Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2017 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Балакиревой Е.М., Пышкиной Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Трифонкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 декабря 2017 г. в зале N 6 помещения суда
апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 октября 2017 года, принятое по делу N А65-22499/2017, судья Салимзянов И.Ш.,
по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (ОГРН 1091690054763, ИНН 1655183653), город Казань,
к Российскому Объединению инкассации (РОСИНКАС) Центрального Банка Российской Федерации (ОГРН 1027739529641, ИНН 7703030058), город Москва,
о взыскании долга 722 648 руб. и пени 54 198 руб. 61 коп.,
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Российскому объединению инкассации (РОСИНКАС) Центрального Банка Российской Федерации о взыскании задолженности в размере 722 648 руб. (в период с 11.01.2017 г. по 09.05.2017 г.) и пени в размере 54 198 руб. 61 коп. (в период с 11.01.2017 г. по 09.05.2017 г.).
В обоснование требования истец указал на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств в соответствии с договором аренды земельного участка N 09-11з от 15.06.2009 г.
Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального Банка Российской Федерации в отзыве на иск с требованиями истца не согласилось, указав, что вносил оплату за пользование земельным участком в соответствии с условиями заключенного договора. Кроме того ответчик указал, что спорный земельный участок был переоформлен на право аренды с права постоянного (бессрочного) пользования в соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и в соответствии с указанной нормой размер арендной платы за пользование землей не может превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка (в год).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 октября 2017 года в удовлетворении иска отказано.
При этом, отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 установлено, что при переоформлении прав на земельные участка размер арендной платы не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении такого земельного участка.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Республики Татарстан судебным актом, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование своей просьбы истец в апелляционной жалобе указал, что примененный судом первой инстанции в деле принцип недопустимости превышения размера арендной платы размера земельного налога более чем в два раза применяется исключительно при переоформлении прав на земельный участок на право аренды, в рассматриваемом деле, по мнению истца, изменение размера арендной платы произошло по иным основаниям - в порядке пункта 3.6 договора и в соответствии с нормами постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального Банка Российской Федерации с жалобой не согласилось, указало на законность и обоснованность судебного решения.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Республики Татарстан, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон, которые о месте и времени судебного заседания судом апелляционной инстанции были уведомлены надлежащим образом в соответствии с положениями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
При этом в силу части 4 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном статьей 70 настоящего Кодекса, и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции, а в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
15.06.2009 г. на основании распоряжения о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 10.06.2009 г. N 679-р "О переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в федеральной собственности на право аренды" Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан (арендодатель) и Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального Банка Российской Федерации (арендатор) заключили договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 09-11з, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:50:060616:0022, местонахождение земельного участка: Республика Татарстан, г. Казань, Советский район, ул. Седова, площадь земельного участка 5360,00 кв. м, категория земель земли населенных пунктов, для использования в целях под зданиями и сооружениями гаража.
Срок аренды, согласованный сторонами по договору - с 15.06.2009 г. по 14.06.2058 г.
Размер арендной платы (пункт 3.1 договора) 519 920 руб. в год, арендная плата вносится арендатором ежемесячно в сумме 43 326 руб. 67 коп. до 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Расчет размера арендной платы при заключении договора был осуществлен в соответствии с Федеральным законном от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" на основании отчета об оценке рыночной стоимости услуг по предоставлению в аренду земельного участка, подготовленного ООО "ФИРМА "КОНДОР" 03.06.2009 г.
В соответствии с пунктом 3.4 договора размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующих год и не чаще одного раза в год при изменении базовой ставки арендной платы.
В соответствии с пунктом 3.5 договора размер арендной платы пересматривается в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.6 договора в случае изменения нормативно-правовых актов, регулирующих исчисление размера арендной платы, арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем порядке. Новый размер арендной платы устанавливается с момента получения арендатором уведомления о внесении соответствующих изменений в настоящий договор.
Обусловленный договором земельный участок был передан арендодателем арендатору по акту приема - передачи от 15.06.2009 г.
Истцом в материалы дела представлен акт сверки, согласно которому в спорном периоде (в период с 11.01.2017 г. по 09.05.2017 г.) арендная плата оплачивалась ответчиком в размере 44 440 руб. ежемесячно.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Арендная плата за пользование землями, находящимися в публичной собственности является регулируемой.
При этом в силу положений пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Кадастровая стоимость земельного участка в спорном периоде составляла 43 475 335 руб. 20 коп., в силу чего в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" размер арендной платы за земельный участок не может превышать 2% от кадастровой стоимости (869 506 руб. 70 коп. в год 72 458 руб. 89 коп. в месяц).
