Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.11.2017 ПО ДЕЛУ N 3А-461/2017

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 ноября 2017 г. по делу N 3а-461/2017


Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гылкэ Д.И.,
при секретаре З.,
с участием прокурора Куриловича И.А.,
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Р" Р.,
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Р" и заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "С" Я.,
представителя административного ответчика Правительства Свердловской области Ц.,
представителя заинтересованного лица Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Р" о признании недействующим пункта 225 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, определенного постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 года N 927-ПП "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год",
установил:

29 декабря 2016 года Правительством Свердловской области принято постановление N 927-ПП "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" (далее - Постановление).
Указанным Постановлением определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее - Перечень), который прилагается к Постановлению.
Постановление опубликовано (размещено) 30 декабря 2016 года на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области.
21 июля 2017 года постановлением Правительства Свердловской области N 509-ПП в Перечень внесены изменения, создавшие в результате действующую редакцию нормативного правового акта.
Постановление опубликовано 21 июля 2017 года за N 13880 на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области.
Пунктом 225 Перечня в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год включен объект недвижимого имущества с кадастровыми номерами N, принадлежащий на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Р".
Общество с ограниченной ответственностью "Р" (далее - ООО "Р", административный истец) обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня принятия Постановление в части включения вышеуказанного объекта недвижимого имущества в Перечень (пункт 225), указав, что названный нормативный правовой акт принят в нарушение статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку для введения его в действие необходимым условием является вступление в силу не ранее, чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования. Включение здания в Перечень противоречит приведенной норме закона и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций.
Представители административного истца Р. и Я., являющаяся также представителем заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "С" (далее - ООО "С"), в судебном заседании требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Правительства Свердловской области Ц., представитель заинтересованного лица Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области О. указали, что Постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормы не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца. Основанием для включения в Перечень принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества послужил пункт 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку объект недвижимости не менее 20% общей площади фактически используется для размещения офисов и соответствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания. Оспариваемый нормативный правовой акт носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков, сам по себе не содержит каких-либо новых условий или изменений порядка налогообложения, установленного законом, и вступает в силу по правилам, установленным для вступления в силу нормативных актов Свердловской области. Просили в удовлетворении требований отказать.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Куриловича И.А., полагавшего административное исковое заявление неподлежащим удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Правительство Свердловской области, является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области; свои полномочия Правительство Свердловской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 9, 49, 52 Устава Свердловской области).
В соответствии с подпунктом 7-3 статьи 13 Областного закона от 04 ноября 1995 года N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" Правительство Свердловской области определяет перечень указанных в федеральном законе объектов недвижимого имущества, в отношении которых в соответствии с законом Свердловской области налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
В целях реализации приведенных полномочий постановлением Правительства Свердловской области от 10 декабря 2014 года N 1139-ПП исполнительным органом государственной власти Свердловской области, который осуществляет (помимо иных функций) также формирование перечня объектов указанного недвижимого имущества для его утверждения Правительством Свердловской области, было определено Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 17 декабря 2014 года N 5237 создана комиссия по формированию перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Комиссия); утверждены положение и состав Комиссии.
Задачей созданной Комиссии является формирование перечня объектов недвижимого имущества (пункт 3 Положения о комиссии); решения Комиссии оформляются протоколами заседаний Комиссии по форме согласно приложению к настоящему Положению (пункт 19 Положения о комиссии). Комиссия вправе принимать решения путем проведения заочного голосования (пункт 21 Положения о комиссии).
По результатам заочного голосования 13 октября 2016 года Комиссией определены объекты, подлежащие включению в Перечень (л. д. 149 - 158); 29 декабря 2016 года на заседании Правительства Свердловской области по результатам голосования было принято Постановление N 927-ПП, которым на 2017 год определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость (л. д. 41 - 60, 69 - 72); принятое постановление опубликовано 30 декабря 2016 года на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru) N 10986 и 03 января 2017 года на "Официальном интернет-портале правовой информации" N 6600201701030053 (л. д. 78).
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимости был включен в Перечень уполномоченным органом - Правительством Свердловской области с соблюдением установленного порядка в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой этот орган государственной власти Свердловской области вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.
Указанные обстоятельства административным истцом не оспариваются.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Свердловской области от 27 ноября 2003 года N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" установлен налог на имущество организаций. Законом определяются особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, а также предусматриваются налоговые льготы по этому налогу и основания для их использования.
На территории Свердловской области налоговая база по данному налогу определяется с учетом особенностей, установленных федеральным законом, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), общая площадь которых составляет свыше 5000 квадратных метров, и помещений в них (статья 1-1 названного Закона).
Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
По смыслу пунктов 2 и 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, перечень объектов недвижимости определятся в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций, и представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов. Такой перечень формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество субъекта Российской Федерации, и носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков.
Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу подпункта 1 пункта 3 и подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
- С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом в целях данного пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО "Р" является собственником объекта капитального строительства - нежилого здания общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <...>, приобретенного у ООО "С" по договору купли-продажи недвижимого имущества от 17 августа 2017 года N 8 (л. д. 21 - 22, 84 - 89).
Факт использования не менее 20% общей площади данного нежилого здания для размещения офисов и соответствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания установлен Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области по результатам обследования фактического использования объекта недвижимости (л. д. 132 - 144) и не оспаривается административным истцом.
Таким образом, принадлежащим административному истцу на праве собственности объект недвижимого имущества обладает признаками, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона Свердловской области от 27 ноября 2003 года N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" и обоснованно включен Перечень.
Суд не может согласиться с утверждениями представителей административного истца о том, что оспариваемый нормативный правовой акт введен в действие с нарушением требований статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Проект Перечня на 2017 год был заблаговременно размещен на официальном сайте Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в сети "Интернет", а также на интернет-портале "Оценка регулирующего воздействия в Свердловской области", что позволило обеспечить населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает оспариваемый нормативный правовой акт, возможность ознакомиться с его содержанием.
Пункт 4 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с данным Кодексом.
Пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Вместе с тем, по смыслу пунктов 2, 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, перечень объектов недвижимости определятся в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций.
Названный перечень утверждается постановлением, приказом либо распоряжением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не регулирует отношений, связанных с установлением налоговых ставок, налоговых льгот, либо особенностей определения налоговой базы и представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ).
Исходя из положений статьи 1, статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации по форме и содержанию данный акт не может быть отнесен к законодательству субъекта Российской Федерации о налогах.
С учетом названных норм, перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество субъекта Российской Федерации, носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков, сам по себе не содержит каких-либо новых условий или изменений порядка налогообложения, установленного законом. Нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определятся исходя из их кадастровой стоимости, вступает в силу по правилам, установленным для вступления в силу нормативных актов субъекта Российской Федерации.
Оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу в соответствии с положениями пункта 1 статьи 94 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" на следующий день после его официального опубликования.
Ссылка представителя административного истца на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 03 июля 2014 года N 1555-О "Об отказе в принятии жалобы ООО "Производственная компания "Возрождение" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации", на вышеуказанный вывод суда не влияет.
Оспариваемый нормативный правовой акт не может быть отнесен к законодательству субъекта Российской Федерации о налогах не только по форме (формальным основаниям), но и по своему содержанию. Как уже было указано выше, он представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов, носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков, сам по себе не содержит каких-либо новых условий или изменений порядка налогообложения, установленного законом.
С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд не находит оснований для признания нормативного правового акта недействующим в оспариваемой части, следовательно, и для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Р" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Д.И.ГЫЛКЭ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)