Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: В обоснование заявленных требований указано на то, что ответчик является владельцем транспортного средства, земельного участка, недвижимого имущества, однако установленные законом обязанности по уплате налогов не исполняет. Направленное налогоплательщику требование о добровольной уплате налогов оставлено без исполнения. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленный срок административному ответчику начислены пени.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Макарова О.Б.
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Аганиной Т.А.,
судей Зариповой Ю.С., Загайновой А.Ф.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Ш. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 10 июня 2016 года по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Челябинской области к Ш. о взыскании недоимки по налогам и пени,
заслушав доклад судьи Аганиной Т.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав мнение участников процесса,
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 16 по Челябинской области (далее МИФНС России N 16, налоговый орган) обратилась в суд с уточненным административным иском к Ш. о взыскании пени по транспортному налогу в размере **** рублей, налога на имущество в размере **** рублей, пени по налогу на имущество в размере **** рублей, земельного налога в размере **** рублей (л.д. 49 - 50).
В обоснование заявленных требований указано на то, что Ш. является владельцем транспортного средства, земельного участка, недвижимого имущества, установленные законом обязанности по уплате налогов, не исполняет. Направленное налогоплательщику требование о добровольной уплате выше перечисленных налогов, оставлено без исполнения. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленный срок, административному ответчику начислены пени.
Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС N 16 по Челябинской области Н. на уточненных требованиях настаивала.
Административный ответчик Ш. в судебном заседании не возражал против уточненных требований.
10 июня 2016 года Орджоникидзевским районным судом г. Магнитогорска Челябинской области постановлено решение, которым уточненные административные требования Межрайонной ИФНС России N 16 по Челябинской области удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с постановленным по делу решением, Ш. обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить состоявшееся по делу решение, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что истцом пропущен срок обращения в суд с административным иском.
Ш. в судебное заседание не явился, был извещен.
Представитель административного ответчика И. настаивал на доводах апелляционной жалобы. Пояснил, что Ш. налоговым органом не было направлено требование об уплате налогов и пени, просил в иске Межрайонной ИФНС России N 16 по Челябинской области отказать.
Представитель МИФНС России N 16 по Челябинской области Т. возражала против доводов апелляционной жалобы. Пояснила, что налоговый орган исполнил обязанность по направлению Ш. требования. Считает, что оплачивать законом установленные налоги - это конституционная обязанность граждан.
В соответствии с частью 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Выслушав мнение сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, отчетным периодом является квартал.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 3 ст. 363 НК РФ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (ч. 3 ст. 363 НК РФ).
Порядок уплаты транспортного налога установлен Законом Челябинской области от 28 ноября 2002 года N 114-30 "О транспортном налоге".
В соответствии с Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", действовавшим до 01 января 2015 года, Ш. являлся налогоплательщиком налога на имущество физических лиц за 2014 год.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона "О налогах на имущество физических лиц" ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования объекта налогообложения.
Налоговые ставки на 2014 год установлены Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов Челябинской области от 30.10.2012 N 159 "О внесении изменения в Решение Магнитогорского городского Собрания депутатов от 28 апреля 2010 года N 72 "Об установлении налога на имущество физических лиц в городе Магнитогорске" в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 8 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц").
Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (пункт 9 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц").
В соответствии с пунктом 10 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", своевременно не привлеченные к уплате налога лица уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
В силу пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени (ст. 72 НК РФ).
В соответствии с п. 3 статьи 75 НК РФ пени исчисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу пункта 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Достоверно установлено и подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, что Ш. в 2014 году являлся собственником автомобиля марки ****,государственный регистрационный знак ****, мощность двигателя 282 л.с. Ш. за 2014 год начислен транспортный налог в сумме **** рублей (282 л.с. x **** рублей ставка налога). Кроме того, установлено и подтверждается совокупностью представленных в материалах дела доказательств, что Ш. по состоянию на 2014 год являлся собственником недвижимого имущества:
- - квартиры, расположенной по адресу: **** (6 мес.);
- - квартиры, расположенной по адресу: ****(6 мес.);
- - гаража, по адресу: **** (12 мес.).
Сумма налога на имущество за 2014 год составила **** рублей (л.д. 57).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ш. на праве собственности в 2014 году принадлежал:
земельный участок, кадастровый номер ****, расположенный по адресу: **** (10 мес.).
Сумма земельного налога за 2014 год составила **** рублей (л.д. 15).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК Российской Федерации.
В материалы дела представлены:
- налоговое уведомление N 887611 от 21.04.2015 года, которым на Ш. была возложена обязанность в срок не позднее 01.10.2015 года уплатить транспортный налог за 2014 год в размере **** рублей, налог на имущество за 2014 год в размере **** рублей, земельный налог за 2014 год в размере **** рублей.
