Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Поляковой Раисы Никаноровны на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20 октября 2015 года по делу N А47-6145/2015 (судья Сердюк Т.В.).
В заседании приняли участие представители:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга - Басырева К.С. (доверенность от 03.11.2015 N 03-38),
Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области - Ястребов А.А. (доверенность от 15.10.2015 N 22).
Индивидуальный предприниматель Полякова Раиса Никоноровна (далее - заявитель, налогоплательщик, ИП Полякова Р.Н., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением: к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, Инспекция ФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга) - о признании недействительными решения от 21.01.2015 N 26210 и требования от 21.01.2015 N 26023; к Управлению Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (далее - вышестоящий налоговый орган, УФНС России по Оренбургской области) - о признании недействительным решения от 08.05.2015 N 16-15/05470.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.10.2015 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказано.
В апелляционной жалобе налогоплательщик просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии обжалуемого в апелляционном порядке решения, допущено неправильное применение норм материального права. В частности, податель апелляционной жалобы ссылается на то, что арбитражный суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание вступивший в законную силу судебный акт - решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.03.2014 по делу N А47-12930/2014, которым установлена кадастровая стоимость земельного участка с присвоенным кадастровым номером 56:44:0127002:22, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Монтажников, 23, равной рыночной, в размере 20 100 000 руб., на дату 01.01.2012, - в связи с чем, ранее установленная кадастровая стоимость, применяемая в целях налогообложения не соответствовала ее рыночной стоимости, что противоречит п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). По мнению предпринимателя, арбитражным судом первой инстанции при принятии обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не учтена правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, а также разъяснения, содержащиеся в письмах ФНС России от 19.07.2013 N БС-4-11/13149, Минфина России от 16.07.2013 N 03-05-04-02/27809. Кроме того, налогоплательщик ссылается на постановление Правительства Оренбургской области от 24.12.2011 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (в редакции от 10.07.2013).
В представленных отзывах на апелляционную жалобу Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга и Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области просят оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Заявитель, о времени и месте судебного разбирательства извещенный надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции 12.01.2016 не прибыл, представив ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ИП Поляковой Р.Н.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга и Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая ИП Поляковой Р.Н. в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам, и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в настоящем деле доказательств, предпринимателю на праве собственности принадлежит земельным участком с присвоенным кадастровым номером 56:44:0127002:22, площадью 34 608 кв. м, расположенный в г. Оренбурге по адресу ул. Монтажников, 23.
Предпринимателем в налоговый орган по месту учета представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, с продекларированной к уплате суммой земельного налога, равной 0 руб. В последующем ИП Поляковой Р.Н. в налоговый орган по месту учета была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, с продекларированной к уплате суммой земельного налога, также равной 0 руб., и с заявленной кадастровой стоимостью земельного участка, равной 20 100 000 руб.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.04.2013 по делу N А47-12930/2013, по иску ИП Поялковой Р.Н. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" при этом была установлена кадастровая стоимость указанного земельного участка с кадастровым номером 56:44:0127002:22 в размере, равном его рыночной стоимости - 20 100 000 руб.
Полагая, что в связи со вступлением в законную силу решения Арбитражного суда Оренбургской области от 01.04.2014 по делу N А47-12930/2013, у налогоплательщика возникает право на ретроспективный перерасчет налоговых обязательств по земельному налогу, предпринимателем в налоговый орган по месту учета была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, в которых земельный налог исчислен исходя из кадастровой стоимости земельного участка определенной в соответствии с решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.04.2013 по делу N А47-12930/2013.
Уточненная налоговая декларация ИП Поляковой Р.Н. по земельному налогу за 2013 год, явилась основанием для проведения Инспекций ФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга, камеральной налоговой проверки, по результатам которой 13.08.2014 был составлен акт N 22274, а, 04.12.2014 было вынесено решение N 11-02-22/26210 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, - которым ИП Поляковой Р.Н. доначислен и предложен к уплате земельный налог за 2013 год в сумме 824 212 руб., а также, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), начислены и предложены к уплате пени по земельному налогу, составившие 62 558 руб. Основанием для доначисления предпринимателю земельного налога за 2013 год и начисления пеней послужили выводы налогового органа о неуплате налогоплательщиком земельного налога за данный налоговый период, при этом в целях исчисления земельного налога, была взята кадастровая стоимость земельного участка, равная 54 947 467,68 руб., установленная постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов".
