Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калиной И.В.,
судей Ершовой С.Д., Хоронеко М.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Седухиной И.Л., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.03.2017 по делу N А76-45/2017 (судья И.В. Мрез)
В заседании приняли участие представители:
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях - Дога Е.А. (доверенности от 25.12.2016 в порядке передоверия, от 06.02.2017),
ОАО "Челябинский механический завод", Заикиной Елены Сергеевны - Вагина А.М. (доверенности от 01.01.2017, 24.12.2015).
Герасина Лидия Николаевна, Судницына Евгения Юрьевна, Шабунина Нина Васильевна, Заикина Елена Сергеевна (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - ответчик, Росимущество) в котором просили:
- - признать незаконным распоряжение от 29.09.2015 N 724-р "Об условиях приватизации находящегося в федеральной собственности акций открытого акционерного общества "Челябинский механический завод" (далее - ОАО "ЧМЗ") в части приватизации находящихся в федеральной собственности акций ОАО "ЧМЗ" в размере 10% от уставного капитала путем продажи единым лотом на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене;
- - обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом реализовать акции ОАО "ЧМЗ", составляющие Фонд акционирования работников предприятия, в размере 10% (6 749 акций) акций лицам, состоящим в трудовых отношениях с ОАО "ЧМЗ".
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "ЧМЗ".
Определением Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2016 дело N А40-169936/2016-16-1055 передано на рассмотрение по подсудности в Арбитражный суд Челябинской области.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 12.01.2017 дело принято к производству.
Решением арбитражного суда от 23.03.2017 требования удовлетворены, распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2015 N 724-р "Об условиях приватизации находящегося в федеральной собственности акций ОАО "ЧМЗ" в части приватизации находящихся в федеральной собственности акций ОАО "ЧМЗ" в размере 10% от уставного капитала путем продажи единым лотом на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене признано незаконным.
Суд обязал Федеральное агентство по управлению государственным имуществом реализовать акции ОАО "ЧМЗ", составляющие Фонд акционирования работников предприятия, в размере 10% (6 749 акций) акций лицам, состоящим в трудовых отношениях с ОАО "ЧМЗ" после продажи 15,5% (10 462 акций) акций.
Росимущество не согласилось с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просило решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В качестве обоснования доводов апелляционной жалобы податель указывает следующие обстоятельства. Закон Российской Федерации от 05.06.2012 N 2931-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ. Ввиду вступления в силу Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ Федеральный закон от 21.07.1997 N 123-ФЗ также утратил силу. В связи с чем заявитель ссылается на нормативные правовые акты, утратившие силу и не подлежащие применению. Росимущество, вынося распоряжение от 29.09.2015 N 724-р "Об условиях приватизации акций ОАО "ЧМЗ", действовало в соответствии с действующим законодательством и принятым решением суда. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 07.04.2015 исполнительное производство N 46903/12/39/77, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Челябинской области по делу N А76-16298/2003, окончено, в связи с исполнением в полном объеме возложенных судом на Росимущество обязательств.
Также податель указывает, что согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.02.2015 N 216-р в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы в отношении ОАО "ЧМЗ" внесены следующие дополнения "10 процентов акций, подлежащих приватизации через фонд акционирования работников предприятия, продаются в порядке и способами, предусмотренными Федеральным Законом "О приватизации государственного и муниципального имущества". Статья 13 Федерального закона N 178 предусматривает закрытый перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества. Распоряжение Правительства от 12.02.2015 N 216-р не оспорено. Суд первой инстанции неправомерно пришел к выводу о преюдициальном характере решения Арбитражного суда Челябинской области по делу N Ф76-16298/2003, вопрос непосредственной продажи и способа продажи судом не рассматривался.
