Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Белышковой М.Б., рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Теплоэнерго" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.04.2017 по делу N А43-5429/2017, принятое судьей Трясковой Н.В. в порядке упрощенного производства по заявлению открытого акционерного общества "Теплоэнерго" (ИНН 5257087027, ОГРН 106525706550) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Нижегородской области от 02.09.2016 N 1982.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
следующее.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Нижегородской области (далее - Инспекция, налоговый орган) провела камеральную налоговую проверку представленной 30.03.2016 открытым акционерным обществом "Теплоэнерго" (далее - ОАО "Теплоэнерго", Общество, налогоплательщик, заявитель) налоговой декларации по налогу на имущество за 2015 год.
По результатам проверки составлен акт от 01.07.2016 N 1555, рассмотрев который, с учетом возражений налогоплательщика и иных материалов налоговой проверки, Инспекция вынесла решение от 02.09.2016 N 1982 о привлечении ОАО "Теплоэнерго" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в сумме 1 240 рублей. Данным решением ОАО "Теплоэнерго" предложено уплатить, в том числе налог на имущество в сумме 37 197 рублей, соответствующие пени в сумме 1 778 рублей 02 копейки.
Решением УФНС России по Нижегородской области от 13.12.2016 N 09-12/25552@, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение Инспекции оставлено без изменения.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения Инспекции недействительным.
На основании части 1 статьи 227, части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.04.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Теплоэнерго" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам.
По мнению Общества, суд неправомерно отклонил ходатайство заявителя о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, поскольку для полного исследования обстоятельств дела необходимо мнение технического специалиста, дополнительная техническая документация на тепловые сети (проекты строительства сетей, схему теплоснабжения города и т.д.), что невозможно в рамках рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
ОАО "Теплоэнерго" указывает на правомерное применение пониженной налоговой ставки по налогу на имущество на основании пункта 3 статьи 380 НК РФ, поскольку имущество, в отношении которого применена данная ставка является неотъемлемой технологической частью объектов, перечисленных в Перечне N 504. Каждый спорный объект (тепловая сеть, здание котельной, дымовая труба) поставлен на учет ОАО "Теплоэнерго" как отдельное основное средство.
Общество считает ошибочным вывод суда о том, что тепловые сети ОАО "Теплоэнерго" не являются магистральными тепловыми сетями. Данный вывод по мнению заявителя, сделан без учета критериев отнесения тепловых сетей к магистральным и в отсутствие технического заключения по данному вопросу.
Ссылку суда на схемы территориального планирования Общество считает ошибочной, поскольку ни одной из них не предусмотрено включение магистральных тепловых сетей.
В апелляционной жалобе заявитель также указывает, что судом не дана правовая оценка представленной в дело технической документации на тепловые сети, присоединенные к котельным инв. N 91680, 91840, 91372, 91618, 91414 (технические паспорта тепловых сетей от котельных по адресам: г. Арзамас, ул. Казанская, 4 Д, ул. Семашко, 23, ул. Ленина, 48 А, ул. Центральная, 66). Данные тепловые сети находятся в собственности Администрации г. Арзамаса, эксплуатируются МУ ТПП г. Арзамаса в совокупности с котельными ОАО "Теплоэнерго" в целях снабжения потребителей теплом, сети отвечают признакам магистральных, поскольку транспортируют тепловую энергию непосредственно из котельной (источник теплоты) до конечных потребителей тепловой энергии. Отсутствие тепловых пунктов также связано с температурным графиком отопления и отсутствием ГВС.
Налогоплательщик также утверждает, что Общество правомерно применило льготу по налогу на имущество к объектам основных средств - "Дымовая труба", инв. N 91407, 91639, 91699, 91436.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
В соответствии со статьей 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, - признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
В соответствии со статьей 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Налоговая база по налогу на имущество определяется в соответствии со статьями 375, 376 НК РФ.
В соответствии со статьей 380 НК РФ ставки налога на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.
Согласно пункту 3 статьи 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2015 году 1,0 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов" (далее - Перечень N 504).
В названном Перечне N 504 указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит графу "Примечание", в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
Объектом классификации материальных основных фондов в соответствии с ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
Таким образом подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне.
Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне N 504, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне N 504 по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов которой является закрытым.
