Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боковой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Дементьева А.Э., действующего на основании доверенности от 24.09.2015,
представителей ответчика - Сидоровой Т.Л., действующей на основании доверенности от 21.09.2015, Саклановой И.В., действующей на основании доверенности от 30.10.2015,
представителя третьего лица Министерства природных ресурсов - Тикушевой Л.Н., действующей на основании доверенности от 30.03.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Межрайонной инспекции N 2 по Республике Коми и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.02.2016 по делу N А29-10125/2015, принятое судом в составе судьи Шипиловой Э.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Печорский речной порт" (ИНН: 1105000867, ОГРН: 1021100874563)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Коми (ИНН: 1105002864, ОГРН: 1041100745586)
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Коми, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми,
о признании недействительным решения N 13 от 26.06.2015,
установил:
открытое акционерное общество "Печорский речной порт" (далее - ОАО "Печорский речной порт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) от 26.06.2015 N 13 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Коми, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 13.02.2016 заявленные требования ОАО "Печорский речной порт" удовлетворены в полном объеме.
Межрайонная инспекция N 2 по Республике Коми с принятым решением суда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.02.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что исчисление земельного налога за 2014 год должно быть произведено исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных приказом Минприроды Республики Коми от 29.12.2007 N 705.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми также не согласилось с принятым решением суда, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
Заявитель жалобы указывает, что приказы Минприроды Республики Коми от 19.12.2012 N 582 и от 08.11.2013 N 521 были приняты Министерством с превышением полномочий, в связи с чем, не могут быть использованы при определении кадастровой стоимости земельных участков.
В судебном заседании представители Инспекции и Минприроды Республики Коми поддержали свои доводы, изложенные в апелляционных жалобах.
В судебном заседании и в отзыве на апелляционные жалобы представитель Общества указал на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалоб просит отказать.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Коми о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Коми.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ОАО "Печорский речной порт" налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год. В ходе проверки Инспекция пришла к выводу о занижении Обществом налоговой базы по земельному налогу в связи с занижением кадастровой стоимости земельных участков.
Результаты проверки отражены в акте от 08.05.2015 N 481 (т. 1 л.д. 93-96).
26.06.2015 заместителем начальника Инспекции было принято решение N 13 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Обществу предложено уплатить 672 098 рублей земельного налога, 14 324 рубля 05 копеек пени (т. 1 л.д. 97-100).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 04.09.2015 N 196-А решение Инспекции от 26.06.2015 N 13 оставлено без изменения (т. 1 л.д. 105-108).
Не согласившись с решением налогового органа Общество, обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя, заявленные Обществом требования, Арбитражный суд Республики Коми, пришел к выводу о том, что основания, для исчисления земельного налога исходя из кадастровой стоимости, утвержденной приказом Минприроды Республике Коми N 705 от 27.12.2007, отсутствуют.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно статье 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
На основании пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 393 НК РФ отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций являются первый, второй и третий квартал календарного года.
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Пунктом 6 статьи 396 НК РФ установлено, что налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (пункт 5 статьи 396 НК РФ).
Как следует из материалов дела, в проверяемом периоде Общество имело на праве собственности, следующие земельные участки с кадастровыми номерами: 11:12:0000000:118; 11:12:1701008:201; 11:12:1701008:216; 11:12: 1701008:217; 11:12:701008:203; 11:12:1701008:208; 11:12:1701008:207; 11:12: 1701008:212; 11:12:1701008:220; 11:12:1701008:211; 11:12:1701008:210; 11:12: 1701008:200; 11:12:1701008:205; 11:12:1701008:206; 11:12:1701008:202; 11:12: 1701008:204; 11:12:1701008:215; 11:12:1701008:218; 11:12:1701008:213; 11:12: 1701008:209, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 2 л.д. 23-42).
22.01.2015 ОАО "Печорский речной порт" в налоговый орган представило декларацию по земельному налогу за 2014 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 926 585 рублей (т. 2 л.д. 1-22).
