Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.05.2017 ПО ДЕЛУ N А60-12293/2017

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 мая 2017 г. по делу N А60-12293/2017


Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2017 года
Полный текст решения изготовлен 23 мая 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.С. Кропачевой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя Ракитянской Раисы Александровны (ИНН 665810118090, ОГРНИП 313665815600012) и Индивидуального предпринимателя Пеарт Екатерины Александровны (ИНН 667101827490, ОГРНИП 312667118000023)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019, ОГРН 1116674014775)
о признании незаконным действия налогового органа по расчету земельного налога и об обязании осуществить перерасчет земельного налога,
при участии в судебном заседании:
от заявителей - Соколова Ю.М., представитель по доверенности N 5 от 01.12.2016, паспорт,
от заинтересованного лица - Лапо С.А., представитель по доверенности N 04-13/00486 от 12.01.2017, удостоверение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Индивидуальный предприниматель Ракитянской Раисы Александровны и Индивидуальный предприниматель Пеарт Екатерины Александровны обратились в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 25 по Свердловской области о признании незаконным действия налогового органа по расчету земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501001:7, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 212, с применением налоговой ставки 1,5% и об обязании налогового органа осуществить перерасчет земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501001:7, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 212, с применением налоговой ставки 0,95%, и пени, начисленных за неуплату земельного налога.
В судебном заседании заявитель в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил заявленные требования и просит:
- признать незаконным действие Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области по расчету земельного налога за 2015 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501001:7, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 212, с применением налоговой ставки 1,5% (налоговое уведомление N 60154226 от 25.08.2016 г., N 60075946 от 25.08.2016 г.),
- обязать Межрайонную ИФНС России N 25 по Свердловской области осуществить перерасчет земельного налога за 2015 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501001:7, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 212, с применением налоговой ставки 0,95%, и пени, начисленных за неуплату земельного налога.
Уточнения судом приняты.
Заявители, оспаривая действия налоговой инспекции, указывают, что расчет земельного налога произведен без учета вида разрешенного использования земельного участка.
Заинтересованное лицо с требованиями не согласно, поскольку земельный участок не используется по назначению.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Индивидуальному предпринимателю Ракитянской Раисе Александровне и индивидуальному предпринимателю Пеарт Екатерине Александровне принадлежит на праве общей долевой собственности (в равных долях) земельный участок, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 212, с кадастровым номером 66:41:0501001:0007, площадью 30338 кв. м, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 66 АЕ 930495, выданным 05.06.2013 Ракитянской Р.А., Свидетельством о государственной регистрации права 66 АЕ 681066, выданным 10.01.2013 Пеарт Е.А.
Категория земельного участка: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли, занятые под заведениями культуры и искусства.
Сведения о категории и виде разрешенного использования земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 66 АЕ 930495 от 05.06.2013, Свидетельством о государственной регистрации права 66 АЕ 681066 от 10.01.2013, выпиской из ЕГРН от 07.02.2017 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501001:0007.
Кадастровая стоимость земельного участка в 2015 году составляла 164978044,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ предприниматель Ракитянская Р.А., предприниматель Пеарт Е.А. являются плательщиками земельного налога.
С 01.01.2015 сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем, рассчитывается налоговым органом.
На основании произведенных расчетов налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, на основании которого производится уплата земельного налога (ч. 3 ст. 396 НК РФ).
Руководствуясь ч. 3 ст. 396 НК РФ, налоговый орган исчислил сумму налога, подлежащую уплате в бюджет налогоплательщиками - ИП Ракитянской Р.А., ИП Пеарт Е.А., сумма земельного налога за 2015 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501001:0007 составила по 1237335 руб. с каждого заявителя, расчет земельного налога произведен исходя из размера налоговой ставки 1,5% процентов от кадастровой стоимости.
Предприниматель Ракитянская Р.А., предприниматель Пеарт Е.А. 14 декабря 2016 года обратились в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы России по Свердловской области (далее - УФНС России по Свердловской области) с жалобами на действия и бездействие Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области.
03 февраля 2017 года УФНС России по Свердловской области направило в адрес предпринимателей Ракитянской Р.А. и Пеарт Е.А. ответы (исх. N 13-06/03844, N 13-06/03842 соответственно), которыми оставило жалобы без удовлетворения, перерасчет земельного налога с учетом подлежащей применению ставки земельного налога в размере 0,95% налоговым органом не произведен.
07.02.2017 в адрес предпринимателя Ракитянской Р.А. направлено требование N 14 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, в адрес предпринимателя Пеарт Е.А. направлено требование N 6722, в которых установлен срок для уплаты задолженности по земельному налогу в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501001:0007 в сумме 463821,68 руб. (в том числе задолженность по налогам 453 689,29 руб.) каждым собственником в срок до 28 марта 2017 года
Считая действие налогового органа по исчислению земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501001:0007 с необоснованным применением максимальной ставки земельного налога без учета разрешенного использования земельного участка, а также бездействие налогового органа по перерасчету земельного налога незаконными, заявители обратились с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В силу пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Пунктом 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Указанные категории земель используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Согласно статьям 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Данные о правовом режиме земельного участка (категории земель, виде разрешенного использования) отражаются в правоустанавливающих документах и имеются в государственном земельном кадастре, поэтому налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляются на основании сведений государственного земельного кадастра.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении от 28.10.2010 N 5743/10 указал, что вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, но не устанавливается этим документом.