Право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пунктах 11 статьи 381 Кодекса; имущество поименовано в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации; имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
При этом обязательным условием, для отнесения имущества к льготируемому, является наличие технологической связи между данным имуществом и линией энергопередачи (оборудованием, имуществом) относящимся в соответствии с Перечнем N 504 к линиям энергопередачи, а также фактическое использование льготируемого имущества в передаче энергии.
Право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество. Поэтому присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
ОАО "Теплоэнерго" в соответствии со статьей 373 НК РФ является плательщиком налога на имущество; основным видом деятельности организации является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.
В представленной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2015 год ОАО "Теплоэнерго" применена пониженная ставка в размере 1% в отношении следующих объектов: сооружение - тепловые сети, дымовая труба с опорными конструкциями, дымовая труба Д 250, бак расширительный V-300, здание котельной.
Каждый спорный объект (тепловая сеть, здание котельной, дымовая труба) поставлен на учет ОАО "Теплоэнерго" как отдельное основное средство.
В ходе проверки налоговым органом сделан вывод, что вышеуказанные объекты основных средств не относятся к объектам, перечисленным в Перечне N 504, и не являются неотъемлемой технологической частью тепловых магистральных сетей.
Спорные объекты основных средств определены ОАО "Теплоэнерго" в качестве неотъемлемой технологической части линии энергопередачи с кодами ОКОФ 11 4521012 "Здания электрических и тепловых сетей", ОКОФ 14 2911090 "Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций, специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетических и тепловых сетей)", ОКОФ 12 4521126 "Сеть тепловая магистральная".
По объекту "тепловые сети" ОАО "Теплоэнерго" представлен акт о приеме-передаче здания (сооружения) от 29.12.2015 N ТЭ000000788, код ОКОФ, присвоенный Обществом в соответствии с актом об исправлении ошибки в определении кода ОКОФ от 09.08.2016 - 12 4521126 "Сеть тепловая магистральная". Данный объект определен Обществом в качестве неотъемлемой технологической части линии энергопередачи с кодом ОКОФ 12 4521126 "Сеть тепловая магистральная".
Исходя из примечания к Перечню N 504, к имуществу, в отношении которого применяется пониженная налоговая ставка по налогу на имущество организаций, в целях пункта 3 статьи 380 НК РФ относятся магистральные тепловые сети.
Объект "тепловые сети" поименован в графе "Примечание" к коду ОКОФ 12 4521126 Перечня N 504.
Понятие "сеть тепловая магистральная" в рассматриваемом случае является ключевым для решения вопроса об отнесении трубопровода, а также сооружений, являющихся его неотъемлемой технологической частью к линиям энергопередачи, в отношении которых предприятие может воспользоваться пониженной ставкой.
В техническом паспорте сооружения "Тепловая сеть от нежилого здания (автоматизированной газовой модульной котельной)", представленном Обществом в ходе налоговой проверки, указаны отдельные участки трубопровода, которые различаются длиной, видом прокладки (надземной, подземной), диаметром трубы, материалом, из которого изготовлены трубы.
Поэтому Инспекция пришла к правильному выводу о том, что данные сети трубопровода не являются единым магистральным трубопроводом. Таким образом, тепловые сети Общества, соединяющие котельные с отапливаемыми объектами не являются магистральными тепловыми сетями, что подтверждается в том числе, схемой в представленном техническом паспорте объекта инв. N 0007479-1 "Тепловые сети", где теплосети отражены в виде отрезков, отходящих от котельной N 22 к жилым домам N 16, 18, расположенным на ул. Калинина (потребителям тепловой энергии).
Кроме того, право на применение пониженной ставки связано с функциональной принадлежностью объектов. После составления акта проверки Общество изменило код ОКОФ по объекту тепловой сети с 12 4526525 "отвод от магистральных трубопроводов" на ОКОФ 1245226 "Тепловые сети".
Само по себе изменение кода ОКОФ по спорным объектам во время камеральной проверки не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение пониженной ставки в отношении данного имущества. Как следует из документов, представленных налогоплательщиком, в их описании и отображении тепловые пункты отсутствуют.
В целях применения пункта 3 статьи 380 НК РФ отнесение созданных объектов капитального строительства к магистральным трубопроводам возможно при соответствии данных объектов техническим требованиям, предъявляемым к магистральным трубопроводам, строительство которых осуществлено на основании проектно-сметной документации, разработанной в соответствии с правилами проектирования магистральных трубопроводов, и данные магистральные трубопроводы включены в схему территориального планирования Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации.