Кадастровая стоимость земельных участков определена Обществом на основании кадастровых справок от 24 и 25 февраля 2014 года, выданных ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Коми. Данные справки содержат сведения о дате утверждения кадастровой стоимости (01.01.2014) и реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости: приказ Минприроды Республики Коми от 19.12.2012 N 582 (т. 3 л.д. 1-18).
В период проведения камеральной проверки и в целях уточнения данных о кадастровой стоимости земельных участков Общества по состоянию на 01.01.2014 Инспекцией направлены запросы в адрес ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Коми от 23.01.2015 и 13.02.2015 (т. 3 л.д. 40-81).
На запрос Инспекции в феврале 2015 года ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Коми представило кадастровые справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в запросах налогового органа. В представленных кадастровых справках содержатся сведения о внесении сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости 09.06.2014, отсутствуют сведения о дате утверждения кадастровой стоимости (т. 3 л.д. 20-38).
По мнению налогового органа, применение Обществом при расчете земельного налога за 2014 год приказа Минприроды Республики Коми от 19.12.2012 N 582 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктом Республики Коми" является неправомерным, поскольку приказом Минприроды Республики Коми от 16.05.2014 N 194 срок вступления в силу приказа N 582 с 01.01.2014 перенесен на 01.01.2015.
В то же время действовал приказ Минприроды Республики Коми от 29.12.2007 N 705 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктом Республики Коми", который был признан утратившим силу с 01.01.2014, но приказом Минприроды Республики Коми от 16.05.2015 N 193 срок признания утратившим силу приказа N 705 был перенесен на 01.01.2015.
В связи с чем, расчет земельного налога произведен Инспекций исходя из кадастровой стоимости, утвержденной приказом Минприроды Республики Коми от 29.12.2007 N 705.
На основании представленных Обществом документов, а также документов (информации), имеющейся в налоговом органе, Инспекцией сделан вывод о том, что Общество занизило сумму земельного налога за 2014 год на 672 098 рублей в результате неверного отражения в декларации по земельному налогу за 2014 год кадастровой стоимости земельных участков, следовало исчислить земельный налог в сумме 1 598 683 рублей.
Между тем налоговым органом не учтено следующее.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
В соответствии с пунктом 3 статьи 398 НК РФ налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Исходя из приведенных норм, налогоплательщик обязан самостоятельно получить сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения, исчислить и уплатить земельный налог в установленные сроки.
Обществом в целях исчисления земельного налога за 2014 год были запрошены у ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Коми кадастровые справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости, которые последним представлены 24 и 25 февраля 2014 года (т. 3 л.д. 1-18).
Из указанных справок усматривается, что в них содержатся сведения о дате утверждения кадастровой стоимости - 01.01.2014, акте, утвердившем кадастровую стоимость - Приказ Минприроды Республики Коми от 19.12.2012 N 582, дате определения кадастровой стоимости - 19.12.2012.
При этом апелляционный суд учитывает, что на основании пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Сведения о кадастровой стоимости, утвержденной приказом Минприроды Республики Коми от 19.12.2012 N 582, были представлены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Коми в налоговый орган в установленные сроки (до 15.02.2014), что Инспекцией не оспаривается.
Кроме того, апелляционный суд учитывает, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений относительно кадастровой стоимости земельного участка на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено (справки налогового органа - дата внесения сведения в кадастр - 09.06.2014).
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что налогоплательщиком, верно, на основании статьи 391 НК РФ определил налоговую базу и исчислил земельный налог за 2014 год исходя из кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2014, утвержденной приказом Минприроды Республики Коми от 19.12.2012 N 582 и на основании сведений полученных от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Коми (кадастровые справки от 24 и 25 февраля 2014 года).
Довод Инспекции о том, что исчисление земельного налога за 2014 год должно быть произведено исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных приказом Минприроды Республики Коми от 29.12.2007 N 705, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Приказ Минприроды об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в республике Коми от 29.12.2007 N 705 действовал с 01.01.2008, приказом от 08.11.2013 N 521 признан утратившим силу с 01.01.2014 (приказ N 521 первоначально вступил в силу с 01.01.2014).
