Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 12.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-26722/2017

Требование: О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда.

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обстоятельства: Истец указал, что работал у ответчика с должностным окладом в меньшем размере, чем установлен трехсторонним соглашением, истец уволен по собственному желанию, но в день увольнения выплата компенсации за все неиспользованные отпуска в полном размере не произведена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2017 г. по делу N 33-26722


Судья Борисов Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Пильгановой В.М., Лобовой Л.В.,
при секретаре Ф.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе ФГАУ "ННПЦЗД Минздрава России" на решение Никулинского районного суда города Москвы от 01 ноября 2016 года, которым постановлено:
исковые требования Г. к ФГАУ "НЦЗД" Минздрава России о взыскании задолженности по выплате компенсации дней неиспользованного отпуска, процентов за несвоевременность выплаты, компенсации морального вреда, судебных расходов - удовлетворить частично,
взыскать с ФГАУ "НЦЗД" Минздрава России в пользу Г. задолженность по выплате компенсации дней неиспользованного отпуска в размере 161 765 руб., проценты за несвоевременность выплаты в размере 13 755,34 руб., компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., расходы на представителя в размере 7 000 руб.,
установила:

Г. 04.07.2016 обратился в суд с иском к Федеральному государственному автономному учреждению "Научный центр здоровья детей" Минздрава России (далее - ФГАУ "НЦЗД" Минздрава России) о взыскании задолженности по заработной плате за период с 01.01.2016 по 31.03.2016 в сумме 42 960 руб., компенсации за 140 дней неиспользованного отпуска в сумме 190 726,20 руб., денежной компенсации за задержку выплат по ст. 236 Трудового кодекса РФ, компенсации морального вреда в размере 50 000 руб., мотивируя обращение тем, что с 24.03.2011 работал в ФГАУ "НЦЗД" Минздрава России рабочим по обслуживанию зданий и сооружений с должностным окладом *** руб., что менее установленной трехсторонним Соглашением на 2016 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей минимальной заработной платы в городе Москве; 31.03.2016 истец уволен по ст. 80 Трудового кодекса РФ (по собственному желанию), однако в день увольнения выплата компенсации за все неиспользованные отпуска в полном размере не произведена; указанные действия работодателя истец полагает незаконными, нарушающими его гарантированные трудовые права и причиняющими моральный вред.
В дальнейшем истец отказался от исковых требований в части взыскания задолженности по заработной плате за период с 01.01.2016 по 31.03.2016 в сумме 42 960 руб., уточнил требования в части компенсаций за неиспользованный отпуск и за задержку ее выплаты и просил о взыскании компенсации за отпуск в размере 161 765 руб. как разницы между причитающейся суммой компенсации, рассчитанной из среднедневного заработка *** руб., и фактически выплаченной ответчиком суммой, и денежной компенсации за задержку выплаты по ст. 236 Трудового кодекса РФ в размере 13 871 руб., а также заявил о возмещении понесенных судебных расходов по оплате юридических услуг в сумме 20 000 руб. (л.д. 28 - 33).
В судебном заседании истец уточненный иск поддержал; представитель ответчика против удовлетворения требований возражал.
Определением суда от 01.11.2016 производство по делу в части требований Г. к ФГАУ "НЦЗД" Минздрава России о взыскании задолженности по заработной плате за период с января по март 2016 года прекращено в связи с принятием судом отказа в этой части от иска (л.д. 131).
В остальной части требований 01.11.2016 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ФГАУ "НЦЗД" Минздрава России" по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности С.
Определением суда от 20.03.2017 произведена замена ответчика ФГАУ "НЦЗД" Минздрава России" правопреемником - ФГАУ "Национальный научно-практический центр здоровья детей" Минздрава России (далее - ФГАУ "ННПЦЗД" Минздрава России) (л.д. 162).
В заседании судебной коллегии представитель ответчика ФГАУ "ННПЦЗД" Минздрава России по доверенности С. доводы апелляционной жалобы поддержал, истец Г. против удовлетворения жалобы возражал.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Г., *** года рождения, с 24.03.2011 принят на работу в ФГАУ "НЦЗД" Минздрава России рабочим по обслуживанию зданий и сооружений (слесарем по обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования) в инженерно-техническую группу раздела "Стационарная медицинская помощь") с базовым окладом *** руб. и повышающим коэффициентом (0,16) *** руб., о чем между сторонами заключен трудовой договор N *** и издан приказ N *** о приеме на работу.
31.03.2016 действие трудового договора прекращено и истец уволен на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ (по инициативе работника) приказом N *** от ***, в котором указано на выплату истцу компенсации за 140 дней неиспользованного отпуска за период работы с 24.03.2011 по 31.03.2016 (л.д. 13).
Согласно справкам формы 2-НДФЛ за 2015 - 2016 годы, а также расчетным листкам заработная плата истца состояла из базового оклада, который на 2016 года составлял *** руб., повышающих коэффициентов к окладу по занимаемой должности, а также доплат (дополнительных выплат) из средств, полученных за оказанные платные медицинские услуги, медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования, за высокотехнологичную медицинскую помощь, в связи с чем заработная плата истца за период с марта 2015 года по февраль 2016 года (за 12 месяцев, предшествующих месяцу увольнения) составила *** руб. (л.д. 20 - 22).
Из уточненного иска Г. следует, что расчет компенсации за неиспользованный отпуск произведен им исходя из среднего дневного заработка *** руб., рассчитанного из полученной заработной платы за 12 месяцев с применением коэффициента 29,3, предусмотренного ст. 139 Трудового кодекса РФ (*** : 12 мес. : 29,3).
