Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.10.2017.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи М.С. Сафроновой,
судей А.С. Маслова, Т.Б. Красновой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Ю. Троян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Сбербанк"
на определение Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2017 по делу N А40-136935/16, вынесенное судьей И.В. Романченко,
об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина Пономарева М.В. в редакции от 31.03.2017
при участии в судебном заседании:
от ПАО "Сбербанк" - Музенитов Т.М., по дов. от 17.04.2017,
от Пономарева М.В. - Волохова А.Д., по дов. от 16.04.2016,
установил:
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 12.09.2016 в отношении Пономарева М.В. (далее также - должник) введена процедура реструктуризации долгов, финансовым управляющим утверждена Тверскова О.В. Сообщение об этом опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 187 от 08.10.2016.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2017 утвержден план реструктуризации долгов гражданина-должника Пономарева М.В.
ПАО "Сбербанк" с определением суда не согласилось, обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина.
Должником представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ПАО "Сбербанк" доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней, просил отменить определение суда.
Представитель Пономарева М.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, указывая на ее необоснованность, просил определение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность определения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда.
В апелляционной жалобе ПАО "Сбербанк" ссылается на предусмотренные п. 4 ст. 213.7 Закона о банкротстве условия утверждения плана реструктуризации судом и указывает, что одно из таких условий отсутствует, а именно - условие о том, что иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа должны быть погашены в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев.
Между тем, указывает банк, исходя из справок 2-НДФЛ за 2016 - 2017 гг., сведений о заработной плате с места работы, среднемесячная заработная плата должника составляет 168 438,06 руб., среднемесячный доход за шесть месяцев составляет 1 010 628,36 руб. С учетом исключения из данной суммы НДФЛ в размере 13% и прожиточного минимума для должника и его несовершеннолетнего ребенка (186 498 руб.), общая сумма, которая подлежала бы распределению между всеми кредиторами в случае немедленной реализации имущества и распределения среднемесячного дохода, составляет 692 748,67 руб. Разница между суммой для погашения требований кредиторов за 24 мес. и немедленной реализации его имущества несущественна - около 30 000 руб. Суд первой инстанции не учел положения п. 4 ст. 213.7 Закона о банкротстве.
В действиях должника, по мнению банка, присутствует злоупотребление правом, поскольку он уже представлял план реструктуризации долгов, срок реализации которого составлял 36 мес., а ежемесячный платеж - 36 139,40 руб. С учетом того, что суммы ежемесячной выплаты всем кредиторам несущественно отличаются от суммы ежемесячного платежа в утвержденном плане реструктуризации (около 6 000 руб.), утвержденным судом, а погашение требований кредиторов предусмотрено в размере существенно меньшем (на 45%), то банк делает вывод о злоупотреблении правом и попытке должника избавиться от лишней долговой нагрузки.
Данные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 213.12 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в ходе реструктуризации долгов гражданина он, кредитор или уполномоченный орган не позднее чем в течение десяти дней с даты истечения срока, предусмотренного п. 2 ст. 213.8 Закона о банкротстве, вправе направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации долгов гражданина.
План реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган (п. 1 ст. 213.14 Закона о банкротстве).
Порядок уведомления конкурсных кредиторов и уполномоченного органа о существенном изменении имущественного положения гражданина, критерии существенного изменения его имущественного положения устанавливаются в плане реструктуризации долгов гражданина (п. 1 ст. 213.14 Закона о банкротстве).
Проект плана реструктуризации долгов гражданина с приложением документов, предусмотренных Законом о банкротстве, направляется гражданином, конкурсным кредитором или уполномоченным органом финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается указанным лицам лично (п. 2 ст. 213.12 Закона о банкротстве).
Установлено, что проект плана реструктуризации долгов гражданина составлен Пономаревым М.В. и направлен финансовому управляющему и конкурсным кредиторам 20.02.2017. Данный проект плана предусматривал погашение 100% требований кредиторов, включенных в реестр, в течение трех лет.
