Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, ссылаясь на неправомерное занижение налогоплательщиком налоговой базы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии:
заявителя - Чикуровой С.В. (паспорт),
представителя ответчика - Аскарова В.Р. (доверенность от 10.12.2014),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Чикуровой Светланы Владимировны,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Попова Е.Г., Семушкин В.С.)
по делу N А65-31489/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя Чикуровой Светланы Владимировны, Альметьевский район Республики Татарстан (ИНН <...>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск, о признании недействительным решения от 17.06.2014 N 2.11-46/9, с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
установил:
индивидуальный предприниматель Чикурова Светлана Владимировна (далее - предприниматель, заявитель, ИП Чикурова С.В.) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 16 по РТ, инспекция, налоговый орган) от 17.06.2014 N 2.11-46/9 в части доначисления недоимки по земельному налогу за 2011 год в сумме 46 066 руб., соответствующих сумм пеней и штрафа, штрафа в размере 6455,60 руб. за несвоевременное представление уточненной налоговой декларации, доначисления единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) за 1 - 3 кварталы 2010 - 2012 годов в сумме 5441 руб., соответствующего штрафа.
В обоснование заявленных требований предприниматель указал на необоснованность доводов налогового органа о занижении налоговой базы по земельному налогу за 2011 год, о неправомерности зачета переплаты в счет другой недоимки, об отсутствии оснований для начисления штрафов и пеней.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по РТ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.04.2015 заявление удовлетворено частично, решение Межрайонной ИФНС России N 16 по РТ от 17.06.2014 N 2.11-46/9 о привлечении ИП Чикуровой С.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления недоимки по земельному налогу за 2011 год в сумме 46 066 руб., а также соответствующих сумм пеней и штрафа, в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 6 455,60 руб. за несвоевременное представление уточненной налоговой декларации, а также привлечения к ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату ЕНВД в сумме 432,60 руб. признано недействительным. На Межрайонную ИФНС России N 16 по РТ возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Чикуровой С.В. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 вышеуказанное решение суда первой инстанции отменено в части признания недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 16 по РТ от 17.06.2014 N 2.11-46/9 о привлечении ИП Чикуровой С.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления недоимки по земельному налогу за 2011 год в сумме 46 066 руб., а также соответствующих сумм пеней и штрафа. В указанной части принят новый судебный акт, заявленные требования предпринимателя удовлетворены частично. Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 16 по РТ от 17.06.2014 N 2.11-46/9 о привлечении ИП Чикуровой С.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления недоимки по земельному налогу в сумме 28 660,52 руб., а также соответствующих сумм пеней и штрафа. В остальной части в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным решения инспекции от 17.06.2014 N 2.11-46/9 о привлечении ИП Чикуровой С.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления недоимки по земельному налогу за 2011 год в сумме 46 066 руб., а также соответствующих сумм пеней и штрафа отказано. В остальной части решение суда первой инстанции от 21.04.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИП Чикурова С.В. с принятым по делу постановлением апелляционного суда не согласилась, просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. При этом заявитель полагает, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, поскольку налоговый орган не представил в материалы дела доказательства соблюдения им порядка проведения зачета, установленного НК РФ. По мнению предпринимателя, вывод апелляционного суда о том, что земельный налог ИП Чикуровой С.В. не уплачивался, не соответствует материалам дела. При этом ИП Чикурова С.В. указывает на отсутствие у нее неуплаченного земельного налога за 2011 год и наличие переплаты.
В дополнении к кассационной жалобе ИП Чикурова С.В. отмечает, что подача уточненной налоговой декларации не может создавать новую обязанность по уплате уже уплаченного налога. Уплаченные суммы налога за 2011 год не могли быть автоматически приняты налоговым органом в счет оплаты земельного налога за 2012 год.
В отзыве на кассационную жалобу Межрайонная ИФНС России N 16 по РТ возражает против доводов заявителя и просит обжалованное им постановление апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 156, части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу в отсутствие представителя УФНС России по РТ, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в отношении предпринимателя проведена выездная налоговая проверка за период 2010 - 2012 годы, по результатам которой составлен акт от 28.04.2014 N 2.11-46/9.
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки от 28.04.2014 N 2.11-46/9 налоговым органом принято решение от 17.06.2014 N 2.11-46/9 о привлечении предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением предпринимателю доначислен земельный налог за 2011 год в сумме 46 066 руб., ЕНВД за 1 - 3 кварталы 2010 - 2102 годов в сумме 5441 руб., взыскан штраф в сумме 16 534 руб., а также начислены пени в сумме 7478,90 руб.
Решением УФНС России по РТ от 25.09.2014 решение инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции, ИП Чикурова С.В. оспорила его в судебном порядке.
Судами установлено, что по состоянию на 01 января 2011 года за предпринимателем числятся три земельных участка с кадастровыми номерами 16:45:10119:981, 16:45:40105:1 и 16:45:10119:2254. При расчете земельного налога за 2011 год налоговым органом применена кадастровая стоимость земельных участков в размере 7 634 028 руб., рассчитанная на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Судебные инстанции признали неверными доводы налогового органа о применении постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 при расчете земельного налога за 2011 год ввиду следующего.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 16.12.2015 N Ф06-3109/2015 ПО ДЕЛУ N А65-31489/2014
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, ссылаясь на неправомерное занижение налогоплательщиком налоговой базы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2015 г. N Ф06-3109/2015
Дело N А65-31489/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии:
заявителя - Чикуровой С.В. (паспорт),
представителя ответчика - Аскарова В.Р. (доверенность от 10.12.2014),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Чикуровой Светланы Владимировны,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Попова Е.Г., Семушкин В.С.)