Согласно расчетному листку за март 2016 года при увольнении Г. произведено начисление и выплата компенсации за неиспользованный отпуск в сумме *** руб., исходя из среднего дневного заработка *** руб., рассчитанного по ст. 139 Трудового кодекса РФ, без включения в его подсчет доплат (дополнительных выплат) из средств, полученных за оказанные платные медицинские услуги, медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования, за высокотехнологичную медицинскую помощь (л.д. 119).
Удовлетворяя требования Г. о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, суд руководствовался положениями ст. 139 Трудового кодекса РФ и исходил из того, что средний заработок истца для расчета компенсации за неиспользованный отпуск подлежит исчислению исходя из заработка, полученного истцом за 12 месяцев, предшествующих месяцу увольнения, согласно справкам формы 2-НДФЛ за 2015 - 2016 годы.
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку нормы трудового законодательства применены неверно.
Так, положения ст. 139 Трудового кодекса РФ устанавливают, что средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней); в коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников; особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Такие особенности установлены Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922, которые предусматривают, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся: а) заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; б) заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам; в) заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; г) заработная плата, выданная в неденежной форме; д) денежное вознаграждение (денежное содержание), начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий, действующих на постоянной основе; е) денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время; ж) начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения; з) заработная плата, начисленная преподавателям профессиональных образовательных организаций за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки за текущий учебный год, независимо от времени начисления; и) заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении предшествующего событию календарного года, обусловленная системой оплаты труда, независимо от времени начисления; к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие; л) выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; м) вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций; н) премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; о) другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
Таким образом, основанием для учета получаемых у работодателя дополнительных выплат в расчете среднего заработка является их включение в систему оплаты труда, применяемую у соответствующего работодателя.
В силу ст. 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно Положению об оплате труда работников ФГАУ "ННПЦЗД" Минздрава России, оно разработано в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
Как следует из указанного Положения, в установленную в учреждении систему оплаты труда входят: минимальные (базовые) должностные оклады по профессиональным квалификационным группам, повышающие коэффициенты к окладам, выплаты компенсационного характера (за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в ночное время, в выходные и праздничные дни, при расширении зон обслуживания и увеличении объема работы, за совмещение профессией (должностей) и т.п.) и выплаты стимулирующего характера (надбавки за интенсивность и высокие результаты труда, за качество выполняемых работ, за непрерывный стаж службы, и т.п., а также премиальные выплаты по итогам работы за квартал, полугодие и год); в соответствии с п. 8.5. указанного Положения все дополнительные денежные выплаты рассматриваются в качестве материального вознаграждения и не входят в систему оплаты труда, так как расходы на покрытие связанные с увеличением отпускных выплат не предусмотрены; дополнительные денежные средства за выполнение работы, поступающие от приносящей доход деятельности, расходуются в полном объеме на основании плана финансово-хозяйственной деятельности и положений по каждому виду приносящей доход деятельности, к которым относятся: выплаты, формирующиеся за счет средств, поступающих от фактически оказанной дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинский помощи, от фактически оказанной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, от оказанных платных медицинских услуг, различных целевых программ, от научно-исследовательских договоров, от гигиенической оценки сертификации продукции, от грантов, от платной образовательной деятельности, за оказанные услуги по обучению специалистов (л.д. 70 - 89).
Согласно Положениям об оплате труда ФГАУ "ННПЦЗД" Минздрава России за оказанную высокотехнологичную медицинскую помощи, не включенную в программу ОМС, о порядке формирования и выплаты фонда оплаты труда за оказанные платные медицинские услуги, средства, выделенные на оказание указанной медицинской помощи распределяются и выплачиваются ежемесячно в полном объеме и не резервируются на плату отпусков сотрудников (л.д. 90 - 112).
Таким образом, предусмотренные в ФГАУ "ННПЦЗД" Минздрава России дополнительные выплаты за выполнение работы, поступающие от приносящей доход деятельности, с учетом действующих у ответчика локальных нормативных актов, регулирующих оплату труда работников учреждения, не входят в применяемую у работодателя систему оплаты труда, в связи с чем в соответствии со ст. ст. 135, 139 Трудового кодекса РФ, Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922, не подлежат включению в расчет среднего дневного заработка для исчисления отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск.
Учитывая вышеизложенное, правовых оснований для исчисления компенсации за неиспользованный отпуск с учетом всех полученных истцом в период работы у ответчика денежных выплат у суда не имелось, условия полагать, что ответчиком допущены нарушения трудовых прав истца по заявленным в иске основаниям, отсутствовали, в связи с чем решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Никулинского районного суда города Москвы от 01 ноября 2016 года отменить,
принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Г. к ФГАУ "ННПЦЗД" Минздрава России о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)