Тепловая сеть, принадлежащая ОАО "Теплоэнерго" не входит в схемы территориального планирования Российской Федерации. Иного заявителем не доказано.
Таким образом, суд обоснованно согласился с выводом Инспекции о том, что ставка налога в размере 1% в отношении оспариваемого объекта ОАО "Теплоэнерго" применена неправомерно, так как спорный объект основных средств не относится к объектам, перечисленным в постановлении Правительства РФ от 30.09.2004 N 504.
Объект "Здание котельной" определен Обществом в качестве неотъемлемой технологической части линии энергопередачи с кодом ОКОФ: ОКОФ 11 4521012 "Здания электрических и тепловых сетей".
Тепловая сеть ОАО "Теплоэнерго" от нежилого здания (автоматизированной газовой модульной котельной) по адресу (местоположению) объекта учета: г. Арзамас, ул. Калинина, 8Б литер 1, соединяющая котельную с отапливаемыми объектами не является магистральной тепловой сетью, что подтверждается в том числе, схемой в представленном техническом паспорте объекта инв. N 0007479-1, где теплосети отражены в виде отрезков, отходящих от котельной N 22 к жилым домам N 16, 18, расположенным на ул. Калинина (потребителям тепловой энергии).
Как следует из документов, представленных ОАО "Теплоэнерго", в их описании и отображении тепловые пункты отсутствуют.
Объекты с кодом ОКОФ 11 0001190 "прочие здания производственного назначения, не включенные в другие группировки", который присвоен ОАО "Теплоэнерго" котельным, указаны в Перечне N 504 в разделе "Имущество, относящееся к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью" с примечанием "здания линейной дорожной службы с размещением диспетчерских пунктов, центров управления производством, пунктов автоматизированного учета дорожного движения, пунктов весового контроля, метеопостов и лабораторий".
Однако, ОКОФ, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 в группировке ЗДАНИЯ (КРОМЕ ЖИЛЫХ) содержит специальные соответствующие наименования группировки основных средств "Котельная районная" код ОКОФ 11 4521127 и "Котельная отопительная и отопительно-производственная" код ОКОФ 11 4527391.
Основанием для получения права на применение льготы является наличие у налогоплательщика в качестве основного средства линии электропередачи и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, включенных в Перечень.
Довод заявителя о том, что котельные, находящиеся на балансе Общества в качестве основных средств, являются технологической частью тепловых сетей, обоснованно отклонен судом, поскольку тепловые сети, используемые в деятельности ОАО "Теплоэнерго" не относятся к тепловым сетям магистральным, в отношении которых применяется пониженная ставка налога на имущество.
Объект "Дымовая труба" определен Обществом в качестве неотъемлемой технологической части линии энергопередачи с кодом ОКОФ 14 2911090 "Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций, специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетических и тепловых сетей".
Между тем, код ОКОФ 12 2811284, который присвоен ОАО "Теплоэнерго" дымовым трубам в Перечне N 504 отсутствует. С данным кодом в общероссийском классификаторе основных фондов, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, указан объект "Труба дымовая".
Довод заявителя о том, что труба дымовая является частью котельной, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку вышеуказанные котельные неправомерно отнесены налогоплательщиком к объектам, в отношении которых может быть применена пониженная ставка в связи с отнесением к коду ОКОФ 11 0001190.
Ссылка Общества на ОКОФ 114521012 "Здания электрических и тепловых сетей", в связи с тем, что дымовая труба является частью котельной и относится к подклассу соответствующих объектов, не может быть принята во внимание, поскольку классификатор основных фондов, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 содержит специальное наименование группировки основных средств "Труба дымовая", а СНИП 11-36-76 "Котельные установки" в пункте 9.2 устанавливает, что дымовые трубы должны сооружаться по отдельным проектам.
На основании изложенного, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства исходя из технических характеристик и функционального назначения спорных объектов, пришел к правильному выводу, что данные объекты непосредственно не относятся к линиям энергопередачи и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, имеют терминологическое и технологическое отличие от объектов, установленных Перечнем N 504, в связи с чем оснований для отнесения их к объектам, в отношении которых подлежит применению льготная налоговая ставка по налогу на имущество организаций не имеется.
