Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2016 года
Полный текст решения изготовлен 30 марта 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.С. Челпановой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-5683/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Асфальтовый завод" (ИНН 6670022508, ОГРН 1026604972866, далее - общество "Асфальтовый завод", налогоплательщик)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (ИНН 6685000017, ОГРН 1126672000014, далее - налоговый орган, инспекция)
о признании незаконным решения от 21.09.2015 N 1440.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества "Асфальтовый завод" - Лобова С.В. (доверенность от 23.03.2016);
- инспекции - Глазырин А.А. (доверенность от 30.12.2015 N 07-02).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество "Асфальтовый завод" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 21.09.2015 N 1440.
Определением суда от 17.02.2016 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 23.03.2016.
В ходе предварительного судебного заседания со стороны заинтересованного лица представлен письменный отзыв с приложением документов в подтверждение своих доводов.
Признав достаточными представленные в дело доказательства для его рассмотрения по существу, а дело подготовленным к судебному разбирательству, в отсутствие возражений со стороны заявителя и заинтересованного лица суд завершил предварительное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции на основании ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
налоговым органом в период с 30.04.2015 по 30.07.2015 проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации общества "Асфальтовый завод" по земельному налогу за 2014 год, представленной в инспекцию 30.04.2015.
В ходе налоговой проверки инспекцией установлено, что налогоплательщиком неверно исчислена сумма налога в результате занижения налоговой базы по земельному участку с кадастровым номером 66:44:0000000:610.
По данным Росреестра участок принадлежит налогоплательщику на праве индивидуальной собственности, дата возникновения права 23.07.2012.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.01.2015 по делу N А60-48961/2013 кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 28 с кадастровым номером 66:44:0000000:610, признана равной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 15.11.2012 в размере 71 040 000 руб.
На основании установленных в ходе налоговой проверки обстоятельства инспекцией сделан вывод о том, что следует применять кадастровую стоимость земельного участка, утвержденную приказом Министерства по управлению государственный имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург". Согласно данному приказу, а также данным, представленным в налоговый орган Управлением Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:44:0000000:610 по состоянию на 01.01.2014 составляет 184 242 483 руб.
По результатам налоговой проверки составлен акт от 31.07.2015 N 4795 и вынесено решение инспекции от 21.09.2015 N 1440, которым доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 565 956 руб., пени в сумме 74 862 руб. 89 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 23.11.2015 N 1365/15, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции нарушает его права и законные интересы, общество "Асфальтовый завод" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела, суд полагает, что заявление общества "Асфальтовый завод" подлежит удовлетворению исходя из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год в соответствии с п. 1 ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Приказом Министерства по управлению государственный имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 15.11.2012 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством. Установлена кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка.
Изданное Министерства по управлению государственный имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2014, то есть с начала нового налогового периода.
В соответствии с п. 3 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Для администрирования земельного налога положениями ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу п. 11 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.06.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) (далее - Закон об оценочной деятельности), предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Общество "Асфальтовый завод" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Свердловской области от 29.10.2013 об отказе в удовлетворении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:610. Определением Арбитражного суда Свердловской области от 12.12.2013 иск принят к производству.
В судебном заседании 18.11.2014 обществом "Асфальтовый завод" заявлено об изменении предмета требований, просит признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:610 равной его рыночной стоимости в размере 71 040 000 руб. по состоянию на 15.11.2012.
Изменение предмета заявленных требований принято судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 14.01.2015 по делу N А60-48961/2013 заявленные требования удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка признана равной его рыночной стоимости в размере 71 040 000 руб. по состоянию на 15.11.2012. При вынесении решения судом поддержан довод заявителя о том, что кадастровая стоимость земельного участка в размере 184 242 483 руб. 20 коп., утвержденная приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 по состоянию на ту же дату, значительно превышает рыночную стоимость земельного участка.
В соответствии с абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности, в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Указанная норма вступила в силу с 22.07.2014.
При этом, согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, положения ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности (в новой редакции), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу данного Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, законодатель уточнил дату начала применения рыночной стоимости, приравненной к кадастровой стоимости, на основании судебного решения на предыдущий период и прямо предусмотрел круг правоотношений, на которые распространяется новый установленный законом порядок применения сведений о кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе для целей налогообложения).