Сведения о порядке и месте ознакомления с проектом плана реструктуризации включено в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве 03.03.2017 (сообщение N 1637185).
Проект плана реструктуризации долгов гражданина рассматривается собранием кредиторов в порядке, установленном Законом о банкротстве (п. 6 ст. 213.12 Закона о банкротстве).
Решение собрания кредиторов об одобрении проекта плана реструктуризации долгов гражданина принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов (ст. 213.16 Закона о банкротстве).
Собрание кредиторов было назначено на 17.03.2017. Данное собрание было признано неправомочным на основании п. 4 ст. 12 Закона о банкротстве, проект плана реструктуризации долгов Пономарева М.В. не был одобрен собранием кредиторов.
ПАО "Сбербанк России" имело право принять участие в указанном собрании кредиторов и проголосовать за утверждение проекта плана реструктуризации долгов, предусматривающего погашение 100% требований кредиторов, включенных в реестр, однако участия в нем не приняло.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (п. 2 ст. 9 АПК РФ).
Проект плана реструктуризации долгов гражданина был повторно составлен Пономаревым М.В. и направлен финансовому управляющему и конкурсным кредиторам 01.04.2017.
Сведения о порядке и месте ознакомления с проектом плана реструктуризации включено в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве 03.04.2017 (сообщение N 1709884).
Собрание кредиторов было назначено на 18.04.2017. Данное собрание было признано неправомочным на основании п. 4 ст. 12 Закона о банкротстве, проект плана реструктуризации долгов Пономарева М.В. не был одобрен собранием кредиторов.
В данном собрании кредиторов ПАО "Сбербанк России" также не приняло участие.
В случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд вправе утвердить этот план при условии, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и указанный размер составляет не менее чем пятьдесят процентов размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа (п. 4 ст. 213.17 Закона о банкротстве).
Утвержденный план реструктуризации долгов Пономарева М.В. содержит положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и указанный размер составляет 55, 34% размера требований таких кредиторов. Залоговые кредиторы у Пономарева М.В. отсутствуют.
В случае, если план реструктуризации долгов гражданина утвержден арбитражным судом в порядке, установленном п. 4 ст. 213.17 Закона о банкротстве, срок реализации этого плана должен составлять не более чем два года (п. 2 ст. 213.14 Закона о банкротстве).
Срок реализации плана реструктуризации долгов Пономарева М.В. составляет два года.
Как следует из справки о доходах физического лица за 2017 от 20.10.2017 N 00000196 по форме 2-НДФЛ, среднемесячный доход Пономарева М.В. за 10 месяцев составляет 147 847,30 руб. Вопреки доводам апелляционной жалобы, прожиточный минимум, установленный Постановлением Правительства Москвы от 12.09.2017 N 663-ПП, составляет для трудоспособного населения 18 742 руб., для детей 14 252 руб.
Таким образом, расчет суммы, которую могли бы получить кредиторы в результате немедленной реализации имущества гражданина, представленный ПАО "Сбербанк России", неверен. Существенно больший размер удовлетворения требований кредиторов в результате реализации плана реструктуризации долгов Пономарева М.В. правильно установлен судом первой инстанции.
План реструктуризации долгов Пономарева М.В., утвержденный оспариваемым определением суда, соответствует требованиям ст. 213.14 Закона о банкротстве, основания для отказа в утверждении план реструктуризации долгов, предусмотренные ст. 213.18 Закона о банкротстве, отсутствуют.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, нормы материального и процессуального права применены верно.