До начала судебного заседания Герасина Л.Н., Судницына Е.Ю., Шабунина Н.В., Заикина Е.С., ОАО "ЧМЗ" представили в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонили доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда. Протокольным определением, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд приобщил отзыв к материалам дела
Представитель подателя жалобы в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, с решением суда не согласен, считает его незаконным и необоснованным, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ОАО "Челябинский механический завод", Герасиной Л.Н., Судницыной Е.Ю., Шабуниной Н.В., Заикиной Е.С. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, по результатам приватизации государственного предприятия "Челябинский механический завод" и преобразования его в акционерное общество открытого типа, утверждения плана приватизации с изменениями, 25,5% (17211 штук) акций от уставного капитала общества закреплены в федеральной собственности, образован ФАРП (фонд акционирования работников предприятия) в размере 10% 6749 штук обыкновенных акций).
В соответствии с Законом РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 03.07.1991 N 1531-1 и Решением Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом (Комитет) от 05.07.1993 N 280 Государственное предприятие "Челябинский механический завод" было преобразовано в АООТ "Челябинский механический завод", утвержден план его приватизации.
Министерством имущественных отношений Российской Федерации 06.05.2003 было издано распоряжение N 1538-р "Об условиях приватизации находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества "Челябинский механический завод", пунктом 1 которого установлено: "приватизировать находящиеся в федеральной собственности акции открытого акционерного общества "Челябинский механический завод" в размере 25,5% его уставного капитала (17211 штук) путем продажи единым лотом на аукционе с закрытой формой подачи предложений о цене".
Открытое акционерное общество "Челябинский механический завод", работниками которого являются Герасина Л.Н., Судницына Е.Ю., Шабунина Н.В., Заикина Е.С., обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству имущественных отношений РФ и Челябинскому областному комитету по управлению имуществом об оспаривании распоряжения N 1538-р от 06.05.2003 в части приватизации находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества "Челябинский механический завод" в размере 10% от уставного капитала путем продажи единым лотом на аукционе с закрытой формой подачи предложений о цене, а также требованием обязать Министерство имущественных отношений Российской Федерации предусмотреть в проекте прогнозного плана (программы приватизации на соответствующий год) приватизации 10% акций открытого акционерного общества "Челябинский механический завод" через фонд акционирования работников предприятия "Челябинский механический завод" лицам, имеющим право их приобретения способом, предусмотренным федеральным законом от 21.11.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.01.2004 по делу N А76-16298/2003 распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 1538-р от 06 мая 2003 года "Об условиях приватизации находящихся в Федеральной собственности акций открытого акционерного общества "Челябинский механический завод" в части приватизации находящихся в федеральной собственности акций ОАО "Челябинский механический завод" в количестве 10462 шт. в размере 10% от уставного капитала путем продажи единым лотом на аукционе с закрытой формой подачи предложений о цене, признано незаконным.
Суд обязал Министерство имущественных отношений РФ предусмотреть в проекте прогнозного плана (программы приватизации на соответствующий год) приватизации 10% акций ОАО "Челябинский механический завод" через фонд акционирования работников предприятий "Челябинский механический завод" лицам, имеющим право их приобретения способом предусмотренным Федеральным законом от 21.12.2001 N 171-ПЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В части требования обязать Челябинский областной комитет по управлению имуществом принять изменения к дополнению к решению N 280 от 05.07.1993 (п. 5 раздела 2 плана приватизации "ЧМЗ"), устанавливающие сроки и порядок реализации 10% акций ОАО "ЧМЗ" из ФАРП, находящихся в государственной собственности, отказано.
В соответствии с разделом 2 Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основным направлениям приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.07.2013 N-1111-р "Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы" (далее - Распоряжение Правительства N 1111-р), количество обыкновенных акций, находящихся в федеральной собственности, составляет 17211 штук, что составляет 25,5% от уставного капитала ОАО "ЧМЗ".
В соответствии с решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.01.2004 по делу N А76-16298/03-56-37, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.02.2015 N 21 б-р в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы в отношении ОАО "ЧМЗ" внесены следующие дополнения: "10 процентов акций, подлежащих приватизации через фонд акционирования работников предприятия, продаются в порядке и способами, предусмотренными Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества".
