Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.07.2016 по делу N А47-3301/2016 (судья Сердюк Т.В.).
В заседании приняли участие представители:
Муниципального казенного предприятия "Оренбургский городской пассажирский транспорт" муниципального образования г. Оренбург - Солодовников П.Ф. (доверенность от 09.02.2016),
Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга - Кузнецова Е.В. (доверенность от 10.03.2015 N 03-11/00202).
Муниципальное казенное предприятие "Оренбургский городской пассажирский транспорт" муниципального образования г. Оренбург (далее - заявитель, налогоплательщик, предприятие, МКП "Оренбургский городской пассажирский транспорт") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) от 28.12.2015 N 1656 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 15.07.2016 заявленные требования общества удовлетворены, оспариваемое решение инспекции признано недействительным.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы инспекция ссылается на то, что судом первой инстанции неверно истолкована норма п. 7 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций", действующего в период 2014 год (далее - Закон Оренбургской области о налоге на имущество), как предусматривающая право заявителя на получение льготы по налогу на имущество.
По мнению заинтересованного лица, указанная норма не предусматривает освобождение от налогообложения налогом на имущество организации общественного транспорта, поскольку предприятие не обладает имуществом, относящимся к объектам социально-культурной сферы, используемым им для нужд социального обеспечения.
Так, по мнению инспекции, перевозка общественным транспортом Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" не отнесена к социальным услугам. Закрытый перечень социальных объектов установлен ст. 275.1 НК РФ и не содержит указания на объекты транспортной инфраструктуры.
Организации транспорта также не включены в перечень организаций социального обслуживания, утвержденный приказом Минтруда России от 17.04.2014 N 258н.
Кроме того, в апелляционной жалобе инспекция ссылается на необоснованное включение в состав льготируемого имущества - подстанций, трансформаторов и т.п., которые прямо не используются в перевозочной деятельности.
В отзыве налогоплательщик отклонил доводы инспекции, ссылаясь на то, что согласно уставу предприятие по социальным заказам осуществляет деятельность по перевозке пассажиров, которую следует оценивать как социальное обеспечение граждан доступным транспортом. Указанная деятельность является нерентабельной, финансируется за счет бюджета муниципального образования, имущество, используемое предприятием для выполнения перевозок, находится в собственности муниципалитета.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненного налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2014 года, в котором заявлена льгота по налогу в отношении 100% стоимости имущества, учтенного на балансе организации в качестве основных средств, на основании п. 7 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций".
По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт камеральной налоговой проверки от 11.11.2015 N 08-65/1751дсп, а также вынесено решение от 28.12.2015 N 1656 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу было предложено уплатить недоимку по налогу на имущество в сумме 460 383 рублей.
Основанием для доначисления налога на имущество явился вывод инспекции о неправомерном использовании льготы по налогу на имущество на основании п. 7 ст. 10 Закона Оренбургской области о налоге на имущество, ввиду того, что общество не осуществляет деятельность в области социального обеспечения.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 15.03.2016 N 16-15/02853@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции утверждено.
Не согласившись с решением инспекции, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что предприятие осуществляет деятельность в области социального обеспечения граждан муниципального образования услугами транспорта общего пользования, в связи с чем имеет право на льготу, предусмотренную п. 7 ст. 10 Закона Оренбургской области о налоге на имущество.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Налогоплательщиками налога на имущество в соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Объектами налогообложения для российских организаций в ст. 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
При этом как предусмотрено в п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Статьей 372 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 272 НК РФ при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии с п. 7 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций" в редакции Закона Оренбургской области от 26.12.2013 N 2095/593-V-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "О налоге на имущество организаций" (действующей в период 2014 год) дополнительно к льготам, предоставленным Налоговым кодексом Российской Федерации, освобождаются от налогообложения "организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения".
Как уже указывалось согласно п. п. 1, 2 ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, правовое регулирование налогообложения налогом на имущество организаций осуществляется не только законами субъектов Российской Федерации, но в первую очередь Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
В п. 2 ст. 11 НК РФ дается понятие "организации" для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах, и которое определяется как юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Гражданском кодексе Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
При этом с точки зрения гражданского законодательства организации могут быть как преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), так и не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Соответственно, исходя из буквального толкования нормы п. 7 ст. 10 Закона Оренбургской области, не содержащей ограничения по виду организации, указанной льготой вправе воспользоваться организации любой организационно правовой формы как коммерческие, так и некоммерческие.