Кроме того, письмо Министерства финансов Российской Федерации от 25.08.2015 N 03-05-06-02/48948 о применении сведений кадастровой стоимости фактически воспроизводит вышеперечисленные правовые нормы и подтверждает применение положение ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности при рассмотрении тех заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, которые рассмотрены после дня вступления в силу Федерального закона N 225-ФЗ.
Верховный Суд Российской Федерации в определение от 14.01.2016 N 309-КГ15-16519 по делу N А76-29847/2014 разъяснил, что в ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Закона N 255-ФЗ) установлена возможность ретроспективного пересмотра кадастровой стоимости с 01.01.2014 в тех случаях, когда соответствующие заявления были поданы заинтересованными лицами после 22.07.2014, либо ранее этой даты в 2014 году.
Таким образом, заявление общества "Асфальтовый завод" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка подано в Арбитражный суд Свердловской области 18.11.2014 и рассмотрено 14.01.2015, то есть после вступления в силу 22.07.2014 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ.
При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями п. 8 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, положения ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности в новой редакции применяются к рассматриваемым правоотношениям по данному делу. В связи с этим, на основании ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.01.2015 по делу N А60-48961/2013 в размере 71 040 000 руб., применяются для целей налогообложения с 1 января 2014 года, в котором подано соответствующее заявление налогоплательщика от 18.11.2014 о пересмотре кадастровой стоимости.
Таким образом, заявитель правомерно в налоговой декларации за 2014 год исчислил земельный налог по спорному земельному участку с учетом кадастровой стоимости земельного участка, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.01.2015 по делу N А60-48961/2013. При таких обстоятельствах, оспариваемое решение не соответствует налоговому законодательству, нарушает права и законные интересы налогоплательщика, поскольку по основаниям, не предусмотренным законом, налагается обязанность по уплате недоимки и пеней. Доначисление земельного налога в сумме 565 956 руб., соответствующих пеней является неправомерным, требования налогоплательщика о признании недействительным решения инспекции от 21.09.2015 N 1440 подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 3000 руб. подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области от 21.09.2015 N 1440.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Асфальтовый завод".
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Асфальтовый завод" 3000 руб. 00 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.Е.КАЛАШНИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.03.2016 ПО ДЕЛУ N А60-5683/2016
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2016 г. по делу N А60-5683/2016
Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2016 года
Полный текст решения изготовлен 30 марта 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.С. Челпановой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-5683/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Асфальтовый завод" (ИНН 6670022508, ОГРН 1026604972866, далее - общество "Асфальтовый завод", налогоплательщик)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (ИНН 6685000017, ОГРН 1126672000014, далее - налоговый орган, инспекция)
о признании незаконным решения от 21.09.2015 N 1440.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества "Асфальтовый завод" - Лобова С.В. (доверенность от 23.03.2016);
- инспекции - Глазырин А.А. (доверенность от 30.12.2015 N 07-02).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество "Асфальтовый завод" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 21.09.2015 N 1440.
Определением суда от 17.02.2016 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 23.03.2016.
В ходе предварительного судебного заседания со стороны заинтересованного лица представлен письменный отзыв с приложением документов в подтверждение своих доводов.
Признав достаточными представленные в дело доказательства для его рассмотрения по существу, а дело подготовленным к судебному разбирательству, в отсутствие возражений со стороны заявителя и заинтересованного лица суд завершил предварительное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции на основании ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
налоговым органом в период с 30.04.2015 по 30.07.2015 проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации общества "Асфальтовый завод" по земельному налогу за 2014 год, представленной в инспекцию 30.04.2015.
В ходе налоговой проверки инспекцией установлено, что налогоплательщиком неверно исчислена сумма налога в результате занижения налоговой базы по земельному участку с кадастровым номером 66:44:0000000:610.
По данным Росреестра участок принадлежит налогоплательщику на праве индивидуальной собственности, дата возникновения права 23.07.2012.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.01.2015 по делу N А60-48961/2013 кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 28 с кадастровым номером 66:44:0000000:610, признана равной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 15.11.2012 в размере 71 040 000 руб.
На основании установленных в ходе налоговой проверки обстоятельства инспекцией сделан вывод о том, что следует применять кадастровую стоимость земельного участка, утвержденную приказом Министерства по управлению государственный имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург". Согласно данному приказу, а также данным, представленным в налоговый орган Управлением Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:44:0000000:610 по состоянию на 01.01.2014 составляет 184 242 483 руб.
