Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жуковой Т.М.,
судей Дюкина В.Ю., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кычевой С.В.,
при участии:
от заявителя - открытого акционерного общества "Российские ипподромы" (ОАО "Росипподромы"): Иванова С.И. (паспорт, доверенность от 18.03.2016),
от заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ТУ Росимуществом в Свердловской области),
от третьего лица - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество): не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - ТУ Росимуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 31 декабря 2015 года,
принятое судьей Е.Г.Италмасовой,
по делу N А60-50218/2015
по заявлению ОАО "Росипподромы" (ИНН 7714873807, ОГРН 1127746402112)
к ТУ Росимуществом в Свердловской области
третье лицо: Росимущество
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
ОАО "Росипподромы" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании п. 1 ненормативного правового акта - распоряжения ТУ Росимущества в Свердловской области от 01.07.2015 N 441-р с ретроактивным действием, незаконным (недействительным), обязании ТУ Росимущества в Свердловской области выдать соответствующий передаточный акт с указанием в нем исключенного из перечня объектов передаваемого имущества земельного участка с кадастровым номером 66:11:0000000:88.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31 декабря 2015 года заявленные требования удовлетворены. Признан п. 1 распоряжения ТУ Росимущества в Свердловской области от 01.07.2015 N 441-р недействительным. На ТУ Росимущества в Свердловской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Росипподромы".
Не согласившись, заинтересованное лицо обратилось в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо указывает на то, что оспариваемое распоряжение фактически исполнено заявителем, заявитель согласился принять то имущество, которое ему полагается.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к нему истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве, просит решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявитель ОАО "Росипподромы" создано путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Центральный московский ипподром" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058, на основании распоряжений Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 N 1876-р, от 27.11.2010 N 2102-р и распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 13.04.2012 N 558-р и является его правопреемником.
Учредителем общества является Российская Федерация в лице Росимущества.
На основании пп. "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Росипподромы" внесено имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен, оставшегося после их ликвидации, в порядке оплаты размещаемых ОАО "Росипподромы" дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области вынесено распоряжение от 01.10.2013 N 535-р "Об условиях приватизации федерального имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" которым определен перечень движимого и недвижимого имущества, подлежащего передаче ОАО "Росипподромы".
Во исполнение пп. "а", "б" п. 3 распоряжения N 535-р на основании Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Указа Президента Российской Федерации 08.08.2011 N 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации", распоряжений Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 2102-р, 24.05.2012 N 840-р, от 26.12.2011 N 1876-р, Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", поручения Росимущества от 11.09.2012 N ИА-03/42135 ОАО "Росипподромы" принято решение о дополнительном выпуске обыкновенных акций (решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг от 27.08.2015, государственный регистрационный номер 1-01-55520-Е-001Р), осуществлена государственная регистрация дополнительного выпуска обыкновенных акций Общества.
Пунктом 1 Распоряжения ТУ Росимущества в Свердловской области от 01.07.2015 N 441-р "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества в Свердловской области от 01.10.2013 N 535-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" (далее - оспариваемое распоряжение) из перечня имущества подлежащего приватизации путем внесения в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций ОАО "Росипподромы" в качестве вклада Российской Федерации в уставной капитал исключен земельный участок с кадастровым номером 66:11:0000000:88.
Обществом получено письмо ТУ Росимущества Свердловской области от 13.07.2015 N АГ-9735/05 о направлении в адрес Общества оспариваемого распоряжения с приложением акта приема-передачи, которого исключен земельный участок с кадастровым номером 66:11:0000000:88.
Заявитель, обращаясь в Арбитражный суд Свердловской области полагает, что действия ТУ Росимущества в Свердловской области, выразившиеся в изменении ранее изданного распоряжения N 535-р и соответствующего передаточного акта в части исключения из него земельного участка с кадастровым номером 66:11:0000000:88 и оспариваемое распоряжение принято с нарушением норм материального права, нарушают права и законные интересы Общества, предусмотренные ст. 35 Конституции РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что Росимуществом осуществляются мероприятия по реализации Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 N 1876-р.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа необходимо внести в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества, объединяющего ипподромы Российской Федерации, имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен по Перечню согласно приложению к Указу, оставшееся после их ликвидации, в порядке оплаты, размещаемых этим акционерным обществом, дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
В рамках реализации Указа Территориальным управлением Росимущества в Свердловской области издано распоряжение от 01.10.2013 N 535-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого ОАО "Российские ипподромы".
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Земельный кодекс Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.03.2015 незастроенные земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть внесены в уставный капитал ОАО "Росипподромы".