Указанная льгота предоставляется организациям независимо от источника приобретения имущества, а также любых форм собственности при условии использования основных средств социально-культурной сферы (движимых и недвижимых) непосредственно этими организациями либо специализированными организациями, привлеченными налогоплательщиками для оказания соответствующих услуг, по целевому назначению.
Соответственно, организационно правовая форма заявителя как предприятия, осуществляющего коммерческую деятельность и преследующего цель извлечение прибыли, вопреки доводам инспекции, не может препятствовать заявителю воспользоваться правом на льготу при соблюдении прочих условий.
Учитывая, что понятия "социальное обеспечение", "объекты социальной сферы" не определены ни Законом Оренбургской области, ни главой 30 НК РФ "Налог на имущество организаций", ни частью первой НК РФ, они должны определяться по правилам ст. 11 НК РФ в том значении, в каком они используются в законодательных актах, регулирующих отношения по социальному обеспечению граждан.
При этом апелляционным судом отклоняется ссылка инспекции на перечень объектов социальной сферы, данный в ст. 275.1 НК РФ, поскольку указанный перечень предназначен для использования в целях применения главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций".
Также апелляционный суд находит ошибочным довод инспекции о том, что понятие "социальное обеспечение" следует определять исключительно в рамках Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", поскольку в указанном законе дается понятие "социального обслуживания", а не "социального обеспечения". При этом институт социального обслуживания является лишь одной из форм социального обеспечения.
Между тем п. 7 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций" предусматривает льготный режим налогообложения для организаций в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими именно для социального обеспечения.
В ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, виды и формы социального обеспечения установлены широким кругом законодательных и подзаконных нормативных актов Российской Федерации, а также ее субъектов.
Исходя из их содержания указанных нормативных актов к социальному обеспечению относится весь комплекс государственных мер, направленных на создание и поддержание достойного уровня жизни граждан.
В соответствии со ст. 7 Закона Оренбургской области от 04.03.2011 N 4326/1015-IV-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области" (действовавший в спорный период 2014 год) орган местного самоуправления создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения в границах муниципального образования.
Согласно ст. 21 указанного закона создание, размещение, обустройство, контроль содержания и состояния объектов транспортной инфраструктуры и поддержание их в надлежащем состоянии осуществляются органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся указанные объекты.
Также на территории Оренбургской области в целях реализации права по установлению дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан было принято Постановление Правительства Оренбургской области от 27.03.2009 N 118-п "Об обеспечении проезда граждан в пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования с использованием социальных проездных документов", в силу п. 6 которого организация работ по заключению договоров с транспортными организациями всех форм собственности по перевозке льготных категорий граждан осуществляется органами местного самоуправления.
В ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что решение вопросов местного значения исходя из интересов населения возложено на местное самоуправление. При этом к вопросам местного значения относятся, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
На основании постановления Правительства Оренбургской области от 27.03.2009 N 118-п администрацией города Оренбурга издано Постановление от 23.12.2013 N 3434-п "Об утверждении муниципальной программы "Развитие пассажирского транспорта на территории города Оренбурга" на 2014-2016 годы", целями и задачами которой являются организация транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок в городе Оренбурге, создание условий для предоставления транспортных услуг льготным категориям граждан с использованием микропроцессорных пластиковых "Социальных транспортных карт", предоставление субсидий по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению РФ и субъекта РФ, создание условий для стабильного функционирования пассажирского транспорта, обеспечения качества и равной доступности услуг общественного транспорта для всех категорий населения Оренбургской области, обеспечение потребности в перевозках пассажиров на социально значимых маршрутах.
Одним из соисполнителей данной программы выступает МКП "Оренбургский городской пассажирский транспорт".
Решение задачи развития перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах предусматривает:
обеспечение перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах, включая их ценовую доступность,
- обеспечение перевозок льготных категорий пассажиров и оказание транспортных услуг по тарифам, установленным ниже экономически обоснованного уровня;
- Решение указанной задачи позволит обеспечить доступность транспортных услуг для категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке, а также обеспечить социально значимые транспортные связи на удаленных и труднодоступных территориях.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что обеспечение перевозок населения муниципального образования на социально значимых маршрутах по регулируемым тарифам, установленным ниже экономически обоснованного уровня, создание условий для предоставления транспортных услуг льготным категориям граждан охватывается понятием "социального обеспечения", в том числе для целей реализации заявителем права на льготу по налогу на имущество на территории Оренбургской области.
При этом объектами социального обеспечения является единый имущественный комплекс, который функционально предназначен и используется организацией для социального обеспечения.
