Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.07.2017 N 13АП-13985/2017 ПО ДЕЛУ N А21-2633/2016

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2017 г. N 13АП-13985/2017

Дело N А21-2633/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Горбачевой О.В., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Верещагиным С.О.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: Кузюра В.О. по доверенности от 07.12.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13985/2017) ООО "Терминал-Сервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.04.2017 по делу N А21-2633/2016 (судья Широченко Д.В.), принятое
по заявлению ООО "Терминал-Сервис"
к МИФНС России N 10 по Калининградской области
о признании решения недействительным
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Терминал-Сервис" (ИНН 3120013007, ОГРН 1043104001874) (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области (ИНН 3917007852, ОГРН 1043917999993) (далее - МИ ФНС N 10, заинтересованное лицо, налоговый орган, налоговая инспекция, инспекция) о признании недействительным вынесенного инспекцией решения от 28 января 2016 года N 10775 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 25.04.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Заявитель уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направил, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, общество 17 сентября 2009 года внесено в Единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, о чем выдано соответствующее свидетельство.
Общество 27 июля 2015 года представило в инспекцию налоговую декларацию (расчет) по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 3 месяца 2015 года (с 01 апреля 2015 года по 30 июня 2015 года).
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной заявителем налоговой декларации инспекция составила акт камеральной налоговой проверки от 02 декабря 2015 года N 40517, в котором пришла к выводу о неправомерном неисчислении обществом налога на имущество организаций за 3 месяца 2015 года в размере 424 158 рублей.
Рассмотрев указанный акт проверки, иные материалы налогового контроля и представленные заявителем письменные возражения, инспекция вынесла обжалуемое решение от 28 января 2016 года N 10775 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение), которым обществу доначислена недоимка по налогу на прибыль организаций за 3 месяца 2015 года в размере 424 158 рублей.
Не согласившись с вынесенным инспекцией решением, общество обратилось в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой, однако решением Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области от 31 марта 2016 года N 06-11/04028 решение инспекции оставлено без изменения, а жалоба общества - без удовлетворения.
Полагая, что данное решение является неправомерным, необоснованным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности путем необоснованного возложения обязанности по уплате налога на имущество организаций в спорной сумме, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании решения недействительным.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из материалов дела и установлено судом, основанием для вынесения инспекцией оспариваемого решения о доначислении обществу недоимки по налогу на имущество организаций за 3 месяца 2015 года в размере 424 158 рублей послужил вывод налогового органа о том, что общество в нарушение пункта 3 статьи 385.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) необоснованно применило при исчислении налога за 2015 год налоговую ставку в размере 0 процентов по деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта.
По мнению инспекции, налоговая ставка в указанном размере подлежит применению налогоплательщиком за периоды, начиная со дня включения общества в единый реестр резидентов Особой экономической зоны (17 сентября 2009 года) по 2014 год.
Однако, по мнению налогоплательщика, в соответствии с Федеральным законом N 178-ФЗ "О внесении изменений в статью 288.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) 2013 год входит в льготный период, поскольку законодатель уточнил порядок исчисления льготных периодов, считая с 1 января года, следующего за годом включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны, придав закону обратную силу. Толкование пунктов 3 и 4 статьи 385.1 Налогового кодекса без учета воли законодателя, сформулированной в Федеральном законе N 178-ФЗ, противоречит существу законодательного регулирования, и поскольку налогоплательщик в 2009 году не применял налоговую ставку по налогу на имущество в размере 0 процентов, в связи с чем, 2015 год является шестым годом для применения льготной налоговой ставки по деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 52 Налогового кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Статьей 1 Налогового кодекса установлено, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
На территории Российской Федерации в соответствии с законодательством созданы особые экономические зоны, в которых действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также применяется особый порядок налогообложения.
Правовой режим Особой экономической зоны в Калининградской области урегулирован Федеральным законом от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ), вступившим в силу с 01 апреля 2006 года.
В соответствии со статьей 17 Закона N 16-ФЗ в Особой экономической зоне применяется особый порядок начисления и уплаты налога на прибыль и налога на имущество резидентами, установленный статьями 288.1 и 385.1 Налогового кодекса.
Как следует из материалов дела, общество на основании Закона N 16-ФЗ является резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области.
Общество 17 сентября 2009 года внесено в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области в качестве резидента, реализующего инвестиционный проект "Оказание услуг по буксировке и швартовке морских судов".
Получение обществом статуса резидента Особой экономической зоны в Калининградской области дает право на применение в отношении созданного на территории Калининградской области и (или) приобретенного при реализации инвестиционного проекта имущества пониженных налоговых ставок.
Специальные налоговые ставки по налогу на имущество для резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области установлены статьей 385.1 Налогового кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 385.1 Налогового кодекса резиденты Особой экономической зоны в Калининградской области уплачивают налог на имущество организаций в соответствии с главой 30 Налогового кодекса в отношении всего имущества, являющегося объектом налогообложения по указанному налогу, за исключением имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области.