Апелляционный суд считает, что внесение изменений в утративший силу с 01.01.2014 приказ N 521 (т.е. фактически несуществующий правовой акт), приказом от 16.05.2014 N 193, является невозможным в силу отсутствия документа в качестве нормативно-правового акта. Следовательно, приказ N 705 не действовал по состоянию на 01.01.2014.
Вместе с тем, 19.12.2012 Минприроды принят приказ об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в республике Коми N 582, который действовал с 01.01.2014 до 01.01.2015 (приказ от 28.11.2014 N 515).
По мнению апелляционного суда, в любом случае неопределенность вступления в силу и прекращения действия вышеуказанных приказов, может повлечь возможность их двойного толкования правоприменителями, в связи с чем на основании пункта 7 статьи 3 НК РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). При этом по смыслу положений пункта 7 статьи 3 НК РФ в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.
Довод Министерства о том, что приказы Минприроды Республики Коми от 19.12.2012 N 582 и от 08.11.2013 N 521 были приняты Министерством с превышением полномочий, в связи с чем, не могут быть использованы при определении кадастровой стоимости земельных участков, отклоняется апелляционным судом, поскольку на момент рассмотрения спора приказы никем не оспорены и не признаны недействительными или противоречащими законодательству.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования о признании недействительным решения Инспекции от 26.06.2015 N 13 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Учитывая изложенное, апелляционные жалобы Инспекции и Министерства удовлетворению не подлежат.
Решение суда от 13.02.2016 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционным жалобам относятся на заявителей жалоб. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционным жалобам взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.02.2016 по делу N А29-10125/2015 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Межрайонной инспекции N 2 по Республике Коми и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Судьи
Т.В.ХОРОВА
Л.И.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.05.2016 N 02АП-2415/2016, 02АП-2414/2016 ПО ДЕЛУ N А29-10125/2015
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2016 г. по делу N А29-10125/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боковой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Дементьева А.Э., действующего на основании доверенности от 24.09.2015,
представителей ответчика - Сидоровой Т.Л., действующей на основании доверенности от 21.09.2015, Саклановой И.В., действующей на основании доверенности от 30.10.2015,
представителя третьего лица Министерства природных ресурсов - Тикушевой Л.Н., действующей на основании доверенности от 30.03.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Межрайонной инспекции N 2 по Республике Коми и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.02.2016 по делу N А29-10125/2015, принятое судом в составе судьи Шипиловой Э.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Печорский речной порт" (ИНН: 1105000867, ОГРН: 1021100874563)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Коми (ИНН: 1105002864, ОГРН: 1041100745586)
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Коми, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми,
о признании недействительным решения N 13 от 26.06.2015,
установил:
открытое акционерное общество "Печорский речной порт" (далее - ОАО "Печорский речной порт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) от 26.06.2015 N 13 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Коми, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 13.02.2016 заявленные требования ОАО "Печорский речной порт" удовлетворены в полном объеме.
Межрайонная инспекция N 2 по Республике Коми с принятым решением суда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.02.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что исчисление земельного налога за 2014 год должно быть произведено исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных приказом Минприроды Республики Коми от 29.12.2007 N 705.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми также не согласилось с принятым решением суда, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
Заявитель жалобы указывает, что приказы Минприроды Республики Коми от 19.12.2012 N 582 и от 08.11.2013 N 521 были приняты Министерством с превышением полномочий, в связи с чем, не могут быть использованы при определении кадастровой стоимости земельных участков.
В судебном заседании представители Инспекции и Минприроды Республики Коми поддержали свои доводы, изложенные в апелляционных жалобах.
В судебном заседании и в отзыве на апелляционные жалобы представитель Общества указал на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалоб просит отказать.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Коми о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Коми.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ОАО "Печорский речной порт" налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год. В ходе проверки Инспекция пришла к выводу о занижении Обществом налоговой базы по земельному налогу в связи с занижением кадастровой стоимости земельных участков.