С учетом изложенного суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Доводы заявителя получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законность и обоснованность принятого им судебного акта.
На основании части 2 статьи 228 АПК РФ суд в определении о принятии искового заявления, заявления к производству указывает на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства. Согласие сторон на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не требуется, подготовка дела к судебному разбирательству по правилам главы 14 АПК РФ не осуществляется.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 указано, что согласно пункта 2 части 1 статьи 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства арбитражными судами подлежат рассмотрению дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если в соответствующих ненормативном правовом акте, решении содержится требование об уплате денежных средств или предусмотрено взыскание денежных средств либо обращение взыскания на иное имущество заявителя при условии, что указанные акты, решения оспариваются заявителем в части требования об уплате денежных средств или взыскания денежных средств либо обращения взыскания на иное имущество заявителя и при этом оспариваемая заявителем сумма не превышает ста тысяч рублей.
Как указано в пункте 2 названного постановления, обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указанные в части 5 статьи 227 АПК РФ, могут быть выявлены только в ходе рассмотрения этого дела после принятия искового заявления, заявления к производству, а не одновременно с его принятием, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 5 этой статьи. В случае выявления таких обстоятельств арбитражный суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства и указывает в нем действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий (часть 6 статьи 227 АПК РФ), то есть переходит к подготовке дела к судебному разбирательству, осуществляемой в соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 135 АПК РФ.
Указанное определение может быть вынесено, в том числе по результатам рассмотрения арбитражным судом ходатайства стороны, указавшей на наличие одного из обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 5 статьи 227 АПК РФ, в случае его удовлетворения.
Сумма налога на имущество, штрафа и пеней по оспариваемому решению Инспекции не превышает ста тысяч рублей.
Суд первой инстанции, не установив процессуальных оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, обоснованно отклонил соответствующее ходатайство ОАО "Теплоэнерго".
Таким образом, суд первой инстанции вправе был рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба ОАО "Теплоэнерго" удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.04.2017 по делу N А43-5429/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Теплоэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.07.2017 ПО ДЕЛУ N А43-5429/2017
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2017 г. по делу N А43-5429/2017
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Белышковой М.Б., рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Теплоэнерго" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.04.2017 по делу N А43-5429/2017, принятое судьей Трясковой Н.В. в порядке упрощенного производства по заявлению открытого акционерного общества "Теплоэнерго" (ИНН 5257087027, ОГРН 106525706550) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Нижегородской области от 02.09.2016 N 1982.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:
следующее.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Нижегородской области (далее - Инспекция, налоговый орган) провела камеральную налоговую проверку представленной 30.03.2016 открытым акционерным обществом "Теплоэнерго" (далее - ОАО "Теплоэнерго", Общество, налогоплательщик, заявитель) налоговой декларации по налогу на имущество за 2015 год.
По результатам проверки составлен акт от 01.07.2016 N 1555, рассмотрев который, с учетом возражений налогоплательщика и иных материалов налоговой проверки, Инспекция вынесла решение от 02.09.2016 N 1982 о привлечении ОАО "Теплоэнерго" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в сумме 1 240 рублей. Данным решением ОАО "Теплоэнерго" предложено уплатить, в том числе налог на имущество в сумме 37 197 рублей, соответствующие пени в сумме 1 778 рублей 02 копейки.
Решением УФНС России по Нижегородской области от 13.12.2016 N 09-12/25552@, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение Инспекции оставлено без изменения.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения Инспекции недействительным.
На основании части 1 статьи 227, части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.04.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Теплоэнерго" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам.
По мнению Общества, суд неправомерно отклонил ходатайство заявителя о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, поскольку для полного исследования обстоятельств дела необходимо мнение технического специалиста, дополнительная техническая документация на тепловые сети (проекты строительства сетей, схему теплоснабжения города и т.д.), что невозможно в рамках рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
ОАО "Теплоэнерго" указывает на правомерное применение пониженной налоговой ставки по налогу на имущество на основании пункта 3 статьи 380 НК РФ, поскольку имущество, в отношении которого применена данная ставка является неотъемлемой технологической частью объектов, перечисленных в Перечне N 504. Каждый спорный объект (тепловая сеть, здание котельной, дымовая труба) поставлен на учет ОАО "Теплоэнерго" как отдельное основное средство.