В связи с чем, распоряжением ТУ Росимущества в Свердловской области от 01.07.2015 N 441-р внесены изменения в ранее принятое распоряжение ТУ Росимущества в Свердловской области от 01.10.2013 N 535-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" в части исключения из состава подлежащего приватизации имущества земельного участка с кадастровым номером 66:11:0000000:88.
Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство РФ в соответствии с п. 1 ст. 6 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества":
- - утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период;
- - издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;
- - принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
- - осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
Решения об условиях приватизации федерального имущества принимаются Правительством РФ, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, либо по поручению Агентства - его территориальными органами в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества или в случае, установленном законом, в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации о внесении находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (п. 6 Постановления Правительства РФ от 09.07.2002 N 512 "Об утверждении Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества").
Из анализа Постановления Правительства РФ от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества" следует, что любые предложения об исключении имущества сопровождаются установленным порядком утверждения в уполномоченных органах.
Предложения об исключении федерального имущества из программы представляются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по формам, предусмотренным приложениями N 1-3 к настоящим Правилам, вместе с подлинниками писем, подписанных лицами, инициирующими исключение федерального имущества из программы (при их наличии).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в срок, не превышающий 15 дней со дня получения предложений об исключении федерального имущества из программы, осуществляет их рассмотрение, подготовку расчетов для оценки финансовых последствий принятия указанных предложений и направляет их на согласование в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральную антимонопольную службу.
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба рассматривают предложения об исключении федерального имущества из программы и в срок, не превышающий 10 дней со дня их получения, представляют в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом мотивированные позиции.
При наличии разногласий Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в 15-дневный срок проводит согласительные совещания и в течение 5 дней со дня проведения указанных совещаний направляет предложения об исключении федерального имущества из программы в Министерство экономического развития Российской Федерации на рассмотрение.
Неурегулированные разногласия в течение 15 дней со дня поступления предложений об исключении федерального имущества из программы рассматриваются на проводимых в Министерстве экономического развития Российской Федерации согласительных совещаниях.
Предложения об исключении федерального имущества из программы в течение 10 дней со дня поступления (со дня проведения согласительных совещаний) Министерство экономического развития Российской Федерации направляет в Правительство Российской Федерации для доклада Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, координирующему работу федеральных органов исполнительной власти в сфере управления государственной собственностью.
В случае одобрения указанных предложений Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке соответствующий проект акта в Правительство Российской Федерации для его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации (п. 18 Постановления Правительства РФ от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества").
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что у ТУ Росимущества в Свердловской области отсутствует возможность самостоятельно, без соблюдения установленного порядка согласования, принимать решения относительно внесения каких-либо изменений в план приватизации государственного имущества.
Заявитель пояснил, что основной причиной невозможности внесения в уставный капитал Заявителя земельного участка с кадастровым номером 66:11:0000000:88 послужили изменения в Земельный кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ (далее - Закон N 171-ФЗ) "...в соответствии с которыми 01.03.2015 незастроенные земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть внесены в уставный капитал ОАО "Росипподромы".
Также, суд первой инстанции обоснованно согласился с доводами заявителя о том, что последствием принятия оспариваемого распоряжения явилась трансформация ранее возникших правоотношений. Это в свою очередь привело к изменению объема прав и обязанностей участвующих в них лиц.
Первоочередными критериями, которым должно отвечать оспариваемое распоряжение, являются критерии четкости, ясности и недвусмысленности, выработанные Конституционным Судом РФ. Данным требованиям должны соответствовать все правовые акты публичной власти РФ, однако в ненормативном правовом акте отсутствуют указания на конкретные нарушения, которые им устраняются, и конкретные обстоятельства, послужившие основанием для его принятия. Соответственно, оспариваемое распоряжение должно указывать на обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.
В соответствии подп. 1 и 4 ст. 1 ГК РФ основой гражданских отношений является соблюдение принципа равенства его участников и запрет на извлечение преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Действующим законодательством РФ не установлено такое последствие признания ненормативного правового акта не действующим, как пересмотр урегулированных им правоотношений в период, когда его применение являлось обязательным.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Довод заинтересованного лица о том, что оспариваемое распоряжение фактически исполнено заявителем, который согласился принять то имущество, которое ему полагается, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела, с учетом установленных судом обстоятельств.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на оценке всех представленных доказательств в совокупности, что соответствует требованиям ст. 71 АПК РФ.