Налоговым органом налогоплательщику было выставлено требование N 26023 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 21.01.2015, - которым Поляковой Р.Н. предложено уплатить доначисленную сумму земельного налога и начисленные пени (по вышеупомянутому решению Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга), в срок 10.02.2015.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 08.05.2015 N 16-15/05470, решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем, с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом возможность внесения установленной судом рыночной стоимости в качестве кадастровой в государственный кадастр недвижимости с иного, более раннего момента, не предусмотрена.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость вышеупомянутого земельного участка, принадлежащего заявителю, установленная вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.04.2014 по делу N А47-12930/2013, не подлежит ретроспективному применению при исчислении земельного налога за 2013 год.
Ссылка заявителя на возможность ретроспективного перерасчета налоговых обязательств по земельному налогу, судом апелляционной инстанции отклоняется, - учитывая, что спорный вопрос уже в достаточной мере урегулирован сложившейся судебной практикой, сформированной прежде всего, исходя из правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, а, в дальнейшем - в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
В рамках дела N А47-12930/2013 основанием для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка послужил тот факт, что в процессе государственной кадастровой оценки не удалось установить действительную рыночную стоимость земельных участков, находящихся в собственности предпринимателя.
Исходя из общего принципа установления кадастровой стоимости на дату, единую для всех оцениваемых объектов на соответствующей территории, определение кадастровой стоимости отдельного земельного участка на иную дату в индивидуальном порядке не может быть признано допустимым.
Следовательно, определение рыночной стоимости земельного участка на дату его кадастровой оценки было необходимо для сравнения результатов такой оценки, и определения новой кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка.
Указанная дата имеет значение для упорядочения сведений государственного кадастра недвижимости, и не связана с изменением налоговых обязательств заявителя.
С учетом изложенного довод заявителя о необходимости при исчислении земельного налога за 2013 год, применения кадастровой стоимости земельного участка, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.04.2014 по делу N А47-12930/2013, - отклоняется, как основанный на ошибочном толковании закона.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно ст. ст. 24.11, 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действующей в спорный период), государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316) и определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей установленных законом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил N 316).
Согласно п. п. 9, 10 указанных Правил, результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области были утверждены постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка, принадлежавшего заявителю, составляла 62 339 390,40 руб.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельного участка, принадлежавшего заявителю, составила 54 947 467,68 руб.
Согласно п. п. 2, 5 Постановления N 1122-п, данное постановление вступает в силу после его официального опубликования, результаты государственной кадастровой оценки рекомендованы, в том числе, и для целей налогообложения.
Постановление N 1122-п опубликовано в газете "Оренбуржье" 27.12.2012 N 214.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 N 2-П, по смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации, применительно к актам законодательства о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие. Указанное конституционное положение требует от законодателя определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем, чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из статей 8 (часть 1) и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, в Постановлении от 02.07.2013 N 17-П, конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Следовательно, нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании ст. 5 НК РФ.
В силу абз. 2 п. 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П выявленный в этом постановлении конституционно-правовой смысл указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Таким образом, как следует из указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, такие комплексные нормативные правовые акты для целей налогообложения вступают в силу и действуют во времени по правилам Налогового кодекса Российской Федерации. Соответственно указанные акты для целей налогообложения и для иных, не связанных с налогообложением целей, могут вступать в силу в разное время.
Так, пунктом 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Положения, предусмотренные ст. 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Пунктом 1 ст. 393 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Следовательно, исходя из положений абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ, а также с учетом положений п. 1 ст. 393 Кодекса, опубликованное 27.12.2012 Постановление N 1122-п вступило в силу для целей налогообложения 27.01.2013 и подлежит применению при исчислении земельного налога с 01.01.2014.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 5 НК РФ (в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ) акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
В силу п. 4 ст. 5 Кодекса, акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Таким образом, правило, предусмотренное абз. 3 п. 1 ст. 5 НК РФ, распространяется только на акты улучшающие положение налогоплательщика.
Между тем Постановление N 1122-п лишь утверждает результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Оренбургской области, в связи с чем, предыдущие результаты, утвержденные постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п, теряют свою актуальность и не подлежат применению.
При этом утвержденная Постановлением N 1122-п кадастровая стоимость земельных участков отличается, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, от кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением N 414-п.