Правительство Российской Федерации 16.07.2009 г. приняло постановление N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
При этом согласно основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определенным указанным постановлением, одним из них является принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
В соответствии с Решением Казанской городской Думы от 11.11.2013 г. N 5-26 на территории муниципального образования города Казани установлены ставки земельного налога в отношении земельных участков, занятых гаражами - 0,4% от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом размер арендной платы за спорный земельный участок не может превышать 0,8% от его кадастровой стоимости (двукратная ставка земельного налога), что составляет сумму 347 802 руб. 68 коп. (в год) или 28 893 руб. 57 коп. (в месяц).
Пунктом 2 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации установлено, что размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:
а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона;
в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
г) на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Поскольку земельный участок ответчиком был переоформлен в аренду в связи с переоформлением права на земельный участок размер арендной платы должен быть определен на основании кадастровой стоимости земельного участка, а поэтому применение истцом при определении размера арендной платы в спорном периоде иного принципа - на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности - противоречит условиям договора и действующего законодательства.
В соответствии с пунктами 8 и 9 правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды. В случае уточнения предусмотренных пунктами 3, 5 и 6 настоящих Правил условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету, но не чаще одного раза в год.
При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 настоящих Правил, не проводится.
Таким образом действующим законодательством предусмотрен порядок изменения размера арендной платы за пользование земельным участком, принятым в аренду в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды путем индексации на размер уровня инфляции либо в связи с изменением размера кадастровой стоимости земельного участка.
Мнение истца о том, что постановление Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582 может рассматриваться как нормативно-правовой акт, изменяющий регулирование размера арендной платы и позволяющий истцу определять размер арендной платы в рассматриваемом случае на основании рыночной стоимости права аренды - основано на ошибочном толковании нормативно-правового акта.
Истец, представляющий орган исполнительной власти Российской Федерации в своей деятельности не вправе произвольно определять права и обязанности арендаторов по оплате арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в федеральной собственности, а поэтому не вправе требовать от ответчика уплаты арендной платы в размере большем, чем это установлено действующим законодательством. В связи с этим ссылка истца на то обстоятельство, что ответчиком не оспаривалось уведомление истца об увеличении размера арендной платы - беспредметна.
В силу изложенного апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 октября 2017 года, принятое по делу N А65-22499/2017, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.12.2017 N 11АП-17532/2017 ПО ДЕЛУ N А65-22499/2017
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2017 г. по делу N А65-22499/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2017 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Балакиревой Е.М., Пышкиной Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Трифонкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 декабря 2017 г. в зале N 6 помещения суда
апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 октября 2017 года, принятое по делу N А65-22499/2017, судья Салимзянов И.Ш.,
по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (ОГРН 1091690054763, ИНН 1655183653), город Казань,
к Российскому Объединению инкассации (РОСИНКАС) Центрального Банка Российской Федерации (ОГРН 1027739529641, ИНН 7703030058), город Москва,
о взыскании долга 722 648 руб. и пени 54 198 руб. 61 коп.,
установил:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Российскому объединению инкассации (РОСИНКАС) Центрального Банка Российской Федерации о взыскании задолженности в размере 722 648 руб. (в период с 11.01.2017 г. по 09.05.2017 г.) и пени в размере 54 198 руб. 61 коп. (в период с 11.01.2017 г. по 09.05.2017 г.).
В обоснование требования истец указал на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств в соответствии с договором аренды земельного участка N 09-11з от 15.06.2009 г.
Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального Банка Российской Федерации в отзыве на иск с требованиями истца не согласилось, указав, что вносил оплату за пользование земельным участком в соответствии с условиями заключенного договора. Кроме того ответчик указал, что спорный земельный участок был переоформлен на право аренды с права постоянного (бессрочного) пользования в соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и в соответствии с указанной нормой размер арендной платы за пользование землей не может превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка (в год).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 октября 2017 года в удовлетворении иска отказано.
При этом, отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 установлено, что при переоформлении прав на земельные участка размер арендной платы не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении такого земельного участка.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Республики Татарстан судебным актом, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование своей просьбы истец в апелляционной жалобе указал, что примененный судом первой инстанции в деле принцип недопустимости превышения размера арендной платы размера земельного налога более чем в два раза применяется исключительно при переоформлении прав на земельный участок на право аренды, в рассматриваемом деле, по мнению истца, изменение размера арендной платы произошло по иным основаниям - в порядке пункта 3.6 договора и в соответствии с нормами постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального Банка Российской Федерации с жалобой не согласилось, указало на законность и обоснованность судебного решения.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Республики Татарстан, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон, которые о месте и времени судебного заседания судом апелляционной инстанции были уведомлены надлежащим образом в соответствии с положениями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
При этом в силу части 4 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном статьей 70 настоящего Кодекса, и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции, а в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
15.06.2009 г. на основании распоряжения о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 10.06.2009 г. N 679-р "О переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в федеральной собственности на право аренды" Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан (арендодатель) и Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального Банка Российской Федерации (арендатор) заключили договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 09-11з, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:50:060616:0022, местонахождение земельного участка: Республика Татарстан, г. Казань, Советский район, ул. Седова, площадь земельного участка 5360,00 кв. м, категория земель земли населенных пунктов, для использования в целях под зданиями и сооружениями гаража.