Соответствующее предназначение объекта основных средств (движимого и недвижимого) определяется уставом (положением) организации, первичными документами на эти объекты и распорядительными документами организации в отношении использования объектов основных средств для социального обеспечения.
Согласно п. 2.1 Устава МКП "Оренбургский городской пассажирский транспорт" целью создания предприятия является выполнение работ, производство продукции, оказание услуг для выполнения городских социально - экономических заказов, удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Предприятие является соисполнителем муниципальной программы "Развитие пассажирского транспорта на территории города Оренбурга" на 2014-2016 годы", направленное на социальную поддержку граждан, обеспечение им достойного уровня жизни.
Апелляционный суд приходит к выводу, что деятельность МКП "Оренбургский городской пассажирский транспорт" связана с социальным обеспечением, а предприятие имеет право на льготу, установленную п. 7 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций" в отношении имущества, используемого им в указанной деятельности.
При этом в силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что условие использования основных средств для социального обеспечения предприятием выполнено, соответственно обществом правомерно заявлена льгота в отношении всего имущества, используемого для осуществления переданных ему функций.
В данной ситуации, апелляционный суд приходит к выводу, что все имущество, заявленное предприятием, как льготируемое, относится к объектам, используемым для осуществления социального обеспечения (обеспечение общественных пассажирских перевозок городским транспортом общего пользования, содержание и ремонт подвижного состава, контактной сети и иного путевого хозяйства), поскольку троллейбус как отдельный инвентарный объект может выполнять свои функции не самостоятельно, а только в комплексе с линиями электропередачи, сооружениями электроэнергетики и трансформаторными подстанциями, следовательно, не подлежит обложению налогом на имущество.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа обществу в праве на применение спорной льготы, поэтому оспариваемое решение инспекции правомерно признано недействительным как не соответствующее нормам налогового законодательства и нарушающее права и законные интересы налогоплательщика.
В связи с удовлетворением требований заявителя, на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины правомерно взысканы в его пользу с налогового органа.
С учетом изложенного судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Доводы апелляционной жалобы отклоняются как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение суда инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.07.2016 по делу N А47-3301/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.09.2016 N 18АП-10820/2016 ПО ДЕЛУ N А47-3301/2016
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2016 г. N 18АП-10820/2016
Дело N А47-3301/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.07.2016 по делу N А47-3301/2016 (судья Сердюк Т.В.).
В заседании приняли участие представители:
Муниципального казенного предприятия "Оренбургский городской пассажирский транспорт" муниципального образования г. Оренбург - Солодовников П.Ф. (доверенность от 09.02.2016),
Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга - Кузнецова Е.В. (доверенность от 10.03.2015 N 03-11/00202).
Муниципальное казенное предприятие "Оренбургский городской пассажирский транспорт" муниципального образования г. Оренбург (далее - заявитель, налогоплательщик, предприятие, МКП "Оренбургский городской пассажирский транспорт") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) от 28.12.2015 N 1656 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 15.07.2016 заявленные требования общества удовлетворены, оспариваемое решение инспекции признано недействительным.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы инспекция ссылается на то, что судом первой инстанции неверно истолкована норма п. 7 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций", действующего в период 2014 год (далее - Закон Оренбургской области о налоге на имущество), как предусматривающая право заявителя на получение льготы по налогу на имущество.
По мнению заинтересованного лица, указанная норма не предусматривает освобождение от налогообложения налогом на имущество организации общественного транспорта, поскольку предприятие не обладает имуществом, относящимся к объектам социально-культурной сферы, используемым им для нужд социального обеспечения.
Так, по мнению инспекции, перевозка общественным транспортом Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" не отнесена к социальным услугам. Закрытый перечень социальных объектов установлен ст. 275.1 НК РФ и не содержит указания на объекты транспортной инфраструктуры.
Организации транспорта также не включены в перечень организаций социального обслуживания, утвержденный приказом Минтруда России от 17.04.2014 N 258н.
Кроме того, в апелляционной жалобе инспекция ссылается на необоснованное включение в состав льготируемого имущества - подстанций, трансформаторов и т.п., которые прямо не используются в перевозочной деятельности.
В отзыве налогоплательщик отклонил доводы инспекции, ссылаясь на то, что согласно уставу предприятие по социальным заказам осуществляет деятельность по перевозке пассажиров, которую следует оценивать как социальное обеспечение граждан доступным транспортом. Указанная деятельность является нерентабельной, финансируется за счет бюджета муниципального образования, имущество, используемое предприятием для выполнения перевозок, находится в собственности муниципалитета.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненного налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2014 года, в котором заявлена льгота по налогу в отношении 100% стоимости имущества, учтенного на балансе организации в качестве основных средств, на основании п. 7 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций".
