов, входящих в состав линий энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов, утвержден Министерством энергетики Российской Федерации 25.04.2001 и согласован с МНС России и Минфином России; указанный перечень разработан на основании ГОСТ 24291-90, ГОСТ 19431-84, СНиП 3.05.06-85 "Электротехнические устройства", "Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей" и "Правил устройства электроустановок", указанный перечень является действующим до настоящего времени.
Согласно п. 6 "ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденных постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029 (далее - ГОСТ 19431-84), энергоснабжение (электроснабжение) - обеспечение потребителей энергией (электрической энергией), при этом на основании п. 21 этого Стандарта потребителем признается предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).
На основании п. 34 ГОСТ 19431-84, линия электропередачи (ЛЭП) - это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.
Классификатором "ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов", утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359 определен код ОКОФ 14 3115020 "Подстанции трансформаторные комплектные". По структуре данный код ОКОФ является подклассом, входит в группу под общим (класс) кодом ОКОФ 14 3115000 "Трансформаторы электрические силовые мощные".
Пунктом 4.2.6 "Правил устройства электроустановок", утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003 N 242 определено, что трансформаторная подстанция определяется, как электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, РУ, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.
Комплектная трансформаторная подстанция модульного типа ПС 35/6 кВ "Фарта" относится к коду ОКОФ 14 3115020 "подстанции трансформаторные комплектные" и предназначена для приема, преобразования и распределения электрической энергии переменного тока.
Данные подстанции соответствуют определению комплектной трансформаторной подстанции, содержащемуся в ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения": комплектная трансформаторная подстанция (КТП) - это подстанция, состоящая из шкафов или блоков со встроенных в них трансформатором и другим оборудованием распределительного устройства, поставляемая в собранном или подготовленном для сборки виде.
Относящийся к подклассу 14 3115010 "Трансформаторы электрические силовые мощные", в рассматриваемом случае Трансформатор силовой ТМНП6300/35-У1, относится к классу 14 3115000 "Трансформаторы электрические преобразователи статистические и индукторы" подраздела 14 0000000 "Машины и оборудование" и предназначен для преобразования электрической энергии в сетях энергосистем, а также для питания различных потребителей в сетях переменного тока.
Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлены субъекты электроэнергетики, к которым отнесены лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии, а также лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд - потребители электрической и тепловой энергии (ст. 3 Закона N 35-ФЗ).
Таким образом, налоговая льгота в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, может быть предоставлена только организациям, осуществляющим экономическую деятельность в сфере электроэнергетики, на балансе которых учитываются электрические сети и иные объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Спорные основные средства, в отношении которых применена пониженная ставка налога, являются оборудованием, обеспечивающим передачу и преобразование электроэнергии от точки разграничения эксплуатационной ответственности общества и сетевой организации (от столба существующей ЛЭП в районе 204 км автомагистрали Екатеринбург-Серов до проектируемой подстанции в деревне Мостовая). Указанное обстоятельство не оспаривается налогоплательщиком.
Таким образом, льготируемые налогоплательщиком объекты основных средств, исходя из их функционального назначения и технических характеристик, обеспечивают снабжение электроэнергией свои производственные здания, помещения в пределах зоны эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности ООО Артель старателей "Фарта". Указанные объекты предназначены и фактически используются для обеспечения собственных нужд предприятия электроэнергией.
ООО Артель старателей "Фарта" не является сетевой организацией, не оказывает услуги по поставке и передаче электроэнергии, а является потребителем, получая электроэнергию от сетевой организации, посредством энергопринимающих устройств.
Находящееся на балансе предприятия электрическое оборудование и сооружения, используемые им для собственных и производственных нужд, не могут относиться к линиям энергопередачи, магистральным трубопроводам, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, к которым согласно Закону N 35-ФЗ относятся электрические сети и иные объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Фактическое назначение льготируемого имущества не соответствует функциональному назначению имущества, указанному в Перечне N 504, что исключает применение в отношении этого имущества налоговой льготы.
Таким образом, льгота по налогу на имущество организации за 1 полугодие 2016 года применена ООО Артель старателей "Фарта" необоснованно.
На основании изложенного доначисление налога на имущество организаций за 1 полугодие 2016 года в сумме 33658 руб., начисление соответствующих сумм пени произведено налоговым органом правомерно.
При данных обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Артель старателей "ФАРТА" (ИНН 6660084047, ОГРН 1036603481639) отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
Е.В.БУШУЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)