Уведомление налогового органа в установленный срок Ш. исполнено не было, в связи с чем, налогоплательщику 20.10.2015 года было направлено требование N 19766 от 12.10.2015 года об уплате:
- - транспортного налога за 2014 год в сумме **** рублей, пени в размере **** рублей в срок до 19.11.2015 года;
- - налога на имущество за 2014 год в сумме **** рублей, пени в размере **** рублей в срок до 19.11.2015 года;
- - земельного налога за 2014 год в сумме **** рублей в срок до 19.11.2015 года.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, районный суд пришел к выводу о соблюдении истцом обязанности по определению налоговой базы и сумм налогов, порядка истребования с ответчика недоимки по налогам и пени, доведения указанной информации до налогоплательщика, в установленном законом порядке.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку требование N 19766 от 12.10.2015 года об уплате налогов и пени по месту жительства налогоплательщика не направлялось, в связи с чем, отсутствуют основания для взыскания заявленных недоимок по налогам и пени в судебном порядке.
Законодатель установил также порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. п. 1, 2, 5, 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что неисполнении обязанности по уплате налога, указанного в налоговом уведомлении, налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.
В статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что требование N 19766 от 12.10.2015 года об уплате налогов и пени направлено МИФНС России N 16 по Челябинской области на имя Ш. 20.10.2015 года по адресу: <...> (л.д. 11).
Согласно адресной справке по имеющимся сведениям отдела адресно-справочной работы УФМС РФ по Челябинской области Ш. с 09.09.2015 года был зарегистрирован по адресу: ****.
Как следует из ответа начальника Магнитогорского почтамта УФПС Челябинской области - филиал ФГУП "Почта России", причиной возврата почтового отправления (требование Ш., заказное письмо N 45092791200991) явилось отсутствие сведений о номере квартиры в многоквартирном доме.
Поскольку по месту жительства налогоплательщика Ш. требование налоговым органом надлежащим образом не направлялось, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 10 июня 2016 года отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Челябинской области к Ш. о взыскании недоимки по налогам и пени - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.10.2016 ПО ДЕЛУ N 11А-13880/2016
Требование: О взыскании недоимки по налогам и пеней.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: В обоснование заявленных требований указано на то, что ответчик является владельцем транспортного средства, земельного участка, недвижимого имущества, однако установленные законом обязанности по уплате налогов не исполняет. Направленное налогоплательщику требование о добровольной уплате налогов оставлено без исполнения. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленный срок административному ответчику начислены пени.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 октября 2016 г. по делу N 11а-13880/2016
Судья: Макарова О.Б.
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Аганиной Т.А.,
судей Зариповой Ю.С., Загайновой А.Ф.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Ш. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 10 июня 2016 года по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Челябинской области к Ш. о взыскании недоимки по налогам и пени,
заслушав доклад судьи Аганиной Т.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав мнение участников процесса,
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 16 по Челябинской области (далее МИФНС России N 16, налоговый орган) обратилась в суд с уточненным административным иском к Ш. о взыскании пени по транспортному налогу в размере **** рублей, налога на имущество в размере **** рублей, пени по налогу на имущество в размере **** рублей, земельного налога в размере **** рублей (л.д. 49 - 50).
В обоснование заявленных требований указано на то, что Ш. является владельцем транспортного средства, земельного участка, недвижимого имущества, установленные законом обязанности по уплате налогов, не исполняет. Направленное налогоплательщику требование о добровольной уплате выше перечисленных налогов, оставлено без исполнения. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленный срок, административному ответчику начислены пени.
Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС N 16 по Челябинской области Н. на уточненных требованиях настаивала.
Административный ответчик Ш. в судебном заседании не возражал против уточненных требований.
10 июня 2016 года Орджоникидзевским районным судом г. Магнитогорска Челябинской области постановлено решение, которым уточненные административные требования Межрайонной ИФНС России N 16 по Челябинской области удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с постановленным по делу решением, Ш. обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить состоявшееся по делу решение, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что истцом пропущен срок обращения в суд с административным иском.
Ш. в судебное заседание не явился, был извещен.
Представитель административного ответчика И. настаивал на доводах апелляционной жалобы. Пояснил, что Ш. налоговым органом не было направлено требование об уплате налогов и пени, просил в иске Межрайонной ИФНС России N 16 по Челябинской области отказать.