Резиденты исчисляют сумму налога на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области, отдельно (пункт 2 статьи 385.1 Налогового кодекса).
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 385.1 Налогового кодекса для резидентов в течение первых шести календарных лет, начиная со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области, устанавливается в размере 0 процентов.
В период с седьмого по двенадцатый календарный год включительно со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области, составляет величину, установленную законом Калининградской области и уменьшенную на пятьдесят процентов.
Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год (статья 379 Налогового кодекса).
Календарный год для всех организаций обозначает период времени с 1 января по 31 декабря включительно (Федеральные законы от 03 июня 2011 года N 107-ФЗ "Об исчислении времени" (статья 2), от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (статья 15)).
Таким образом, при включении организации в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области в 2009 году, данный календарный год является первым и, следовательно, ставка в размере 0 процентов по налогу на имущество организаций за первый налоговый период применяется со дня внесения организации в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области по 31 декабря 2009 года.
Учитывая, что заявитель внесен в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области в качестве резидента 17 сентября 2009 года, позиция инспекции о невозможности применения обществом по налогу на имущество ставки в размере 0 процентов в 2015 году является правомерной.
Неприменение налогоплательщиком спорной льготы по налогу на имущество в 2009 году само по себе не может продлевать установленный законодательством период применения льготной ставки по налогу.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 288.1 Налогового кодекса для резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области при исчислении и уплате налога на прибыль установлены пониженные налоговые ставки, как и по налогу на имущество.
Статьей 1 Федерального закона N 178-ФЗ пункт 6 статьи 288.1 Налогового кодекса изложен в новой редакции, предусматривающей, что ставка налога на прибыль организаций в отношении налоговой базы по налогу на прибыль организаций от реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области устанавливается в размере 0 процентов со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области и до окончания шести налоговых периодов, считая с 1 января года, следующего за годом включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области и до окончания шести налоговых периодов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 178-ФЗ положения пункта 6 статьи 288.1 Налогового кодекса распространяются на правоотношения, касающиеся определения ставки налога на прибыль организаций для резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, возникшие с 01 апреля 2006 года.
Таким образом, Федеральным законом N 178-ФЗ внесены изменения в порядок исчисления периода применения пониженных ставок по налогу на прибыль, что не означает одновременного изменения, установленного статьей 385.1 Налогового кодекса, порядка для исчисления периода пониженных ставок по налогу на имущество.
Положения статьи 385.1 Налогового кодекса не содержат каких-либо неустранимых сомнений, противоречий и неясностей, не могут применяться произвольно, предполагать иного толкования и применения при разрешении налоговых споров.
В этой связи ссылки заявителя в обоснование своего требования на положения пунктов 6, 7 статьи 3 Налогового кодекса правомерно признаны судом первой инстанции неправомерными.
Согласно пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Вместе с тем, если на имущество, являющееся объектом налогообложения, налог исчисляется исходя из стоимости этого имущества, то налог на прибыль исчисляется в зависимости от полученного дохода и понесенных расходов.
Исходя из изложенного, положения Федерального закона N 178-ФЗ не могут распространяться на правоотношения, связанные с уплатой налога на имущество, поскольку объектом обложения налогом на имущество является иное экономическое основание, а не прибыль, как таковая.
Довод общества о правомерности применения льготы по налогу на имущество с начала первого календарного года, действующего за датой включения в единый реестр резидентов ОЭЗ (с 01 января 2010 года) со ссылкой на статью 5 Налогового кодекса (в редакции, действующей на дату вступления в силу Закона N 16-ФЗ) также правомерно отклонен судом.
Согласно пункту 1 статьи 27 Закона N 16-ФЗ данный закон вступает в силу с 01 апреля 2006 года. Официальная публикация Закона N 16-ФЗ состоялась 16 января 2006 года.
Иного порядка вступления в силу для статьи 385.1 законодателем не установлено, соответственно, в силу положений абзаца 4 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса и пункта 1 статьи 27 Закона N 16-ФЗ право на применение льготной ставки по налогу на имущество возникает с даты включения общества в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, а именно с 17 сентября 2009 года.
Указанные выводы в полном объеме согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 08 ноября 2016 года N 307-КГ16-7941 по делу N А21-7635/2014.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о правомерности и обоснованности вынесенного инспекцией в отношении общества решения.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выводы суда не опровергают, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, а основаны на их неправильном толковании.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил неправильного применения норм материального права и процессуального права, в связи с чем у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы госпошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату из средств федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.04.2017 по делу N А21-2633/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Терминал Сервис" из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в размере 1 500 руб., перечисленную по платежному поручению N 159 от 21.04.2017.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.А.ДМИТРИЕВА
Судьи
О.В.ГОРБАЧЕВА
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)