Исчисление земельного налога на основании вида разрешенного использования земельных участков, как он отражен в государственном кадастре объектов недвижимости, не представляется возможным и при выборе соответствующей налоговой ставки необходимо исходить из фактического использования земельного участка.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 г. N 12651/11 указано, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Таким образом, ставка земельного налога применяется исходя из фактического использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Заявителям на праве собственности принадлежит земельный участок, относящиеся к категории земель земли населенных пунктов с разрешенным видом использования "земли, занятые под заведениями культуры и искусства".
Статьей 83 ЗК РФ установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Из системного толкования пункта 2 статьи 7, статьи 83, пункта 1 статьи 85 ЗК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,95% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесения земельных участков к землям населенных пунктов и их использовании для размещения заведений культуры и искусства согласно целевому назначению земель.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" видом разрешенного использования "культурное развитие" установлено использование земельного участка по размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения в них музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, кинотеатров и кинозалов, театров, филармоний, планетариев; устройство площадок для празднеств и гуляний; размещение зданий и сооружений для размещения цирков, зверинцев, зоопарков, океанариумов.
Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (вместе с "Порядком расчета размера не облагаемой налогом суммы при расчете земельного налога некоммерческой организацией") утверждены ставки земельного налога.
В п. 15 приложения 1 к Решению Екатеринбургской городской Думы от 22 ноября 2005 г. N 14/3 установлена ставка земельного налога в размере 0,95 под земельные участки, расположенные под объектами образования, науки, здравоохранения (за исключением аптек, оптик), социального обеспечения, культуры и искусства (за исключением кинотеатров), физической культуры и спорта (за исключением земельных участков, указанных в пункте 16), а также земельные участки, приобретенные (предоставленные) для строительства указанных объектов, и доли в праве на земельный участок, приходящиеся на указанные объекты.
При этом к объектам культуры и искусства относятся театры, концертные залы, музеи, выставочные залы, картинные и художественные галереи, цирк, библиотеки, клубы (дома культуры), зоопарк, центры общения и досуговых занятий, залы многоцелевого и специализированного назначения для проведения встреч, собраний, занятий с детьми и подростками, молодежью, взрослыми.
В ходе проведения контрольных мероприятий налоговой инспекцией установлено, что заявителями спорный земельный участок для размещения объектов культуры и искусства не используется.
Из материалов дела следует, что между предпринимателями (принципалы) и ООО "БСТ" (агент) заключен агентский договор N 1-ДК от 05.06.2013, согласно которому принципалы поручают, а агент принимает на себя обязательства совершать в интересах принципалов предусмотренные договором юридические и иные действия от своего имени и в интересах принципалов в отношении арендованного принципалами недвижимого имущества, а именно:
- - нежилые помещения, находящиеся в здании, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 212, литер А, общей площадью 7084,1 кв. м;
- - земельный участок, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8-Марта, 212, площадь. 30338 кв. м, кадастровый номер земельного участка 66:41:0501001:007.
На спорном земельном участке находятся 6-этажное административное здание с офисными помещениями, а также здание автомойки, мастерская по ремонту колес, автостоянка.
Согласно представленному бессрочному договору N 434 от 01.12.2015, заключенному между ООО "БСТ" и предпринимателем Максимовым С.В., арендодатель предоставляет арендатору недвижимое имущество в виде части земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501001:007, для организации зоны рекреации и отдыха (административное здание с кафе, беседки).
В материалы дела представлены договоры, заключенные в период с 2008 года по 2015 года, согласно которым помещения в офисном здании, расположенном по адресу:: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 212, литер А, используются под объекты общественного питания, торговли, здравоохранения.
Таким образом материалами дела подтверждено, что заявители фактически используют земельный участок, а также расположенное на земельном участке офисные здания и помещения для сдачи их в аренду коммерческим организациям.
Доказательств того, что земельный участок используется заявителями по целевому назначению, суду не представлено.
В соответствии с п. 13 приложения 1 к Решению Екатеринбургской городской Думы от 22 ноября 2005 г. N 14/3 для земельных участков общественно-деловой застройки, предоставленных и (или) предназначенных для общественно-деловых целей, в том числе занятые административными, офисными зданиями и помещениями (за исключением административно-управленческих зданий и помещений, предоставленных для размещения органов государственной власти, местного самоуправления и объектов образования, науки, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, искусства, физической культуры и спорта, кредитных и страховых организаций), а также земельные участки, приобретенные (предоставленные) для строительства указанных объектов, и доли в праве на земельный участок, приходящиеся на указанные объекты установлена ставка земельного налога в размере 1,50.
При таких обстоятельствах налоговая инспекция правомерно исчислила земельный налог исходя из ставки 1,5%.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Пеарт Екатерины Александровны (ИНН 667101827490, ОГРНИП 312667118000023) из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную по чеку-ордеру от 20.03.2017. Чек-ордер от 20.03.2017 остается в материалах дела, поскольку государственная пошлина возвращается частично.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Ракитянской Раисы Александровны (ИНН 665810118090, ОГРНИП 313665815600012) из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную по чеку-ордеру от 20.03.2017. Чек-ордер от 20.03.2017 остается в материалах дела, поскольку государственная пошлина возвращается частично.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
Н.Н.ПРИСУХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)