Представитель МИФНС России N 16 по Челябинской области Т. возражала против доводов апелляционной жалобы. Пояснила, что налоговый орган исполнил обязанность по направлению Ш. требования. Считает, что оплачивать законом установленные налоги - это конституционная обязанность граждан.
В соответствии с частью 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Выслушав мнение сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, отчетным периодом является квартал.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 3 ст. 363 НК РФ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (ч. 3 ст. 363 НК РФ).
Порядок уплаты транспортного налога установлен Законом Челябинской области от 28 ноября 2002 года N 114-30 "О транспортном налоге".
В соответствии с Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", действовавшим до 01 января 2015 года, Ш. являлся налогоплательщиком налога на имущество физических лиц за 2014 год.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона "О налогах на имущество физических лиц" ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования объекта налогообложения.
Налоговые ставки на 2014 год установлены Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов Челябинской области от 30.10.2012 N 159 "О внесении изменения в Решение Магнитогорского городского Собрания депутатов от 28 апреля 2010 года N 72 "Об установлении налога на имущество физических лиц в городе Магнитогорске" в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 8 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц").
Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (пункт 9 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц").
В соответствии с пунктом 10 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", своевременно не привлеченные к уплате налога лица уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
В силу пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени (ст. 72 НК РФ).
В соответствии с п. 3 статьи 75 НК РФ пени исчисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу пункта 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Достоверно установлено и подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, что Ш. в 2014 году являлся собственником автомобиля марки ****,государственный регистрационный знак ****, мощность двигателя 282 л.с. Ш. за 2014 год начислен транспортный налог в сумме **** рублей (282 л.с. x **** рублей ставка налога). Кроме того, установлено и подтверждается совокупностью представленных в материалах дела доказательств, что Ш. по состоянию на 2014 год являлся собственником недвижимого имущества:
- - квартиры, расположенной по адресу: **** (6 мес.);
- - квартиры, расположенной по адресу: ****(6 мес.);
- - гаража, по адресу: **** (12 мес.).
Сумма налога на имущество за 2014 год составила **** рублей (л.д. 57).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ш. на праве собственности в 2014 году принадлежал:
земельный участок, кадастровый номер ****, расположенный по адресу: **** (10 мес.).
Сумма земельного налога за 2014 год составила **** рублей (л.д. 15).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК Российской Федерации.
В материалы дела представлены:
- налоговое уведомление N 887611 от 21.04.2015 года, которым на Ш. была возложена обязанность в срок не позднее 01.10.2015 года уплатить транспортный налог за 2014 год в размере **** рублей, налог на имущество за 2014 год в размере **** рублей, земельный налог за 2014 год в размере **** рублей.
Уведомление налогового органа в установленный срок Ш. исполнено не было, в связи с чем, налогоплательщику 20.10.2015 года было направлено требование N 19766 от 12.10.2015 года об уплате:
- - транспортного налога за 2014 год в сумме **** рублей, пени в размере **** рублей в срок до 19.11.2015 года;
- - налога на имущество за 2014 год в сумме **** рублей, пени в размере **** рублей в срок до 19.11.2015 года;
- - земельного налога за 2014 год в сумме **** рублей в срок до 19.11.2015 года.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, районный суд пришел к выводу о соблюдении истцом обязанности по определению налоговой базы и сумм налогов, порядка истребования с ответчика недоимки по налогам и пени, доведения указанной информации до налогоплательщика, в установленном законом порядке.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку требование N 19766 от 12.10.2015 года об уплате налогов и пени по месту жительства налогоплательщика не направлялось, в связи с чем, отсутствуют основания для взыскания заявленных недоимок по налогам и пени в судебном порядке.
Законодатель установил также порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. п. 1, 2, 5, 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что неисполнении обязанности по уплате налога, указанного в налоговом уведомлении, налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.
В статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что требование N 19766 от 12.10.2015 года об уплате налогов и пени направлено МИФНС России N 16 по Челябинской области на имя Ш. 20.10.2015 года по адресу: <...> (л.д. 11).
Согласно адресной справке по имеющимся сведениям отдела адресно-справочной работы УФМС РФ по Челябинской области Ш. с 09.09.2015 года был зарегистрирован по адресу: ****.
Как следует из ответа начальника Магнитогорского почтамта УФПС Челябинской области - филиал ФГУП "Почта России", причиной возврата почтового отправления (требование Ш., заказное письмо N 45092791200991) явилось отсутствие сведений о номере квартиры в многоквартирном доме.
Поскольку по месту жительства налогоплательщика Ш. требование налоговым органом надлежащим образом не направлялось, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 10 июня 2016 года отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Челябинской области к Ш. о взыскании недоимки по налогам и пени - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)