29.09.2015 Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации N 724-р "Об условиях приватизации акций ОАО "ЧМЗ" в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июля 2013 г. N 1111-р, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", протокола заседания Комиссии по определению условий приватизации федерального имущества, подлежащего продаже в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества (далее - Комиссия), от 22 сентября 2015 г. N 51 принято решение: Приватизировать находящиеся в федеральной собственности 17 211 акций открытого акционерного общества "Челябинский механический завод", г. Челябинск, что составляет 25,5% процентов уставного капитала указанного общества, путем продажи единым лотом на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене.
Не согласившись с распоряжением от 29.09.2015 N 197-р "Об условиях приватизации акций ОАО "ЧМЗ", заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его незаконным.
Судом также установлено, что Герасина Л.Н., Судницина Е.Ю., Шабунина Н.В., Заикина Е.С. обращались в Ленинский районный суд г. Челябинска с исковым заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании незаконным распоряжения от 29.09.2015 N 197-р "Об условиях приватизации акций ОАО "ЧМЗ" в части приватизации в размере 10% от уставного капитала путем продажи единым лотом на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене, обязании реализовать акции ОАО "ЧМЗ", составляющие Фонд акционирования работников предприятия в размере 10% (6749) акций лицам, состоящим в трудовых отношениях с ОАО "ЧМЗ" после продажи 15.5% (10462) акций.
Решением Ленинского районного суда г. Челябинска от 18.04.2016 по делу N 2а-1072/2016 заявленные требования заявителей удовлетворены.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 19.07.2016 решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 18.04.2016 по делу N 2а-1072/2016 отменено, производство по делу N 2а-1072/2016 прекращено в связи с не подведомственностью данного дела суду общей юрисдикции.
Заявителями в настоящем деле заявлено о восстановлении пропущенного срока. В качестве уважительности причин пропуска срока заявители указали, что срок пропущен по причине их обращения в порядке административного судопроизводства в Ленинский районный суд города Челябинска с целью обжалования оспариваемого распоряжения.
Учитывая ходатайство заявителей о восстановлении пропущенного срока на обжалование, а также право суда на восстановление срока, предусмотренное ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствие законодательно закрепленного перечня оснований уважительности причин для восстановления пропущенного срока, суд первой инстанции признал причины пропуска срока на обжалование действий уважительными и удовлетворил ходатайство заявителей, восстановил пропущенный процессуальный срок на обжалование.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего. Факт того, что в федеральной собственности закреплено 25,5% акций от уставного капитала ОАО "ЧМЗ", в том числе 10% акций фонда акционирования работников предприятия, о наличии права лиц, состоящих в трудовых отношениях с обществом на выкуп акций из фонда акционирования работников предприятия, установлен Арбитражным судом Челябинской области при рассмотрении дела N А76-16298/2003. Оспариваемое распоряжение противоречит ст. 1, ст. ст. 2, 18, ч. 1 ст. 54, ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, ч. 2, 3, 17 ст. 43 Федерального закона N "О приватизации государственного и муниципального имущества", постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 213 "Об утверждении порядка формирования фондов акционирования работников предприятия", распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.02.2015 N 216-р "О внесении изменений в распоряжение Правительство Российской Федерации от 01.07.2013 N 1111-р которыми предусмотрена приватизация 10% акций через фонд акционирования работников предприятия, что нарушает права заявителей.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данными решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Так, материалами дела установлено, что 06.05.2003 Министерством имущественных отношений Российской Федерации было издано распоряжение N 1538-р, пунктом 1 которого установлено: "приватизировать находящиеся в федеральной собственности акции открытого акционерного общества "Челябинский механический завод" в размере 25,5% его уставного капитала (17211 штук) путем продажи единым лотом на аукционе с закрытой формой подачи предложений о цене".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.01.2004 по делу N А76-16298/2003 распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 1538-р от 06 мая 2003 года в указанной части признано незаконным, суд обязал Министерство предусмотреть в проекте прогнозного плана (программы приватизации на соответствующий год) приватизации 10% акций ОАО "Челябинский механический завод" через фонд акционирования работников предприятий "Челябинский механический завод" лицам, имеющим право их приобретения способом предусмотренным Федеральным законом от 21.12.2001 N 171-ПЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии с решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.01.2004 по делу N А76-16298/03-56-37, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.02.2015 N 21 б-р в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы в отношении ОАО "ЧМЗ" внесены следующие дополнения: "10 процентов акций, подлежащих приватизации через фонд акционирования работников предприятия, продаются в порядке и способами, предусмотренными Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Приняв во внимание решение Арбитражного суда Челябинской области, Распоряжение Правительства, ответчик своим распоряжением от 29.09.2015 N 724-р принял решение: приватизировать находящиеся в федеральной собственности 17 211 акций открытого акционерного общества "Челябинский механический завод", г. Челябинск, что составляет 25,5% процентов уставного капитала указанного общества, путем продажи единым лотом на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене.