Результаты проверки отражены в акте от 08.05.2015 N 481 (т. 1 л.д. 93-96).
26.06.2015 заместителем начальника Инспекции было принято решение N 13 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Обществу предложено уплатить 672 098 рублей земельного налога, 14 324 рубля 05 копеек пени (т. 1 л.д. 97-100).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 04.09.2015 N 196-А решение Инспекции от 26.06.2015 N 13 оставлено без изменения (т. 1 л.д. 105-108).
Не согласившись с решением налогового органа Общество, обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя, заявленные Обществом требования, Арбитражный суд Республики Коми, пришел к выводу о том, что основания, для исчисления земельного налога исходя из кадастровой стоимости, утвержденной приказом Минприроды Республике Коми N 705 от 27.12.2007, отсутствуют.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно статье 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
На основании пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 393 НК РФ отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций являются первый, второй и третий квартал календарного года.
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Пунктом 6 статьи 396 НК РФ установлено, что налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (пункт 5 статьи 396 НК РФ).
Как следует из материалов дела, в проверяемом периоде Общество имело на праве собственности, следующие земельные участки с кадастровыми номерами: 11:12:0000000:118; 11:12:1701008:201; 11:12:1701008:216; 11:12: 1701008:217; 11:12:701008:203; 11:12:1701008:208; 11:12:1701008:207; 11:12: 1701008:212; 11:12:1701008:220; 11:12:1701008:211; 11:12:1701008:210; 11:12: 1701008:200; 11:12:1701008:205; 11:12:1701008:206; 11:12:1701008:202; 11:12: 1701008:204; 11:12:1701008:215; 11:12:1701008:218; 11:12:1701008:213; 11:12: 1701008:209, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 2 л.д. 23-42).
22.01.2015 ОАО "Печорский речной порт" в налоговый орган представило декларацию по земельному налогу за 2014 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 926 585 рублей (т. 2 л.д. 1-22).
Кадастровая стоимость земельных участков определена Обществом на основании кадастровых справок от 24 и 25 февраля 2014 года, выданных ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Коми. Данные справки содержат сведения о дате утверждения кадастровой стоимости (01.01.2014) и реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости: приказ Минприроды Республики Коми от 19.12.2012 N 582 (т. 3 л.д. 1-18).
В период проведения камеральной проверки и в целях уточнения данных о кадастровой стоимости земельных участков Общества по состоянию на 01.01.2014 Инспекцией направлены запросы в адрес ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Коми от 23.01.2015 и 13.02.2015 (т. 3 л.д. 40-81).
На запрос Инспекции в феврале 2015 года ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Коми представило кадастровые справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в запросах налогового органа. В представленных кадастровых справках содержатся сведения о внесении сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости 09.06.2014, отсутствуют сведения о дате утверждения кадастровой стоимости (т. 3 л.д. 20-38).
По мнению налогового органа, применение Обществом при расчете земельного налога за 2014 год приказа Минприроды Республики Коми от 19.12.2012 N 582 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктом Республики Коми" является неправомерным, поскольку приказом Минприроды Республики Коми от 16.05.2014 N 194 срок вступления в силу приказа N 582 с 01.01.2014 перенесен на 01.01.2015.
В то же время действовал приказ Минприроды Республики Коми от 29.12.2007 N 705 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктом Республики Коми", который был признан утратившим силу с 01.01.2014, но приказом Минприроды Республики Коми от 16.05.2015 N 193 срок признания утратившим силу приказа N 705 был перенесен на 01.01.2015.
В связи с чем, расчет земельного налога произведен Инспекций исходя из кадастровой стоимости, утвержденной приказом Минприроды Республики Коми от 29.12.2007 N 705.