по делу N А65-31489/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя Чикуровой Светланы Владимировны, Альметьевский район Республики Татарстан (ИНН <...>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск, о признании недействительным решения от 17.06.2014 N 2.11-46/9, с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
установил:
индивидуальный предприниматель Чикурова Светлана Владимировна (далее - предприниматель, заявитель, ИП Чикурова С.В.) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 16 по РТ, инспекция, налоговый орган) от 17.06.2014 N 2.11-46/9 в части доначисления недоимки по земельному налогу за 2011 год в сумме 46 066 руб., соответствующих сумм пеней и штрафа, штрафа в размере 6455,60 руб. за несвоевременное представление уточненной налоговой декларации, доначисления единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) за 1 - 3 кварталы 2010 - 2012 годов в сумме 5441 руб., соответствующего штрафа.
В обоснование заявленных требований предприниматель указал на необоснованность доводов налогового органа о занижении налоговой базы по земельному налогу за 2011 год, о неправомерности зачета переплаты в счет другой недоимки, об отсутствии оснований для начисления штрафов и пеней.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по РТ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.04.2015 заявление удовлетворено частично, решение Межрайонной ИФНС России N 16 по РТ от 17.06.2014 N 2.11-46/9 о привлечении ИП Чикуровой С.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления недоимки по земельному налогу за 2011 год в сумме 46 066 руб., а также соответствующих сумм пеней и штрафа, в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 6 455,60 руб. за несвоевременное представление уточненной налоговой декларации, а также привлечения к ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату ЕНВД в сумме 432,60 руб. признано недействительным. На Межрайонную ИФНС России N 16 по РТ возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Чикуровой С.В. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 вышеуказанное решение суда первой инстанции отменено в части признания недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 16 по РТ от 17.06.2014 N 2.11-46/9 о привлечении ИП Чикуровой С.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления недоимки по земельному налогу за 2011 год в сумме 46 066 руб., а также соответствующих сумм пеней и штрафа. В указанной части принят новый судебный акт, заявленные требования предпринимателя удовлетворены частично. Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 16 по РТ от 17.06.2014 N 2.11-46/9 о привлечении ИП Чикуровой С.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления недоимки по земельному налогу в сумме 28 660,52 руб., а также соответствующих сумм пеней и штрафа. В остальной части в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным решения инспекции от 17.06.2014 N 2.11-46/9 о привлечении ИП Чикуровой С.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления недоимки по земельному налогу за 2011 год в сумме 46 066 руб., а также соответствующих сумм пеней и штрафа отказано. В остальной части решение суда первой инстанции от 21.04.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИП Чикурова С.В. с принятым по делу постановлением апелляционного суда не согласилась, просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. При этом заявитель полагает, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, поскольку налоговый орган не представил в материалы дела доказательства соблюдения им порядка проведения зачета, установленного НК РФ. По мнению предпринимателя, вывод апелляционного суда о том, что земельный налог ИП Чикуровой С.В. не уплачивался, не соответствует материалам дела. При этом ИП Чикурова С.В. указывает на отсутствие у нее неуплаченного земельного налога за 2011 год и наличие переплаты.
В дополнении к кассационной жалобе ИП Чикурова С.В. отмечает, что подача уточненной налоговой декларации не может создавать новую обязанность по уплате уже уплаченного налога. Уплаченные суммы налога за 2011 год не могли быть автоматически приняты налоговым органом в счет оплаты земельного налога за 2012 год.
В отзыве на кассационную жалобу Межрайонная ИФНС России N 16 по РТ возражает против доводов заявителя и просит обжалованное им постановление апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 156, части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу в отсутствие представителя УФНС России по РТ, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в отношении предпринимателя проведена выездная налоговая проверка за период 2010 - 2012 годы, по результатам которой составлен акт от 28.04.2014 N 2.11-46/9.
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки от 28.04.2014 N 2.11-46/9 налоговым органом принято решение от 17.06.2014 N 2.11-46/9 о привлечении предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением предпринимателю доначислен земельный налог за 2011 год в сумме 46 066 руб., ЕНВД за 1 - 3 кварталы 2010 - 2102 годов в сумме 5441 руб., взыскан штраф в сумме 16 534 руб., а также начислены пени в сумме 7478,90 руб.
Решением УФНС России по РТ от 25.09.2014 решение инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции, ИП Чикурова С.В. оспорила его в судебном порядке.
Судами установлено, что по состоянию на 01 января 2011 года за предпринимателем числятся три земельных участка с кадастровыми номерами 16:45:10119:981, 16:45:40105:1 и 16:45:10119:2254. При расчете земельного налога за 2011 год налоговым органом применена кадастровая стоимость земельных участков в размере 7 634 028 руб., рассчитанная на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Судебные инстанции признали неверными доводы налогового органа о применении постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 при расчете земельного налога за 2011 год ввиду следующего.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)