Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.09.2016 N 17АП-11994/2016-АК ПО ДЕЛУ N А50-6151/2016

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2016 г. N 17АП-11994/2016-АК

Дело N А50-6151/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Васильевой Е.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью Медицинская компания "УралМед" (ОГРН 1025900918427, ИНН 5904039064) - Крылосов В.И., доверенность от 08.02.2016,
от ответчика Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537) - Малиновская Л.И., доверенность от 14.10.2015,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью Медицинская компания "УралМед"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 июня 2016 года
по делу N А50-6151/2016
принятое судьей В.В.Самаркиным
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Медицинская компания "УралМед"
к Государственному учреждению - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании частично недействительным решения
установил:

Общество с ограниченной ответственностью Медицинская компания "УралМед" (далее - заявитель, Общество, общество "УралМед") обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Отделение фонда, учреждение) с заявлением о признании частично недействительным решения от 03.03.2016 N 148025/34л об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29 июня 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что в доход от реализации при осуществлении основного вида деятельности должны быть включены как доходы от реализации платных услуг, так и от оказания медицинских услуг застрахованным лицам по договору обязательного медицинского страхования, поскольку услуги в рамках ОМС являются возмездными, и учитываются в рамках деятельности, приносящей доход; для учреждения договор ОМС является разновидностью договора оказания услуг, а не целевым финансированием.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Государственным учреждением - Пермским региональным отделением Фонда социального страхования проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации на основании представленного заявителем расчета по форме 4-ФСС за 6 месяцев 2015 года, по результатам которой составлен акт от 20.01.2016 N 148025/34л.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки должностным лицом Отделения фонда вынесено решение от 03.03.2016 N 148025/34л об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым заявителю доначислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 192 754,18 руб., при этом в связи с наличием задолженности Отделения фонда перед заявителем и отсутствием недоимки к уплате сумма начисленных взносов не предъявлялась (том 1 л.д. 19-20 оборот).
Основанием для доначисления заявителю страховых взносов в сумме 192 745,18 руб. послужили выводы фонда о необоснованном применении Обществом пониженных (льготных) тарифов по страховым взносам, исчисленным отчетный период - 9 месяцев 2015 года.
Общество "УралМед", не согласившись с указанным решением Отделения фонда 03.03.2016 в части доначисления страховых взносов в указанной сумме, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что доля доходов Общества от реализации продукции и (или) оказанных услуг, определяемая соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, в проверенный период составила 60,98%, то есть менее 70 процентов в общем объеме полученных доходов.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что в доход от реализации при осуществлении основного вида деятельности должны быть включены как доходы от реализации платных услуг, так и оказание медицинских услуг застрахованным лицам по договору обязательного медицинского страхования, поскольку услуги в рамках ОМС являются возмездными, и учитываются в рамках деятельности, приносящей доход; для учреждения договор ОМС является разновидностью договора оказания услуг, а не целевым финансированием.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со статьями 7, 8 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для их исчисления для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, за исключением сумм, указанных в статье 9 указанного Закона.
Исходя из статьи 12 Закона N 212-ФЗ, в редакции, действовавшей в спорный период, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, применяются следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 3,1 процента, с 1 января 2012 года - 5,1 процента.
Частью 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого Закона.
Статьей 58.2 Закона N 212-ФЗ тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (в пределах установленной предельной величины) установлен в размере 2,9 процента; свыше установленной предельной величины - 0 процентов.
Статьей 58 Закона N 212-ФЗ также установлен пониженный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих свою основную деятельность в производственной и социальной сфере.
Пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что право на применение пониженных тарифов имеют организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие как основной какой-либо из видов экономической деятельности (классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД)), перечисленных в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Подпунктом "т" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлен пониженный тариф страховых взносов для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих свою основную деятельность в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг.
Для указанных плательщиков в течение 2012-2018 годов применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 20 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 0 процентов; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0 процентов (часть 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ). Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Исходя из анализа приведенных правовых норм, страхователь-организация имеет право на применение пониженного тарифа страховых взносов при соблюдении совокупности следующих условий: применение упрощенной системы налогообложения; наличие основного вида деятельности, определенного в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ; доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по указанному в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ виду деятельности должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов.