По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт камеральной налоговой проверки от 11.11.2015 N 08-65/1751дсп, а также вынесено решение от 28.12.2015 N 1656 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу было предложено уплатить недоимку по налогу на имущество в сумме 460 383 рублей.
Основанием для доначисления налога на имущество явился вывод инспекции о неправомерном использовании льготы по налогу на имущество на основании п. 7 ст. 10 Закона Оренбургской области о налоге на имущество, ввиду того, что общество не осуществляет деятельность в области социального обеспечения.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 15.03.2016 N 16-15/02853@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции утверждено.
Не согласившись с решением инспекции, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что предприятие осуществляет деятельность в области социального обеспечения граждан муниципального образования услугами транспорта общего пользования, в связи с чем имеет право на льготу, предусмотренную п. 7 ст. 10 Закона Оренбургской области о налоге на имущество.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Налогоплательщиками налога на имущество в соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Объектами налогообложения для российских организаций в ст. 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
При этом как предусмотрено в п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Статьей 372 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 272 НК РФ при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии с п. 7 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций" в редакции Закона Оренбургской области от 26.12.2013 N 2095/593-V-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "О налоге на имущество организаций" (действующей в период 2014 год) дополнительно к льготам, предоставленным Налоговым кодексом Российской Федерации, освобождаются от налогообложения "организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения".
Как уже указывалось согласно п. п. 1, 2 ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, правовое регулирование налогообложения налогом на имущество организаций осуществляется не только законами субъектов Российской Федерации, но в первую очередь Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
В п. 2 ст. 11 НК РФ дается понятие "организации" для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах, и которое определяется как юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Гражданском кодексе Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
При этом с точки зрения гражданского законодательства организации могут быть как преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), так и не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Соответственно, исходя из буквального толкования нормы п. 7 ст. 10 Закона Оренбургской области, не содержащей ограничения по виду организации, указанной льготой вправе воспользоваться организации любой организационно правовой формы как коммерческие, так и некоммерческие.
Указанная льгота предоставляется организациям независимо от источника приобретения имущества, а также любых форм собственности при условии использования основных средств социально-культурной сферы (движимых и недвижимых) непосредственно этими организациями либо специализированными организациями, привлеченными налогоплательщиками для оказания соответствующих услуг, по целевому назначению.
Соответственно, организационно правовая форма заявителя как предприятия, осуществляющего коммерческую деятельность и преследующего цель извлечение прибыли, вопреки доводам инспекции, не может препятствовать заявителю воспользоваться правом на льготу при соблюдении прочих условий.
Учитывая, что понятия "социальное обеспечение", "объекты социальной сферы" не определены ни Законом Оренбургской области, ни главой 30 НК РФ "Налог на имущество организаций", ни частью первой НК РФ, они должны определяться по правилам ст. 11 НК РФ в том значении, в каком они используются в законодательных актах, регулирующих отношения по социальному обеспечению граждан.
При этом апелляционным судом отклоняется ссылка инспекции на перечень объектов социальной сферы, данный в ст. 275.1 НК РФ, поскольку указанный перечень предназначен для использования в целях применения главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций".
Также апелляционный суд находит ошибочным довод инспекции о том, что понятие "социальное обеспечение" следует определять исключительно в рамках Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", поскольку в указанном законе дается понятие "социального обслуживания", а не "социального обеспечения". При этом институт социального обслуживания является лишь одной из форм социального обеспечения.
Между тем п. 7 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций" предусматривает льготный режим налогообложения для организаций в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими именно для социального обеспечения.
В ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, виды и формы социального обеспечения установлены широким кругом законодательных и подзаконных нормативных актов Российской Федерации, а также ее субъектов.
Исходя из их содержания указанных нормативных актов к социальному обеспечению относится весь комплекс государственных мер, направленных на создание и поддержание достойного уровня жизни граждан.
В соответствии со ст. 7 Закона Оренбургской области от 04.03.2011 N 4326/1015-IV-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области" (действовавший в спорный период 2014 год) орган местного самоуправления создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения в границах муниципального образования.
Согласно ст. 21 указанного закона создание, размещение, обустройство, контроль содержания и состояния объектов транспортной инфраструктуры и поддержание их в надлежащем состоянии осуществляются органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся указанные объекты.