Оснований для изменения или отмены решения, установленных ст. 270 АПК РФ, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 декабря 2015 года по делу N А60-50218/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Т.М.ЖУКОВА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
В.В.СЕМЕНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.03.2016 N 17АП-2346/2016-ГК ПО ДЕЛУ N А60-50218/2015
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2016 г. N 17АП-2346/2016-ГК
Дело N А60-50218/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жуковой Т.М.,
судей Дюкина В.Ю., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кычевой С.В.,
при участии:
от заявителя - открытого акционерного общества "Российские ипподромы" (ОАО "Росипподромы"): Иванова С.И. (паспорт, доверенность от 18.03.2016),
от заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ТУ Росимуществом в Свердловской области),
от третьего лица - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество): не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - ТУ Росимуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 31 декабря 2015 года,
принятое судьей Е.Г.Италмасовой,
по делу N А60-50218/2015
по заявлению ОАО "Росипподромы" (ИНН 7714873807, ОГРН 1127746402112)
к ТУ Росимуществом в Свердловской области
третье лицо: Росимущество
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
ОАО "Росипподромы" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании п. 1 ненормативного правового акта - распоряжения ТУ Росимущества в Свердловской области от 01.07.2015 N 441-р с ретроактивным действием, незаконным (недействительным), обязании ТУ Росимущества в Свердловской области выдать соответствующий передаточный акт с указанием в нем исключенного из перечня объектов передаваемого имущества земельного участка с кадастровым номером 66:11:0000000:88.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31 декабря 2015 года заявленные требования удовлетворены. Признан п. 1 распоряжения ТУ Росимущества в Свердловской области от 01.07.2015 N 441-р недействительным. На ТУ Росимущества в Свердловской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Росипподромы".
Не согласившись, заинтересованное лицо обратилось в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо указывает на то, что оспариваемое распоряжение фактически исполнено заявителем, заявитель согласился принять то имущество, которое ему полагается.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к нему истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве, просит решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявитель ОАО "Росипподромы" создано путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Центральный московский ипподром" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058, на основании распоряжений Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 N 1876-р, от 27.11.2010 N 2102-р и распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 13.04.2012 N 558-р и является его правопреемником.
Учредителем общества является Российская Федерация в лице Росимущества.
На основании пп. "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Росипподромы" внесено имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен, оставшегося после их ликвидации, в порядке оплаты размещаемых ОАО "Росипподромы" дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области вынесено распоряжение от 01.10.2013 N 535-р "Об условиях приватизации федерального имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" которым определен перечень движимого и недвижимого имущества, подлежащего передаче ОАО "Росипподромы".
Во исполнение пп. "а", "б" п. 3 распоряжения N 535-р на основании Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Указа Президента Российской Федерации 08.08.2011 N 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации", распоряжений Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 2102-р, 24.05.2012 N 840-р, от 26.12.2011 N 1876-р, Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", поручения Росимущества от 11.09.2012 N ИА-03/42135 ОАО "Росипподромы" принято решение о дополнительном выпуске обыкновенных акций (решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг от 27.08.2015, государственный регистрационный номер 1-01-55520-Е-001Р), осуществлена государственная регистрация дополнительного выпуска обыкновенных акций Общества.
Пунктом 1 Распоряжения ТУ Росимущества в Свердловской области от 01.07.2015 N 441-р "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества в Свердловской области от 01.10.2013 N 535-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" (далее - оспариваемое распоряжение) из перечня имущества подлежащего приватизации путем внесения в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций ОАО "Росипподромы" в качестве вклада Российской Федерации в уставной капитал исключен земельный участок с кадастровым номером 66:11:0000000:88.
Обществом получено письмо ТУ Росимущества Свердловской области от 13.07.2015 N АГ-9735/05 о направлении в адрес Общества оспариваемого распоряжения с приложением акта приема-передачи, которого исключен земельный участок с кадастровым номером 66:11:0000000:88.
Заявитель, обращаясь в Арбитражный суд Свердловской области полагает, что действия ТУ Росимущества в Свердловской области, выразившиеся в изменении ранее изданного распоряжения N 535-р и соответствующего передаточного акта в части исключения из него земельного участка с кадастровым номером 66:11:0000000:88 и оспариваемое распоряжение принято с нарушением норм материального права, нарушают права и законные интересы Общества, предусмотренные ст. 35 Конституции РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что Росимуществом осуществляются мероприятия по реализации Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 N 1876-р.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа необходимо внести в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества, объединяющего ипподромы Российской Федерации, имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен по Перечню согласно приложению к Указу, оставшееся после их ликвидации, в порядке оплаты, размещаемых этим акционерным обществом, дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
В рамках реализации Указа Территориальным управлением Росимущества в Свердловской области издано распоряжение от 01.10.2013 N 535-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого ОАО "Российские ипподромы".
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Земельный кодекс Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.03.2015 незастроенные земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть внесены в уставный капитал ОАО "Росипподромы".