Общество считает ошибочным вывод суда о том, что тепловые сети ОАО "Теплоэнерго" не являются магистральными тепловыми сетями. Данный вывод по мнению заявителя, сделан без учета критериев отнесения тепловых сетей к магистральным и в отсутствие технического заключения по данному вопросу.
Ссылку суда на схемы территориального планирования Общество считает ошибочной, поскольку ни одной из них не предусмотрено включение магистральных тепловых сетей.
В апелляционной жалобе заявитель также указывает, что судом не дана правовая оценка представленной в дело технической документации на тепловые сети, присоединенные к котельным инв. N 91680, 91840, 91372, 91618, 91414 (технические паспорта тепловых сетей от котельных по адресам: г. Арзамас, ул. Казанская, 4 Д, ул. Семашко, 23, ул. Ленина, 48 А, ул. Центральная, 66). Данные тепловые сети находятся в собственности Администрации г. Арзамаса, эксплуатируются МУ ТПП г. Арзамаса в совокупности с котельными ОАО "Теплоэнерго" в целях снабжения потребителей теплом, сети отвечают признакам магистральных, поскольку транспортируют тепловую энергию непосредственно из котельной (источник теплоты) до конечных потребителей тепловой энергии. Отсутствие тепловых пунктов также связано с температурным графиком отопления и отсутствием ГВС.
Налогоплательщик также утверждает, что Общество правомерно применило льготу по налогу на имущество к объектам основных средств - "Дымовая труба", инв. N 91407, 91639, 91699, 91436.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
В соответствии со статьей 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, - признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
В соответствии со статьей 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Налоговая база по налогу на имущество определяется в соответствии со статьями 375, 376 НК РФ.
В соответствии со статьей 380 НК РФ ставки налога на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.
Согласно пункту 3 статьи 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2015 году 1,0 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов" (далее - Перечень N 504).
В названном Перечне N 504 указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит графу "Примечание", в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
Объектом классификации материальных основных фондов в соответствии с ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
Таким образом подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне.
Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне N 504, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне N 504 по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов которой является закрытым.
Право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пунктах 11 статьи 381 Кодекса; имущество поименовано в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации; имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
При этом обязательным условием, для отнесения имущества к льготируемому, является наличие технологической связи между данным имуществом и линией энергопередачи (оборудованием, имуществом) относящимся в соответствии с Перечнем N 504 к линиям энергопередачи, а также фактическое использование льготируемого имущества в передаче энергии.
Право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество. Поэтому присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
ОАО "Теплоэнерго" в соответствии со статьей 373 НК РФ является плательщиком налога на имущество; основным видом деятельности организации является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.
В представленной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2015 год ОАО "Теплоэнерго" применена пониженная ставка в размере 1% в отношении следующих объектов: сооружение - тепловые сети, дымовая труба с опорными конструкциями, дымовая труба Д 250, бак расширительный V-300, здание котельной.
Каждый спорный объект (тепловая сеть, здание котельной, дымовая труба) поставлен на учет ОАО "Теплоэнерго" как отдельное основное средство.
В ходе проверки налоговым органом сделан вывод, что вышеуказанные объекты основных средств не относятся к объектам, перечисленным в Перечне N 504, и не являются неотъемлемой технологической частью тепловых магистральных сетей.
Спорные объекты основных средств определены ОАО "Теплоэнерго" в качестве неотъемлемой технологической части линии энергопередачи с кодами ОКОФ 11 4521012 "Здания электрических и тепловых сетей", ОКОФ 14 2911090 "Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций, специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетических и тепловых сетей)", ОКОФ 12 4521126 "Сеть тепловая магистральная".
По объекту "тепловые сети" ОАО "Теплоэнерго" представлен акт о приеме-передаче здания (сооружения) от 29.12.2015 N ТЭ000000788, код ОКОФ, присвоенный Обществом в соответствии с актом об исправлении ошибки в определении кода ОКОФ от 09.08.2016 - 12 4521126 "Сеть тепловая магистральная". Данный объект определен Обществом в качестве неотъемлемой технологической части линии энергопередачи с кодом ОКОФ 12 4521126 "Сеть тепловая магистральная".