Таким образом, Постановление N 1122-п не может быть признано ни улучшающим, ни ухудшающим положение налогоплательщика, в связи с чем, указанный акт для целей налогообложения вступает в силу по общему правилу, предусмотренному абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ, то есть с 01.01.2014.
Пункт 5 ст. 65 ЗК РФ определяет, что кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, для иных целей, не связанных с налогообложением, Постановление N 1122-п может вступать в силу и применяться в иные сроки, ранее 01.01.2014, поэтому указание в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января 2013 года кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением N 1122-п не свидетельствуют о том, что указанная кадастровая стоимость подлежит применению для целей исчисления обществом земельного налога за 2013 год.
Внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости) не влияет на момент, с которого новая кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением N 1122-п, подлежит применению для целей налогообложения.
Соответственно, указание в изменяющих Постановление N 1122-п нормативных правовых актах на то, что они распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года, также не влияет на порядок определения момента вступления Постановления N 1122-п в силу для целей налогообложения.
Установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки, то есть дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки (п. 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256)).
Таким образом, в проверяемом периоде (2013 год) для целей налогообложения подлежало применению постановление Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п.
Указанный вывод согласуется с положениями абз. 2 п. 2 ст. 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие внесение изменений в законодательство субъекта Российской Федерации о налогах и сборах, принятые после дня внесения в законодательный (представительный) орган проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, приводящие к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должны содержать положения о вступлении в силу указанных законов субъекта Российской Федерации не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.
Пунктом 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Надлежащее исполнения обязанности по уплате налога обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со статьей 75 НК РФ. Соответственно налоговым органом правомерно начислена пеня в сумме 62 558 руб., в связи с неуплатой предпринимателем земельного налога за 2013 год.
Отказ арбитражного суда первой инстанции налогоплательщику, в удовлетворении заявленных требований, касательно решения вышестоящего налогового органа, согласуется с правовой позицией, изложенной в п. 75 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
При наличии вышеперечисленного, арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20 октября 2015 года по делу N А47-6145/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Поляковой Раисы Никаноровны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
В.Ю.КОСТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.01.2016 N 18АП-15138/2015 ПО ДЕЛУ N А47-6145/2015
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 2016 г. N 18АП-15138/2015
Дело N А47-6145/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Поляковой Раисы Никаноровны на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20 октября 2015 года по делу N А47-6145/2015 (судья Сердюк Т.В.).
В заседании приняли участие представители:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга - Басырева К.С. (доверенность от 03.11.2015 N 03-38),
Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области - Ястребов А.А. (доверенность от 15.10.2015 N 22).
Индивидуальный предприниматель Полякова Раиса Никоноровна (далее - заявитель, налогоплательщик, ИП Полякова Р.Н., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением: к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, Инспекция ФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга) - о признании недействительными решения от 21.01.2015 N 26210 и требования от 21.01.2015 N 26023; к Управлению Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (далее - вышестоящий налоговый орган, УФНС России по Оренбургской области) - о признании недействительным решения от 08.05.2015 N 16-15/05470.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.10.2015 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказано.
В апелляционной жалобе налогоплательщик просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии обжалуемого в апелляционном порядке решения, допущено неправильное применение норм материального права. В частности, податель апелляционной жалобы ссылается на то, что арбитражный суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание вступивший в законную силу судебный акт - решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.03.2014 по делу N А47-12930/2014, которым установлена кадастровая стоимость земельного участка с присвоенным кадастровым номером 56:44:0127002:22, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Монтажников, 23, равной рыночной, в размере 20 100 000 руб., на дату 01.01.2012, - в связи с чем, ранее установленная кадастровая стоимость, применяемая в целях налогообложения не соответствовала ее рыночной стоимости, что противоречит п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). По мнению предпринимателя, арбитражным судом первой инстанции при принятии обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не учтена правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, а также разъяснения, содержащиеся в письмах ФНС России от 19.07.2013 N БС-4-11/13149, Минфина России от 16.07.2013 N 03-05-04-02/27809. Кроме того, налогоплательщик ссылается на постановление Правительства Оренбургской области от 24.12.2011 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (в редакции от 10.07.2013).
