Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.07.2017 N 18АП-7352/2017 ПО ДЕЛУ N А47-194/2017

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2017 г. N 18АП-7352/2017

Дело N А47-194/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Арямова А.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Орский учебный центр Министерства труда и занятости населения Оренбургской области" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.05.2017 по делу N А47-194/2017 (судья Вернигорова О.А.),
установил:

12.10.2017 государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Орский учебный центр Министерства труда и занятости населения Оренбургской области" (далее - заявитель, Центр, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орске Оренбургской области (далее - учреждение, фонд) N 59 от 22.12.2016 о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-фз), начислении страховых взносов за 2013 год - 472 872,17 руб., 2014 год - 529 416,69 руб., пени - 185 485,96 руб., штрафа - 109 685,19 руб.
При проведении выездной проверки правильности исчисления страховых взносов за 2013-2014 годы фондом сделан вывод о нарушении - применении пониженного тарифа страховых взносов 0% для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в сфере образования, сделан вывод, что доля доходов от реализации продукции по данному виду деятельности в общем объеме доходов составляет менее 70 процентов, из формулы расчета пропорции неосновательно исключен источник дохода - полученная арендная плата от сдачи имущества в аренду.
Решение незаконно, т. к. заявитель соответствует вышеуказанным признакам - применяет упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и осуществляет деятельность по коду экономической деятельности ОКВЭД - 80.10.1 (образование), нарушений в его деятельности не установлено, расчет пропорции произведен правильно, Центр является добросовестным плательщиком страховых взносов.
Не учтено, что сдача имущества в аренду является одним из видов уставной деятельности, а полученный доход используется для обеспечения основной образовательной деятельности.
Пени и штраф на сумму страховых взносов не подлежат начислению, т. к. занижение не связано с виной плательщика - примененный порядок расчета согласован с Фондом (т. 1 л.д. 16-22).
Фонд возражал против заявленных требований, ссылался на установленные проверкой обстоятельства (т. 1 л.д. 111-117, т. 12 л.д. 5).
Решением суда первой инстанции от 04.05.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
На основании ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ основанием для применения льготы признается осуществление вида экономической деятельности, если доля доходов от реализации этого вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов.
Доход организации складывается из средств бюджетного финансирования, оказания платных образовательных услуг, арендной платы. Центр является некоммерческой организацией - государственным автономным учреждением по дополнительному профессиональному образованию и в силу закона пониженные тарифы страховых взносов в отношении этой категории лиц не применяются.
Частичный возврат страховых взносов Фондом социального страхования не связан с применением пониженного тарифа, и доводы о даче этим Фондом указаний, освобождающих от начисления пени, не связаны с исчислением страховых взносов в пенсионный фонд (т. 12 л.д. 30-33).
13.06.2017 от Центра поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и полном удовлетворении требований.
Судом сделан неверный вывод об отсутствии права на применение пониженного тарифа у государственных учреждений, сделаны ссылки на п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. Следует учесть, что п. п. "с" п. 8 ст. 58 этого закона такого ограничения не содержит, в решении Фонда такое ограничение также не содержится, в нем указано на исполнение условий для применения льготы, неверном расчете пропорции, куда были включены суммы отдельных доходов.
При отсутствии нарушений нет оснований для начисления пени и штрафа (т. 12 л.д. 39-44).
Фонд в отзыве возражает против апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены. Суд апелляционной инстанции определил рассмотреть дело без не явившихся лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства.
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Орский учебный центр Министерства труда и занятости населения Оренбургской области" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 31.12.2002, является плательщиком страховых взносов, состоит на учете в территориальном отделении фонда, представляет в фонд расчеты по начисленным платежам, уплачивает страховые взносы (т. 1 л.д. 116-131), имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, применяет упрощенную систему налогообложения, выполняет муниципальное задание на оказание муниципальных услуг.
Центром также заключены договоры сдачи в аренду нежилых помещений, от арендаторов получена оплата, которая учтена при исчислении формулы, дающей право на применение льготного тарифа страховых взносов в пенсионный фонд (т. 2 л.д. 118-152).
Фондом произведена проверка правильности исчисления страховых взносов за 2013-2014 года, составлен акт камеральной проверки N 55 от 14.11.2016 (т. 1 л.д. 69-112).
Вынесено решение N 59 от 14.11.2016 о начислении страховых взносов - 1 002 288,86 руб. и пени - 185 485,96 руб., штрафа - 109 685,19 руб. Сделан вывод о занижении базы для исчисления страховых взносов ввиду незаконного применения заниженного тарифа - несоблюдения условий для предоставления льготы - в сумму доходов полученных от оказания платных образовательных услуг включены доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, в результате доля от оказанных платных образовательных услуг в 2013-2014 годах составила менее 70 процентов (т. 1 л.д. 31-68).
По утверждению подателя жалобы - Центра суд первой инстанции неверно применил нормы материального права, исключив его из числа лиц, имеющих право на применение льготы по всем источникам доходов.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обязанности заявителя уплачивать страховые взносы в общем порядке.
По п. 1 ст. 7 Закона N 212 ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2012, ч. 1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ дополнена п. 11, согласно которому в течение переходного периода пониженные тарифы страховых взносов применяются для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных ч. 5.1 - 5.3 этой статьи.
Учитывая, что Центр является государственным учреждением, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что положения указанной нормы на него не распространяются.
На основании ч. 1.4 ст. 58 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
В части 5.1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что такие плательщики страховых взносов применяют пониженные тарифы страховых взносов при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 70 процентов суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов.
Проверкой установлено, что Центр неосновательно включил в расчет дохода от платных образовательных услуг денежные средства, полученные от сдачи имущества в аренду. Без учета этих сумм размер доходов за 2013-2014 годы составил менее 70%, что также исключает применение льготы.
Этот вид дохода не связан непосредственно с оказанием платных образовательных услуг и не должен учитываться при определении пропорции.
Основания для отмены судебного решения и переоценки выводов суда первой инстанции отсутствуют.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы госпошлина возвращается из федерального бюджета.
Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.05.2017 по делу N А47-194/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Орский учебный центр Министерства труда и занятости населения Оренбургской области" - без удовлетворения.
Вернуть государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования "Орский учебный центр Министерства труда и занятости населения Оренбургской области" из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину 1 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
Судьи
А.А.АРЯМОВ
И.А.МАЛЫШЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)