Арбитражный суд первой инстанции, ссылаясь на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 05.06.1992 N 2931-1 и постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 09.03.1993 N 213, пришел к обоснованному выводу о том, что право на приобретение акций из фонда акционирования работников предприятия имеют только лица, состоящие в трудовых отношениях с обществом, реализуются акции фонда этим лицам после завершения продажи акций акционерного общества (кроме акций фонда), находящихся в государственной собственности.
Судом первой инстанции верно установлено, что план приватизации ОАО "ЧМЗ" содержит положение об образовании фонда акционирования работников предприятия, судом правомерно в соответствии со ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняты во внимание обстоятельства, установленные решением Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-16298/2003, о наличии 25,5% акций ОАО "ЧМЗ" в федеральной собственности, в том числе, 10% акций фонда, о наличии права лиц, состоящих в трудовых отношениях с обществом, на выкуп акций фонда.
Наличие изменений указанных обстоятельств в спорный период 2014-2016 гг. ответчиком не приведено и не доказано.
Установление ответчиком такого порядка приватизации, как продажа единым лотом 25,5% акций, находящихся в федеральной собственности, на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене, противоречит ч.ч. 2, 3, 17 ст. 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178, постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 09.03.1993 N 213, распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.02.2015 N 216-р, и, следовательно, нарушает права заявителей - работников предприятия на возможное приобретение акций.
Доводы ответчика относительно отсутствия в действующем законодательстве положений о таком способе приватизации, как продажа акций через фонд акционирования работников предприятия, верно не приняты судом первой инстанции.
Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 213 четко определяет понятие фонда акционирования работников предприятия, его роль, права и возможности, в том числе, права работников на приобретений акций, порядок реализации акций.
В совокупности с указанным выше нормативным правовым регулированием и решением Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-16298/2003, ответчиком неверно сделаны выводы о соответствии принятого им решения нормам действующего законодательства.
Доводы подателя жалобы в части неправомерной ссылки заявителя на нормативные правовые акты, утратившие силу и не подлежащие применению, опровергаются материалами дела.
Довод ответчика о том, что на момент принятия решения Арбитражного суда Челябинской области от 22.01.2004 не действовали положения о приватизации акций через фонд акционирования работников предприятия, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку именно решением суда от 22.01.2004 восстановлены права работников на приобретение акций через фонд акционирования работников предприятия, решение вступило в законную силу и, в совокупности с иным нормативным правовым регулированием (указанным выше), распространяет свое действие и на спорный период 2014-2016 гг.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределены судом в соответствии с требованиями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.03.2017 по делу N А76-45/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.06.2017 N 18АП-5058/2017 ПО ДЕЛУ N А76-45/2017
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2017 г. N 18АП-5058/2017
Дело N А76-45/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калиной И.В.,
судей Ершовой С.Д., Хоронеко М.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Седухиной И.Л., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.03.2017 по делу N А76-45/2017 (судья И.В. Мрез)
В заседании приняли участие представители:
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях - Дога Е.А. (доверенности от 25.12.2016 в порядке передоверия, от 06.02.2017),
ОАО "Челябинский механический завод", Заикиной Елены Сергеевны - Вагина А.М. (доверенности от 01.01.2017, 24.12.2015).