Исходя из примечания к Перечню N 504, к имуществу, в отношении которого применяется пониженная налоговая ставка по налогу на имущество организаций, в целях пункта 3 статьи 380 НК РФ относятся магистральные тепловые сети.
Объект "тепловые сети" поименован в графе "Примечание" к коду ОКОФ 12 4521126 Перечня N 504.
Понятие "сеть тепловая магистральная" в рассматриваемом случае является ключевым для решения вопроса об отнесении трубопровода, а также сооружений, являющихся его неотъемлемой технологической частью к линиям энергопередачи, в отношении которых предприятие может воспользоваться пониженной ставкой.
В техническом паспорте сооружения "Тепловая сеть от нежилого здания (автоматизированной газовой модульной котельной)", представленном Обществом в ходе налоговой проверки, указаны отдельные участки трубопровода, которые различаются длиной, видом прокладки (надземной, подземной), диаметром трубы, материалом, из которого изготовлены трубы.
Поэтому Инспекция пришла к правильному выводу о том, что данные сети трубопровода не являются единым магистральным трубопроводом. Таким образом, тепловые сети Общества, соединяющие котельные с отапливаемыми объектами не являются магистральными тепловыми сетями, что подтверждается в том числе, схемой в представленном техническом паспорте объекта инв. N 0007479-1 "Тепловые сети", где теплосети отражены в виде отрезков, отходящих от котельной N 22 к жилым домам N 16, 18, расположенным на ул. Калинина (потребителям тепловой энергии).
Кроме того, право на применение пониженной ставки связано с функциональной принадлежностью объектов. После составления акта проверки Общество изменило код ОКОФ по объекту тепловой сети с 12 4526525 "отвод от магистральных трубопроводов" на ОКОФ 1245226 "Тепловые сети".
Само по себе изменение кода ОКОФ по спорным объектам во время камеральной проверки не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение пониженной ставки в отношении данного имущества. Как следует из документов, представленных налогоплательщиком, в их описании и отображении тепловые пункты отсутствуют.
В целях применения пункта 3 статьи 380 НК РФ отнесение созданных объектов капитального строительства к магистральным трубопроводам возможно при соответствии данных объектов техническим требованиям, предъявляемым к магистральным трубопроводам, строительство которых осуществлено на основании проектно-сметной документации, разработанной в соответствии с правилами проектирования магистральных трубопроводов, и данные магистральные трубопроводы включены в схему территориального планирования Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации.
Тепловая сеть, принадлежащая ОАО "Теплоэнерго" не входит в схемы территориального планирования Российской Федерации. Иного заявителем не доказано.
Таким образом, суд обоснованно согласился с выводом Инспекции о том, что ставка налога в размере 1% в отношении оспариваемого объекта ОАО "Теплоэнерго" применена неправомерно, так как спорный объект основных средств не относится к объектам, перечисленным в постановлении Правительства РФ от 30.09.2004 N 504.
Объект "Здание котельной" определен Обществом в качестве неотъемлемой технологической части линии энергопередачи с кодом ОКОФ: ОКОФ 11 4521012 "Здания электрических и тепловых сетей".
Тепловая сеть ОАО "Теплоэнерго" от нежилого здания (автоматизированной газовой модульной котельной) по адресу (местоположению) объекта учета: г. Арзамас, ул. Калинина, 8Б литер 1, соединяющая котельную с отапливаемыми объектами не является магистральной тепловой сетью, что подтверждается в том числе, схемой в представленном техническом паспорте объекта инв. N 0007479-1, где теплосети отражены в виде отрезков, отходящих от котельной N 22 к жилым домам N 16, 18, расположенным на ул. Калинина (потребителям тепловой энергии).
Как следует из документов, представленных ОАО "Теплоэнерго", в их описании и отображении тепловые пункты отсутствуют.
Объекты с кодом ОКОФ 11 0001190 "прочие здания производственного назначения, не включенные в другие группировки", который присвоен ОАО "Теплоэнерго" котельным, указаны в Перечне N 504 в разделе "Имущество, относящееся к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью" с примечанием "здания линейной дорожной службы с размещением диспетчерских пунктов, центров управления производством, пунктов автоматизированного учета дорожного движения, пунктов весового контроля, метеопостов и лабораторий".
Однако, ОКОФ, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 в группировке ЗДАНИЯ (КРОМЕ ЖИЛЫХ) содержит специальные соответствующие наименования группировки основных средств "Котельная районная" код ОКОФ 11 4521127 и "Котельная отопительная и отопительно-производственная" код ОКОФ 11 4527391.
