Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 14.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-2368/2017

Требование: О взыскании недоимки по земельному налогу и пени.

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...
Обстоятельства: Налоговый орган ссылается на неисполнение собственником земельного участка обязанности по уплате земельного налога по направленным ему налоговому уведомлению и требованию об уплате налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июля 2017 г. по делу N 33а-2368-17


судья: М.А. Серов

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарева, В.В. Лукьянченко, при секретаре К., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарева административное дело по апелляционной жалобе Г. на решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 6 апреля 2017 года по административному иску ИФНС России по г. Клину Московской области к Г. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2012 год и пени
установила:

ИФНС России по г. Клину Московской области обратилась в суд с указанным выше административным иском к Г., ссылаясь на неисполнение им обязанности уплатить земельный налог за 2012 год в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка согласно направленным ему налоговому уведомлению и требованию об уплате налога.
В процессе рассмотрения настоящего дела административный истец уменьшил размер требований по уплате земельного налога.
Решением Солнцевского районного суда г. Москвы от 6 апреля 2017 года постановлено: административное исковое заявление ИФНС России по г. Клину Московской области к Г. о взыскании налога и пени удовлетворить полностью; взыскать с Г. сумму недоимки по земельному налогу за 2012 год - *** р. и пени - *** р.
В апелляционной жалобе Г. ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель ИФНС России по г. Клину Московской области С. по доверенности от 12 января 2017 года, просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие Г., извещенного о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ИФНС России по г. Клину Московской области, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
По смыслу ч. 6 ст. 289 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 32 КАС РФ, является исполнение административным истцом обязанности доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, пени и штрафов, а также соблюдения сроков обращения в суд.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон.
В соответствии с этим суд согласно ч. 9, 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ верно распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела применительно к названным в судебном акте нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Г. является собственником земельного участка, площадью *** кв. м, категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства, расположенного в ***, кадастровый номер ***.
Несмотря на направленные ИФНС России по г. Клину Московской области налоговое уведомление, а затем требование об уплате земельного налога за 2012 год и пени, правомерность которых никем не оспаривались, Г. рассчитанный ему налоговыми органами земельный налог, который с учетом уточненных требований составил *** р., а также пени в размере *** р. не уплатил.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд исходил из того, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, пени ИФНС России по г. Клину Московской области исполнена, правильность расчета сумм налоговой недоимки, пени подтверждена, срок обращения в суд соблюден, административным истцом представлены доказательства, подтверждающие его полномочия на обращение в суд с указанными требованиями.
Указанные выводы суда в апелляционной жалобе не оспариваются.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что кадастровая оценка земельного участка, подложенная в основу расчета земельного налога, была оспорена ранее в судебном порядке и признана недостоверной.
Однако указанные доводы обоснованно были отвергнуты судом первой инстанции, с чем судебная коллегия по административным делам Московского городского суда согласна в силу следующего.
Заочным решением *** городского суда Московской области от 25 сентября 2012 года кадастровая стоимость земельного участка была уменьшена.
Указанное заочное решение суда вступило в законную силу 17 ноября 2012 года.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.
В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в течение пяти рабочих дней с даты его принятия комиссия направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и орган кадастрового учета копию указанного решения. В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании определения в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения также направляет:
- отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен в форме электронного документа и на основании, которого оспорена кадастровая стоимость, и (при наличии) соответствующее положительное экспертное заключение, составленное в форме электронного документа, в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке;
- сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.
Согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции на день вступления в силу заочного решения суда об установлении кадастровой оценки земельного участка) в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В силу п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Письмом ФНС России от 19.07.2013 N БС-4-11/13149 "О земельном налоге" (вместе с Письмом Минфина России от 16.07.2013 N 03-05-04-02/27809) разъяснено, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда. При этом изменения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, должны учитываться при исчислении земельного налога.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, закон, действовавший на момент возникновения спорных правоотношений, допускал использование для расчета налога только сведения государственного кадастра недвижимости.
Из материалов дела усматривается, и данное обстоятельство подтвердила в заседании судебной коллегии представитель налогового органа, что до настоящего времени изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка административного ответчика во исполнение заочного решения *** городского суда Московской области от 25 сентября 2012 года не внесены, в государственном кадастре недвижимости остаются лишь сведения о кадастровой стоимости земельного участка, на основании которых налоговые органы исчислили земельный налог, указанный в уведомлении об уплате налога и требовании об уплате налога.
Доказательств обратного апелляционная жалоба не содержит.
С 28 июля 2014 года, то есть даты опубликования Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" применяется новый порядок применения сведений о кадастровой оценке. Однако новый порядок на спорные правоотношения не распространяется.
Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Между тем заявление Г. об оспаривании кадастровой оценки земельного участка было подано в суд и рассмотрено последним до 28 июля 2014 года.
Доводы Г. о неправильном применении судом ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" со ссылкой на апелляционное определение Московского городского суда от 22 апреля 2016 года по административному делу N *** и иные судебные акты, судебная коллегия признает несостоятельными.
Так, названные в апелляционной жалобе судебные акты не устанавливали дату внесения изменений в сведения кадастрового учета относительно кадастровой стоимости земельного участка административного истца, последний также не назвал причин, по которым заочное решение *** районного суда г. Москвы от 25 сентября 2012 не исполняется кадастровой палатой. Не представлены суду и доказательства, что действия (бездействия) кадастровой палаты по вопросу отражения сведений о кадастровой стоимости земельного участка были обжалованы и признаны незаконными.
Таким образом, правовых оснований для отмены решения суда по настоящему делу не имеется.
Вместе с тем судебная коллегия считает необходимым изменить решение, дополнив его резолютивную часть указанием на взыскание земельного налога и пени в пользу ИФНС России по г. Клину Московской области.
Вопрос о взыскании государственной пошлины в бюджет г. Москвы может быть решен судом первой инстанции и после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Руководствуясь ст. 311, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:

решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 6 апреля 2017 года изменить, дополнив его резолютивную часть указанием на взыскание с Г. земельного налога и пени в пользу ИФНС России по г. Клину Московской области; в остальной части указанное решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 6 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)