Герасина Лидия Николаевна, Судницына Евгения Юрьевна, Шабунина Нина Васильевна, Заикина Елена Сергеевна (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - ответчик, Росимущество) в котором просили:
- - признать незаконным распоряжение от 29.09.2015 N 724-р "Об условиях приватизации находящегося в федеральной собственности акций открытого акционерного общества "Челябинский механический завод" (далее - ОАО "ЧМЗ") в части приватизации находящихся в федеральной собственности акций ОАО "ЧМЗ" в размере 10% от уставного капитала путем продажи единым лотом на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене;
- - обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом реализовать акции ОАО "ЧМЗ", составляющие Фонд акционирования работников предприятия, в размере 10% (6 749 акций) акций лицам, состоящим в трудовых отношениях с ОАО "ЧМЗ".
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "ЧМЗ".
Определением Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2016 дело N А40-169936/2016-16-1055 передано на рассмотрение по подсудности в Арбитражный суд Челябинской области.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 12.01.2017 дело принято к производству.
Решением арбитражного суда от 23.03.2017 требования удовлетворены, распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2015 N 724-р "Об условиях приватизации находящегося в федеральной собственности акций ОАО "ЧМЗ" в части приватизации находящихся в федеральной собственности акций ОАО "ЧМЗ" в размере 10% от уставного капитала путем продажи единым лотом на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене признано незаконным.
Суд обязал Федеральное агентство по управлению государственным имуществом реализовать акции ОАО "ЧМЗ", составляющие Фонд акционирования работников предприятия, в размере 10% (6 749 акций) акций лицам, состоящим в трудовых отношениях с ОАО "ЧМЗ" после продажи 15,5% (10 462 акций) акций.
Росимущество не согласилось с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просило решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В качестве обоснования доводов апелляционной жалобы податель указывает следующие обстоятельства. Закон Российской Федерации от 05.06.2012 N 2931-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ. Ввиду вступления в силу Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ Федеральный закон от 21.07.1997 N 123-ФЗ также утратил силу. В связи с чем заявитель ссылается на нормативные правовые акты, утратившие силу и не подлежащие применению. Росимущество, вынося распоряжение от 29.09.2015 N 724-р "Об условиях приватизации акций ОАО "ЧМЗ", действовало в соответствии с действующим законодательством и принятым решением суда. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 07.04.2015 исполнительное производство N 46903/12/39/77, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Челябинской области по делу N А76-16298/2003, окончено, в связи с исполнением в полном объеме возложенных судом на Росимущество обязательств.
Также податель указывает, что согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.02.2015 N 216-р в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы в отношении ОАО "ЧМЗ" внесены следующие дополнения "10 процентов акций, подлежащих приватизации через фонд акционирования работников предприятия, продаются в порядке и способами, предусмотренными Федеральным Законом "О приватизации государственного и муниципального имущества". Статья 13 Федерального закона N 178 предусматривает закрытый перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества. Распоряжение Правительства от 12.02.2015 N 216-р не оспорено. Суд первой инстанции неправомерно пришел к выводу о преюдициальном характере решения Арбитражного суда Челябинской области по делу N Ф76-16298/2003, вопрос непосредственной продажи и способа продажи судом не рассматривался.
