Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.06.2017 ПО ДЕЛУ N 3А-52/2017~М-109/2017

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 июня 2017 г. по делу N 3А-52/2017~М-109/2017


Саратовский областной суд в составе:
председательствующего Совкича А.П.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Касимова В.О.,
при секретаре М.,
с участием представителя административного истца закрытого акционерного общества "Первое саратовское предприятие "Трест N 7" - Ш., действующего на основании доверенности 25 января 2017 года, представителя административного ответчика комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области - Ю., действующей на основании доверенности 15 февраля 2017 года N 913б,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Первое саратовское предприятие "Трест N 7" к комитету инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области о признании недействующим пункта 175 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 25 декабря 2015 года N 1390-р,
установил:

комитет по управлению имуществом Саратовской области (далее - Комитет) распоряжением от 25 декабря 2015 года N 1390-р "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" (далее - Распоряжение N 1390-р) утвердил перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2016 год (далее - Перечень).
В пункт 175 Перечня включено здание с кадастровым номером 64:48:000000:14702, расположенное по адресу: <...>.
Закрытое акционерное общество "Первое саратовское предприятие "Трест N 7" (далее - ЗАО "ПСП "Трест N 7"), являясь собственником названного здания, обратилось в Саратовский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 175 Перечня.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что здание по адресу: <...> включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в отсутствие законных на то оснований, поскольку не обладает признаками объектов налогообложения, определенными пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона Саратовской области от 24 ноября 2003 года N 73-ЗСО "О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций" (далее - Закон N 73-ЗСО).
Согласно заключению "Абелит - Служба независимой экспертизы и оценки" имени Пичугина И.Г." от 01 декабря 2016 года N 08/11/16 все помещения здания находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют замены дверных и оконных проемов, требуют отделки. Использование здания в коммерческом назначении, в том числе для сдачи в аренду не представляется возможным, арендаторы отсутствуют. Фактическое в настоящее время назначение здания - производственное здание, с расположением на цокольном, 2 и 4 этажах помещений производственного назначения, а на 1 и 3 этажах помещений, обеспечивающих производственный процесс (кабинеты руководства, бухгалтерии, инженерных сотрудников, касса, конференц-зала для обучения производственным процессам и проведению совещаний всех сотрудников).
Кроме того, считает, что необходимо исходить из вида разрешенного использования земельного участка, указанного в правоустанавливающих документах, который не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Административный истец полагает, что включение указанного здания в Перечень неправомерно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В судебном заседании представитель ЗАО "ПСП "Трест N 7" поддержал заявленные требования по указанным основаниям.
Представитель административного ответчика комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области возражал против удовлетворения административного иска. Указывал, что оспариваемое распоряжение принято в пределах компетенции с соблюдением процедуры, установленной законом, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно статьям 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Исходя из положений статей 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-делового центра и торгового центра (комплекса) и помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 23 ноября 2015 года, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) определено, что в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (подпункт 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом N 73-ЗСО на территории Саратовской области установлен и введен в действие налог на имущество организаций.
Статьей 1.1 Закона N 73-ЗСО, предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется, в том числе в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 квадратных метров и помещений в них (пункт 1).
Налоговая база, определенная как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, применяется в отношении вышеуказанного имущества, включенного в перечень объектов недвижимого имущества, формируемый уполномоченным органом исполнительной власти области (пункт 2).
Особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не распространяются на объекты недвижимого имущества при одновременном соблюдении следующих условий:
- объекты недвижимого имущества не переданы в пользование третьим лицам и используются налогоплательщиком для размещения рабочих мест, организации питания, бытового обслуживания работников, обеспечивающих его производственную деятельность по видам согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности: сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство; обрабатывающие производства; строительство;
- на земельных участках, на которых расположены указанные объекты, или на смежных с ними земельных участках находятся нежилые здания (строения, сооружения), принадлежащие налогоплательщику на праве собственности и используемые им для осуществления вышеуказанных видов производственной деятельности, и ни одно из указанных нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них не передано налогоплательщиком в пользование третьим лицам (пункт 3).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 6 приложения N 1 к постановлению Правительства Саратовской области от 03.05.2005 N 137-П "Вопросы комитета по управлению имуществом Саратовской области" в редакции постановления Правительства Саратовской области от 22 апреля 2014 года N 244-П.