Определение суда законно и обосновано. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2017 по делу N А40-136935/16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ПАО "Сбербанк России" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.10.2017 N 09АП-45908/2017 ПО ДЕЛУ N А40-136935/2016
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2017 г. N 09АП-45908/2017
Дело N А40-136935/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.10.2017.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи М.С. Сафроновой,
судей А.С. Маслова, Т.Б. Красновой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Ю. Троян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Сбербанк"
на определение Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2017 по делу N А40-136935/16, вынесенное судьей И.В. Романченко,
об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина Пономарева М.В. в редакции от 31.03.2017
при участии в судебном заседании:
от ПАО "Сбербанк" - Музенитов Т.М., по дов. от 17.04.2017,
от Пономарева М.В. - Волохова А.Д., по дов. от 16.04.2016,
установил:
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 12.09.2016 в отношении Пономарева М.В. (далее также - должник) введена процедура реструктуризации долгов, финансовым управляющим утверждена Тверскова О.В. Сообщение об этом опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 187 от 08.10.2016.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2017 утвержден план реструктуризации долгов гражданина-должника Пономарева М.В.
ПАО "Сбербанк" с определением суда не согласилось, обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина.
Должником представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ПАО "Сбербанк" доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней, просил отменить определение суда.
Представитель Пономарева М.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, указывая на ее необоснованность, просил определение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность определения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда.
В апелляционной жалобе ПАО "Сбербанк" ссылается на предусмотренные п. 4 ст. 213.7 Закона о банкротстве условия утверждения плана реструктуризации судом и указывает, что одно из таких условий отсутствует, а именно - условие о том, что иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа должны быть погашены в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев.
Между тем, указывает банк, исходя из справок 2-НДФЛ за 2016 - 2017 гг., сведений о заработной плате с места работы, среднемесячная заработная плата должника составляет 168 438,06 руб., среднемесячный доход за шесть месяцев составляет 1 010 628,36 руб. С учетом исключения из данной суммы НДФЛ в размере 13% и прожиточного минимума для должника и его несовершеннолетнего ребенка (186 498 руб.), общая сумма, которая подлежала бы распределению между всеми кредиторами в случае немедленной реализации имущества и распределения среднемесячного дохода, составляет 692 748,67 руб. Разница между суммой для погашения требований кредиторов за 24 мес. и немедленной реализации его имущества несущественна - около 30 000 руб. Суд первой инстанции не учел положения п. 4 ст. 213.7 Закона о банкротстве.
В действиях должника, по мнению банка, присутствует злоупотребление правом, поскольку он уже представлял план реструктуризации долгов, срок реализации которого составлял 36 мес., а ежемесячный платеж - 36 139,40 руб. С учетом того, что суммы ежемесячной выплаты всем кредиторам несущественно отличаются от суммы ежемесячного платежа в утвержденном плане реструктуризации (около 6 000 руб.), утвержденным судом, а погашение требований кредиторов предусмотрено в размере существенно меньшем (на 45%), то банк делает вывод о злоупотреблении правом и попытке должника избавиться от лишней долговой нагрузки.
Данные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 213.12 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в ходе реструктуризации долгов гражданина он, кредитор или уполномоченный орган не позднее чем в течение десяти дней с даты истечения срока, предусмотренного п. 2 ст. 213.8 Закона о банкротстве, вправе направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации долгов гражданина.
План реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган (п. 1 ст. 213.14 Закона о банкротстве).
Порядок уведомления конкурсных кредиторов и уполномоченного органа о существенном изменении имущественного положения гражданина, критерии существенного изменения его имущественного положения устанавливаются в плане реструктуризации долгов гражданина (п. 1 ст. 213.14 Закона о банкротстве).
Проект плана реструктуризации долгов гражданина с приложением документов, предусмотренных Законом о банкротстве, направляется гражданином, конкурсным кредитором или уполномоченным органом финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается указанным лицам лично (п. 2 ст. 213.12 Закона о банкротстве).
Установлено, что проект плана реструктуризации долгов гражданина составлен Пономаревым М.В. и направлен финансовому управляющему и конкурсным кредиторам 20.02.2017. Данный проект плана предусматривал погашение 100% требований кредиторов, включенных в реестр, в течение трех лет.