До начала судебного заседания Герасина Л.Н., Судницына Е.Ю., Шабунина Н.В., Заикина Е.С., ОАО "ЧМЗ" представили в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонили доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда. Протокольным определением, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд приобщил отзыв к материалам дела
Представитель подателя жалобы в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, с решением суда не согласен, считает его незаконным и необоснованным, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ОАО "Челябинский механический завод", Герасиной Л.Н., Судницыной Е.Ю., Шабуниной Н.В., Заикиной Е.С. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, по результатам приватизации государственного предприятия "Челябинский механический завод" и преобразования его в акционерное общество открытого типа, утверждения плана приватизации с изменениями, 25,5% (17211 штук) акций от уставного капитала общества закреплены в федеральной собственности, образован ФАРП (фонд акционирования работников предприятия) в размере 10% 6749 штук обыкновенных акций).
В соответствии с Законом РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 03.07.1991 N 1531-1 и Решением Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом (Комитет) от 05.07.1993 N 280 Государственное предприятие "Челябинский механический завод" было преобразовано в АООТ "Челябинский механический завод", утвержден план его приватизации.
Министерством имущественных отношений Российской Федерации 06.05.2003 было издано распоряжение N 1538-р "Об условиях приватизации находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества "Челябинский механический завод", пунктом 1 которого установлено: "приватизировать находящиеся в федеральной собственности акции открытого акционерного общества "Челябинский механический завод" в размере 25,5% его уставного капитала (17211 штук) путем продажи единым лотом на аукционе с закрытой формой подачи предложений о цене".
Открытое акционерное общество "Челябинский механический завод", работниками которого являются Герасина Л.Н., Судницына Е.Ю., Шабунина Н.В., Заикина Е.С., обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству имущественных отношений РФ и Челябинскому областному комитету по управлению имуществом об оспаривании распоряжения N 1538-р от 06.05.2003 в части приватизации находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества "Челябинский механический завод" в размере 10% от уставного капитала путем продажи единым лотом на аукционе с закрытой формой подачи предложений о цене, а также требованием обязать Министерство имущественных отношений Российской Федерации предусмотреть в проекте прогнозного плана (программы приватизации на соответствующий год) приватизации 10% акций открытого акционерного общества "Челябинский механический завод" через фонд акционирования работников предприятия "Челябинский механический завод" лицам, имеющим право их приобретения способом, предусмотренным федеральным законом от 21.11.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.01.2004 по делу N А76-16298/2003 распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 1538-р от 06 мая 2003 года "Об условиях приватизации находящихся в Федеральной собственности акций открытого акционерного общества "Челябинский механический завод" в части приватизации находящихся в федеральной собственности акций ОАО "Челябинский механический завод" в количестве 10462 шт. в размере 10% от уставного капитала путем продажи единым лотом на аукционе с закрытой формой подачи предложений о цене, признано незаконным.
Суд обязал Министерство имущественных отношений РФ предусмотреть в проекте прогнозного плана (программы приватизации на соответствующий год) приватизации 10% акций ОАО "Челябинский механический завод" через фонд акционирования работников предприятий "Челябинский механический завод" лицам, имеющим право их приобретения способом предусмотренным Федеральным законом от 21.12.2001 N 171-ПЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В части требования обязать Челябинский областной комитет по управлению имуществом принять изменения к дополнению к решению N 280 от 05.07.1993 (п. 5 раздела 2 плана приватизации "ЧМЗ"), устанавливающие сроки и порядок реализации 10% акций ОАО "ЧМЗ" из ФАРП, находящихся в государственной собственности, отказано.
В соответствии с разделом 2 Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основным направлениям приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.07.2013 N-1111-р "Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы" (далее - Распоряжение Правительства N 1111-р), количество обыкновенных акций, находящихся в федеральной собственности, составляет 17211 штук, что составляет 25,5% от уставного капитала ОАО "ЧМЗ".
В соответствии с решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.01.2004 по делу N А76-16298/03-56-37, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.02.2015 N 21 б-р в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы в отношении ОАО "ЧМЗ" внесены следующие дополнения: "10 процентов акций, подлежащих приватизации через фонд акционирования работников предприятия, продаются в порядке и способами, предусмотренными Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества".