Как установлено пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: - доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса; - внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в статье 251 названного Кодекса.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного хозяйствующим субъектом в рамках целевого финансирования. При этом к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц; в виде целевых средств, получаемых страховыми медицинскими организациями - участниками обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Таким образом, рассматриваемая льгота введена для целей уменьшения бремени уплаты страховых взносов в бюджеты внебюджетных фондов для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Применение льготного тарифа, предусмотренного статьей 58 Закона N 212-ФЗ, является правом страхователя, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых уполномоченному органу расчетах и может быть реализовано только при соблюдении установленных в статьей 58 Закона N 212-ФЗ совокупности условий, при этом обязанность обоснования и документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что в 2015 году общество "УралМед" применяло упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величины расходов").
Основным видом деятельности заявителя является врачебная практика (код ОКВЭД 85.12); заявителем получена лицензия от 07.08.2015 на осуществление медицинской деятельности (том 1 л.д. 21-25).
Общество включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Из бюджета ФОМС средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения предоставляются бюджетам территориальных фондов ОМС в виде субсидий. Из бюджетов территориальных ФОМС указанные средства предоставляются страховым медицинским организациям для последующего предоставления медицинским учреждениям, участвующим в реализации территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС (пункт 2 части 6 статьи 50 Закона N 326-ФЗ).
Фонд оплаты труда работников, участвующих в бесплатном оказании гражданам медицинской помощи, финансируется из средств обязательного медицинского страхования (ОМС), как и оплата обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (пункт 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
Из сведений о поступлении и расходовании средств ОМС медицинскими организациями за 9 месяцев 2015 года усматривается, что общая сумма средств обязательного медицинского страхования поступивших Обществу составила за этот период 14 146 700 рублей.
Деятельность Общества связана с выполнением территориальной программы ОМС, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования и средств краевого бюджета, которые являются средствами целевого финансирования (пункт 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ). При этом такие медицинские организации обязаны вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС, которые в составе налогооблагаемых доходов не учитываются.
Из анализа всех доходов, полученных Обществом в отчетный период 2015 года, следует, что основными статьями доходов Общества являются: средства целевого финансирования (ОМС) - 14 146 700 руб.; средства от оказания платных медицинских услуг - 23 880 946,77 руб., иные доходы (прочие услуги) - 1 137 388 рублей.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что доля доходов Общества от реализации продукции и (или) оказанных услуг, определяемая соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, в проверенный период составила 60,98%, то есть менее 70 процентов в общем объеме полученных доходов, установленных частью 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, а потому заявителем не выполнено одно из условий для применения пониженного тарифа, - доля доходов от реализации по основному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов, следовательно, Фонд правомерно исчислил страховые обязательства исходя из тарифа страховых взносов в размере 2,9 процента.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в доход от реализации при осуществлении основного вида деятельности должны быть включены как доходы от реализации платных услуг, так и от оказания медицинских услуг застрахованным лицам по договору обязательного медицинского страхования, поскольку услуги в рамках ОМС являются возмездными, и учитываются в рамках деятельности, приносящей доход, не принимаются на основании следующего.
Ст. 58 Закона N 212-ФЗ, ст. 346.15 НК РФ, п. 14 ч. 1 ст. 251 НК РФ, ст. 249 НК РФ, следует, что для определения основного вида экономической деятельности плательщику в целях применения пониженных тарифов страховых взносов следует суммировать только доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав при осуществлении соответствующего вида деятельности (которые относятся к таковым в соответствии с налоговым законодательством), то есть доходы от платных медицинских услуг. Целевые бюджетные средства ОМС при определении суммы доходов от основного вида экономической деятельности согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются, так как не являются доходами учреждения от реализации продукции или оказания услуг.
При этом применение судом ст. 346.15 НК РФ следует из прямого указания, содержащегося в ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
В свою очередь из положений ст. 346.15 НК РФ следует, что при определении объекта обложения учитываются доходы от реализации, определяемые в порядке статьи 249 НК РФ; внереализационные доходы, определяемые в порядке статьи 250 НК РФ. Подпунктом 1 п. 11. ст. 346.15 НК РФ установлено, что при определении объекта налогообложения по упрощенной системе налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что для учреждения договор ОМС является разновидностью договора оказания услуг, а не целевым финансированием, не может быть принят, так как из анализа положений ст. 38 и ч. 1 и 3 ст. 306.4 БК РФ, а также п. 12 ч. 7 ст. 34 и ч. 9 ст. 39 ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", следует, что средства обязательного медицинского страхования относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию в соответствии с их целевым назначением.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 июня 2016 года по делу N А50-6151/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Судьи
Е.В.ВАСИЛЬЕВА
Г.Н.ГУЛЯКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)