Сведения о порядке и месте ознакомления с проектом плана реструктуризации включено в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве 03.03.2017 (сообщение N 1637185).
Проект плана реструктуризации долгов гражданина рассматривается собранием кредиторов в порядке, установленном Законом о банкротстве (п. 6 ст. 213.12 Закона о банкротстве).
Решение собрания кредиторов об одобрении проекта плана реструктуризации долгов гражданина принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов (ст. 213.16 Закона о банкротстве).
Собрание кредиторов было назначено на 17.03.2017. Данное собрание было признано неправомочным на основании п. 4 ст. 12 Закона о банкротстве, проект плана реструктуризации долгов Пономарева М.В. не был одобрен собранием кредиторов.
ПАО "Сбербанк России" имело право принять участие в указанном собрании кредиторов и проголосовать за утверждение проекта плана реструктуризации долгов, предусматривающего погашение 100% требований кредиторов, включенных в реестр, однако участия в нем не приняло.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (п. 2 ст. 9 АПК РФ).
Проект плана реструктуризации долгов гражданина был повторно составлен Пономаревым М.В. и направлен финансовому управляющему и конкурсным кредиторам 01.04.2017.
Сведения о порядке и месте ознакомления с проектом плана реструктуризации включено в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве 03.04.2017 (сообщение N 1709884).
Собрание кредиторов было назначено на 18.04.2017. Данное собрание было признано неправомочным на основании п. 4 ст. 12 Закона о банкротстве, проект плана реструктуризации долгов Пономарева М.В. не был одобрен собранием кредиторов.
В данном собрании кредиторов ПАО "Сбербанк России" также не приняло участие.
В случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд вправе утвердить этот план при условии, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и указанный размер составляет не менее чем пятьдесят процентов размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа (п. 4 ст. 213.17 Закона о банкротстве).
Утвержденный план реструктуризации долгов Пономарева М.В. содержит положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и указанный размер составляет 55, 34% размера требований таких кредиторов. Залоговые кредиторы у Пономарева М.В. отсутствуют.
В случае, если план реструктуризации долгов гражданина утвержден арбитражным судом в порядке, установленном п. 4 ст. 213.17 Закона о банкротстве, срок реализации этого плана должен составлять не более чем два года (п. 2 ст. 213.14 Закона о банкротстве).
Срок реализации плана реструктуризации долгов Пономарева М.В. составляет два года.
Как следует из справки о доходах физического лица за 2017 от 20.10.2017 N 00000196 по форме 2-НДФЛ, среднемесячный доход Пономарева М.В. за 10 месяцев составляет 147 847,30 руб. Вопреки доводам апелляционной жалобы, прожиточный минимум, установленный Постановлением Правительства Москвы от 12.09.2017 N 663-ПП, составляет для трудоспособного населения 18 742 руб., для детей 14 252 руб.
Таким образом, расчет суммы, которую могли бы получить кредиторы в результате немедленной реализации имущества гражданина, представленный ПАО "Сбербанк России", неверен. Существенно больший размер удовлетворения требований кредиторов в результате реализации плана реструктуризации долгов Пономарева М.В. правильно установлен судом первой инстанции.
План реструктуризации долгов Пономарева М.В., утвержденный оспариваемым определением суда, соответствует требованиям ст. 213.14 Закона о банкротстве, основания для отказа в утверждении план реструктуризации долгов, предусмотренные ст. 213.18 Закона о банкротстве, отсутствуют.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, нормы материального и процессуального права применены верно.
Определение суда законно и обосновано. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2017 по делу N А40-136935/16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ПАО "Сбербанк России" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
М.С.САФРОНОВА
Судьи
А.С.МАСЛОВ
Т.Б.КРАСНОВА
М.С.САФРОНОВА
Судьи
А.С.МАСЛОВ
Т.Б.КРАСНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)