29.09.2015 Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации N 724-р "Об условиях приватизации акций ОАО "ЧМЗ" в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июля 2013 г. N 1111-р, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", протокола заседания Комиссии по определению условий приватизации федерального имущества, подлежащего продаже в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества (далее - Комиссия), от 22 сентября 2015 г. N 51 принято решение: Приватизировать находящиеся в федеральной собственности 17 211 акций открытого акционерного общества "Челябинский механический завод", г. Челябинск, что составляет 25,5% процентов уставного капитала указанного общества, путем продажи единым лотом на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене.
Не согласившись с распоряжением от 29.09.2015 N 197-р "Об условиях приватизации акций ОАО "ЧМЗ", заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его незаконным.
Судом также установлено, что Герасина Л.Н., Судницина Е.Ю., Шабунина Н.В., Заикина Е.С. обращались в Ленинский районный суд г. Челябинска с исковым заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании незаконным распоряжения от 29.09.2015 N 197-р "Об условиях приватизации акций ОАО "ЧМЗ" в части приватизации в размере 10% от уставного капитала путем продажи единым лотом на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене, обязании реализовать акции ОАО "ЧМЗ", составляющие Фонд акционирования работников предприятия в размере 10% (6749) акций лицам, состоящим в трудовых отношениях с ОАО "ЧМЗ" после продажи 15.5% (10462) акций.
Решением Ленинского районного суда г. Челябинска от 18.04.2016 по делу N 2а-1072/2016 заявленные требования заявителей удовлетворены.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 19.07.2016 решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 18.04.2016 по делу N 2а-1072/2016 отменено, производство по делу N 2а-1072/2016 прекращено в связи с не подведомственностью данного дела суду общей юрисдикции.
Заявителями в настоящем деле заявлено о восстановлении пропущенного срока. В качестве уважительности причин пропуска срока заявители указали, что срок пропущен по причине их обращения в порядке административного судопроизводства в Ленинский районный суд города Челябинска с целью обжалования оспариваемого распоряжения.
Учитывая ходатайство заявителей о восстановлении пропущенного срока на обжалование, а также право суда на восстановление срока, предусмотренное ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствие законодательно закрепленного перечня оснований уважительности причин для восстановления пропущенного срока, суд первой инстанции признал причины пропуска срока на обжалование действий уважительными и удовлетворил ходатайство заявителей, восстановил пропущенный процессуальный срок на обжалование.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего. Факт того, что в федеральной собственности закреплено 25,5% акций от уставного капитала ОАО "ЧМЗ", в том числе 10% акций фонда акционирования работников предприятия, о наличии права лиц, состоящих в трудовых отношениях с обществом на выкуп акций из фонда акционирования работников предприятия, установлен Арбитражным судом Челябинской области при рассмотрении дела N А76-16298/2003. Оспариваемое распоряжение противоречит ст. 1, ст. ст. 2, 18, ч. 1 ст. 54, ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, ч. 2, 3, 17 ст. 43 Федерального закона N "О приватизации государственного и муниципального имущества", постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 213 "Об утверждении порядка формирования фондов акционирования работников предприятия", распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.02.2015 N 216-р "О внесении изменений в распоряжение Правительство Российской Федерации от 01.07.2013 N 1111-р которыми предусмотрена приватизация 10% акций через фонд акционирования работников предприятия, что нарушает права заявителей.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данными решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Так, материалами дела установлено, что 06.05.2003 Министерством имущественных отношений Российской Федерации было издано распоряжение N 1538-р, пунктом 1 которого установлено: "приватизировать находящиеся в федеральной собственности акции открытого акционерного общества "Челябинский механический завод" в размере 25,5% его уставного капитала (17211 штук) путем продажи единым лотом на аукционе с закрытой формой подачи предложений о цене".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.01.2004 по делу N А76-16298/2003 распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 1538-р от 06 мая 2003 года в указанной части признано незаконным, суд обязал Министерство предусмотреть в проекте прогнозного плана (программы приватизации на соответствующий год) приватизации 10% акций ОАО "Челябинский механический завод" через фонд акционирования работников предприятий "Челябинский механический завод" лицам, имеющим право их приобретения способом предусмотренным Федеральным законом от 21.12.2001 N 171-ПЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии с решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.01.2004 по делу N А76-16298/03-56-37, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.02.2015 N 21 б-р в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы в отношении ОАО "ЧМЗ" внесены следующие дополнения: "10 процентов акций, подлежащих приватизации через фонд акционирования работников предприятия, продаются в порядке и способами, предусмотренными Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Приняв во внимание решение Арбитражного суда Челябинской области, Распоряжение Правительства, ответчик своим распоряжением от 29.09.2015 N 724-р принял решение: приватизировать находящиеся в федеральной собственности 17 211 акций открытого акционерного общества "Челябинский механический завод", г. Челябинск, что составляет 25,5% процентов уставного капитала указанного общества, путем продажи единым лотом на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене.