В представленных отзывах на апелляционную жалобу Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга и Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области просят оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Заявитель, о времени и месте судебного разбирательства извещенный надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции 12.01.2016 не прибыл, представив ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ИП Поляковой Р.Н.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга и Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая ИП Поляковой Р.Н. в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам, и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в настоящем деле доказательств, предпринимателю на праве собственности принадлежит земельным участком с присвоенным кадастровым номером 56:44:0127002:22, площадью 34 608 кв. м, расположенный в г. Оренбурге по адресу ул. Монтажников, 23.
Предпринимателем в налоговый орган по месту учета представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, с продекларированной к уплате суммой земельного налога, равной 0 руб. В последующем ИП Поляковой Р.Н. в налоговый орган по месту учета была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, с продекларированной к уплате суммой земельного налога, также равной 0 руб., и с заявленной кадастровой стоимостью земельного участка, равной 20 100 000 руб.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.04.2013 по делу N А47-12930/2013, по иску ИП Поялковой Р.Н. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" при этом была установлена кадастровая стоимость указанного земельного участка с кадастровым номером 56:44:0127002:22 в размере, равном его рыночной стоимости - 20 100 000 руб.
Полагая, что в связи со вступлением в законную силу решения Арбитражного суда Оренбургской области от 01.04.2014 по делу N А47-12930/2013, у налогоплательщика возникает право на ретроспективный перерасчет налоговых обязательств по земельному налогу, предпринимателем в налоговый орган по месту учета была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, в которых земельный налог исчислен исходя из кадастровой стоимости земельного участка определенной в соответствии с решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.04.2013 по делу N А47-12930/2013.
Уточненная налоговая декларация ИП Поляковой Р.Н. по земельному налогу за 2013 год, явилась основанием для проведения Инспекций ФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга, камеральной налоговой проверки, по результатам которой 13.08.2014 был составлен акт N 22274, а, 04.12.2014 было вынесено решение N 11-02-22/26210 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, - которым ИП Поляковой Р.Н. доначислен и предложен к уплате земельный налог за 2013 год в сумме 824 212 руб., а также, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), начислены и предложены к уплате пени по земельному налогу, составившие 62 558 руб. Основанием для доначисления предпринимателю земельного налога за 2013 год и начисления пеней послужили выводы налогового органа о неуплате налогоплательщиком земельного налога за данный налоговый период, при этом в целях исчисления земельного налога, была взята кадастровая стоимость земельного участка, равная 54 947 467,68 руб., установленная постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов".
Налоговым органом налогоплательщику было выставлено требование N 26023 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 21.01.2015, - которым Поляковой Р.Н. предложено уплатить доначисленную сумму земельного налога и начисленные пени (по вышеупомянутому решению Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга), в срок 10.02.2015.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 08.05.2015 N 16-15/05470, решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем, с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом возможность внесения установленной судом рыночной стоимости в качестве кадастровой в государственный кадастр недвижимости с иного, более раннего момента, не предусмотрена.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость вышеупомянутого земельного участка, принадлежащего заявителю, установленная вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.04.2014 по делу N А47-12930/2013, не подлежит ретроспективному применению при исчислении земельного налога за 2013 год.
Ссылка заявителя на возможность ретроспективного перерасчета налоговых обязательств по земельному налогу, судом апелляционной инстанции отклоняется, - учитывая, что спорный вопрос уже в достаточной мере урегулирован сложившейся судебной практикой, сформированной прежде всего, исходя из правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, а, в дальнейшем - в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
В рамках дела N А47-12930/2013 основанием для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка послужил тот факт, что в процессе государственной кадастровой оценки не удалось установить действительную рыночную стоимость земельных участков, находящихся в собственности предпринимателя.
Исходя из общего принципа установления кадастровой стоимости на дату, единую для всех оцениваемых объектов на соответствующей территории, определение кадастровой стоимости отдельного земельного участка на иную дату в индивидуальном порядке не может быть признано допустимым.
Следовательно, определение рыночной стоимости земельного участка на дату его кадастровой оценки было необходимо для сравнения результатов такой оценки, и определения новой кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка.
Указанная дата имеет значение для упорядочения сведений государственного кадастра недвижимости, и не связана с изменением налоговых обязательств заявителя.
С учетом изложенного довод заявителя о необходимости при исчислении земельного налога за 2013 год, применения кадастровой стоимости земельного участка, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.04.2014 по делу N А47-12930/2013, - отклоняется, как основанный на ошибочном толковании закона.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно ст. ст. 24.11, 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действующей в спорный период), государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316) и определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей установленных законом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил N 316).