Срок аренды, согласованный сторонами по договору - с 15.06.2009 г. по 14.06.2058 г.
Размер арендной платы (пункт 3.1 договора) 519 920 руб. в год, арендная плата вносится арендатором ежемесячно в сумме 43 326 руб. 67 коп. до 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Расчет размера арендной платы при заключении договора был осуществлен в соответствии с Федеральным законном от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" на основании отчета об оценке рыночной стоимости услуг по предоставлению в аренду земельного участка, подготовленного ООО "ФИРМА "КОНДОР" 03.06.2009 г.
В соответствии с пунктом 3.4 договора размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующих год и не чаще одного раза в год при изменении базовой ставки арендной платы.
В соответствии с пунктом 3.5 договора размер арендной платы пересматривается в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.6 договора в случае изменения нормативно-правовых актов, регулирующих исчисление размера арендной платы, арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем порядке. Новый размер арендной платы устанавливается с момента получения арендатором уведомления о внесении соответствующих изменений в настоящий договор.
Обусловленный договором земельный участок был передан арендодателем арендатору по акту приема - передачи от 15.06.2009 г.
Истцом в материалы дела представлен акт сверки, согласно которому в спорном периоде (в период с 11.01.2017 г. по 09.05.2017 г.) арендная плата оплачивалась ответчиком в размере 44 440 руб. ежемесячно.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Арендная плата за пользование землями, находящимися в публичной собственности является регулируемой.
При этом в силу положений пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Кадастровая стоимость земельного участка в спорном периоде составляла 43 475 335 руб. 20 коп., в силу чего в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" размер арендной платы за земельный участок не может превышать 2% от кадастровой стоимости (869 506 руб. 70 коп. в год 72 458 руб. 89 коп. в месяц).
Правительство Российской Федерации 16.07.2009 г. приняло постановление N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
При этом согласно основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определенным указанным постановлением, одним из них является принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
В соответствии с Решением Казанской городской Думы от 11.11.2013 г. N 5-26 на территории муниципального образования города Казани установлены ставки земельного налога в отношении земельных участков, занятых гаражами - 0,4% от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом размер арендной платы за спорный земельный участок не может превышать 0,8% от его кадастровой стоимости (двукратная ставка земельного налога), что составляет сумму 347 802 руб. 68 коп. (в год) или 28 893 руб. 57 коп. (в месяц).
Пунктом 2 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации установлено, что размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:
а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона;
в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
г) на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Поскольку земельный участок ответчиком был переоформлен в аренду в связи с переоформлением права на земельный участок размер арендной платы должен быть определен на основании кадастровой стоимости земельного участка, а поэтому применение истцом при определении размера арендной платы в спорном периоде иного принципа - на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности - противоречит условиям договора и действующего законодательства.
В соответствии с пунктами 8 и 9 правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды. В случае уточнения предусмотренных пунктами 3, 5 и 6 настоящих Правил условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету, но не чаще одного раза в год.
При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 настоящих Правил, не проводится.
Таким образом действующим законодательством предусмотрен порядок изменения размера арендной платы за пользование земельным участком, принятым в аренду в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды путем индексации на размер уровня инфляции либо в связи с изменением размера кадастровой стоимости земельного участка.
Мнение истца о том, что постановление Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582 может рассматриваться как нормативно-правовой акт, изменяющий регулирование размера арендной платы и позволяющий истцу определять размер арендной платы в рассматриваемом случае на основании рыночной стоимости права аренды - основано на ошибочном толковании нормативно-правового акта.
Истец, представляющий орган исполнительной власти Российской Федерации в своей деятельности не вправе произвольно определять права и обязанности арендаторов по оплате арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в федеральной собственности, а поэтому не вправе требовать от ответчика уплаты арендной платы в размере большем, чем это установлено действующим законодательством. В связи с этим ссылка истца на то обстоятельство, что ответчиком не оспаривалось уведомление истца об увеличении размера арендной платы - беспредметна.
В силу изложенного апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 октября 2017 года, принятое по делу N А65-22499/2017, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
Н.Ю.ПЫШКИНА
Е.М.БАЛАКИРЕВА
Н.Ю.ПЫШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)