По результатам налоговой проверки составлен акт от 31.07.2015 N 4795 и вынесено решение инспекции от 21.09.2015 N 1440, которым доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 565 956 руб., пени в сумме 74 862 руб. 89 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 23.11.2015 N 1365/15, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции нарушает его права и законные интересы, общество "Асфальтовый завод" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела, суд полагает, что заявление общества "Асфальтовый завод" подлежит удовлетворению исходя из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год в соответствии с п. 1 ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Приказом Министерства по управлению государственный имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 15.11.2012 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством. Установлена кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка.
Изданное Министерства по управлению государственный имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2014, то есть с начала нового налогового периода.
В соответствии с п. 3 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Для администрирования земельного налога положениями ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу п. 11 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.06.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) (далее - Закон об оценочной деятельности), предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Общество "Асфальтовый завод" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Свердловской области от 29.10.2013 об отказе в удовлетворении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:610. Определением Арбитражного суда Свердловской области от 12.12.2013 иск принят к производству.
В судебном заседании 18.11.2014 обществом "Асфальтовый завод" заявлено об изменении предмета требований, просит признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:610 равной его рыночной стоимости в размере 71 040 000 руб. по состоянию на 15.11.2012.
Изменение предмета заявленных требований принято судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 14.01.2015 по делу N А60-48961/2013 заявленные требования удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка признана равной его рыночной стоимости в размере 71 040 000 руб. по состоянию на 15.11.2012. При вынесении решения судом поддержан довод заявителя о том, что кадастровая стоимость земельного участка в размере 184 242 483 руб. 20 коп., утвержденная приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 по состоянию на ту же дату, значительно превышает рыночную стоимость земельного участка.
В соответствии с абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности, в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Указанная норма вступила в силу с 22.07.2014.
При этом, согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, положения ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности (в новой редакции), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу данного Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, законодатель уточнил дату начала применения рыночной стоимости, приравненной к кадастровой стоимости, на основании судебного решения на предыдущий период и прямо предусмотрел круг правоотношений, на которые распространяется новый установленный законом порядок применения сведений о кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе для целей налогообложения).
Кроме того, письмо Министерства финансов Российской Федерации от 25.08.2015 N 03-05-06-02/48948 о применении сведений кадастровой стоимости фактически воспроизводит вышеперечисленные правовые нормы и подтверждает применение положение ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности при рассмотрении тех заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, которые рассмотрены после дня вступления в силу Федерального закона N 225-ФЗ.
Верховный Суд Российской Федерации в определение от 14.01.2016 N 309-КГ15-16519 по делу N А76-29847/2014 разъяснил, что в ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Закона N 255-ФЗ) установлена возможность ретроспективного пересмотра кадастровой стоимости с 01.01.2014 в тех случаях, когда соответствующие заявления были поданы заинтересованными лицами после 22.07.2014, либо ранее этой даты в 2014 году.
Таким образом, заявление общества "Асфальтовый завод" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка подано в Арбитражный суд Свердловской области 18.11.2014 и рассмотрено 14.01.2015, то есть после вступления в силу 22.07.2014 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ.
При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями п. 8 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, положения ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности в новой редакции применяются к рассматриваемым правоотношениям по данному делу. В связи с этим, на основании ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.01.2015 по делу N А60-48961/2013 в размере 71 040 000 руб., применяются для целей налогообложения с 1 января 2014 года, в котором подано соответствующее заявление налогоплательщика от 18.11.2014 о пересмотре кадастровой стоимости.
Таким образом, заявитель правомерно в налоговой декларации за 2014 год исчислил земельный налог по спорному земельному участку с учетом кадастровой стоимости земельного участка, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.01.2015 по делу N А60-48961/2013. При таких обстоятельствах, оспариваемое решение не соответствует налоговому законодательству, нарушает права и законные интересы налогоплательщика, поскольку по основаниям, не предусмотренным законом, налагается обязанность по уплате недоимки и пеней. Доначисление земельного налога в сумме 565 956 руб., соответствующих пеней является неправомерным, требования налогоплательщика о признании недействительным решения инспекции от 21.09.2015 N 1440 подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 3000 руб. подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области от 21.09.2015 N 1440.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Асфальтовый завод".
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Асфальтовый завод" 3000 руб. 00 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.Е.КАЛАШНИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)