На основании пункта 6 постановления Правительства Саратовской области от 22 апреля 2014 года N 244-П "О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 03 мая 2005 года N 137-П "Вопросы комитета по управлению имуществом Саратовской области" полномочиями по определению на налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направлению перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещению перечня на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" наделен комитет по управлению имуществом Саратовской области.
Постановлением правительства Саратовской области от 29 августа 2016 года N 458-П комитет по управлению имуществом Саратовской области переименован в комитет инвестиционной политики и имущественных отношений.
В судебном заседании установлено, что распоряжением Комитета от 25 декабря 2015 года N 1390-р утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2016 год, в который включено здание с кадастровым номером 64:48:000000:14702, расположенное по адресу: <...>, принадлежащее на праве собственности ЗАО "ПСП "Трест N 7" (строка 175) (том N 2 листы дела N 8-10).
Распоряжение N 1390-р опубликовано на официальном сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии" (www.g-64.ru) 25 декабря 2015 года.
Распоряжениями комитета по управлению имуществом Саратовской области от 04 апреля 2016 года N 267-р, от 18 мая 2016 года N 450-р, комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области от 27 декабря 2016 года N 1282-р "О внесении изменений в распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области от 25 декабря 2015 года N 1390-р" изменения в Перечень в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 64:48:000000:14702 не вносились.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения приведенных выше нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о том, что Распоряжение N 1390-р принято уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением процедуры его принятия.
Как установлено судом, ЗАО "ПСП "Трест N 7" является собственником нежилого четырехэтажного здания с цокольным этажом общей площадью 1 717,4 квадратных метра с кадастровым номером 64:48:000000:14702, находящегося по адресу: <...>. Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 64:48:050372:54, предоставленном административному истцу в аренду. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права от 08 января 2003 года, выпиской и Единого государственного реестра недвижимости и договором аренды земельного участка от 21 ноября 2005 года (том N 1 листы дела NN 32, 135-138, 236-249).
Согласно Уставу, сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основными видами деятельности ЗАО "ПСП "Трест N 7" является выполнение работ по монтажу стальных строительных конструкций, производство строительных металлических конструкций и изделий, строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения, газоснабжения, строительство междугородних и местных линий электропередачи и связи, а также другие виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ (том N 1 листы дела NN 105-118, 220-235).
Исходя из положений статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" (далее - Правила землепользования и застройки), в том числе приложение N 1 "Карта градостроительного зонирования территории муниципального образования "Город Саратов", опубликованные в специальном выпуске газеты "Саратовская панорама" от 17 мая 2008 года N 54 (303).
Согласно сообщению комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" от 15 июня 2017 года земельный участок с кадастровым номером 64:48:050372:54, на котором расположено нежилое здание, принадлежащее ЗАО "ПСП "Трест N 7", и на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, и на настоящий момент отнесен Правилами землепользования и застройки к территориальной зоне ОД-1 - зона многофункциональной общественно-деловой застройки исторического центра города.
Одним из основных разрешенных видов использования земельного участка территориальной зоны ОД-1 в соответствии с Правилами землепользования и застройки (таблица 5.1) является расположение отдельно стоящих офисных зданий делового и коммерческого назначения, что соответствует пункту 1.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39.
Таким образом, учитывая, что один из видов разрешенного использования арендуемого ЗАО "ПСП "Трест N 7" земельного участка предусматривает размещение офисных зданий делового и коммерческого назначения, данный вид разрешенного использования может быть выбран землепользователем самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования, суд приходит к выводу, что принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимости обладает признаками, определенными подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона N 73-ЗСО, дающими основание для включения объекта в оспариваемый Перечень.
Кроме того, суд учитывает, что указанное нежилое здание более трех лет не используется в целях обеспечения производственной деятельности ЗАО "ПСП "Трест N 7", имели место случаи сдачи в аренду отдельных помещений и фактическое назначение помещений позволяет это сделать. Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя истца, показаниями свидетеля П., техническим паспортом и экспертным исследованием N 08/11/16 (том N 1 листы дела NN 33-51, 139-210).
Положения пункта 3 статьи 1.1 Закона N 73-ЗСО в данной ситуации не могут быть применены, поскольку судом установлено, что принадлежащее ЗАО "ПСП "Трест N 7" на праве собственности здание не используется им для обеспечения его производственной деятельности.
При таких обстоятельствах доводы административного истца о том, что здание фактически не используется в целях коммерческого назначения и том, что вид разрешенного использования земельного участка, указанный в кадастровом паспорте, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, не имеют правового значения для вывода о законности оспариваемого нормативного правового акта.
В этой связи суд приходит к выводу, что распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области от 25 декабря 2015 года N 1390-р "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" в части пункта 175 приложения принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие, и не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании такого нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При таком положении суд не усматривает достаточных оснований для признания пункта 175 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 25 декабря 2015 года N 1390-р недействующим, и считает исковые требования ЗАО "ПСП "Трест N 7" не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:

в удовлетворении административного искового заявления закрытого акционерного общества "Первое саратовское предприятие "Трест N 7" к комитету инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области о признании недействующим пункта 175 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 25 декабря 2015 года N 1390-р отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
А.П.СОВКИЧ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)