Также на территории Оренбургской области в целях реализации права по установлению дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан было принято Постановление Правительства Оренбургской области от 27.03.2009 N 118-п "Об обеспечении проезда граждан в пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования с использованием социальных проездных документов", в силу п. 6 которого организация работ по заключению договоров с транспортными организациями всех форм собственности по перевозке льготных категорий граждан осуществляется органами местного самоуправления.
В ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что решение вопросов местного значения исходя из интересов населения возложено на местное самоуправление. При этом к вопросам местного значения относятся, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
На основании постановления Правительства Оренбургской области от 27.03.2009 N 118-п администрацией города Оренбурга издано Постановление от 23.12.2013 N 3434-п "Об утверждении муниципальной программы "Развитие пассажирского транспорта на территории города Оренбурга" на 2014-2016 годы", целями и задачами которой являются организация транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок в городе Оренбурге, создание условий для предоставления транспортных услуг льготным категориям граждан с использованием микропроцессорных пластиковых "Социальных транспортных карт", предоставление субсидий по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению РФ и субъекта РФ, создание условий для стабильного функционирования пассажирского транспорта, обеспечения качества и равной доступности услуг общественного транспорта для всех категорий населения Оренбургской области, обеспечение потребности в перевозках пассажиров на социально значимых маршрутах.
Одним из соисполнителей данной программы выступает МКП "Оренбургский городской пассажирский транспорт".
Решение задачи развития перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах предусматривает:
обеспечение перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах, включая их ценовую доступность,
- обеспечение перевозок льготных категорий пассажиров и оказание транспортных услуг по тарифам, установленным ниже экономически обоснованного уровня;
- Решение указанной задачи позволит обеспечить доступность транспортных услуг для категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке, а также обеспечить социально значимые транспортные связи на удаленных и труднодоступных территориях.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что обеспечение перевозок населения муниципального образования на социально значимых маршрутах по регулируемым тарифам, установленным ниже экономически обоснованного уровня, создание условий для предоставления транспортных услуг льготным категориям граждан охватывается понятием "социального обеспечения", в том числе для целей реализации заявителем права на льготу по налогу на имущество на территории Оренбургской области.
При этом объектами социального обеспечения является единый имущественный комплекс, который функционально предназначен и используется организацией для социального обеспечения.
Соответствующее предназначение объекта основных средств (движимого и недвижимого) определяется уставом (положением) организации, первичными документами на эти объекты и распорядительными документами организации в отношении использования объектов основных средств для социального обеспечения.
Согласно п. 2.1 Устава МКП "Оренбургский городской пассажирский транспорт" целью создания предприятия является выполнение работ, производство продукции, оказание услуг для выполнения городских социально - экономических заказов, удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Предприятие является соисполнителем муниципальной программы "Развитие пассажирского транспорта на территории города Оренбурга" на 2014-2016 годы", направленное на социальную поддержку граждан, обеспечение им достойного уровня жизни.
Апелляционный суд приходит к выводу, что деятельность МКП "Оренбургский городской пассажирский транспорт" связана с социальным обеспечением, а предприятие имеет право на льготу, установленную п. 7 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций" в отношении имущества, используемого им в указанной деятельности.
При этом в силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что условие использования основных средств для социального обеспечения предприятием выполнено, соответственно обществом правомерно заявлена льгота в отношении всего имущества, используемого для осуществления переданных ему функций.
В данной ситуации, апелляционный суд приходит к выводу, что все имущество, заявленное предприятием, как льготируемое, относится к объектам, используемым для осуществления социального обеспечения (обеспечение общественных пассажирских перевозок городским транспортом общего пользования, содержание и ремонт подвижного состава, контактной сети и иного путевого хозяйства), поскольку троллейбус как отдельный инвентарный объект может выполнять свои функции не самостоятельно, а только в комплексе с линиями электропередачи, сооружениями электроэнергетики и трансформаторными подстанциями, следовательно, не подлежит обложению налогом на имущество.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа обществу в праве на применение спорной льготы, поэтому оспариваемое решение инспекции правомерно признано недействительным как не соответствующее нормам налогового законодательства и нарушающее права и законные интересы налогоплательщика.
В связи с удовлетворением требований заявителя, на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины правомерно взысканы в его пользу с налогового органа.
С учетом изложенного судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Доводы апелляционной жалобы отклоняются как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение суда инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.07.2016 по делу N А47-3301/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.В.БОЯРШИНОВА
Судьи
А.А.АРЯМОВ
В.Ю.КОСТИН
Е.В.БОЯРШИНОВА
Судьи
А.А.АРЯМОВ
В.Ю.КОСТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)