Арбитражный суд первой инстанции, ссылаясь на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 05.06.1992 N 2931-1 и постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 09.03.1993 N 213, пришел к обоснованному выводу о том, что право на приобретение акций из фонда акционирования работников предприятия имеют только лица, состоящие в трудовых отношениях с обществом, реализуются акции фонда этим лицам после завершения продажи акций акционерного общества (кроме акций фонда), находящихся в государственной собственности.
Судом первой инстанции верно установлено, что план приватизации ОАО "ЧМЗ" содержит положение об образовании фонда акционирования работников предприятия, судом правомерно в соответствии со ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняты во внимание обстоятельства, установленные решением Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-16298/2003, о наличии 25,5% акций ОАО "ЧМЗ" в федеральной собственности, в том числе, 10% акций фонда, о наличии права лиц, состоящих в трудовых отношениях с обществом, на выкуп акций фонда.
Наличие изменений указанных обстоятельств в спорный период 2014-2016 гг. ответчиком не приведено и не доказано.
Установление ответчиком такого порядка приватизации, как продажа единым лотом 25,5% акций, находящихся в федеральной собственности, на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене, противоречит ч.ч. 2, 3, 17 ст. 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178, постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 09.03.1993 N 213, распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.02.2015 N 216-р, и, следовательно, нарушает права заявителей - работников предприятия на возможное приобретение акций.
Доводы ответчика относительно отсутствия в действующем законодательстве положений о таком способе приватизации, как продажа акций через фонд акционирования работников предприятия, верно не приняты судом первой инстанции.
Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 213 четко определяет понятие фонда акционирования работников предприятия, его роль, права и возможности, в том числе, права работников на приобретений акций, порядок реализации акций.
В совокупности с указанным выше нормативным правовым регулированием и решением Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-16298/2003, ответчиком неверно сделаны выводы о соответствии принятого им решения нормам действующего законодательства.
Доводы подателя жалобы в части неправомерной ссылки заявителя на нормативные правовые акты, утратившие силу и не подлежащие применению, опровергаются материалами дела.
Довод ответчика о том, что на момент принятия решения Арбитражного суда Челябинской области от 22.01.2004 не действовали положения о приватизации акций через фонд акционирования работников предприятия, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку именно решением суда от 22.01.2004 восстановлены права работников на приобретение акций через фонд акционирования работников предприятия, решение вступило в законную силу и, в совокупности с иным нормативным правовым регулированием (указанным выше), распространяет свое действие и на спорный период 2014-2016 гг.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределены судом в соответствии с требованиями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.03.2017 по делу N А76-45/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.В.КАЛИНА
И.В.КАЛИНА
Судьи
С.Д.ЕРШОВА
М.Н.ХОРОНЕКО
С.Д.ЕРШОВА
М.Н.ХОРОНЕКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)