На основании представленных Обществом документов, а также документов (информации), имеющейся в налоговом органе, Инспекцией сделан вывод о том, что Общество занизило сумму земельного налога за 2014 год на 672 098 рублей в результате неверного отражения в декларации по земельному налогу за 2014 год кадастровой стоимости земельных участков, следовало исчислить земельный налог в сумме 1 598 683 рублей.
Между тем налоговым органом не учтено следующее.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
В соответствии с пунктом 3 статьи 398 НК РФ налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Исходя из приведенных норм, налогоплательщик обязан самостоятельно получить сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения, исчислить и уплатить земельный налог в установленные сроки.
Обществом в целях исчисления земельного налога за 2014 год были запрошены у ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Коми кадастровые справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости, которые последним представлены 24 и 25 февраля 2014 года (т. 3 л.д. 1-18).
Из указанных справок усматривается, что в них содержатся сведения о дате утверждения кадастровой стоимости - 01.01.2014, акте, утвердившем кадастровую стоимость - Приказ Минприроды Республики Коми от 19.12.2012 N 582, дате определения кадастровой стоимости - 19.12.2012.
При этом апелляционный суд учитывает, что на основании пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Сведения о кадастровой стоимости, утвержденной приказом Минприроды Республики Коми от 19.12.2012 N 582, были представлены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Коми в налоговый орган в установленные сроки (до 15.02.2014), что Инспекцией не оспаривается.
Кроме того, апелляционный суд учитывает, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений относительно кадастровой стоимости земельного участка на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено (справки налогового органа - дата внесения сведения в кадастр - 09.06.2014).
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что налогоплательщиком, верно, на основании статьи 391 НК РФ определил налоговую базу и исчислил земельный налог за 2014 год исходя из кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2014, утвержденной приказом Минприроды Республики Коми от 19.12.2012 N 582 и на основании сведений полученных от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Коми (кадастровые справки от 24 и 25 февраля 2014 года).
Довод Инспекции о том, что исчисление земельного налога за 2014 год должно быть произведено исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных приказом Минприроды Республики Коми от 29.12.2007 N 705, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Приказ Минприроды об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в республике Коми от 29.12.2007 N 705 действовал с 01.01.2008, приказом от 08.11.2013 N 521 признан утратившим силу с 01.01.2014 (приказ N 521 первоначально вступил в силу с 01.01.2014).
Апелляционный суд считает, что внесение изменений в утративший силу с 01.01.2014 приказ N 521 (т.е. фактически несуществующий правовой акт), приказом от 16.05.2014 N 193, является невозможным в силу отсутствия документа в качестве нормативно-правового акта. Следовательно, приказ N 705 не действовал по состоянию на 01.01.2014.
Вместе с тем, 19.12.2012 Минприроды принят приказ об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в республике Коми N 582, который действовал с 01.01.2014 до 01.01.2015 (приказ от 28.11.2014 N 515).
По мнению апелляционного суда, в любом случае неопределенность вступления в силу и прекращения действия вышеуказанных приказов, может повлечь возможность их двойного толкования правоприменителями, в связи с чем на основании пункта 7 статьи 3 НК РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). При этом по смыслу положений пункта 7 статьи 3 НК РФ в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.
Довод Министерства о том, что приказы Минприроды Республики Коми от 19.12.2012 N 582 и от 08.11.2013 N 521 были приняты Министерством с превышением полномочий, в связи с чем, не могут быть использованы при определении кадастровой стоимости земельных участков, отклоняется апелляционным судом, поскольку на момент рассмотрения спора приказы никем не оспорены и не признаны недействительными или противоречащими законодательству.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования о признании недействительным решения Инспекции от 26.06.2015 N 13 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Учитывая изложенное, апелляционные жалобы Инспекции и Министерства удовлетворению не подлежат.
Решение суда от 13.02.2016 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционным жалобам относятся на заявителей жалоб. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционным жалобам взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.02.2016 по делу N А29-10125/2015 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Межрайонной инспекции N 2 по Республике Коми и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Судьи
Т.В.ХОРОВА
Л.И.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)