В связи с чем, распоряжением ТУ Росимущества в Свердловской области от 01.07.2015 N 441-р внесены изменения в ранее принятое распоряжение ТУ Росимущества в Свердловской области от 01.10.2013 N 535-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" в части исключения из состава подлежащего приватизации имущества земельного участка с кадастровым номером 66:11:0000000:88.
Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство РФ в соответствии с п. 1 ст. 6 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества":
- - утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период;
- - издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;
- - принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
- - осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
Решения об условиях приватизации федерального имущества принимаются Правительством РФ, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, либо по поручению Агентства - его территориальными органами в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества или в случае, установленном законом, в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации о внесении находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (п. 6 Постановления Правительства РФ от 09.07.2002 N 512 "Об утверждении Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества").
Из анализа Постановления Правительства РФ от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества" следует, что любые предложения об исключении имущества сопровождаются установленным порядком утверждения в уполномоченных органах.
Предложения об исключении федерального имущества из программы представляются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по формам, предусмотренным приложениями N 1-3 к настоящим Правилам, вместе с подлинниками писем, подписанных лицами, инициирующими исключение федерального имущества из программы (при их наличии).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в срок, не превышающий 15 дней со дня получения предложений об исключении федерального имущества из программы, осуществляет их рассмотрение, подготовку расчетов для оценки финансовых последствий принятия указанных предложений и направляет их на согласование в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральную антимонопольную службу.
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба рассматривают предложения об исключении федерального имущества из программы и в срок, не превышающий 10 дней со дня их получения, представляют в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом мотивированные позиции.
При наличии разногласий Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в 15-дневный срок проводит согласительные совещания и в течение 5 дней со дня проведения указанных совещаний направляет предложения об исключении федерального имущества из программы в Министерство экономического развития Российской Федерации на рассмотрение.
Неурегулированные разногласия в течение 15 дней со дня поступления предложений об исключении федерального имущества из программы рассматриваются на проводимых в Министерстве экономического развития Российской Федерации согласительных совещаниях.
Предложения об исключении федерального имущества из программы в течение 10 дней со дня поступления (со дня проведения согласительных совещаний) Министерство экономического развития Российской Федерации направляет в Правительство Российской Федерации для доклада Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, координирующему работу федеральных органов исполнительной власти в сфере управления государственной собственностью.
В случае одобрения указанных предложений Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке соответствующий проект акта в Правительство Российской Федерации для его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации (п. 18 Постановления Правительства РФ от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества").
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что у ТУ Росимущества в Свердловской области отсутствует возможность самостоятельно, без соблюдения установленного порядка согласования, принимать решения относительно внесения каких-либо изменений в план приватизации государственного имущества.
Заявитель пояснил, что основной причиной невозможности внесения в уставный капитал Заявителя земельного участка с кадастровым номером 66:11:0000000:88 послужили изменения в Земельный кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ (далее - Закон N 171-ФЗ) "...в соответствии с которыми 01.03.2015 незастроенные земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть внесены в уставный капитал ОАО "Росипподромы".
Также, суд первой инстанции обоснованно согласился с доводами заявителя о том, что последствием принятия оспариваемого распоряжения явилась трансформация ранее возникших правоотношений. Это в свою очередь привело к изменению объема прав и обязанностей участвующих в них лиц.
Первоочередными критериями, которым должно отвечать оспариваемое распоряжение, являются критерии четкости, ясности и недвусмысленности, выработанные Конституционным Судом РФ. Данным требованиям должны соответствовать все правовые акты публичной власти РФ, однако в ненормативном правовом акте отсутствуют указания на конкретные нарушения, которые им устраняются, и конкретные обстоятельства, послужившие основанием для его принятия. Соответственно, оспариваемое распоряжение должно указывать на обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.
В соответствии подп. 1 и 4 ст. 1 ГК РФ основой гражданских отношений является соблюдение принципа равенства его участников и запрет на извлечение преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Действующим законодательством РФ не установлено такое последствие признания ненормативного правового акта не действующим, как пересмотр урегулированных им правоотношений в период, когда его применение являлось обязательным.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Довод заинтересованного лица о том, что оспариваемое распоряжение фактически исполнено заявителем, который согласился принять то имущество, которое ему полагается, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела, с учетом установленных судом обстоятельств.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на оценке всех представленных доказательств в совокупности, что соответствует требованиям ст. 71 АПК РФ.
Оснований для изменения или отмены решения, установленных ст. 270 АПК РФ, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 декабря 2015 года по делу N А60-50218/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Т.М.ЖУКОВА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
В.В.СЕМЕНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)