Основанием для получения права на применение льготы является наличие у налогоплательщика в качестве основного средства линии электропередачи и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, включенных в Перечень.
Довод заявителя о том, что котельные, находящиеся на балансе Общества в качестве основных средств, являются технологической частью тепловых сетей, обоснованно отклонен судом, поскольку тепловые сети, используемые в деятельности ОАО "Теплоэнерго" не относятся к тепловым сетям магистральным, в отношении которых применяется пониженная ставка налога на имущество.
Объект "Дымовая труба" определен Обществом в качестве неотъемлемой технологической части линии энергопередачи с кодом ОКОФ 14 2911090 "Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций, специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетических и тепловых сетей".
Между тем, код ОКОФ 12 2811284, который присвоен ОАО "Теплоэнерго" дымовым трубам в Перечне N 504 отсутствует. С данным кодом в общероссийском классификаторе основных фондов, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, указан объект "Труба дымовая".
Довод заявителя о том, что труба дымовая является частью котельной, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку вышеуказанные котельные неправомерно отнесены налогоплательщиком к объектам, в отношении которых может быть применена пониженная ставка в связи с отнесением к коду ОКОФ 11 0001190.
Ссылка Общества на ОКОФ 114521012 "Здания электрических и тепловых сетей", в связи с тем, что дымовая труба является частью котельной и относится к подклассу соответствующих объектов, не может быть принята во внимание, поскольку классификатор основных фондов, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 содержит специальное наименование группировки основных средств "Труба дымовая", а СНИП 11-36-76 "Котельные установки" в пункте 9.2 устанавливает, что дымовые трубы должны сооружаться по отдельным проектам.
На основании изложенного, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства исходя из технических характеристик и функционального назначения спорных объектов, пришел к правильному выводу, что данные объекты непосредственно не относятся к линиям энергопередачи и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, имеют терминологическое и технологическое отличие от объектов, установленных Перечнем N 504, в связи с чем оснований для отнесения их к объектам, в отношении которых подлежит применению льготная налоговая ставка по налогу на имущество организаций не имеется.
С учетом изложенного суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Доводы заявителя получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законность и обоснованность принятого им судебного акта.
На основании части 2 статьи 228 АПК РФ суд в определении о принятии искового заявления, заявления к производству указывает на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства. Согласие сторон на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не требуется, подготовка дела к судебному разбирательству по правилам главы 14 АПК РФ не осуществляется.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 указано, что согласно пункта 2 части 1 статьи 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства арбитражными судами подлежат рассмотрению дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если в соответствующих ненормативном правовом акте, решении содержится требование об уплате денежных средств или предусмотрено взыскание денежных средств либо обращение взыскания на иное имущество заявителя при условии, что указанные акты, решения оспариваются заявителем в части требования об уплате денежных средств или взыскания денежных средств либо обращения взыскания на иное имущество заявителя и при этом оспариваемая заявителем сумма не превышает ста тысяч рублей.
Как указано в пункте 2 названного постановления, обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указанные в части 5 статьи 227 АПК РФ, могут быть выявлены только в ходе рассмотрения этого дела после принятия искового заявления, заявления к производству, а не одновременно с его принятием, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 5 этой статьи. В случае выявления таких обстоятельств арбитражный суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства и указывает в нем действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий (часть 6 статьи 227 АПК РФ), то есть переходит к подготовке дела к судебному разбирательству, осуществляемой в соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 135 АПК РФ.
Указанное определение может быть вынесено, в том числе по результатам рассмотрения арбитражным судом ходатайства стороны, указавшей на наличие одного из обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 5 статьи 227 АПК РФ, в случае его удовлетворения.
Сумма налога на имущество, штрафа и пеней по оспариваемому решению Инспекции не превышает ста тысяч рублей.
Суд первой инстанции, не установив процессуальных оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, обоснованно отклонил соответствующее ходатайство ОАО "Теплоэнерго".
Таким образом, суд первой инстанции вправе был рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба ОАО "Теплоэнерго" удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.04.2017 по делу N А43-5429/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Теплоэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
М.Б.БЕЛЫШКОВА
М.Б.БЕЛЫШКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)