Согласно п. п. 9, 10 указанных Правил, результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области были утверждены постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка, принадлежавшего заявителю, составляла 62 339 390,40 руб.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельного участка, принадлежавшего заявителю, составила 54 947 467,68 руб.
Согласно п. п. 2, 5 Постановления N 1122-п, данное постановление вступает в силу после его официального опубликования, результаты государственной кадастровой оценки рекомендованы, в том числе, и для целей налогообложения.
Постановление N 1122-п опубликовано в газете "Оренбуржье" 27.12.2012 N 214.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 N 2-П, по смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации, применительно к актам законодательства о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие. Указанное конституционное положение требует от законодателя определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем, чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из статей 8 (часть 1) и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, в Постановлении от 02.07.2013 N 17-П, конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Следовательно, нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании ст. 5 НК РФ.
В силу абз. 2 п. 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П выявленный в этом постановлении конституционно-правовой смысл указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Таким образом, как следует из указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, такие комплексные нормативные правовые акты для целей налогообложения вступают в силу и действуют во времени по правилам Налогового кодекса Российской Федерации. Соответственно указанные акты для целей налогообложения и для иных, не связанных с налогообложением целей, могут вступать в силу в разное время.
Так, пунктом 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Положения, предусмотренные ст. 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Пунктом 1 ст. 393 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Следовательно, исходя из положений абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ, а также с учетом положений п. 1 ст. 393 Кодекса, опубликованное 27.12.2012 Постановление N 1122-п вступило в силу для целей налогообложения 27.01.2013 и подлежит применению при исчислении земельного налога с 01.01.2014.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 5 НК РФ (в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ) акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
В силу п. 4 ст. 5 Кодекса, акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Таким образом, правило, предусмотренное абз. 3 п. 1 ст. 5 НК РФ, распространяется только на акты улучшающие положение налогоплательщика.
Между тем Постановление N 1122-п лишь утверждает результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Оренбургской области, в связи с чем, предыдущие результаты, утвержденные постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п, теряют свою актуальность и не подлежат применению.
При этом утвержденная Постановлением N 1122-п кадастровая стоимость земельных участков отличается, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, от кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением N 414-п.
Таким образом, Постановление N 1122-п не может быть признано ни улучшающим, ни ухудшающим положение налогоплательщика, в связи с чем, указанный акт для целей налогообложения вступает в силу по общему правилу, предусмотренному абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ, то есть с 01.01.2014.
Пункт 5 ст. 65 ЗК РФ определяет, что кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, для иных целей, не связанных с налогообложением, Постановление N 1122-п может вступать в силу и применяться в иные сроки, ранее 01.01.2014, поэтому указание в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января 2013 года кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением N 1122-п не свидетельствуют о том, что указанная кадастровая стоимость подлежит применению для целей исчисления обществом земельного налога за 2013 год.
Внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости) не влияет на момент, с которого новая кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением N 1122-п, подлежит применению для целей налогообложения.
Соответственно, указание в изменяющих Постановление N 1122-п нормативных правовых актах на то, что они распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года, также не влияет на порядок определения момента вступления Постановления N 1122-п в силу для целей налогообложения.
Установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки, то есть дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки (п. 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256)).
Таким образом, в проверяемом периоде (2013 год) для целей налогообложения подлежало применению постановление Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п.
Указанный вывод согласуется с положениями абз. 2 п. 2 ст. 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие внесение изменений в законодательство субъекта Российской Федерации о налогах и сборах, принятые после дня внесения в законодательный (представительный) орган проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, приводящие к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должны содержать положения о вступлении в силу указанных законов субъекта Российской Федерации не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.
Пунктом 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Надлежащее исполнения обязанности по уплате налога обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со статьей 75 НК РФ. Соответственно налоговым органом правомерно начислена пеня в сумме 62 558 руб., в связи с неуплатой предпринимателем земельного налога за 2013 год.
Отказ арбитражного суда первой инстанции налогоплательщику, в удовлетворении заявленных требований, касательно решения вышестоящего налогового органа, согласуется с правовой позицией, изложенной в п. 75 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
При наличии вышеперечисленного, арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20 октября 2015 года по делу N А47-6145/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Поляковой Раисы Никаноровны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
В.Ю.КОСТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)